Мудрый Юрист

Валютная политика содружества независимых государств *

<*> Kopina A.A. Currency policy of the commonwealth of independent states.

Копина Анна Анатольевна, старший преподаватель кафедры налогового права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Вопросы валютной политики все чаще являются предметом обсуждения на межгосударственном уровне. Современная экономическая и финансовая система вынуждает государства договариваться об основных направлениях валютной политики. Основным направлением развития межгосударственного сотрудничества в валютной сфере в настоящее время является формирование валютных союзов и группировок, создание соответствующей нормативной базы уже существующими международными объединениями. В рамках СНГ также накоплено достаточное количество нормативных актов, призванных сбалансировать валютную политику стран-участниц, в целях создания конкурентоспособной на мировом уровне валюты. Исследованию накопленного опыта и современных тенденций в области формирования валютной политики СНГ и посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: валюта, валютная политика, СНГ, либерализация, валютные ограничения, единая валюта, валютный союз, валютная группировка.

The issues of currency policy more and more often become the subject-matter for discussion at the international level. The contemporary economic and financial system forces the states to agree on fundamental trends of currency policy. The most important trend of development of interstate cooperation in the currency field at present is the formation of currency unions and groupings; creation of the relevant normative base by the existing international associations. Within the framework of the CIS there are a lot of normative acts which shall balance the currency policy of the states-members for the purposes of creation of competitive currency at the international level. The present article concerns the study of the experience to date and contemporary tendencies in the sphere of formation of the currency policy of the CIS.

Key words: currency, currency policy, CIS, liberalization, currency restrictions, uniform currency, currency union, currency grouping.

Сложно представить современное государство без национальной валюты, некоторыми авторами она признается одним из признаков государства <1>. История денег и валютных отношений содержит много фактов, свидетельствующих о проведении государствами настоящих "валютных войн" в целях занять конкурентное место в международной финансовой системе <2>. Так, на встрече "большой двадцатки" одной из тем обсуждения стала агрессивная валютная и бюджетная политика Японии, которая привела к ослаблению иены, что вызвало недовольство многих стран и заставила в очередной раз говорить о необходимости разработки мер в целях борьбы с подобными ситуациями <3>. Новой тенденцией конца XX в. стало создание платежных и валютных союзов. В их рамках осуществляется сближение финансового законодательства государств-членов, устанавливаются единые требования в денежно-кредитной и платежно-расчетной сфере на территориях государств-участников <4>.

<1> Крылов О.М. Валюта как признак современного государства // Финансовое право. 2010. N 11. С. 15 - 17.
<2> См. подробнее: Кучеров И.И. К вопросу о предмете и источниках международного валютного права // Финансовое право. 2011. N 1. С. 9 - 14; Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. М., 2005. С. 212 - 216.
<3> Итоговое коммюнике министров финансов и управляющих центральными банками" Группы двадцати". URL: http://ru.g20russia.ru/news/20130216/781212948.html.
<4> Волова Л.И. Развитие международного финансового права в условиях интеграции государств // Финансовое право. 2011. N 10. С. 18 - 20.

А.Ю. Лисицын выделяет два типа валютных объединений в зависимости от способа ограничения денежного суверенитета. Если ограничение денежного суверенитета происходит путем делегирования части составляющих его полномочий, то соответствующее валютное объединение носителей основы денежного суверенитета можно именовать валютной группировкой. В его работе термин "валютная группировка" используется для обозначения любой группы государств, реализующих свой денежный суверенитет путем сотрудничества и, соответственно, делегирующих часть полномочий, составляющих денежный суверенитет, либо международной организации, либо одному из государств (государству, являющемуся эмитентом валюты-гегемона). Статус валютных группировок у объединений будет до тех пор, пока не произойдет наделения соответствующего объединения основой денежного суверенитета. Если носители основы денежного суверенитета откажутся от него и наделят валютное объединение основой денежного суверенитета, то соответствующее валютное объединение приобретет статус валютного союза, который станет новым носителем основы денежного суверенитета. Участники валютного союза утрачивают основу денежного суверенитета, хотя их институтам и могут быть предоставлены отдельные полномочия, вытекающие из "единого" денежного суверенитета <5>.

<5> См. подробнее: Лисицын А.Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008; СПС "КонсультантПлюс".

Российская Федерация также старается не отставать от процессов интеграции, подтверждением чему может служить утверждение о придании дополнительных импульсов интеграционным процессам и укрепление сотрудничества с нашими ближайшими партнерами, отмеченное в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22.12.2011 в качестве приоритетного направления, а также Заявление, сделанное Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации от 05.04.2011 N 01-001/1280 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года" <6>, согласно которому признается, что в настоящее время изменения денежно-кредитной политики развитых стран и рост волатильности курсов основных мировых валют создали дополнительные предпосылки для формирования новых валютных блоков и двусторонних расчетных механизмов, основанных на использовании локальных денежных единиц в международных финансовых расчетах, а также для возникновения новых международных финансовых центров, в т.ч. в Российской Федерации. При этом существует реальная возможность существенно увеличить долю российского рубля в международных расчетах, что, в свою очередь, позволяет перейти к использованию рубля в качестве региональной резервной валюты и снизить валютные риски для России и стран-партнеров.

<6> Вестник Банка России. 20.04.2011. N 21 // СПС "КонсультантПлюс".

С целью создания привлекательных условий проведения международных расчетов с использованием рубля в указанном Заявлении Правительству Российской Федерации и Банку России предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в валютное, налоговое и таможенное законодательство Российской Федерации.

Российская Федерация является участницей множества международных организаций и объединений, однако трудно переоценить значение участия России в Содружестве Независимых Государств.

Успешное развитие экономического сотрудничества стран СНГ невозможно без решения проблем международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Учитывая экономический потенциал России и степень экономической взаимозависимости, унаследованную от СССР, возможности новых государств в проведении независимой экономической политики и обеспечении изоляции от экономических процессов, происходящих в России, весьма ограничены <7>. Сотрудничество государств в денежной сфере обретает самые различные внешние формы, которые исследуются в рамках теории валютных объединений. Изучение опыта интеграции независимых государств в денежной сфере лежит в основе многочисленных и очень важных экономических исследований, направленных на адаптацию этого опыта к конкретным условиям. В случае с Россией положения теории валютных объединений призваны создавать теоретическую базу для интеграции в валютной сфере государств в рамках Содружества Независимых Государств, Единого экономического пространства Евразийского экономического сообщества, а также в рамках союза с Белоруссией. Причем большинство исследований в указанной сфере берет свое начало в теории оптимальных валютных зон, на которой во многом базируется концепция единой европейской валюты <8>.

<7> Товмасян Р.Э. Механизм финансово-правового регулирования платежной системы Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств // Финансовое право. 2010. N 4. С. 23 - 25.
<8> Лисицын А.Ю. Указ. соч.

Одним из первых актов, который был принят в рамках СНГ, является Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 "О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства" <9>, в котором были закреплены основные условия обращения рубля на территории стран, заключивших данное соглашение.

<9> СПС "КонсультантПлюс".

Статьей 5 указанного соглашения предусматривалось создание межгосударственного банка как первоочередная задача осуществления межгосударственных расчетов. Данный банк был учрежден Соглашением стран СНГ от 22.01.1993 "Об учреждении Межгосударственного банка".

В 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств <10>, которое согласно преамбуле, по мнению государств, являющихся сторонами по соглашению, является необходимым условием нормального функционирования Экономического союза, условием для свободного движения товаров и услуг, поэтапного построения оптимальной системы взаиморасчетов, обеспечения сбалансированности торгово-экономических отношений, содействия росту экономического потенциала национальных экономик на основе взаимовыгодных кооперационных и других хозяйственных связей.

<10> Россия ратифицировала Соглашение (Федеральный закон от 08.01.1997 N 4-ФЗ). Соглашение вступило в силу для России 23.01.1997 // СПС "КонсультантПлюс".

В статье 2 данного Соглашения определены принципы построения Платежного союза, к которым относятся:

В целях содействия организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближения и совершенствования валютных правил, затрагивающих многосторонние расчетно-кредитные отношения Сторон, развития форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики Стороны обязались создать Межгосударственный валютный комитет.

26 мая 1995 г. в Минске было заключено Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета, которым также был утверждено соответствующее Положение <11>. МВК в своей деятельности подотчетен Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств и Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза.

<11> Россия ратифицировала Соглашение (Федеральный закон от 29.10.1998 N 168-ФЗ). Соглашение вступило в силу для России 04.11.2000.

В 2004 г. Советом глав правительств Содружества Независимых Государств было принято решение о создании Концепции сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере. В данной Концепции были приведены основные причины необходимости валютного сотрудничества и его принципы. К причинам, определяющим необходимость создания эффективного валютного сотрудничества, в Концепции отнесены: укрепление экономической интеграции, развитие национальной экономики государств - участников СНГ и снижение степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям. Основным принципом назван принцип поэтапности, базирующийся на основных актах, заключенных странами-участницами <12>. Основными направлениями согласованной валютной политики данной Концепцией названы:

<12> К ним в Концепции отнесены Договор о создании Экономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. в Москве главами государств Содружества; План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах, утвержденный 19 сентября 2003 г. Советом глав государств СНГ в Ялте.

Концепцией также были определены механизм реализации и основные этапы согласования валютной политики. Примечательно, что в качестве последнего мероприятия третьего этапа (ориентировочно 2010 - 2017 гг.) определено достижение договоренности о валюте коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой.

В Кишиневе 19 сентября 2006 г. было принято решение Экономического совета СНГ "О ходе выполнения Программы мероприятий по реализации Концепции сотрудничества и координации деятельности государств - участников СНГ в валютной сфере". Анализ данного акта позволяет сказать, что хотя не все мероприятия, предусмотренные Концепцией, удалось реализовать в срок, некоторые мероприятия были перенесены в целях их доработки, некоторые утратили свою актуальность <13>, тем не менее была проделана колоссальная работа и реализована большая часть запланированных мероприятий. Также результатом работ на втором этапе стало в том числе принятие ряда актов: решения Экономического совета СНГ "О проекте Концепции либерализации рынка финансовых услуг государств - участников СНГ" <14> и Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ <15>.

<13> Например, п. 8 этапа I.
<14> Решение Экономического совета СНГ "О проекте Концепции либерализации рынка финансовых услуг государств - участников СНГ (принято в г. Москве 20.03.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
<15> Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011).

Направлениями либерализации рынка финансовых услуг государств - участников СНГ согласно Концепции должны стать:

Координационная, правовая и информационно-аналитическая деятельность по реализации согласованных решений, касающихся сотрудничества на пути либерализации рынка финансовых услуг государств - участников СНГ, поручена Межгосударственному валютному комитету.

Федеральным законом от 30.12.2012 N 300-ФЗ было ратифицировано Соглашение об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ <16>, оно вступило в силу 1 февраля 2013 г. <17>.

<16> Федеральный закон от 30.12.2012 N 300-ФЗ "О ратификации Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ" (далее - Соглашение).
<17> Согласно данным официального сайта Исполнительного комитета стран СНГ. URL: http://cis.minsk.by.

Согласно данному Соглашению основополагающим принципом проводимой Сторонами политики в области валютного регулирования и валютного контроля является постепенное ослабление и отмена валютных ограничений в отношении валютных операций, по которым применяются меры либерализации (ст. 4 Соглашения).

Данный принцип реализуется на основе (ст. 5 Соглашения):

Согласно данному Соглашению Стороны также:

Важно отметить, что данное соглашение не ограничивает возможности и полномочия Сторон по контролю за правомерностью осуществления валютных операций (включая требования по представлению документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, и информации, которая связана с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов), а также реализации иных мер, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства своего государства (ст. 10 Соглашения).

Ядром Соглашения выступают ст. ст. 11 и 12, которые устанавливают виды операций, к которым не должны применяться валютные ограничения. Сам термин "валютные ограничения" определен в ст. 1 Соглашения как установленные валютным законодательством ограничения на валютные операции, выраженные в их прямом запрете, лимитировании объемов, количества и сроков проведения, определении валюты платежа, установлении требований получения специальных разрешений (лицензий) на их проведение, резервирования части или всей суммы проводимой операции, а также ограничения, связанные с открытием и ведением счетов на территориях государств - участников настоящего Соглашения и на территориях третьих стран.

В ст. 11 Соглашения определено, что Стороны не применяют валютные ограничения на осуществление платежей (расчетов) и переводов денег по следующим валютным операциям между резидентами государств - участников Соглашения и операциям, связанным с открытием ими счетов на территориях государств - участников Соглашения:

Согласно ст. 12 Соглашения Стороны по истечении 90 дней с даты вступления Соглашения в силу отменяют валютные ограничения по следующим валютным операциям, осуществляемым между резидентами государств - участников Соглашения:

В ст. 13 Соглашения определено, что стороны вправе в исключительных случаях устанавливать валютные ограничения на срок не более одного года на валютные операции, которые предусмотрены в ст. ст. 11 и 12 этого Соглашения, о чем установившая их Сторона обязана не позднее 15 дней с даты их установления сообщить другим Сторонам соглашения.

Перечень исключительных случаев закрытый, и к ним относятся:

Подводя своеобразные итоги, можно сказать, что современные международные валютные отношения характеризуются высоким уровнем напряженности и конфликтности, что вынуждает государства искать сотрудничества с другими государствами в целях поддержания устойчивости своих валют и недопустимости "валютных войн", приводящих к необоснованным экономическим преимуществам одного государства над другим.

Российская Федерация также не находится в стороне от этого процесса, стараясь укрепить национальную валюту рубль, сделать его свободно конвертируемым, занять достойный позиции на мировом уровне, потеснив основные в настоящее время валюты - евро, доллар и иену, она устанавливает партнерские отношения со странами ближнего зарубежья, участвует в создании соответствующих валютных группировок.

Однако можно согласиться с М.А. Шаповаловым, который отмечает: "СНГ сегодня не может не пойти по пути Европы, где сначала был создан общий рынок на основе конкуренции национальных экономик, а лишь после - единые региональные институты, тем более что исторически и экономически страны СНГ связаны друг с другом гораздо теснее, нежели государства Европейского сообщества, поэтому применительно к ним можно говорить не об интеграции, а о "реинтеграции" <18>. Действительно, в странах СНГ рубль уже был единой валютой до создания государствами самостоятельных валют, этот опыт может тормозить развитие более тесных отношений между странами, тем не менее отрицать наличия стремлений к сотрудничеству между странами, входящими в СНГ, нельзя.

<18> Шаповалов М.А. Экономико-правовые проблемы валютной реинтеграции на постсоветском пространстве // Финансовое право. 2011. N 5. С. 14 - 17.

В действующих в настоящее время соглашениях и договорах государств - членов ЕврАзЭС уже закреплены правовые нормы, направленные на либерализацию национальных законодательств в сфере валютного регулирования и валютного контроля и, в частности, по вопросам отмены ограничений по текущим операциям и операциям, связанным с движением капитала. Эти договоры предусматривают осуществление взаимных действий государствами - членами ЕврАзЭС по либерализации валютной политики, установлению единого порядка валютного регулирования внешнеторговых операций и принятию согласованных решений по его синхронному изменению и дополнению <19>.

<19> См. подр.: Мамбеталиева А.Н. Валютное регулирование и валютный контроль в государствах - членах ЕврАзЭС // Финансовое право. 2010. N 11. С. 17 - 23.

Используя позитивный опыт ЕврАзЭС, а также нарабатывая свои нормы и методы сотрудничества и выработки единой валютной политики, Содружество Независимых Государств также создало достаточно большую базу актов, способствующих сотрудничеству и интеграции в валютной сфере.

Государства - участники СНГ идут по пути либерализации валютных ограничений, итоговой целью их деятельности должно стать создание валюты коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой.

Отношения между государствами строятся на основных принципах уважения государственного суверенитета, обмена информацией, либерализации внутренних и внешних валютных рынков и поэтапности достижения прогресса в совместном регулировании валютных отношений.

Основными направлениями валютной политики в рамках СНГ в настоящее время можно назвать достижение договоренностей о снижении количества валютных ограничений, а также разработка правил по либерализации рынка финансовых услуг.