Мудрый Юрист

К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации * м.н. Кобзарь-фролова

<*> Kobzar'-Frolova M.N. On the issue of further development of investment legislation in the Russian Federation.

Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна, профессор кафедры финансового и налогового права Финансового университета, доктор юридических наук.

Российская экономика испытывает серьезный дефицит внутренних финансовых ресурсов. Решение этой немаловажной для государства проблемы может быть достигнуто путем привлечения в экономику иностранных инвестиций. Анализируя российское инвестиционное законодательство, автор предлагает отдельные пути по его дальнейшему развитию и совершенствованию.

Ключевые слова: инвестиции, иностранный инвестор, международный, экономика, налоговая политика, прибыль, недискриминация, стимулирование, унификация.

The russian economy incurs a serious deficit of internal financial resources. The solution of this important problem may be achieved by the means of attraction of foreign investments into the economy. On analyzing the Russian investment legislation the author proposes the certain ways of further development and improvement thereof.

Key words: investments, foreign investor, international, economy, tax policy, profit, nondiscrimination, stimulation, unification.

Грандиозные планы по социально-экономическому развитию государства на ближайшие годы и перспективу должны быть обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами, однако российская экономика испытывает серьезный дефицит внутренних финансовых ресурсов. Решение этой немаловажной для государства проблемы может быть достигнуто путем привлечения в экономику иностранных инвестиций. В этой связи проводимая Правительством Российской Федерации инвестиционная политика направлена на развитие инвестиционной деятельности в России, привлечение иностранных инвесторов в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, создание наиболее благоприятного инвестиционного климата, стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения неприкосновенности частной собственности, свободы перемещения товаров и услуг, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала и др. Для целей реализации инвестиционной политики Правительство Российской Федерации: разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций; утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов; привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения; осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов; определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации; проводит иные мероприятия.

Тем не менее практика привлечения иностранных инвестиций показывает, что принимаемые Правительством Российской Федерации меры недостаточны, а современная российская экономика испытывает серьезный дефицит финансовых ресурсов для реализации стоящих перед государством задач. За пять прошедших (после кризисных) лет, несмотря на принимаемые Правительством меры, иностранные инвесторы при выборе проектов с постоянным представительством в России проявляют крайнюю осторожность и не торопятся вкладывать свои капиталы в экономику России. Тому способствует устойчиво сложившееся мнение о России как о стране с неустойчивой экономикой, часто меняющимся законодательством и крайне негативными условиями для ведения предпринимательской деятельности.

По данным Росстата, по сравнению с докризисным 2007 г. приток инвестиций в российскую экономику сократился на 14,2% <1>. Имеет место устойчивая тенденция снижения уровня прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в последующие годы. Так, в 2010 г. доля ППИ к 2009 г. снизилась еще на 5,5% <2>.

<1> Профиль. 2009. N 7.
<2> Баранов В.А., Овчинников А.А., Петюкова О.Н. и др. Защита прав инвесторов в капитальном строительстве / Под ред. В.А. Баранова, О.Н. Петюковой. М.: Деловой двор, 2012. 192 с.

По оценкам специалистов Института современного развития (ИнСоР), в течение ближайших 5 - 10 лет Россия рискует оказаться на обочине мировой экономики, даже при условии роста сырьевых запасов. В ИнСоРе был представлен доклад "Экономические интересы и задачи России в СНГ", в котором отмечается деградация экономических связей России со странами СНГ из-за конкуренции со стороны ЕС, США, Китая, Турции и Ирана. "Россия более не является безальтернативным стратегическим партнером для совместного развития стран Содружества. Экономически эту роль готовы взять на себя прежде всего Китай и Евросоюз", - отмечают эксперты института. По мнению Гонтмахера, несколько лет для реформ у России в запасе есть. Важно лишь эффективно их использовать <3>.

<3> Гонтмахер Е. Россия XXI века: образ желаемого завтра. Обзор актуальных новостей // Налоги. 2010. N 12.

Для осуществления коммерческой деятельности и капиталовложений иностранным инвесторам требуется соответствующая система гарантий, в т.ч. в сфере налогообложения. Казалось бы, еще в 1999 г. были приняты и вступили в законную силу сразу два федеральных закона: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <4> и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон "Об инвестициях...") <5>. Закон N 39-ФЗ определил правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, закрепил формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также права и обязанности инвесторов. Закон N 39-ФЗ установил гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Закон "Об инвестициях..." был направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В Законе "Об инвестициях..." была предпринята попытка законодательно закрепить правовой статус иностранного инвестора.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 9. Ст. 1096.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28. Ст. 3493.

Еще ранее (в 1995 г.) была разработана и одобрена Правительством Российской Федерации Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации <6>.

<6> Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1016 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 43. Ст. 4069.

Однако следует заметить, что указанные законы и программа являются актами гражданско-правового характера и были подготовлены до вступления в законную силу Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Указанные Законы вообще не включают ключевые понятия, закрепляющие налогово-правовой статус иностранных инвесторов (в нашем представлении это одна из причин, приводящих к возникновению налоговых конфликтов при налогообложении иностранных организаций) <7>. Между тем масштабы привлечения иностранных инвесторов в экономику России, величина притока инвестиций во многом зависят от правового режима, который установлен российским законодательством, национальной налоговой политики, стабильности законодательства, имиджа страны за рубежом и др.

<7> В своих более ранних исследованиях (2002 - 2004 гг.) автором настоящей статьи указывалось на те обстоятельства, что Закон "Об инвестициях..." имеет существенные недостатки и "по отдельным позициям представляет собой шаг назад, по сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулирования иностранных инвестиций". См.: Кобзарь-Фролова М.Н. Налогово-правовой статус иностранных юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

В современных условиях среди основных препятствий привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций следует назвать:

Отдельно следует отметить ряд существенных недостатков, которые присущи действующей в настоящее время нормативной базе в данной области. Во-первых, это несоответствие ряда положений правовых актов провозглашенному либеральному курсу на привлечение иностранных инвестиций в страну. Имеющиеся противоречия налоговых норм общероссийских инвестиционных законов и норм, касающихся непосредственно налогообложения иностранных инвестиций, недостаточная проработанность и частая смена различного рода правовых норм в области инвестирования иностранного капитала, несоответствие ряда положений российских актов действующим за рубежом положениям в области регулирования иностранных инвестиций, в частности применения административно-правовых методов регулирования, не позволяют привести в некое соответствие действия участников рыночных отношений в условиях конкуренции, в т.ч. обеспечение свободного доступа на национальный рынок иностранных товаров и капиталов, свободное перемещение ресурсов из одного государства в другое. Сюда же можно отнести либерализацию режима иностранных инвестиций, запрещение различных проявлений монополизма с целью защиты условий конкуренции на национальном рынке, введение разумных ограничений в отношении иностранных инвесторов в виде установления контроля за действиями иностранных лиц - инвесторов, наложение определенных запретов и ограничений на инвестиции, обеспечение "легальности" ограничений за счет соответствующих нормативных актов и т.д.

Во-вторых, неоднозначность толкования и неопределенность ряда налоговых процедур, противоречия между положениями налогового и бухгалтерского учета, устанавливаемыми Минфином России и инструктивными указаниями Федеральной налоговой службы России и т.п.

По мнению Н.Ф. Даниловой, Е.Ю. Сидоровой, проблематика правового регулирования иностранных инвестиций далеко выходит за пределы международного частного права, даже при самом широком понимании частноправовых отношений с иностранным элементом, характерным для российской доктрины. Традиционно в отечественных курсах и учебниках рассматриваются вопросы определения самого понятия и форм иностранных капиталовложений как объекта правоотношений, в т.ч. и гражданско-правового характера, защиты вещных прав в этой области, определения правового статуса субъектов - предприятий с иностранными инвестициями как субъектов отношений, договорных отношений, гарантий прав инвесторов, порядка рассмотрения инвестиционных споров <8>.

<8> Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2005.

В российском законодательстве сохранились лишь отголоски принципа национального режима в отношении иностранных инвесторов, которые, как правило, связаны с определенными ограничениями по видам и характеру деятельности: банковской, страхования, рыболовство, добыча полезных ископаемых, разработка недр и т.п., либо они обусловлены режимом соответствующей территории (пограничные участки, континентальный шельф, исключительная экономическая зона и т.д.).

Рассматривая правовые аспекты налогообложения иностранных инвесторов, следует отметить, что в настоящее время среди них наиболее многочисленную категорию субъектов налогообложения составляют иностранные юридические лица, компании, фирмы, любые иные организации, созданные согласно законодательству иных стран, занимающиеся предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации через постоянные представительства <9>. Между тем законодатель до сих пор не внес ясность в вопросы определения постоянного представительства по налоговому законодательству, о регулярности деятельности организации (что в соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ определяет ее как постоянное представительство). А также возникает вопрос о том, что понимать под регулярностью деятельности. Так, до сих пор остается непонятным, возможно ли признать регулярной деятельность иностранной организации, которая осуществляет ее на территории Российской Федерации 2 - 3 раза в год. Российское законодательство ответа на данный вопрос не дает. До сих пор остается неурегулированным вопрос о той части прибыли, которая получена через постоянное представительство. Может ли прибыль быть объектом налогообложения в стране, если нет ни экономической, ни юридической связи данной иностранной компании с государством, а организация имеет постоянное место пребывания в другом государстве и прибыль получена вне территории государства. В этой связи проблемным остается вопрос об учете в целях налогообложения прибыли, полученной иностранной организацией при закупке продукции. Наряду с этим действующее российское законодательство не дает ответа на вопрос об обложении налогом прибыли в случае, если право собственности на товар передается иностранной компанией ее контрагенту на территории России. Следует отметить, что в соответствии со ст. 309 главы 25 НК РФ объектом налогообложения выступает также прибыль, полученная из источника на территории Российской Федерации, не связанная с деятельностью через постоянное представительство, в частности доходы, полученные в виде дивидендов, процентов, доходы от авторских прав, аренды, изобретений, модели и др.

<9> Термин "постоянное представительство" следует трактовать в соответствии со ст. 306 главы 25 НК. Международные соглашения трактуют постоянное представительство как контору, отделение, фабрику, любое место добычи природных ресурсов, строительно-монтажный объект после истечения срока, установленного в договоре.

В Налоговом кодексе Российской Федерации до сих пор отсутствует определение категории "источник дохода". Но, видимо, можно считать, что законодатель подразумевает под источником дохода то место, где он получен. При этом существует "официальная" версия - аутентичное толкование понятия "источник", данное налоговой службой в ведомственных актах. Так, "источник" - это лицо, выплачивающее доход иностранной компании и выступающее ее агентом по расчетам с федеральным бюджетом. С точки зрения квалификации гражданско-правовых отношений можно констатировать, что здесь речь идет о деятельности по оказанию агентом услуг и осуществлению работ на территории России. И с такой позицией налоговых органов трудно согласиться.

В практической деятельности иностранные организации сталкиваются со сложностями в проведении расчетов для исчисления налогов. На этот случай ранее существовал условный метод расчета налогооблагаемой прибыли, когда за показатель нормы рентабельности брали один из нормативов. Исключение в настоящее время положениями Налогового кодекса косвенного метода при расчете налогооблагаемой прибыли влечет существенные затруднения для целого ряда организаций - иностранных инвесторов.

Проблемным остается нормативное закрепление законодательством Российской Федерации принципа недискриминации. Российское налоговое законодательство, несмотря на продекларированный в нем принцип о недопустимости дискриминации при налогообложении (ст. 3 НК РФ), тем не менее содержит нормы о правоотношениях с иностранными инвесторами - налогоплательщиками, явно противоречащие этому принципу. Однако до настоящего времени в российском налоговом законодательстве не определен порядок применения норм международных договоров о недискриминации. Что касается правоприменительной практики налоговых органов РФ, то данный принцип в ней вообще не используется. Отсутствует и порядок действия национального законодательства в тех случаях, когда его применение для иностранных юридических лиц, являющихся налоговыми резидентами или национальными лицами государств, с которыми Россия заключила международный договор, содержащий статью "Недискриминация", приводит к нарушению обязательств по недискриминации. При том что, ратифицируя международный договор об избежании двойного налогообложения, Российская Федерация принимает на себя не только обязательства, относящиеся к налогам, прямо названным в договоре, но и более широкий круг обязанностей, касающихся в целом налогообложения лиц того государства, с которым заключен договор. Это положение вытекает из соответствующей статьи международного соглашения, которая, как правило, называется "Недискриминация". Следует отметить, что в Европейском союзе принцип недискриминации установлен Договором о создании Европейского союза. Соответствующие нормы международных договоров об избежании двойного налогообложения, европейских соглашений, директив Европейского Совета активно используются иностранными налогоплательщиками как в национальных судах, так и в Европейском суде. Результат судебных рассмотрений - принятие решения об отмене положений национального законодательства, нарушающих принцип недискриминации, либо об ином применении национального закона в отношении граждан и юридических лиц государства, с которым подписан международный договор.

Для преодоления вышеуказанных препятствий необходимы системные преобразования, направленные на совершенствование инвестиционного законодательства, приведение его в соответствие с нормами налогового законодательства, повышение уровня налогового администрирования, унификация налоговых норм. Вопросам урегулирования налоговых конфликтов с участием иностранных инвесторов будут способствовать следующие мероприятия: налоговая политика государства в рассматриваемой области должна быть сосредоточена на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров в предпринимательской деятельности иностранных организаций; выработку комплекса гарантий, ориентированных на специфику деятельности иностранных инвесторов-организаций; адаптацию национального законодательства к условиям участия в международных проектах; развитие практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях, недискриминации, взаимной защите инвестиций, избежании двойного налогообложения и др.

В целях совершенствования инвестиционного законодательства предлагается:

  1. Разработать проект Федерального закона "О механизме налогового стимулирования инвестиционной деятельности организаций в Российской Федерации", в котором предусмотреть возможность существенного снижения налоговых ставок по налогу на прибыль и НДС на особо важное технологическое оборудование и запчасти к нему, производимые иностранными предприятиями на территории Российской Федерации.
  2. Разработать пакет предложений о государственных гарантиях инвестиционной деятельности (гарантии стабильного налогообложения, гарантии поощрения и льгот для инвесторов, направляющих свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др.; гарантии о поощрении отдельных, важных для экономики России видов деятельности, включая импорт новых технологий и др.).
  3. Для активного привлечения иностранных инвестиций весьма актуальной остается проблема страховой защиты имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации. Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций: перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб; размеры страхового взноса; порядок заключения страховых договоров; круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при наступлении страхового случая. Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности страховых учреждений. В связи с чем имеется необходимость разработать положение, регламент и учредить страховую компанию с участием Российской Федерации по страхованию иностранных инвестиций, кредитных, некоммерческих и иных государственно значимых рисков (например, рисков новых технологий).
  4. Разработать механизм льготного налогообложения прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в т.ч. предоставления льгот по прибыли для предприятий и организаций в части, которая идет на финансирование капитального строительства, а также механизм льготного налогообложения поставок в Россию товаров инвестиционного назначения и внести соответствующие дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
  5. Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществляют рекламно-информационную кампанию в местных печатных изданиях. В связи с этим предлагается разработать проект Федерального закона "Об основных направлениях правового регулирования иностранных инвестиций в субъектах Российской Федерации". Привести его положения в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
  6. Привлечение капиталов из государств - участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Учитывая реальный процесс реинтеграции со странами - участниками Содружества Независимых Государств и наличие экономических и инвестиционных интересов России и этих стран, определяющее значение имеет взаимная адаптация и унификация нормативно-законодательных актов и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.
  7. Упростить и унифицировать систему бухгалтерского и налогового учета, выработать механизм их объединения, сократить количество форм налоговой и финансовой отчетности.
  8. Сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах - конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов. Стимулирование иностранных инвестиций должно осуществляться на фоне стабильности законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании инвестиций.
  9. Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают постоянной зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения). Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
  10. Привести в соответствие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, нормы инвестиционного законодательства, в т.ч. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", нормы утвержденного Правительством Российской Федерации Типового соглашения между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Учесть указанные изменения при заключении международных Соглашений между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого необходимо осуществлять по мере преодоления инфляционных процессов и стабилизации экономики. На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

При этом особо хотелось бы подчеркнуть, что, добиваясь совершенствования законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности, следует придерживаться следующих основных положений.

  1. Активизация инвестиционного процесса должна стать главным фактором стабильного развития экономики.
  2. Развитие норм инвестиционного законодательства должно происходить при строгом соблюдении основ конституционного строя, бюджетных интересов Российской Федерации, создания эффективной рыночной инфраструктуры.
  3. Регулирование инвестиционной деятельности в России и инвестиционных правоотношений должно соответствовать принципам: законности, единообразия (нормативно-правового регулирования), стабильности, системности, унификации с международно-правовыми нормами и др. Наряду с применением принципа национального режима необходимо также широкое применение принятых в международной практике принципов: недискриминации; стимулирования деятельности; создания "режима наибольшего благоприятствования" (РНБ) инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др.; поощрения отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая импорт новых технологий; поддержки мелких и средних иностранных компаний и др. <10>.
<10> См. подробнее: Кобзарь-Фролова М.Н. Налогово-правовые отношения и налоговые деликты с участием иностранных юридических лиц: Монография. М.: ВГНА, 2008. С. 140 - 160.
  1. Институты инвестиционного законодательства должны отвечать требованиям экономического развития государства, уровню международной правовой культуры, быть понятными, доступными, лаконичными, исключать возможность их двоякого толкования.
  2. Нормы российского инвестиционного законодательства должны отражать реально сложившиеся в обществе отношения и быть сопоставимыми с нормами налогового, валютного, таможенного, гражданского законодательства Российской Федерации, а также международно-правовыми нормами.
  3. Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий, предусмотренных в заключенных или намечаемых к подписанию международных договорах в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в Россию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашение о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с ними документы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения с Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежании двойного налогообложения и др.).

Литература

  1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28. Ст. 3493.
  2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (ред. от 12.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 9. Ст. 1096.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1016 "О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 43. Ст. 4069.
  4. Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2005.
  5. Кобзарь-Фролова М.Н. Налогово-правовой статус иностранных юридических лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
  6. Кобзарь-Фролова М.Н. Налогово-правовые отношения и налоговые деликты с участием иностранных юридических лиц: Монография. М.: ВГНА, 2008.