Мудрый Юрист

Налоговый контроль за ценообразованием при совершении сделок между взаимозависимыми лицами *

<*> Il'in A.Yu. Tax control of price formation in commission of transactions between interdependent persons.

Ильин Александр Юрьевич, доцент кафедры налогового права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье проводится анализ нововведений, внесенных в законодательство о налогах и сборах с 1 января 2012 г., в связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Федеральный закон N 227-ФЗ ввел понятие "контролируемые сделки"; определил перечень сделок, по которым может быть осуществлен налоговый контроль; детализировал полномочия налоговых органов по контролю над ценами.

Рассматриваются полномочия специализированной Межрегиональной инспекции ФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения (Межрегиональная инспекция по ценам). Инспекция создана в целях осуществления функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в части вопросов ценообразования и информационному обеспечению деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в данной сфере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговый контроль, контролируемые сделки, трансфертное ценообразование, налогоплательщик, налоговая инспекция, взаимозависимые лица.

The article analyses the innovations introduced into the legislation on taxes and charges from January 1, 2012 in connection with adoption of Federal Law of 18.07.2011 N 227-FZ "On Introduction of Changes into Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with Improvement of Principles of Determination of Prices for the Purposes of Taxation". Federal Law N 227-FZ introduced the concept of "controlled transactions"; determined the list of transactions where the tax control may be executed; spelled out the powers of tax agencies of prices' control.

The author considers the powers of the specialized Interregional Inspectorate of the Federal Tax Service of the RF on price formation for the purposes of taxation (Interregional Inspectorate on Prices). The inspectorate was created for the purposes of effectuation of the function of automated control and supervision over compliance with the legislation on taxes and charges with regard to the issues of price formation and informational support of the activities of the Federal Tax Service of Russia, agencies of state power and local self-government, tax-payers in this field in accordance with the current legislation of the Russian Federation.

Key words: tax control, controlled transactions, transfer pricing, taxpayer, tax inspectorate, interdependent persons.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. поставлена задача совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения.

В настоящее время совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения является одним из важнейших направлений развития законодательства о налогах и сборах, т.к. в условиях глобализации экономики, концентрации капитала и появления крупных транснациональных корпораций трансфертное ценообразование представляет собой явление, существование которого объективно вызвано такими процессами.

В рамках реализации Основных направлений налоговой политики Государственной Думой принят Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", который вступил в действие с 1 января 2012 г. Новый Закон дополнил Налоговый кодекс разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".

Закон предусматривает прекращение действия с 01.01.2012 ст. 40 НК РФ и связанной с ней ст. 20 НК РФ. Хотя формально они и не исключены из Кодекса, реально действовать они уже не будут.

Законом N 227-ФЗ вводятся следующие новеллы:

Внесенные Законом N 227-ФЗ изменения, касающиеся контроля за сделками между взаимозависимыми лицами, соответствуют общему содержанию международного законодательства и отражают основные принципы регулирования трансфертного ценообразования.

С введением в действие вышеназванного Закона появилось новое направление налогового контроля - контроль за ценообразованием при совершении сделок между взаимозависимыми лицами или с учетом международного законодательства, налоговый контроль за трансфертным ценообразованием.

Трансфертные цены в широком смысле - это любые цены, в отношении которых есть основания полагать, что их величина определена сторонами сделки не рыночным путем, не для достижения коммерческой цели, а исключительно для снижения налоговой нагрузки.

В узком смысле трансфертные цены - это цены, применяемые компаниями при сделках между ее подразделениями, филиалами, подконтрольными фирмами, т.е. внутри групп компаний, между взаимозависимыми лицами.

Поэтому если лица зависимы, то цена в сделке будет определяться не соображениями получения прибыли для каждой из сторон, а соображениями общей выгоды для группы. В связи с этим цена сделки может быть занижена или завышена по сравнению с рыночной ценой, причем цели такого занижения или завышения могут быть различны, в зависимости от заинтересованности компании: применение льготного налогообложения, вывоз капитала. Результат - недополучение одной из стран налогов, по сравнению с рыночной ситуацией.

В целях осуществления контроля за ценообразованием при совершении сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертным ценообразованием) в структуре ФНС РФ создана специализированная налоговая инспекция - Межрегиональная инспекция ФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения (Межрегиональная инспекция по ценам).

Инспекция ФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения образована и действует на основании Положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 05.04.2012 N 43н.

С учетом действующего налогового законодательства система налоговых органов состоит из двух уровней - федерального и территориального. Из этого также следует, что действующим налоговым законодательством предусматривается возможность создания налоговых органов только в двух формах: одного органа федерального уровня и множества территориальных органов.

Территориальные налоговые органы входят в единую систему налоговых органов и приобретают функции органа государственного управления.

К территориальным налоговым органам относятся <1>:

<1> Приказ Минфина России от 09.08.2005 N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (в редакции от 05.04.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 19 сентября. N 38.
  1. управления ФНС РФ по субъектам Федерации (82 Управления);
  2. межрегиональные инспекции ФНС России.

В структуру межрегиональных инспекций в зависимости от направления деятельности входят:

а) Межрегиональная инспекция ФНС России по центральной обработке данных;

б) Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (9 инспекций);

в) Межрегиональные инспекции по федеральным округам;

г) Межрегиональная инспекция ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения <2>;

<2> Приказом Минфина России от 05.04.2012 N 43н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (зарегистрирован в Минюсте России 18.04.2012 N 23872) образована Межрегиональная инспекция ФНС РФ по ценообразованию для целей налогообложения и определяется ее правовой статус. См.: Российская газета. 2012. 4 мая. N 99.
  1. инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

Территориальные налоговые органы находятся в вертикальных административно-правовых отношениях с центральным аппаратом ФНС России, который является субъектом управления, а территориальные органы - объектом. При этом особенностью административного статуса Управлений ФНС РФ по субъектам Федерации является то, что они одновременно являются объектом управления в отношениях с ФНС России и субъектом управления в отношениях с нижестоящими инспекциями.

В настоящее время функции и правовой статус территориальных налоговых органов закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации <3>, Законе Российской Федерации "О налоговых органах" <4>, Положении о Федеральной налоговой службе <5>, Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" <6>.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 14. Ст. 1545.
<4> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
<6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38.

А правила организации и деятельности территориальных налоговых органов определяются главой VII Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом ФНС Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N САЭ-3-18/62@ <7>.

<7> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 22.

Межрегиональная инспекция по ценам является территориальным налоговым органом специальной компетенции, находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна.

Межрегиональная инспекция осуществляет функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в части вопросов ценообразования и информационного обеспечения деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в данной сфере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Одной из основных задач Межрегиональной инспекции по ценам является недопущение потерь бюджетной системы Российской Федерации от использования трансфертных цен.

Инспекция обеспечивает прием, обработку, хранение и анализ информации о контролируемых сделках, проводит мониторинг данных, необходимых для анализа и контроля цен. Анализирует и выявляет механизмы возможного занижения налоговой базы в сделках между взаимозависимыми лицами, осуществляет автоматизированный отбор налогоплательщиков для проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и др.

Межрегиональная инспекция по ценам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  1. обеспечивает в установленном порядке прием, обработку, хранение и анализ информации о контролируемых сделках в соответствии с разделом V.1 Налогового кодекса Российской Федерации <8>, налоговой, бухгалтерской отчетности и другой информации, поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, других источников информации на бумажных и электронных носителях;
<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824; 2011. N 30. Ст. 4575; N 47. Ст. 6611.
  1. осуществляет в установленном порядке автоматизированную обработку и ввод получаемой информации в базы данных;
  2. доводит в установленном порядке обработанную информацию до ФНС России и ее территориальных органов в части, их касающейся, в соответствии с действующим регламентом;
  3. осуществляет мониторинг и использование источников информации в соответствии с разделом V.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которые необходимы для анализа и контроля цен для целей налогообложения;
  4. обеспечивает в установленном порядке сбор, обработку, обобщение, анализ и хранение информации о компаниях - участниках контролируемых сделок, в т.ч. являющихся резидентами иностранных государств (в т.ч. имеющих обособленные подразделения, филиалы, представительства на территории Российской Федерации), поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, других источников информации;
  5. осуществляет анализ и оценку рыночных процессов и ценообразования на внешних и внутрироссийском рынках;
  6. осуществляет анализ и выявление механизмов возможного занижения налоговой базы в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  7. принимает участие в подготовке материалов для проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, проводимой ФНС России;
  8. осуществляет анализ и оценку механизмов и последствий для целей налогообложения установления в сделках между взаимозависимыми лицами коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
  9. предоставляет в установленном порядке информацию по вопросам ценообразования органам государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщикам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечивает обмен информацией в электронном виде с органами государственной власти в соответствии с межведомственными соглашениями по вопросам ценообразования;
  10. осуществляет на основании имеющихся информационных ресурсов автоматизированный отбор налогоплательщиков для проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, проводимой ФНС России;
  11. по запросам ФНС России на основании информационных ресурсов ФНС России и информации из других источников в соответствии с разделом V.1 Налогового кодекса Российской Федерации подготавливает экономические справки о компаниях - участниках контролируемых сделок, в т.ч. являющихся резидентами иностранных государств, содержащие дополнительные сведения о таких компаниях, в т.ч. об их учредителях и участниках, о наличии взаимозависимости и фактах совершения сделок с российскими контрагентами;
  12. подготавливает аналитические таблицы для анализа и оценки влияния ценообразования на налоговый потенциал Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  13. осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Межрегиональной инспекции и реализацию возложенных на нее функций;
  14. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну;
  15. организует профессиональную подготовку работников Межрегиональной инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  16. обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы в Межрегиональной инспекции;
  17. размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Межрегиональной инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующем отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в т.ч. аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  18. заключает от имени Российской Федерации государственные контракты и иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Межрегиональной инспекции в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, в т.ч. положениями, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
  19. ведет реестры закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов;
  20. обеспечивает мобилизационную подготовку Межрегиональной инспекции;
  21. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Межрегиональной инспекции.

Новое законодательное регулирование налогового контроля за ценообразованием при совершении сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертным ценообразованием) должно быть направлено на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях предупреждения уклонения от налогообложения.

При этом не должно создаваться препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации. Такой контроль предполагается осуществлять преимущественно в отношении налогоплательщиков, признаваемых крупнейшими, а также крупных операций.

Целью налогового контроля над ценообразованием, применяемым сторонами сделок, является предоставление возможности налоговым органам изменять исчисленные налогоплательщиками налогооблагаемые базы для доначисления налога на прибыль, НДС, а также иных налогов. Если налоговый орган выявит отклонение установленных сторонами сделки цен от рыночных, то ему предоставляется право в рамках регламентированных процедур определить иные цены и доначислить налог.

Литература

  1. Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4575.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
  3. Кафтанников А.А. Трансфертное ценообразование: Комментарий изменений Налогового кодекса Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Ковалева О.В. Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" // Строительство: акты и комментарии для бухгалтера. 2011. N 9.
  5. Пепеляев С.Г. О статусе и полномочиях межрегиональных налоговых инспекций // Налоговед. 2004. N 5.