Мудрый Юрист

Противодействие преступлениям и правонарушениям в налоговой сфере

Воробьев Сергей Дмитриевич, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

В статье говорится о состоянии работы и эффективности принимаемых мер по противодействию преступлениям и правонарушениям в налоговой сфере.

Ключевые слова: налоги, противодействие преступлениям, прокуратура, взаимодействие.

Combating crimes and offences in the tax sphere

S.D. Vorobyev

The article describes the state of work and efficiency of measures taken to combat crimes and offences in the tax sphere.

Key words: taxes, combating, crimes, the Public Prosecutor's Office, cooperation.

Обеспечение устойчивого сбора налогов - одно из важнейших условий эффективности экономической системы государства. Вместе с тем анализ состояния законности и правоприменительной практики, складывающейся в Южном федеральном округе, свидетельствует о том, что уровень различного рода нарушений законодательства о налогах и сборах, негативно влияющих на финансово-экономическую ситуацию в регионах округа, остается значительным. Только прокурорами в 2011 - 2012 гг. в целом по округу выявлено более 7,5 тыс. нарушений законов, правоохранительными органами пресечено свыше 1,3 тыс. налоговых преступлений.

В этих условиях органы власти и контроля, правоохранительные органы в округе реализуют определенные организационно-практические мероприятия, направленные на обеспечение надлежащего исполнения законодательства о налогах и сборах.

В целях эффективного межведомственного взаимодействия в прокуратурах субъектов Федерации округа созданы рабочие группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, в состав которых входят в том числе представители налоговых органов. Вопросы состояния законности на этом направлении обсуждены на заседаниях коллегий прокуратур субъектов Федерации округа, координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов в регионах.

Эта работа дала определенные положительные результаты.

С 2010 г. в округе наметилась тенденция роста уровня собираемости налогов и сборов: с 271 млрд. руб. этот показатель увеличился до 329 млрд. руб. (на 1 января 2012 г. - +21,3%), обеспечив превышение прогнозов поступления налоговых доходов во всех регионах.

Активно пресекались используемые мошенниками преступные схемы.

По материалам прокурорских проверок в Краснодарском крае возбуждено 7 уголовных дел по фактам хищений средств федерального бюджета посредством незаконного возмещения налога на добавленную стоимость на общую сумму более 500 млн. руб. На основании постановления, направленного мною в органы следствия, возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов руководителей ЗАО "Мясокомбинат "Бабаевский", которые, завысив суммы налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, причинили ущерб государству в общей сумме более 250 млн. руб.

Во исполнение распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ прокурорами субъектов Федерации округа на постоянной основе осуществляется надзор за законностью в сфере местного нормотворчества. Как результат, с 2010 г. опротестовано порядка 2,5 тыс. незаконных правовых актов о налогах и сборах.

К примеру, в Астраханской области по протестам прокуроров районов в соответствие с федеральным законодательством приведены 87 решений советов муниципальных образований, которыми некоторые объекты имущества были неправомерно отнесены к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц. Прокуратурой области разработаны методические рекомендации по проверке законности муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих местные налоги, и их проектов, которые направлены нижестоящим прокурорам, а также предложены для использования органам местного самоуправления при осуществлении ими нормотворческой деятельности.

Особое внимание прокуроры уделяют вопросам обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах налоговыми органами. В целях устранения нарушений законодательства в их деятельности руководителям инспекций и управлений вносятся представления, по итогам рассмотрения которых нерадивых сотрудников привлекают к дисциплинарной ответственности.

Прокурорские проверки, в частности, показали, что налоговыми органами не обеспечен надлежащий учет объектов налогообложения, должным образом не организован обмен информацией о зарегистрированных правах на них с организациями и учреждениями, исполняющими эти действия.

Так, прокурор г. Геленджика Краснодарского края установил, что городская налоговая инспекция в отношении более 30 транспортных средств с мощностью двигателя от 280 до 555 лошадиных сил транспортный налог не начисляла, в информационных ресурсах налогового органа сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения по г. Геленджику, не было. В результате прокурорского вмешательства произведено доначисление налога на сумму более 500 тыс. руб., виновные должностные лица инспекции понесли дисциплинарную ответственность.

Выявлены нарушения, связанные с несвоевременным принятием мер, обеспечивающих поступление налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. В Курганинском районе Краснодарского края прокуратурой вскрыто более 40 случаев, когда поручения налогового органа о списании денежных средств со счетов налогоплательщиков для исполнения в банковские учреждения и службу судебных приставов не направлялись.

Наряду с этим в Республике Калмыкия, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях мерами прокурорского реагирования пресечены нарушения прав налогоплательщиков налоговыми органами, которыми требования об уплате недоимки необоснованно предъявлялись к лицам, уже уплатившим налоги и сборы, либо умершим, неправомерно налагался арест на имущество и приостанавливались операции по счетам.

Зафиксированы случаи, когда, располагая сведениями о совершении налогоплательщиками, должностными и иными лицами налоговых и административных правонарушений, сотрудники территориальных органов Федеральной налоговой службы не ставили вопрос о привлечении виновных к налоговой и административной ответственности.

Органами прокуратуры Краснодарского края, например, выявлено более 400 фактов неправомерного освобождения от ответственности за несвоевременное представление либо непредставление деклараций, бухгалтерской отчетности, сведений о закрытии и открытии банковских счетов.

Управлением Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе на системной основе осуществляется надзор за исполнением федерального законодательства Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу. По фактам ненадлежащего осуществления контроля за деятельностью территориальных налоговых органов мною в минувшем году внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены, виновные понесли ответственность. Более того, по нашей инициативе возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника отдела по контролю налоговых органов Межрегиональной инспекции, который представил подложный диплом о высшем образовании.

Серьезные нарекания есть к работе подразделений Федеральной службы судебных приставов в округе по обеспечению исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налогов и сборов. Из 119,6 тыс. таких постановлений, направленных в 2011 г., на сумму 17,8 млрд. руб. исполнены лишь 23% (в 2010 г. - из 119,2 тыс. 24%). Аналогичным образом складывается ситуация с исполнением судебных актов этой категории.

Повсеместно прокуроры отменяли решения об окончании исполнительных производств, неправомерно вынесенные без исследования имущественного положения должников и отыскания принадлежащего им имущества, установлены факты сокрытия исполнительных документов. Так, в ходе прокурорской проверки в Новочеркасском городском отделе судебных приставов Ростовской области у одного из его сотрудников обнаружено 263 исполнительных документа о взыскании задолженности по налогам и сборам, в том числе двухлетней давности. Решения о возбуждении исполнительных производств либо об отказе в этом по ним не принимались.

В Краснодарском крае начальник Кропоткинского отдела службы судебных приставов в связи с аналогичным бездействием стал фигурантом уголовного дела по ч. 1 ст. 285 УК РФ о злоупотреблении должностными полномочиями, которое также возбуждено по инициативе прокуратуры.

Не соответствует требованиям закона и работа правоохранительных органов в округе по пресечению преступлений в налоговой сфере.

В целом по округу на протяжении трех лет количество выявленных налоговых преступлений сокращается. Если в 2009 г. было зарегистрировано 2442 преступления, то в 2010 г. - на 42% меньше (1441). Аналогичная отрицательная динамика сохранилась в 2011 г. (831, - 41,1%) и в 2012 г. (608, - 27,4%).

Это общероссийская тенденция, и, несомненно, ключевое значение здесь сыграла декриминализация налоговых преступлений.

Однако нельзя сказать, что причины снижения количества налоговых преступлений связаны только с изменениями уголовного законодательства. Проведенный анализ показал крайне низкую эффективность работы оперативных подразделений на этом направлении. Почти по 1,5 тыс. дел оперативного учета, находившихся в производстве правоохранительных органов округа в 2011 - 2012 гг., возбуждена треть уголовных дел. Основная масса дел оперативного учета прекращена в связи с неподтверждением информации.

Прокуроры выявили нарушения порядка изъятия документов, предметов и материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, факты необоснованного учета налоговых преступлений и другие нарушения.

Проблемным остается вопрос соблюдения сроков расследования уголовных дел этой категории. Практически все дела расследуются с превышением сроков, установленных уголовно-процессуальным законодательством.

Не всегда принимаются меры по возмещению ущерба, причиненного государству налоговыми преступлениями. В 2011 - 2012 гг. он составил 3,8 млрд. руб., в то время как правоохранительными органами округа наложен арест, изъято имущество, а также добровольно погашена задолженность налогоплательщиками лишь на сумму 2,4 млрд. руб.

В ходе расследования не всегда устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, не используются полномочия по внесению в порядке ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса РФ представлений о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона.

Имеющиеся в этой сфере проблемные вопросы и пути их решения были обсуждены на состоявшемся 28 ноября 2012 г. межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Южного федерального округа. По итогам совещания принят комплекс мер по повышению эффективности их работы на этом направлении, результаты реализации которого находятся на контроле в управлении Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе.