Мудрый Юрист

Лишение потребителей источников жизнеобеспечения

Хромов Евгений Владиленович, помощник прокурора Ленинского района г. Иванова, кандидат технических наук, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин ФКОУ ВПО "Владимирский юридический институт ФСИН России".

Нарушение подачи источников жизнеобеспечения потребителям может негативно сказаться на охраняемых законом интересах общества и личности. В современных условиях на фоне затянувшейся модернизации энергетики и ЖКХ весьма актуальна проблема уголовной ответственности за незаконное отключение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения.

Ключевые слова: объект жизнеобеспечения, источник жизнеобеспечения, энергоресурсы, уголовная ответственность.

Deprivation of customers of life sustaining sources

Y.V. Khromov

Violation of filing livelihoods consumers may have a negative impact on legally protected interests of society and the individual. In the current conditions on the background of a prolonged energy and utility upgrade is highly relevant issue of criminal responsibility for unlawful disconnection or restriction of supply of electrical energy, or disconnection from other sources of livelihood.

Key words: object of life support, the source of life support, energy, criminal liability.

Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 77-ФЗ Уголовный кодекс РФ был дополнен статьей 215.1. Позднее с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в диспозицию названной нормы были внесены существенные изменения.

Уголовная ответственность по ст. 215.1 УК наступает за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения. При этом законодатель при принятии уголовно-правовой нормы и впоследствии не дал легального толкования понятию "источник жизнеобеспечения". В нормативных правовых актах оно тоже не раскрывается.

В ст. 215.2 УК предусмотрена уголовная ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения. В ее диспозиции законодатель частично дает легальное толкование понятия "объект жизнеобеспечения". Очевидно, что понятия "источник" и "объект жизнеобеспечения" должны быть близки по своему содержанию. Общественные отношения в области охраны объектов жизнеобеспечения регламентированы на законодательном уровне <1>.

<1> См.: Фалилеев А.В. Правоприменительная практика по уголовным делам о незаконном прекращении или ограничении подачи электроэнергии (ст. 215.1 УК РФ) // Вестник ЧитГУ. 2008. N 2 (47). С. 80 - 84; Погосова З.М. Уголовно-правовая охрана потребительского рынка электрической энергии. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" на участковых уполномоченных возложена обязанность по постоянному мониторингу объектов, расположенных на административных участках, с разделением их на особо важные, важные и объекты жизнеобеспечения. Аналогичные требования к разделению объектов инфраструктуры указаны в п. 1 Требований, утвержденных Приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения". В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" указывается на особую значимость объектов жизнеобеспечения. Понятие объекта жизнеобеспечения в некоторых случаях отождествляется с объектами коммунальной инфраструктуры, относящимися к системам жизнеобеспечения, под которыми, в частности, понимаются объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов (п. 6 ст. 129 Федерального закона 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Кроме того, в ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" законодатель оперирует также понятием "система жизнеобеспечения", под которой понимается совокупность источников тепловой энергии и тепловых сетей. В п. 5.3 ГОСТ Р 52492-2005. "Услуги бытовые. Социальные нормы и нормативы к услугам. Общие требования", утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 529-ст, под источником жизнеобеспечения понимаются материальные источники существования людей. Таким образом, оперируя понятиями "объект жизнеобеспечения", "источник жизнеобеспечения", законодатель непоследователен, а иногда и противоречив. При этом источники жизнеобеспечения, указанные в ст. 215.1 УК, являются производными не всех объектов жизнеобеспечения, указанных в ст. 215.2 УК.

Представляется, что под источниками жизнеобеспечения, указанными в диспозиции ст. 215.1 УК, необходимо понимать электрическую, тепловую энергию, газ и воду, используемые потребителями для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако с принятием Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) в целях унификации правовых норм целесообразно внести изменение в диспозицию ч. 1 ст. 215.1 УК и заменить понятие "источники жизнеобеспечения" на "коммунальные ресурсы". Коммунальными ресурсами согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 являются холодная вода, горячая вода, водоотведение, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

При характеристике деяния как признака объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 215.1 УК, законодатель оперирует понятиями "прекращение", "ограничение", "отключение". Необходимо особо отметить, что эти понятия также до недавнего времени не имели легального толкования. Статья 215.1 УК бланкетная, и для уяснения ее сути необходимо обратиться к различным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в области энергоснабжения потребителей.

С принятием Постановления Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 понятие "ограничение" изменилось. Так, согласно названному нормативному акту ограничение предоставления коммунальной услуги - это временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение графика предоставления коммунальной услуги в течение суток. Кроме этого, в указанном нормативном правовом акте закреплено понятие "приостановление" подачи коммунальных услуг, под которым следует понимать временное прекращение подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. Таким образом, временное прекращение подачи потребителям электрической, тепловой энергии, газа и воды нельзя квалифицировать по ст. 215.1 УК и при наступлении последствий, предусмотренных названной нормой.

Такое положение является спорным, так как временное прекращение подачи электрической энергии, например, в лечебные учреждения системы здравоохранения может привести к тяжким последствиям. Привлечение же виновных лиц (в этом случае - к уголовной ответственности по ст. 215.1 УК) будет следствием расширенного толкования уголовно-правовой нормы, что недопустимо. Поэтому необходимо внести изменения в Постановление Правительства от 6 мая 2011 г. N 354 и объединить понятия "ограничение" и "приостановление" подачи коммунальных ресурсов либо криминализировать приостановление подачи электрической энергии или других источников жизнеобеспечения.

Очевидно, что изменение параметров электрической энергии - один из способов лишения потребителей источников жизнеобеспечения. Аналогичные последствия происходят при изменении параметров природного газа (газовой смеси), воды или объема тепловой энергии, подаваемой в систему теплоснабжения потребителей. Зачастую с началом отопительного сезона энергоснабжающие организации в нарушение решения органа местного самоуправления о начале теплоснабжения потребителей не осуществляют подачу тепловой энергии жителям муниципального образования. Законодатель в ст. 215.1 УК установил уголовную ответственность за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо за отключение от других источников жизнеобеспечения. Таким образом, за ограничение подачи других источников жизнеобеспечения уголовная ответственность по ст. 215.1 УК наступать не может. Это положение весьма непоследовательно и спорно. Ограничение подачи других источников жизнеобеспечения (газ, тепловая энергия, вода) при наступлении последствий, указанных в диспозиции ст. 215.1 УК, также представляет общественную опасность и способно весьма негативно сказаться на охраняемых законом интересах общества и личности. Согласно действующей редакции уголовная ответственность по ст. 215.1 УК за названные деяния при наступлении последствий, указанных в диспозиции анализируемой нормы, наступить не может. Поэтому целесообразно с учетом предложенных изменений диспозицию ст. 215.1 УК расширить указанием на такие действия, как изменение показателей качества, предъявляемых к коммунальным ресурсам, ограничение подачи коммунальных ресурсов, а равно неисполнение обязанностей по снабжению потребителей коммунальными ресурсами.

Тогда, с учетом сказанного, ч. 1 ст. 215.1 УК целесообразно изложить, например, в такой редакции: "Незаконное прекращение (отключение), ограничение либо преднамеренное снижение показателей качества, а равно неисполнение обязанностей по снабжению потребителей названными коммунальными ресурсами, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия...".

Пристатейный библиографический список

  1. Погосова З.М. Уголовно-правовая охрана потребительского рынка электрической энергии. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
  2. Фалилеев А.В. Правоприменительная практика по уголовным делам о незаконном прекращении или ограничении подачи электроэнергии (ст. 215.1 УК РФ) // Вестник ЧитГУ. 2008. N 2 (47).