Мудрый Юрист

К вопросу о трансформации традиций местного самоуправления и правовых основ их нейтрализации в советской России *

<*> Shaikhullin M.S. To a question of transformation of traditions of local government and legal bases of their neutralization in the Soviet Russia.

Шайхуллин Мартат Селирович, директор Евразийского НИИ проблем права, кандидат юридических наук, доцент.

В статье показаны отдельные примеры трансформации традиций местного самоуправления в Советской России и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы борьбы с местными национальными традициями и обычаями.

Ключевые слова: государство, местное самоуправление, трансформация, традиция, обычай, право, законодательство.

In article separate examples of transformation of traditions of local government in the Soviet Russia and normative legal acts regulating questions of fight against local national traditions and customs are shown.

Key words: state, local government, transformation, tradition, custom, right, legislation.

После 1917 г. традиции земских учреждений не получили своего дальнейшего развития в практике государственного строительства Советской России, вместе с тем в труднодоступных местностях традиции и обычаи все-таки сохранялись. Так, названия управ продолжали соотноситься с названиями родов, регулирующих экзогамию в кумандинском обществе <1>. Советская власть с самого начала уважительно относилась к обычаям национальных и религиозных меньшинств. Неприкосновенность таких обычаев подтверждалась, например, в обращении СНК "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" от 20 ноября 1917 г. <2>, где было сказано: "Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными...". В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде, который изменил даты и порядок празднования исторических событий и традиционных мероприятий. В соответствии с п. 8 Правил о еженедельном отдыхе и о праздничных днях КЗОТа местные советы профессиональных союзов, с согласия Народного комиссариата труда, могли устанавливать особые дни отдыха, но не свыше 10 в году, согласуя их с обычными для большинства населения данной местности праздниками. В сельской местности праздничный календарь до начала 30-х гг. не претерпел существенных изменений по сравнению с дореволюционным периодом, хотя в быт крестьян с середины 20-х гг. настойчиво внедрялись альтернативные праздники (например, Спас заменялся днем Плодов, Покров - днем Урожая). Впрочем, и после закрытия церквей в семьях верующих по-прежнему отмечались престольные и некоторые другие церковные праздники, особо почитаемые в той или иной местности. Новая власть старалась вытеснить традиции и обычаи не только посредством их искоренения, но и полной трансформации. Например, крестины как праздничный обед в день совершения таинства крещения большевики заменили на "октябрины", где торжественно, на широких собраниях, новорожденному давалось имя. Трансформировать традиции было более мудрой идеей по сравнению с мыслью об их искоренении, посему В.И. Ленин писал: "Сила привычки миллионов и десятков миллионов людей - самая страшная сила" <3>, и с этой силой большевики не могли не считаться, вот почему в начале формирования правовых основ управления на местном уровне наряду с законами действовали и обычаи. Так, ст. 66 Конституции 1918 г. закрепляла, что выборы производятся согласно установившимся обычаям, в дни, определяемые местными Советами <4>, в местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права <5>. Земельный кодекс РСФСР 1922 г. закреплял, что земельные права и обязанности для земельных обществ определяются их уставами (приговорами) и местными обычаями. Тем не менее традиции отправления власти на местном уровне вступили в противоречие с формами политической власти, выражающей интересы рабочего класса. Большевизация Советов в деревне проходила медленнее, чем в городах, несомненно, это повлияло на сохранение культурного наследия крестьянского самоуправления. Подсчет и анализ данных свидетельствует, что подавляющее большинство крестьян (71,2%) продолжали придерживаться традиций своих отцов и дедов. Лишь незначительная часть (9%) отнесла себя к тем, кто перестал придерживаться старых привычек. Однако динамика жизни вносила свои коррективы, о чем свидетельствует большой процент (43,9%) крестьян, которые нестрого придерживались прежних устоев <6>. Разрушение традиционных правил деревни, ослабление социального контроля со стороны общины, высокая подвижность сельского населения содействовали изменению крестьянского сознания, делая его более восприимчивым к идеологическому влиянию <7>. При активной государственной поддержке создавались учреждения, способствующие местным Советам в разрешении межнациональных конфликтов, а также занимавшиеся научными исследованиями обычаев населенных пунктов Востока России и Средней Азии. 13 декабря 1921 г. Постановлением Президиума ВЦИК была создана "Всероссийская научная ассоциация востоковедения". Она имела отделения на Украине и в Закавказье, издавала журнал "Новый Восток". 20 июня 1924 г. Постановлением ВЦИК образован Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при президиуме ВЦИК. Для подъема народного хозяйства и культурного уровня народностей Севера данный комитет организовывал на местах культурные базы, имеющие в своем составе школы-интернаты, медицинские и ветеринарные пункты, агро- и зоопункты, передвижные библиотеки. При том что местные органы власти должны были вести активную работу по борьбе с вредными традициями и обычаями, в т.ч. имеющими характер самоуправленческих, нельзя с уверенностью сказать, что преемственность традиций земского самоуправления в советский период не сохранялась. Так, 2 июня 1948 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни". В соответствии с данным Указом общим собраниям колхозников или общим собраниям сел и деревень на территории РСФСР предоставлялось право выносить общественные приговоры о выселении из села (деревни) лиц, которые упорно не желали честно трудиться, вели антиобщественный образ жизни. Возникает вопрос: разве в Положении о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. и других нормативно-правовых актах местных учреждений периода правления Александра II и до падения самодержавия не содержались аналогичные положения о праве собраний и сходов выносить общественный приговор? В период существования СССР в ряде исполкомов местных Советов существовали специальные комиссии по традициям, праздникам и обрядам, их главной задачей была пропаганда советских традиций и обычаев <8>. Разложение местных самоуправленческих традиций в советский период не вызывало массового одобрения, особенно у мусульманской части населения, о чем свидетельствует Информационный отчет о состоянии мусульманской, католической, протестантской, иудейской, буддийской религий, церкви евангельских христиан-баптистов и сект по материалам отчетов уполномоченных Совета по делам религий за 1969 год <9>. Яркими примерами правового противодействия историческим традициям были Постановление 25 февраля 1970 г. "Об усилении борьбы с вредными пережитками прошлого среди населения Абхазской АССР", Постановление ЦК КП Грузии 1975 г. "О мерах по усилению борьбы с вредными традициями и обычаями". В них отмечалось, что экономический и духовный расцвет советских народов оказал решающее воздействие на развитие традиций, утвердились революционные, боевые, трудовые и общественно-политические праздники, новые гражданско-бытовые обычаи, ритуалы и обряды.

<1> Славнин В.Д., Шерстова Л.И. Народы Северного Алтая: некоторые проблемы этногенеза и этн. истории // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая / Отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: ИД СПбГУ, 2008. С. 34.
<2> Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1979. С. 6.
<3> Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1981. Т. 41. С. 27.
<4> Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 258.
<5> Исаев И.А. История государства и права России. М., 2002. С. 203.
<6> Лебедева Л.В. Повседневная жизнь пензенской деревни в 1920-е годы: традиции и перемены. М.: Рос. полит. энцикл., 2009. С. 85.
<7> Кара-Мурза С.Г. История советского государства и права. URL: http://www.hrono.info (Дата обращения: 24.10.2011).
<8> Положение о Комиссиях по советским традициям, праздникам и обрядам Украинской ССР, утв. Указом Президиума Верховного Совета УССР от 1 сент. 1978 г. // Ведомости Верховного Совета УССР. 1978. N 37. Ст. 535.
<9> Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 марта 1969 г. N 47 "О судебной практике по делам о преступлениях, составляющих пережитки местных обычаев" (ред. от 21.12.1993). URL: http://www.kadis.ru (Дата обращения: 12.11.2011).