Мудрый Юрист

Идея конституционализма в Европе и практика его распространения в североамериканских колониях англии *

<*> Miryasheva E.V. Idea of constitutionalism in Europe and the practice of spread thereof in the northern-american colonies of England.

Миряшева Екатерина Владимировна, доцент кафедры истории права и государства Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

В статье раскрывается понимание европейского конституционализма и его распространение в североамериканских колониях Англии.

Ключевые слова: конституционализм, конституция, Великая хартия вольностей, Вестфальский трактат, декларация, Виргинский Билль о правах.

The article reveals the understanding of European constitutionalism and the spread thereof in the northern-american colonies of England.

Key words: constitutionalism, constitution, The Great charter of liberty, Westfalen treaty, declaration, Virginia Bill of rights.

Американский тип конституционного строя берет свое начало задолго до начала истории американской конституции. Чтобы верно понимать становление и развитие государственности в североамериканских территориях, необходимо заглянуть в прошлое конституционной проблематики. Представление о том, что в колониальном политическом обществе существовал конституционализм, складывалось постепенно - на протяжении XVII - XIX вв. Даже в столь поздние времена, как период Американской революции, политические мыслители все еще затруднялись определить, что такое американский конституционализм. Трудно ответить на эти вопросы, если не считаться со сложной мозаикой общественных отношений и идей, которые формировались в североамериканских колониях. Можно заметить, что возникновение, становление и развитие идей конституционализма в этой части Америки теснейшим образом связаны с появлением конституционных идей и проектов в Европе и прежде всего в Англии.

История конституционализма, если рассматривать ее во всей полноте, имеет почти неограниченное пространство, и для того чтобы постичь его полностью, нужно учитывать социальные, политические и экономические факторы.

Термин конституционализм - система представлений об общедемократических, общецивилизованных, политико-правовых ценностях государственно-организованного общества. Отмечая прогрессивность идей конституционализма, отечественный ученый А.А. Мишин уточнял, что речь идет о конституционном государстве, конституционном правлении, господстве права <1>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник А.А. Мишина "Конституционное (государственное) право зарубежных стран" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2008 (14-е издание, переработанное и дополненное).

<1> Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. 10-е изд., испр. и доп. М., 2003. С. 19.

Это понятие выражает нормативное закрепление принципа разделения властей, независимости и приоритетности судебной власти, абсолютное сочетание права и правды, справедливости, идеи правового государства и гражданского общества, деятельность государства и его органов на основе права, верховенство конституции и закона.

Вместе с тем в юридической литературе отмечается, что конституционализм может интерпретироваться как осознание обществом социального конфликта и его теоретическая интерпретация, как метод и инструмент разрешения этого социального конфликта и наконец как определенный феномен политической системы <2>.

<2> Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: рос. конституционализм в сравн. перспективе. М.: РОССПЭН, 1997. С. 4.

В категориальном аппарате науки конституционного права понятие "конституционализм" стало обретать самостоятельный смысл в конце XIX - начале XX в., хотя многие исследователи считают, что концепции конституционализма, под которым понималось правление, ограниченное конституцией, выведенные из идей естественного права, возникают с принятием американской (1787 г.) и французской (1791 г.) конституции <3>.

<3> Конституционное право России: Учеб. для студентов вузов // Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 73.

Тем не менее стоит отметить, что раньше происходило отождествление конституционализма с понятиями "конституция", "основной закон" и "конституционный строй". Безусловно, это стержневые понятия, но категория конституционализма более широкая, она выходит за эти понятия, и при изучении конституционного права мы должны исходить из совокупности этих стержневых понятий. Вместе с тем конституционализм может рассматриваться не только в рамках формально-юридического подхода, но и в рамках политического и историко-правового подхода, что и делается в данной статье.

Автор приходит к выводу, что в то время вместе с понятием "конституция" использовался и термин "конституционализм". Термины "конституционализм", "конституция", например, в Англии толковались довольно широко и включали в себя несколько разнородных и мало связанных между собой понятий. Так, например, словосочетание "британская конституция" появилось только в начале XVIII в. и означало, во-первых, констатацию естественных прав, изначально присущих всем жителям королевства и всему человечеству; во-вторых, собрание законов, действующих в королевстве и декларирующих указанные естественные права, и форму создания и исполнения этих законов <4>.

<4> Droit constitionnel / L. Favoreu, P. , R. Ghevontian, J.-L. Mestre, O. Prefrsmann, A. Roux, G. Scoffoni. 4th ed. Dalloz, 2001. P. 1. Фр. яз.

Разумеется, многие из этих фундаментальных принципов, связанных с идеей английской конституции, вошли в ряд важнейших государственных документов, включая Великую хартию вольностей (1215 г.), Петицию о правах (1625 г.), а также Декларацию прав (1689 г.).

Так, к примеру, Великая хартия вольностей прежде всего подтверждала существовавшие ранее привилегии и свободы, закреплялись все старинные вольности и свободные обычаи. В конституционной эволюции Англии и английских колоний Великая хартия вольностей, несомненно, сыграла значительную роль. В XVII в. на основе этого документа был издан Habeas Corpus Act, гарантировавший неприкосновенность личности английских граждан, а уже начиная с кануна английской буржуазной революции 1640 - 1649 гг. многие ученые рассматривают Хартию вольностей как важный конституционный акт Английского государства, ограничивающий произвол монархической власти. Статьи, закрепляющие вольности королевских вассалов, трактуются как установление гражданских демократических свобод. В Англии, где до сих пор нет формальной конституции государства, Великая хартия вольностей считается одним из основных конституционных актов страны. Поэтому не случайно, что колонии постоянно ссылались на этот правовой акт в подтверждение своих законных прав, которыми они обладали в силу своего рождения и принадлежности к английскому народу.

Впоследствии английская буржуазная революция дала толчок возникновению новых ценностей европейского конституционализма и его рецепции в североамериканских территориях. Прогрессивные новые конституционно-правовые принципы были заложены в Вестфальском трактате (1648 г.), в Петиции о праве 1628 г. и Билле о правах 1689 г. в Англии. Появляется даже термин "конституционное право". Так, французские конституционалисты считают, что выражение "конституционное право" появилось во Франции как минимум за 15 лет до революции 1789 г., т.е. за два года до принятия Декларации независимости США.

Это время рождает выдающихся просветителей и мыслителей (Н. Макиавелли, Т. Мор, Ж. Боден, Т. Кампанелла, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон и др.), разработавших первые фундаментальные учения о государственности и конституционализме, послужившие идейной основой будущих формальных конституций (штатов). Наиболее значимые из выдвинутых ими идей касались народного и государственного суверенитета, разделения властей, естественных и неотчуждаемых прав человека, равенства и свободы граждан, парламентаризма, ответственного правительства.

Однако европейский конституционализм, отвечавший последующим представлениям, никогда не мыслился в современных, т.е. в более поздних американских терминах, а именно как единый, всеобъемлющий документ. Его можно рассматривать скорее как совокупность обычаев и практики, устоявшихся юридических процедур и принципов, а также как совокупность основных прав личности, которые постепенно формировались на протяжении столетий не только в судах и законодательных палатах столицы, но и в местных административных и судебных органах. Эта совокупность теории и практики воплощала основные правила, по которым "строилось" государство и согласно которым оно действовало. В свою очередь, эффективность самих правил зависела как от обязательности их соблюдения, так и от их признания местным населением достаточными и справедливыми.

Основой европейского конституционализма уже в XVII в. являлась идея ограничения власти. При неограниченной власти монарха его воля абсолютна. В противоположность ей конституционная форма правления представляет собой такую систему власти, при которой ограничены как воля суверена, так и функции тех главных политических институтов, через которые исполняются его распоряжения. Наиболее существенные конституционные ограничения для монарха были основаны на двух принципах - законности и согласия. В соответствии с принципом законности все люди, в т.ч. монарх, в равной степени подчиняются законам королевства и находятся под их защитой, что предусмотрено соответствующими правовыми нормами. В свою очередь, с понятием закона связано не только само законотворчество, но и многие судебные решения и юридическая практика (как общегосударственная, так и местная), что в совокупности и составило будущее право США.

Таким образом, квинтэссенция европейского конституционализма XVII - XVIII вв. заключала в себе идею, что граждане не обязаны исполнять какой-либо закон или платить налог, если они предварительно ими самими не одобрены - длительным молчаливым ли согласием или через посредство их выборных представителей, что в дальнейшем отразилось на его рецепции в правовых актах.

Среди первых актов, где затрагивались права человека и гражданского политического сообщества, было Мейфлауэрское соглашение (1620 г.). Это скорее не правовой акт, а один из основополагающих документов американской истории.

Одним же из первых актов правового характера, где нашли идеи европейского конституционализма, правда, с религиозным оттенком, считаются Основные приказы штата Коннектикут (1639 г.). Многие исследователи называют этот документ первой формальной конституцией в североамериканских территориях, где закреплялось право объединиться в народное государство или содружество, "гражданские дела должны регулироваться в соответствии с законами".

В первые годы войны за независимость Первый континентальный конгресс (1774 г.) принимает Декларацию и резолюцию, где идеи европейского конституционализма получают непосредственную законодательную основу оформления. "Жители английских колоний в Северной Америке... имеют право на жизнь, свободу и собственность, и они никогда не уступят любой суверенной власти право распоряжаться ими без их согласия". Эта своего рода написанная конституция носила, как и ряд других правовых актов, - конституционный характер. В их основе лежали Декларация уже упомянутого Первого континентального конгресса (1774 г.), Декларация причин и необходимости взяться за оружие (1775 г.) и, конечно же, главный политико-правовой акт американской истории - Декларация независимости (1776 г). В этом важнейшем документе той эпохи обосновывались естественные права и принципы демократического правления. Красной нитью через текст Декларации проходит мысль, что "политическая власть исходит от народа и призвана защищать интересы всех граждан".

Кроме того, в состав неписаной конституции, где были реализованы идеи европейского конституционализма, могут быть включены Виргинский Билль о правах и Декларация прав (1776 г.), Декларация прав штата Мэриленд (1776 г.), а впоследствии и первые писаные конституции штатов (1776 - 1783 гг.), и первая американская конституция Союза "Статьи конфедерации и Вечного Союза" (1781 г.), а также федеральная Конституция США (1787 г.).

Автор приходит к выводу, что таким образом европейский конституционализм, его идеи, что человек и его жизнь - абсолютные ценности, а права и свободы человека универсальны, нашли полное применение в правовых актах североамериканских штатов.