Мудрый Юрист

Изменение правового статуса монарха николая II после издания манифеста от 17 октября 1905 г. "об усовершенствовании государственного порядка" *

<*> Krajnyukova A.Yu. Change of legal status of monarch Nicholas II after publication of the Manifest of October 17, 1905 "On Improvement of State Order".

Крайнюкова Александра Юрьевна, аспирантка ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный университет путей сообщения".

В статье исследуется изменение правового статуса российского императора после издания 17 октября 1905 г. Манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка". Анализируется процесс эволюции формы правления Российской империи в 1905 - 1906 гг. и вопросы, связанные с развитием избирательного права, переходом Государственной Думы от законосовещательного органа власти к законодательному.

Ключевые слова: форма правления, форма правления Российской империи, А.Д. Градовский, И.А. Иванников, И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, И.А. Малиновский.

This paper examines changes in the legal status of the Russian emperor after publication October 17, 1905 Manifesto "On improvement of public order". We analyze the evolution of the form of government of the Russian empire in 1905 - 1906 and issues associated with the development of the franchise, the transition of the State Duma of zakonosoveschatelnogo to the legislative authority.

Key words: form of government, the form of government of the Russian Empire, A.D. Gradovsky, I.A. Ivannikov, I.A. Ilyin, N.M. Korkunov, I.A. Malinowski.

Поиск оптимальной формы государственного правления ведется с давних времен до наших дней. Случается так, что на определенном этапе исторического развития государства происходит плавный или резкий переход от одной формы правления к другой. Известно, что основными типами формы правления являются монархия и республика. Они, в свою очередь, также разделяются на несколько видов. Вопрос о том, в какой из видов монархического правления преобразовалась неограниченная власть императора после обнародования Манифеста Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905 г., в науке до сих пор окончательно не решен. Для познания процесса эволюции формы правления Российской империи в начале XX в. большое теоретическое значение имеет анализ изменения правового статуса монарха после подписания Манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка".

До 17 октября 1905 г. правовой статус императора Российской империи определялся Основными государственными законами Свода законов как "император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает" <1>. Известный государствовед А.Д. Градовский в своем главном труде "Начала Русского государственного права" характеризовал Российскую империю по форме своего устройства (форме правления) как монархию неограниченную. И.А. Иванников отмечал: "Российский император обладал первоначальной, а не делегированной властью. Его власть была верховной и характеризовалась самодержавностью и неограниченностью. Эти признаки выражали ее сущность" <2>.

<1> Свод законов Российской империи. СПб.: Тип. отд-ния собств. Его Император. Величества, 1857. Т. 1: Основные государственные законы. Учреждения государственные. С. 1.
<2> Иванников И.А. В поисках идеала государственного устройства России (из истории рус. полит.-правовой мысли второй половины XIX в.). Ростов н/Д: Литера-Д, 1995. С. 17 - 18.

Политические волнения в Российской империи в начале XX в., рост революционных движений, целью которых был подрыв репутации самодержавной власти и ее смена, побудили императора Николая II к изданию целого ряда законодательных актов, результатом которых стало появление в Российской империи законодательного органа власти.

18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт на имя Министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором дал обещание "отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений" и поручалось созвать Особое совещание для разработки избирательного процесса выборов в Государственную Думу <3>. В тот же день был издан указ Сенату, в котором Николай II повелевал "возложить на состоящий под председательством нашим Совет министров, сверх дел, ему ныне подведомственных, рассмотрение и обсуждение поступающих на имя наше от частных лиц и учреждений видов и предложений по вопросам, касающимся усовершенствования государственного благоустройства и улучшение народного благосостояния" <4>. Результатом работы Особого совещания под руководством Министра внутренних дел А.Г. Булыгина было издание 6 августа 1905 г. Манифеста "Об учреждении Государственной Думы" и Положения "О выборах в Государственную Думу".

<3> Рескрипт на имя Министра внутренних дел А.Г. Булыгина от 18 февр. 1905 г. URL: http://ru.wikipedia.org/wM/Булыгин,_Александр_Григорьевич.
<4> Именной Высочайший указ Сенату от 18 февр. 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XXV. N 25853 (Собр. Узак. 1905 г. 18 февр. Отд. I. Ст. 245). URL: http://www.nlr.ru//e-res/law_r/content.html.

Манифест "Об учреждении Государственной Думы" утверждал включение в состав Высших государственных учреждений законосовещательного органа, в функции которого входила "...предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов" <5>. Положение "О выборах в Государственную Думу", в свою очередь, определило круг лиц, обладающих избирательным правом. Оно не предусматривало право участия в них всего дееспособного населения страны, а имело ряд ограничений, таких как пол, возраст, имущественное положение и др.

<5> Манифест "Об учреждении Государственной Думы" от 6 авг. 1905 г. // Там же. N 26656 (Собр. Узак. 1905 г. 6 авг. Отд. I. Ст. 1325). URL: http://www.nlr.ru//e-res/law_r/content.html.

Эти правовые акты не удовлетворяли недовольных самодержавной властью и не оказались стабилизатором революционной ситуации в стране. Николай II, осознавая необходимость изменения обстановки, издал Манифест от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка".

Манифест от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" утверждал основы гражданской свободы и избирательного права. Провозглашалась неприкосновенность личности, свобода совести, слова, союзов и собраний. Те классы населения, которые ранее были совсем лишены избирательных прав, получили право участия в выборах. Было установлено "...незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия за закономерностью действий, поставленных от нас властей" <6>.

<6> Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 окт. 1905 г. // Там же. N 26803 (Собр. Узак. 1905 г. 17 окт. Отд. I. Ст. 1658). URL: http://www.nlr.ru//e-res/law_r/content.html.

11 декабря 1905 г. издается Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную Думу", которым значительно расширяется число избирателей. Права голоса лишались только мужчины моложе 25 лет, женщины, военнослужащие, студенты, иностранные подданные, бродячие инородцы, представители администраций и полиций. 20 февраля 1906 г. Государственный совет был реформирован и занял место, равноправное с Государственной Думой. Первая Государственная Дума Российской империи начала свою работу 27 апреля 1906 г.

Стоит согласиться с мнением И.А. Малиновского, Н.Н. Алексеева, К.Н. Соколова, И.А. Иванникова, что с момента введения в действие Манифеста от 17 октября г. "Об усовершенствовании государственного порядка" форму правления (государственное устройство) Российской империи больше нельзя было назвать неограниченной монархией, т.к. власть главы государства стала ограничиваться Государственной Думой в части законотворческой деятельности. И.А. Малиновский писал: "После опубликования Манифеста 17 октября 1905 г. юридически, а после открытия заседаний Государственной Думы 27 апреля 1906 г. фактически, Россия сделалась конституционным государством в форме ограниченной монархии" <7>. К.Н. Соколов утверждал: "Государь Император при действии новых основных законов есть монарх ограниченный или, по установившемуся и употребительному выражению, - конституционный, и государственный строй России есть строй ограниченной или конституционной монархии" <8>. И.А. Иванников считает, что "борьба политических сил привела к эволюции в 1906 г. формы Российского государства - от абсолютной к дуалистической монархии" <9>.

<7> Иванников И.А. История политико-правовой мысли о форме российского государства: Моногр. / Ростов. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2012. С. 75.
<8> Коркунов Н.М. Русское государственное право / Под ред. и с доп. приват-доцентов С.-Петерб. ун-та З.Д. Авалова, М.Б. Горенберга, К.Н. Соколова. 8-е изд. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1914. Т. I. С. 215.
<9> Иванников И.А. Указ. соч. С. 76.

Ввиду новых изменений в законодательстве были внесены поправки в Основные государственные законы Свода законов Российской империи. С 23 апреля 1906 г., согласно ст. 4 Основных государственных законов Свода законов Российской империи, "императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть", тогда как в предыдущей редакции эта строчка звучала как "император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный" <10>. Следовательно, Николай II отказался от неограниченной формы правления. Необходимо отметить, что термин "самодержавная власть" остался в Основных государственных законах для обозначения внешнего суверенитета государственной власти. В соответствии со ст. 7 "император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою" <11>. Император имел право самостоятельного издания законов при возникновении чрезвычайного обстоятельства, во время прекращения занятий Государственной Думы. Однако такой закон должен был быть внесен на обсуждение в Думу в течение первых двух месяцев после начала ее работы. Этот правовой акт прекращал свое действие, если Государственная Дума или Совет его не принимали. В ст. 106 говорится о том, что "Государственный совет и Государственная Дума пользуются равными в законодательстве правами" <12>. Эти положения Основных государственных законов позволяют утверждать, что в Российской империи появилась двухпалатная структура парламента. Издание новых законов, возбуждение предложений об изменении или отмене действующих законов, а также обсуждение государственного бюджета являлись его основными функциями. Николай II сохранил за собой единоличное право законодательной инициативы по пересмотру Основных государственных законов. Законопроекты, не одобренные Государственным советом или Думой и не утвержденные императором, признавались отклоненными. Государственный совет образовывался из членов, назначенных монархом и избираемых в ходе выборов. Численность назначаемых членов не могла превышать количество избираемых. В состав Государственной Думы входили только депутаты, избираемые населением Российской империи на основаниях, указанных в законе о выборах в Думу. Вся полнота исполнительной власти сохранялась в руках императора. В делах управления определенная степень власти вверялась лицам, действующим от его имени и повеления. Монарх имел право увольнять и назначать министров, председателя Совета министров и главноуправляющих отдельными частями, которые несли ответственность перед императором за ход осуществления государственного управления. В ст. 105 было закреплено право императора распускать Государственную Думу до истечения срока ее полномочий.

<10> Свод законов Российской империи. Кн. I. Т. I - III. СПб.: Рус. кн. товарищество "Деятель", 1912. С. 1; Свод законов Российской империи. Т. 1: Основные государственные законы. Учреждения государственные. С. 1.
<11> Свод законов Российской империи. Кн. I. Т. I - III.
<12> Там же.

В юридической науке различными авторами дается в основных чертах схожий, но немного различный состав видов монархического правления. Н.М. Коркунов, И.А. Иванников, В.С. Нерсесянц и ряд других ученых-государствоведов при характеристике типов монархии выделяют дуалистическую форму правления. Наличие двухпалатной структуры парламента и конституции, сохранение всей полноты исполнительной власти в руках монарха, право абсолютного вето правителя на издаваемые нормативно-правовые акты и издания чрезвычайных указов, имеющих силу закона, возможность монарха распускать парламент, право монарха назначать и увольнять членов правительства, ответственного перед ним, преобладание власти правителя над представительной властью - в современной научной доктрине являются ее основными признаками. При сопоставлении данных признаков ограниченной монархии с характеристикой системы организации высших органов государственной власти Российской империи в начале XX в. становится понятно, что после введения в действие 23 апреля 1906 г. Основных государственных законов Свода законов была установлена ограниченная дуалистическая монархия.

Таким образом, после принятия Манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905 г. в Российской империи произошли существенные государственные преобразования. Во-первых, появилось юридическое основание создания законодательного, представительного органа - Государственной Думы, в то время как до его принятия было возможно только появление законосовещательной Государственной Думы. Во-вторых, Николай II положил начало развитию в Российской империи всеобщего избирательного права и утвердил основы гражданской свободы. В-третьих, в Российской империи появился парламент с двухпалатной структурой. В-четвертых, власть российского императора формально с 17 октября 1905 г., а фактически с 27 апреля 1906 г. перестала быть неограниченной, и форма правления трансформировалась в ограниченную дуалистическую монархию.