Мудрый Юрист

Право народов на самоопределение и становление советского федерализма (конституционно-правовое исследование) *

<*> Ivanov I.V. Right of peoples to self-determination and formation of the soviet feudalism (constitutional-law research).

Иванов Иван Васильевич, юрисконсульт Отдела аренды, имущественных и земельных отношений ФГБОУ ВПО "РГУТиС".

В статье поднимается один из самых важных вопросов отечественного конституционализма о выборе В.И. Лениным конструкции Союза ССР с сохранением суверенитета союзных республик, с предоставлением им права выхода из его состава. Отмечается определяющая роль права народов на самоопределение в этом процессе и политические планы первого главы советского правительства.

Ключевые слова: Союз ССР, декреты Советской власти, право народов на самоопределение, суверенитет, форма государства.

This article is devoted one of the most important issues of domestic constitutionalism on the choice of V. Lenin's Soviet Union structures while preserving the sovereignty of union republics, granting them the right to secede from its membership. There is the determining role of self in the process and the political plans of the first head of the Soviet Government.

Key words: Union of the SSR, edicts of the Soviet power, right of peoples to self-determination, sovereignty, form of state.

В одном из первых конституционных актов Советской России - Декларации прав народов России (от 15 (3) ноября 1917 г.) закреплялось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Данный акт не просто закрепил новую форму государства, его тип, он стал вызовом всему цивилизованному обществу, т.к. в правовом и экономическом плане мир не знал подобного государства. В эпоху буржуазных революций XVII - XVIII вв. принимались конституционные акты, закрепляющие в первую очередь права человека, гражданина <1>. В России же провозгласили права народов, общественное стало приоритетнее личного, народы России противопоставлялись "империалистическо-аннексионистской буржуазии".

<1> Мы имеем в виду французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию Франции 1791 г., Конституцию США 1787 г.

Другой конституционной акт - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (от 25 (12) января 1918 г.), закреплял право всех национальностей, входящих в состав России, участвовать в делах федерального правительства. Союз всех наций (в виде федерации) признавался "добровольным" и "свободным" <2>. Впервые в истории России многие народы получили право создавать собственные государственные образования, на равных участвовать в делах федерации.

<2> Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа: принята 3 янв. 1918 г. ВЦИК // Декреты Советской власти. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1957. Т. 1. С. 321 - 323.

Также результатом этих Деклараций стало отделение от России Финляндии и Польши; появление в 1918 - 1930-х гг. у многих народов России - мордвы, удмуртов, марийцев, татар, чуваш, башкир, ненцев и т.д. собственного автономного субъекта (республики, области, округа) в составе РСФСР. Позже это нашло свое отражение в Конституциях РСФСР 1925, 1937, 1978 гг. Образование РСФСР освещено в науке конституционного права достаточно детально, в этом вопросе не имеется явных "белых пятен". Представляет интерес изучение образования СССР, т.к. до настоящего времени нет убедительного обоснования ленинской конструкции данного государства и фактической либо номинальной роли права народов относительно этого.

В 1922 г. образовывается Союз ССР - Союз равноправных наций, первое в мире по масштабам и планам на будущее обустройство мира социалистическое государство.

В научной литературе хорошо описан спор между В.И. Лениным и И.В. Сталиным относительно правовой конструкции СССР <3>: первый высказывался за право выхода республик из состава государства, второй - за неразрывную связь между созданным государством и его частями - союзными республиками. С правовой точки зрения "союз государств" В.И. Ленина вызывает много споров, российские и зарубежные государствоведы еще в XIX в. определили характеристики подобного государства. Б.Н. Чичерин, описывая "сложные государства", выделял союзное государство и союз государств <4>. Союзное государство можно соотнести с современным федеративным государством без права выхода субъектов из его состава, союз государств - это, по всем признакам, конфедерация. Г. Еллинек отмечал, что субъекты союза государств сохраняют свой суверенитет; как правило, такие государства некогда были под одним "господством", они являются крайне нестабильными государственными образованиями и существовать длительное время не могут <5>.

<3> Курс советского государственного права / Под общ. ред. А.И. Лепешкина. М.: Госюриздат, 1962. Т. 2. С. 75.
<4> Чичерин Б.Н. Общее государственное право / Под общ. ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2006.
<5> Еллинек Г. Общее учение о государстве. М.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 726, 728.

В.И. Ленин был сторонником реализации нациями своего права на самоопределение, национальное государство ему, как и К. Каутскому, виделось более прогрессивным, способным к экономическим преобразованиям. Также, если рассуждать с позиций теории естественного права, можно предположить, что оставление за нациями права выхода из состава государства в форме отделения от него их национального государства есть гарантия сохранения их самобытности, абсолютной свободы в выборе пути своего развития. Однако известно, что В.И. Ленин не был сторонником естественного права, он был в высшей степени прагматик и материалист, поэтому И.В. Сталин, другие "видные партийные деятели", конституционалисты как того периода, так и современного не могут понять логику в выборе им самой нестабильной формы государственного устройства - союза государств. Но в выборе формы государственного устройства - федерации с правом выхода субъектов - имеется здравый смысл, если рассуждать по-марксистски. Союз Советских Социалистических Республик можно представить как государство, ограниченное по территории только естественной площадью земного шара. Выбор форм государственного устройства во многом объясняется не конституционным правом, а политологией, социологией. Как справедливо отмечает отечественный конституционалист, наука конституционного права зачастую использует в качестве источников знания политологию, историю, философию <6>. И в нашем случае раскрыть природу советского федерализма, суть ленинского понимания права наций на самоопределение можно, только учитывая объективную реальность первой половины XX в. и личность строителя страны Советов. Меньшевик Ф.И. Дан говорил, что В.И. Ленин двадцать четыре часа в сутки думает о революции и спорить с ним фактически невозможно: он логичен и четок в своих аргументациях. Таким предстает перед нами личность мирового масштаба, гений в вопросах политики и государственного строительства.

<6> Нудненко Л.А. Конституционное право России: Учеб. М.: Юрайт, 2011. С. 35.

Создание очень гибкого государства по включению в свой состав других государств, государственных образований можно представить только на основе провозглашения права свободного выхода субъектов из его состава. Это кажется противоречием: создание с залогом развала. Однако в этом кроется ленинская диалектика: с одной стороны, создается представление о крайне демократическом характере государства, в котором все зависит от воли ее членов, с другой - расширяется территория этого государства, его сфера влияния, это не "тюрьма народов", но их общежитие, союз. Нам видится, что В.И. Ленин хотел создать СССР в целом как надгосударственное явление, объединяющее всех желающих пролетариев под свою "крышу", юрисдикцию. Кстати, наличие норм в Конституции РСФСР 1918 г., СССР 1924 г. о предоставлении иностранным гражданам, относящимся к рабочему классу, полных прав в СССР наряду с его гражданами это подтверждает. В настоящее время сложно себе представить предоставление равных политических прав иностранному гражданину и гражданину РФ на ее территории.

Нациям будет казаться, по ленинской логике, что они могут как свободно войти в состав данного государства, так и свободно выйти из него при возникновении определенных проблем. Реальность выхода государственных образований большевики показали на практике - отделение от Советской России Финляндии и Польши. Не исключено, более того, для нас вероятно, что в составе СССР В.И. Ленин видел всю Европу, Южную, Северную Америку и другие части света. Такой масштаб должна была носить реализация нациями права на самоопределение. Создание же унитарного государства, федерации без права выхода субъектов из ее состава при планах В.И. Ленина выглядит косно, отстало до средневекового уровня.

Анализ содержания конституционно-правовых документов того периода позволяет подтвердить наши предположения. В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа ставилась задача победы социализма во всех странах, утверждалось, что Советская власть пойдет твердо по пути нанесения ударов международному банковскому, финансовому капиталу вплоть до полной победы международного рабочего восстания. В Обращении "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" (от 3 декабря (20 ноября) 1917 г.) Советская власть и рабочий класс провозглашались субъектами освобождения угнетенных народов мира. Но более всего позиция Советской власти по свершению мировой революции отражена в Обращении Народного Комиссара по иностранным делам РСФСР Л. Троцкого от 5 декабря 1917 г. "Ко всем трудящимся, угнетенным и обескровленным народам Европы": "Освободить Бельгию, Сербию, Румынию, Польшу, Украину, Грецию, Персию и Армению могут не победоносные империалисты одной из коалиций, а революционные рабочие всех воюющих и нейтральных стран в победоносной борьбе против своих империалистов". Мир в Европу могла принести только пролетарская революция во всех капиталистических странах. Не вызывает сомнений, что итогом всех этих преобразований должна была стать федерация социалистических государств в форме Союза Советских Социалистических Республик.

Осознал это и И.В. Сталин; этим можно объяснить игнорирование им в ходе принятия Конституции СССР 1936 г. конфликта с В.И. Лениным по поводу конструкции СССР <7>. Известно, что в 1930-х гг. власть этого государственного деятеля была безгранична, и он мог себе позволить "переписать" ленинское понимание основ строительства СССР, однако не стал этого делать. Наоборот, при сильном государстве ему стала выгодна иллюзия реального выхода субъектов из его состава. Именно она позволила сделать более "мягким" включение в состав СССР Литвы, Латвии и Эстонии в 1940 г., эти республики формально сохраняли право выхода из состава данного государства.

<7> Заявления же И.В. Сталина в начале 1930-х гг. о "построении социализма в отдельно взятой стране" можно считать отступным перед Западом. Факты показывают, что на самом деле марксисты "ленинской школы" не отказывались от своих планов по созданию социалистического Союза государств. Тому подтверждение - создание социалистического лагеря.

В таком разрезе нам видится становление советского федерализма в период 1917 - 1924 гг. Время показало, что после смерти В.И. Ленина Союз ССР не смог включить в свой состав множество государств мира. Существование подобного государства только раскололо мир на два лагеря - капиталистический и социалистический, - но не соединило его в Союз равноправных наций социалистической ориентации. Значительна была в этом вопросе роль права народов на самоопределение, именно оно выступило основанием разрушения старого мира и образования социалистических государств, оно же послужило основанием разрушения советского федерализма.