Мудрый Юрист

Теоретические подходы к проблеме классификации ценностей *

<*> Zhezhel' L.V. Theoretical approaches to the problem of classification of values.

Жежель Леонид Владимирович, доцент кафедры психологии и педагогики РГСУ.

Статья носит теоретический характер. В ней представлены различные подходы к классифицированию ценностей в философских, а также психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Вопрос классификации ценностей позволяет структурировать их содержание и в результате обеспечивает ясное понимание того, каковы ориентиры аксиологически-направленного воспитания.

Ключевые слова: ценность, классификация, типы ценностей.

The article is of theoretical character. It presents various approaches to classifying of values in philosophical as well as psycho-pedagogy pieces of research of Russian and foreign scholars. The issue of classification of values allows to structure the contents and as a result ensures clear understanding of the purposes of axiological-oriented education.

Key words: value, classification, types of values.

Ценности - интегративная категория, которая изучается многими науками и отраслями гуманитарного знания. Ценности не сводятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъектных определений. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности личности и общества.

Многообразие ценностей вызывает необходимость в их классификации, в делении их на группы. В.П. Тугаринов разделил все существующее на предметы, свойства и отношения.

Ценности, по утверждению В.П. Тугаринова, делятся на:

Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности - для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей - социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность) [12].

Выделение материальных и духовных ценностей нашло отражение в классификации В.Ф. Сержантова:

Также В.П. Тугаринов не исключает следующего деления ценностей:

Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально-политические и духовные ценности [13. С. 23 - 44].

О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются "знаками", опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде "значения" предметов, получивших социальную санкцию [3. С. 44 - 45].

С.Ф. Анисимов выделяет:

С точки зрения диспозиционной концепции В.А. Ядова, рассматривающего диспозиции личности (осознание готовности личности к оценке ситуации и поведению, обусловленной ее предшествующим опытом) как иерархически организованную систему, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентаций как продукт воздействия общих социальных условий, можно предложить в качестве основания группировки ценностей определенные состояния модальности диспозиций (активированные, "дремлющие", относящиеся к центральным потребностям и к "периферийным") [9].

Исследуя ценностные ориентации старших школьников, Е.Ф. Ященко определила следующую субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности [6. С. 14 - 15].

Н.И. Лапин выделяет базовые ценности для эмпирического исследования, позволяющие определить ценности общества в период кризиса:

Классификация ценностей В.Н. Сагатовского объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект [8]. На этой основе Н.Г. Набиулина определяет следующие ценности:

М.И. Бобнева указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности. Исходя из этого их можно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства [2].

При определении понятия "ценность" К. Роджерс использует различение "действенных ценностей" (проявляющихся в поведении в выборе реальных объектов) и "знаемых ценностей" (проявляющихся в выборе символических объектов) [7].

В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основных класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной:

Источником ценностей, по мнению В. Франкла, является мир "десяти тысяч ситуаций" и совесть человека как "смысловой орган", способный отыскать уникальный смысл в каждой из ситуаций [14. С. 9].

М. Рокич выделяет два класса ценностей: а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств [11. С. 14].

Болгарский исследователь В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности как существующие или налично актуальные, далее целевые или мысленно желаемые, возможные, устанавливает следующую их иерархию: ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания и ценности должного. Это отражает объективно-субъективный характер ценностей [5].

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.

Список литературы

  1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
  3. Дробиницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967.
  4. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. N 5. С. 3 - 23.
  5. Момов В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975.
  6. Набиулина Н.Г. Аксиологизация цикла психолого-педагогических дисциплин в средних специальных учебных заведениях. Уфа, 2003.
  7. Роджерс А.В. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  8. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей // Научные исследования и человеческие потребности / ВНИИ системных исследований. М., 1979.
  9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.
  10. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.
  11. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.
  12. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценностей // Проблема ценности в философии. М.; Л.: Наука, 1966.
  13. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960.
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М., 1990.