Мудрый Юрист

Проблемы формирования компетенций при подготовке по специальности "педагогика и психология девиантного поведения" *

<*> Chernushevich V.A. Problems of formation of competences in training for the profession of "Pedagogy and psychology of deviant behavior".

Чернушевич Владимир Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии факультета юридической психологии МГППУ.

В работе определяется одна из основных проблем реализации ФГОС III - проблема формирования компетенций в условиях традиционного учебного процесса и нетипизированных содержаний компетенций, представленных в стандарте. Решение проблемы предлагается за счет введения в учебный процесс наряду с тематически организованной практикой особой формы учебного процесса - спецподготовки, которая сочетает в себе достоинства учебного предмета и производственной практики. Рассматриваются специфические особенности методической организации этих видов организации учебной деятельности.

Ключевые слова: ФГОС III, формирование компетенций, производственная практика, учебный предмет, учебная деятельность, специальная подготовка.

The article determines one of the basic problems of realization of the Federal State Educational Standard III, that is the problem of formation of competences in the conditions of traditional educational procedure and non-typed contents of competences present in the standard. The solution of this problem is proposed at the account of introduction into the educational procedure alongside with topic-organized practice of a special form of the educational procedure, the special training which combines the advantages of educational subject and production training. The author considers specific peculiarities of methods organization of these types of educational activity.

Key words: Federal State Educational Standard III, formation of competences, production practice, educational subject, educational activity, special training.

Трудность реализации ФГОС III по специальности 050407.03 "Педагогика и психология девиантного поведения" (ППДП) заключена в самом перечне компетенций, предлагаемых для освоения. К сожалению, он, обозначая типовые проблемы, в решении которых специалист принимает участие, не содержит системы и типологии профессиональных деятельностей специалиста. Например, компетенция ПК2: "Способностью осуществлять практическую деятельность по социально-педагогической, правовой и психологической поддержке семьи, детей и подростков, защите их прав и законных интересов, социальному оздоровлению семьи, координации взаимодействия в этой области различных учреждений, организаций и служб" ориентирует факультет на подготовку специалистов к поддержке, защите семьи, детей и подростков, оздоровлению семьи". Однако одноименных предметов в стандарте нет. Более того, на эти же проблемы, помимо педагогов-психологов, ориентируются специалисты и других профилей: юристы, социальные педагоги, социальные психологи и др.

Один из выходов, обеспечивающих формирование необходимых компетенций, найден введением спецподготовки, на которую вместе с производственной практикой отнесено формирование наиболее значимых компетенций профессиональной подготовки.

Спецподготовка - особая форма учебного процесса. Она является одной из новаций учебного плана специальности ППДП, направленной на реализацию компетентностного подхода.

Положение о специальной подготовке регламентирует реализацию одного из существенных и по значению, и по объему (13 у.е.) разделов учебного плана. Специфику спецподготовки в отличие от практики или учебного предмета составляет то, что она является производственной практикой в формате учебного предмета, т.е. совмещает в себе на первый взгляд несовместимое. Ниже мы постараемся определить специфику производственной практики, учебного предмета и специальной подготовки в контексте целого учебного плана как специфических по своей методической организации видов учебного процесса и показать достоинства последней.

Прежде всего имеется специфика в организации этих видов учебного процесса. Обычно производственная практика и прочие учебные курсы разделены во времени и пространстве. В лучшем случае, если производственная практика уже стала тематической, а не просто первой, второй или третьей, инструктивный спецкурс предваряет практику.

В рамках спецподготовки выполнение производственных заданий и инструктивная учебная работа ведутся в один период времени и даже могут пространственно совпадать, полностью или частично (в нашем случае, например, вся учебная работа по патопсихологической диагностике ведется на территории клинического учреждения).

В учебном предмете производственный процесс всегда представлен частично. Каждый из предметов (даже практикум) вычленяет свою проекцию в реальной профессиональной деятельности (например практикум по психодиагностике не рассматривает проблему установления контакта с испытуемым, а ориентирован на освоение диагностического инструментария). Характеристикой ориентиров к действию, осваиваемых в предмете, является обобщенность, теоретичность, абстрактность (они еще нуждаются в существенной адаптации к реальной ситуации), инструментальность (осваивается инструмент как таковой, а не способы работы с ним и тем более не способы его создания). Конкретные ситуации, выбираемые для демонстрации инструмента, носят модельный, крайне упрощенный характер. В учебном предмете студент ориентирован на внеситуативные основы профессиональной деятельности.

Производственная практика имеет свою специфику. Ее характеризует полнота процесса профессиональной деятельности. Даже если практика тематическая (ориентирована на решение какой-то определенной задачи), она все равно решается в контексте всех остальных процессов, необходимых для успешного решения заданной задачи. Например, задачи психодиагностики необходимо привлекают к исполнению задачи установления контакта с испытуемым и субъектами окружающей социальной среды, как на этапе выявления запроса на диагностическую работу, так и на этапе трансляции ее результатов. Практику характеризует также конкретность, ситуативность и случайность действий, в рамках выполнения которых осваиваются компетенции. Работа выполняется под ситуативный запрос (актуальный в момент пребывания студента на практике) с использованием ситуативного инструментария (применяемого на данной производственной базе). На практике студент преимущественно ориентируется на профессиональный опыт психолога специалиста базы практики ("Забудьте дедукцию, давайте продукцию"). Но он, как мы полагаем, только на экспериментальных площадках вполне соответствует современному научно-методическому уровню.

В рамках спецподготовки предполагается научно-практическая ориентация, что предполагает работу с типизированными актуальными запросами (например на групповое сплочение, проблемы общения, коммуникации, снятие агрессии) в рамках специализации на основе научно-методических разработок ведущей кафедры. В этом случае запрос реальный, но внеситуативный. Студент ориентирован на профессиональный опыт кафедры, но он реализуется им в конкретных условиях запроса базовой организации. Предварительная отработка запроса происходит на мастер-классе кафедры, там же происходит и рефлексивная проработка каждого шага в осваиваемой деятельности.

Третий, крайне важный аспект особенности спецподготовки как особого вида учебного процесса - ее трансляционный характер. Она являет собой особую форму непосредственного научно-методического взаимодействия практики и университетской науки, при котором происходит трансляция научно-методических разработок кафедры в практику профессиональной деятельности. Агентами распространения научно-методических (деятельностно-ориентированных) разработок становятся студенты. В наиболее совершенном варианте реализации эта трансляция выглядит как два вида мастер-классов: мастер-класс по виду деятельности, проводимый кафедрой для студентов, и мастер-класс, проводимый студентами как решение практической задачи на базе практики для специалистов базы. Множество студентов предполагает и множество баз практики, т.е. множество каналов распространения научно-методических разработок университетской кафедры.

В случае если на базе практики имеется специалист соответствующего профиля, через которого собственно и выявляются актуальные запросы на профессиональную работу, возможна и встречная трансляция - трансляция на кафедру актуальных проблем профессиональной деятельности и способов их решения на базе.

Обязательным условием возможности трансляции является тематическая организация спецподготовки (ориентация на определенный вид профессиональных задач), таких, например, как психопрофилактика, психокоррекция, психологическое консультирование (перечень определяется концепцией практической подготовки на факультете), ее соответствие сегодняшней тематической организации учебных предметов, научно-методических разработок и подготовленности профессорско-преподавательского состава.

Это же условие является и общим условием возможности руководства спецподготовкой со стороны специалистов кафедры. С особой определенностью это условие выступает для новых направлений подготовки. Например, пока еще нет специалистов по вышеназванной специальности (ППДП), но есть специалисты по видам деятельности (психокоррекции, патопсихологической диагностике и др.), по которым они и могут осуществлять успешное руководство на спецподготовке.

С учетом того что спецподготовка теснейшим образом связана с производством, хотя и является учебным процессом, необходимо сделать следующее дополнение.

По определению, в учебной деятельности происходит передача опыта профессиональной работы. Практика в наибольшей мере отвечает решению этой задачи. Именно на ней студент включается в осваиваемую профессиональную деятельность. Однако на практике обнаруживается парадокс противостояния целей учебных и производственных. Цель производства - успешно выполнить деятельность, реализовать программу, достичь ее цели. И производство стремится выбрать такого субъекта деятельности, который способен эту успешно программу реализовать и цель достигнуть. Но такой желательный субъект не нуждается в обучении, так как уже соответствует требованиям к нему профессиональной деятельности. Значит, если учебный процесс подчинить требованиям производства, то он перестает быть учебным процессом. Это можно наблюдать, когда студенты-практиканты выпускных курсов к удовольствию базовой организации с полным успехом решают практические задачи из программы второго курса. Таким образом, на производственной практике (раз все-таки это учебный процесс) главенствующее место должна занимать не производственная цель, а учебная - изменение субъекта деятельности (студента-практиканта). То есть предметом внимания руководителя практики становится не профессиональная деятельность, а процесс вхождения в нее, в котором преодолевается изначальная неспособность и неготовность практиканта к выполнению производственных задач. Это нужно открыто признать и руководителям производственной базы, и руководителям практики от вуза.

Во всех самых ответственных профессиях этот парадокс известен и по-своему решается. Но сколько бы студент-медик ни оперировал трупы, когда-то впервые он прикоснется скальпелем к живому человеку, т.е. сделает то, что никогда не делал и конкретного опыта чего у него быть не может.

Парадокс решается за счет тематической организации системы практик, построенной по принципу углубления специфичности профессиональных заданий с сохранением полноты профессиональной деятельности.

То есть в учебно-производственной деятельности особое законное внимание должно уделяться затруднениям в решении производственных задач, вызванных неготовностью практиканта к их решению, рефлексивному анализу всех обстоятельств неудач и в случае необходимости к особым мерам, направленным на практиканта. Эти меры приводят его профессиональные качества в соответствие с необходимыми (например, специальная тренировочная работа, отработка определенных нюансов деятельности, из-за которых возникают индивидуальные затруднения практиканта). С последующим возвратом в реальность производства для успешного в конце концов завершения его процессов.

Специальная подготовка, как особая организационная форма, в наибольшей степени отвечает решению таких задач обучения в условиях производства.

Действительно, если мы рассмотрим устройство производственной практики, то увидим, что практический психолог базовой организации, размещающий практиканта в зоне своей профессиональной ответственности за результат производственной работы, конечно, имеет возможности рефлексивной субъектно-ориентированной рефлексивной работы, но они минимизируются. Эта минимизация подчиняется ситуационным производственным установкам и желанием специалиста избежать рисков, связанных с неудачами. В иерархии ценностей практического психолога базы производственный успех - на первом месте, даже ценой замещения практиканта собою в трудных для него ситуациях. Объективно это связано с тем, что студент включается в реальные производственные процессы минимально или включается в процессы, вовсе для него не приспособленные. И актуальность предлагаемых студенту задач определяется не учебными, а прежде всего производственными потребностями.

Специальная подготовка ценностью на первое место выдвигает развитие профессиональных качеств. То есть в этом случае подбирается не студент, наиболее подходящий для успешного выполнения производственной задачи, а производственная задача для студента подбирается в меру трудная, находящаяся в зоне его ближайшего развития и актуальная в то же время для производства (остается производственной, не превращаясь в учебную). Особая форма спецподготовки (рамки учебного предмета) дает возможность более полно организовать супервизию специалистами кафедры попыток профессионального действия, профессиональных проб и подобрать производственную ситуацию, где риски от неудачных действий практикантов были бы минимальными, а сами эти действия фиксировались для последующей проработки.