Мудрый Юрист

Проблема неформального лидерства в курсантских подразделениях ввуза * д.в. Белых-силаев,

<*> Bely'kh-Silaev D.V., Rokhin M.K. Problem of non-formal leadership in cadet subdivisions of military institution of higher education.

Белых-Силаев Дмитрий Владимирович, исполняющий обязанности главного редактора журнала "Юридическая психология".

Рохин Максим Константинович, педагог-психолог.

Статья посвящена проблеме неформального лидерства в курсантских подразделениях военного высшего учебного заведения и отражает ход исследования, проводимого авторами в Военном университете МО РФ. В статье определены цель, задачи, предмет, объект, методы исследования, сформулирована гипотеза исследования. Раскрыто понятие "лидерство". Рассмотрены феномены эмоционального, интеллектуального и организационного лидерства.

Ключевые слова: лидер, неформальное лидерство, курсанты, воинский коллектив, эмоциональное лидерство, интеллектуальное лидерство, организационное лидерство.

The article is devoted to the problem of non-formal leadership in cadet subdivisions of military institution of higher education and reflects the course of the research undertaken by the authors in Military University of the Ministry of Defense of the RF. The article determines the purpose, tasks, subject-matter, methods of research, formulates the theory of research; reveals the concept of leadership, considers the phenomena of emotional, intellectual and organizational leadership.

Key words: leader, non-formal leadership, cadets, military collective, emotional leadership, intellectual leadership, organizational leadership.

Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе военной службы, семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В работе офицера с неформальными лидерами важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Общение и вся работа командира с личным составом должна строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

На характер общения и поведения членов воинского коллектива большое влияние оказывают акцентуации характера, где акцентуация - это крайняя выраженность нормы.

Акцентуации характера воинов зачастую приводят к конфликтам, мешают учебно-боевому процессу и создают трудности в работе с неформальными лидерами.

Изучение влияния акцентуаций характера на направленность неформальных лидеров в воинском коллективе представляется нам очень важной задачей, решение которой может позволить разработать практические мероприятия по улучшению работы с военнослужащими.

Актуальность данной темы заключается в том, что нет четкого алгоритма работы командира с неформальными лидерами. В то же время необходимость работы с ними очевидна, поскольку зачастую неформальный лидер может стать отрицательным примером для остальных военнослужащих, может подорвать авторитет командира. В своей работе мы предлагаем учитывать индивидуально-психологические особенности личности. Определив акцентуации характера военнослужащего, мы можем предположить, какого социального статуса он может добиться в воинском коллективе. Воины с выраженными акцентуациями характера требуют особого подхода в обучении и в воспитании, поэтому актуальность заключается и в том, что нужно искать способы решения этой проблемы.

Поэтому исследование влияний акцентуаций характера военнослужащего на формирование его социально-психологического статуса в подразделении и направленность неформального лидерства ставит научную новизну данного исследования.

А следовательно, проблема исследования состоит в недостаточном теоретическом и практическом осмыслении возможностей учета индивидуально-психологических особенностей военнослужащего при работе с ним как с неформальным лидером.

Цель исследования - выявить возможности совершенствования работы с неформальными лидерами в подразделении с учетом их акцентуаций характера.

Объект исследования - работа должностных лиц подразделения с неформальными лидерами.

Предмет исследования - возможности совершенствования работы должностных лиц подразделения с неформальными лидерами.

На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута следующая гипотеза исследования: выявление акцентуаций характера неформальных лидеров является необходимым направлением работы с ними должностных лиц подразделения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть проблематику лидерства в коллективе;
  2. изучить предлагаемые в рамках военной педагогики и психологии основные направления работы с неформальными лидерами в подразделении;
  3. выявить особенности акцентуаций характера неформальных лидеров в воинском подразделении;
  4. обосновать необходимость учета индивидуально-психологических особенностей неформальных лидеров - как необходимой основы работы с ними должностных лиц подразделения.

Методологической основой нашего исследования являются общенаучные принципы отечественной психологии, в частности принцип детерминизма и принцип системного подхода.

Методы исследования. В исследовании был применен теоретический анализ литературных источников. Исследование проходило на базе Военного университета Министерства обороны России (г. Москва). Изучение структуры учебной мотивации курсантов, а также качественная характеристика ее детерминант осуществлялись с помощью психодиагностической методики: тест-опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, метод социометрии, к тестированию было привлечено 57 курсантов. Был также применен метод опроса (стандартизированное интервью).

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку новых подходов к созданию оптимальной системы работы должностных лиц подразделения с неформальными лидерами.

Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих высоких организаторских и коммуникативных способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, высокие организаторские и коммуникативные способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, даже не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, способности, свойства, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
  2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах - спортивных, творческих и т.д.);
  3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитывать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: "Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими".

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что члены коллектива находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой стороны - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные районы в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

Лидерство - это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т.д.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Как в любом коллективе, сферы взаимоотношений военнослужащих проявляются в официальной и неофициальной структуре. Официальная структура определена законами, уставами, приказами и наставлениями. Неофициальная же формируется на основе объединения военнослужащих по интересам, потребностям, личным симпатиям, по периодам службы, региональной и национальной принадлежности т.д. Данная структура складывается в процессе совместной деятельности, имеет определенные временные рамки, более подвижна и замкнута, чем официальная. Она включает в себя как отдельных воинов, так и группы военнослужащих, выполняющих роли ведущих, ведомых поддерживающих, нейтральных, отвергнутых и т.д. И хотя обе сферы (структуры) и сложившиеся в них отношения функционируют в неразрывном единстве, каждая из них имеет свои существенные особенности.

В неофициальной, так называемой "бытовой" сфере взаимодействия менее регламентированы и базируются на принципах личных симпатий, развитии индивидуальных качеств групповой сплоченности. Военнослужащие срочной службы воспринимаются как представители неформальной группы, в основе которой может быть региональная, национальная принадлежность, срок службы, ранее сформированные стереотипы поведения и др. Переплетаясь, официальные и неофициальные взаимоотношения формируют специфические социальные роли воинов в сфере их межличностного общения.

Формальная структура же, напротив, предполагает жесткую субординацию, вплоть до определения задаваемых лидерских функций.

Дифференциация военнослужащих в группах и групп между собой приводят к положению ведущих, с одной стороны, и ведомых - с другой. Иными словами, лидерство выступает как процесс дифференциации отдельных военнослужащих и как процесс самоорганизации групп воинов.

Лидерство формируется в виде иерархической структуры, которая находит свое проявление внутри лидирующих групп и в отношениях между группами военнослужащих.

В неформальных группах наибольшим социально-ролевым статусом выделяется лидер. Он имеет последователей, которые своим влиянием содействуют повышению определенной категории военнослужащих. Групповые нормы реализуются в поведении отдельных военнослужащих. Если речь идет об отрицательном лидерстве, то выявлено, что на начальном этапе формирования малой группы отрицательный лидер играет решающую роль в ее сплочении.

Однако когда группа активно проявляет себя, не только лидер, но и большинство ее членов способны отстаивать свои ценности и интересы. Но, тем не менее, образцом в этом является лидер, который наиболее настойчиво "проводит в жизнь" нравы, культивируемые в микрогруппы.

Механизм выдвижения и проявления лидерства рассматривается в совокупности трех видов межличностных взаимоотношений:

В зависимости от доминирования личных качеств лидера и потребности в их проявлении его ближайшего окружения в данной работе выделяются эмоциональный, интеллектуальный и организационный лидеры (не всегда в одном лице).

Основа эмоционального лидерства - привлекательность для окружающих. Такой лидер - не лучший специалист, но благодаря своему обаянию часто получает роль лидера. В отрицательно направленной микрогруппе - это, как правило, "защитник обиженных", он отличается манерой расслабленно держать себя со старшими по званию, нарушениями формы одежды, "бывалостью" и т.д., это обычно воин старшего призыва. Стремление же присвоить себе такую роль отдельными военнослужащими младших призывов пресекается. Информационный обмен позволяет выявить интеллектуального лидера (лидера-эрудита), т.е. обладателя информации, которая недоступна для других в силу большего жизненного опыта, более развитых профессиональных качеств, опыта службы и т.д.

И, наконец, во взаимной регуляции совместного поведения выделяется лидер-практик (организационный лидер), т.е. обладающий превосходством в организаторских способностях. Он способен задать модель, образец поведения в особо значимых ситуациях. Таких людей отличают убежденность, уверенность, безапелляционность тона (часто это младшие командиры, называемые "толковыми"). Психологический механизм влияния практического лидера - обеспечение ведущей роли одних по отношению к другим в различных вопросах.

Развитие лидера имеет свою динамику. Выделяются три ее этапа.

Первый этап - самоопределения воинов и групп военнослужащих, который зависит от ряда факторов. К ним относятся как личные качества, так и условия воинской деятельности. Ведущий компонент здесь - готовность к достижению общезначимых целей.

Второй этап - внутригрупповой и межгрупповой дифференциации. Он определяется обычно периодом службы, но часто региональной, национальной и социальной принадлежностью.

Третий этап - образования устойчивой неофициальной структуры первичного воинского коллектива.

В связи с вышесказанным интересен подход типологии лидерства "имеющиеся подходы к проблеме лидерства как теории черт, как ситуативному явлению, деятельностно-опосредованному феномену и не полностью раскрывают механизм проявления лидерства, так как не учитывают его возможной негативной направленности. Лидер воспринимается как предпочтительный, желательный в группе и в коллективе".

Однако когда отрицательного лидера назначают на должность сержанта, эффективность его деятельности оказывается ниже ожидаемой. Причина в том, что его действия не получают поддержки со стороны ближайшего окружения, представителей лидирующей группы.

Поэтому с целью успешного предупреждения отрицательного лидерства и понимания психологического механизма его формирования в основу типологии данного феномена положена динамика проявления межличностного взаимодействия военнослужащих.

А. На этапе самоопределения военнослужащих выделяется лидерство:

Б. На этапе дифференциации военнослужащих:

В. На этапе самоорганизации и самоуправления групп:

Неслучайно поэтому процесс образования неформальных групп признан закономерным и объективным, а по мнению ряда исследователей - может быть использован в позитивных целях укрепления и оздоровления внутри коллективных отношений.

Проблема лидерства рассматривается как самоутверждение, прежде всего в деловой, официальной структуре коллектива, и военнослужащие не всегда полно удовлетворяют потребность в своей индивидуальности.

Большую роль в их деятельности играет товарищеское общение, утверждение в неофициальной психологической ролевой структуре, которая является результатом взаимодействия самоутверждающихся индивидов, стремящихся играть ту или иную социально-психологическую роль, тогда как деловая структура связана с социальными ролями.

При изучении формирования психологической структуры воинского коллектива выявлено, что уже к концу третьего месяца существования коллектива и совместной жизнедеятельности завершается выявление наиболее активных и инициативных солдат, стремящихся к лидерству в коллективе либо в его микроструктурах. Часть из них за это время добивается реализации своих стремлений. При этом автором установлено, что лидеры активно удерживают свое положение, а если это не получается, то стремятся либо восстановить его в данной группе, либо создают новую микрогруппу. В ходе исследований выяснилось, что состав микрогрупп и их количество по мере развития коллектива и длительности общения в основном изменяются, но лидерами остаются, как правило, те же. Многие из них удерживают свои позиции на протяжении всего времени службы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать практический вывод о необходимости уже в процессе комплектования первичных коллективов учитывать феномен неформального лидерства.