Мудрый Юрист

Об особенностях банкротства стратегических предприятий

Мишаков Олег Григорьевич, соискатель кафедры гражданского права Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный университет" Министерства обороны Российской Федерации.

В статье рассмотрены особенности банкротства стратегических предприятий и организаций, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Автором исследован вопрос о возможности применения законодательства о банкротстве юридических лиц к отдельным военным организациям, в частности к Министерству обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: банкротство, стратегические предприятия и организации, оборонный заказ, предоставление государственных гарантий, продажа предприятия должника.

On peculiarities of bankruptcy of strategic enterprises

O.G. Mishakov

The article considers the peculiarities of bankruptcy of strategic enterprises and organizations provided for by Federal Law of October 26, 2002 N 127-FZ "On insolvency (bankruptcy)". The author studies the issue of possibility of application of bankruptcy legislation of juridical persons to certain military organizations, in particular, to the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Key words: bankruptcy, strategic enterprises and organizations, defense order, provision of state guarantees, sale of a debtor's enterprise.

Стратегические предприятия и организации имеют особое значение для обеспечения обороноспособности Российской Федерации.

Под стратегическими предприятиями и организациями понимают федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; а также организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа <1>.

<1> О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Однако в условиях рыночной экономики возможно возникновение ситуаций, когда стратегическое предприятие или организация окажутся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (например, налогов). Если соответствующие обязательства и (или) обязанности не будут исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, то стратегическое предприятие или организация подпадает под действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В отношении стратегических предприятий и организаций применяются специальные правила банкротства, предусмотренные параграфом 5 главы IX указанного Закона. Однако установленные этим параграфом особенности процедуры банкротства таких предприятий и организаций, по нашему мнению, недостаточно регламентированы и не защищают их в должной степени.

Например, для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий и организаций принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Считаем, что размер задолженности, дающий право возбудить процедуру несостоятельности (банкротства) в отношении стратегического предприятия или организации, должен быть увеличен как минимум до 5 - 10 миллионов рублей.

Одновременно должен быть увеличен и срок неисполнения обязательства, дающий кредитору право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании стратегического предприятия или организации несостоятельным (банкротом), например до 1 года.

По итогам процедуры наблюдения в отношении стратегического предприятия или организации арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления; ввести внешнее управление или открыть конкурсное производство.

Арбитражный суд выносит определение о введении в отношении стратегического предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегическое предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов.

При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, в случае если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления.

План внешнего управления в отношении стратегических предприятий или организаций может предусматривать продажу предприятия, отчуждение или обременение недвижимого имущества, распоряжение иным имуществом должника и другие сделки, не связанные с хозяйственной деятельностью должника. При этом внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 195 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае введения внешнего управления возможна продажа предприятия-должника (стратегические предприятия или организации), которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Такая продажа осуществляется на торгах в форме конкурса. При этом федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегическое предприятие или организация, заключает с покупателем такого предприятия-должника соглашение об исполнении условий конкурса. В случае его нарушения (неисполнения) само это соглашение и договор купли-продажи предприятия подлежат расторжению арбитражным судом по иску указанного федерального органа. Если арбитражным судом указанные соглашение и договор купли-продажи будут расторгнуты, то такое предприятие должника подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом.

Одна из важных особенностей конкурсного производства в отношении стратегических предприятия или организации связана с возможным наличием в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота.

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем шесть месяцев с даты получения уведомления.

Одной из особенностей банкротства стратегических предприятий и организаций является закрепление в законе комплекса мер, направленных на предупреждение их банкротства. В частности, Правительство Российской Федерации организует проведение систематического мониторинга финансового состояния стратегических предприятий и организаций; осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу; обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий; осуществляет иные меры.

Как показывает практика, в результате банкротства стратегические предприятия и организации либо лишаются основных производственных мощностей, либо ликвидируются. По нашему мнению, это недопустимо.

Статья 65 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Это правило не распространяется на казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации <2>.

<2> Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Заметим, что действие данного Закона не распространяется и на некоторые конкретные юридические лица, например на государственную компанию "Российские автомобильные дороги", на Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, на Центр исторического наследия Президента РФ, на государственные корпорации "Росатом" и "Ростехнологии", на Банк развития и др. <3>.

<3> О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582; О содействии развитию жилищного строительства: Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3617; О центрах исторического наследия президентов, прекративших исполнение своих обязанностей: Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2253; О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом": Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078; О государственной корпорации "Ростехнологии": Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 48. Ч. II. Ст. 5814; О Банке развития: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

Так, в частности, в п. 13 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо указано, что на государственную компанию не распространяется действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Считаем, что необходимо законодательно определить условия и разработать соответствующие критерии, при соответствии которым действие указанного Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" автоматически не будет распространяться на такие стратегические предприятия и организации.

Таким образом, в законодательство должны быть внесены изменения и дополнения в целях обеспечения максимальной защиты стратегических предприятий и организаций, а также военных организаций, не являющихся учреждениями, от несостоятельности (банкротства).