Мудрый Юрист

Развитие советского процессуального законодательства, регулирующего международную правовую помощь по гражданским делам

Григорьева О.Г., кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО(У) МИД России.

В статье речь идет об этапах развития советского гражданского процессуального законодательства о международной правовой помощи по гражданским делам. Выявлены тенденции и закономерности развития данного процессуального института. Анализируются акты законодательства с октября 1917 г. и до распада Советского Союза. Отражена роль Пленума Верховного Суда СССР в развитии международной правовой помощи по гражданским делам.

Ключевые слова: международная правовая помощь по гражданским делам; гражданское процессуальное законодательство; Советский Союз; международное судебное поручение.

Development of the soviet remedial legislation in regulating the international legal and on civil cases

O.G. Grigorieva

Grigorieva O.G., candidate of legal sciences, associate professor of the Department of legal support of Management of the international Management institute of the Moscow state institute of international Relations (MGIMO-University) of Ministry of Foreign affairs of the Russian Federation.

In article there are question of stages of development of the Soviet civil remedial legislation on the international legal aid on civil cases. Tendencies and laws of development of the given remedial institute are revealed. There are analyzed certificates of the legislation since October, 1917 till the disintegration of Soviet Union. The role of Plenum of the Supreme Court of the USSR is reflected in development of the international legal aid on civil cases.

Key words: the international legal aid on civil cases; the civil remedial legislation; Soviet Union; the international court order.

Решать правовые конфликты, которые возникают в материально-правовых отношениях, в том числе посредством оказания международной правовой помощи по гражданским делам, традиционно призвано гражданское процессуальное право.

Многие кодифицированные акты Российской Федерации имеют специальные разделы, посвященные регулированию соответствующих правоотношений, осложненных иностранным элементом. ГПК РФ, не являясь исключением, содержит разд. V "Производство по делам с участием иностранных лиц", который в настоящее время регулирует вопросы оказания международной правовой помощи по гражданским делам.

Появление данных норм в российском гражданском процессуальном законодательстве обусловлено длительным и весьма противоречивым историческим путем, который прошел институт международной правовой помощи по гражданским делам в предыдущие десятилетия. Именно формированию советского гражданского процессуального законодательства в аспекте регулирования обозначенной проблематики посвящена данная статья.

Первые акты советской власти принимались в условиях продолжавшихся мировой и гражданской войн, разрушения складывавшихся веками международных связей Российского государства, становления советских государственных органов. Построение новой судебной системы было объективной необходимостью. Одним из первых декретов советской власти стал принятый 7 марта 1918 г. ВЦИК Декрет "О суде" <1>. Особый интерес в исследуемом аспекте представляет закрепленное в ст. 8 Декрета положение о том, что "судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 г.". Тем самым к источникам гражданского процесса новая власть отнесла судебные уставы свергнутой Российской империи. Другим принятым 16 февраля 1918 г. ВЦИК актом - Декретом "О третейском суде" <2> - разрешалась передача спора на рассмотрение третейских судов "за исключением лишь дел, подсудных специальным судам или иным установлениям, на основании законов о трудовом договоре и о социальном страховании". 23 марта 1923 г. СНК РСФСР принимает Декрет, содержавший Положение о примирительных камерах и третейских судах <3>, устанавливавший процедуру рассмотрения в примирительно-третейском порядке "конфликтов и споров, возникающих на почве применения наемного труда...".

<1> Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г. N 2 "О суде" // СУ РСФСР. 1918. N 26. Ст. 347.
<2> Декрет ВЦИК от 16 февраля 1918 г. "О третейском суде" // СУ РСФСР. 1918. N 28. Ст. 366.
<3> Декрет ВЦИК от 23 марта 1923 г. "Положение о примирительных камерах и третейских судах" // СУ РСФСР. 1923. N 24. Ст. 288.

Ни в одном из названных Декретов нет положений, посвященных судопроизводству по гражданским делам, осложненных иностранным элементом. На наш взгляд, это логично и обусловлено сложившейся в те годы послевоенной политической ситуацией в стране и мире.

К 1923 г., когда были решены вопросы укрепления новой власти внутри страны и ее признания международным сообществом, наше государство перешло к формированию социалистического законодательства. Изучение массива нормативных актов того периода времени позволяет сделать вывод о том, что многие нормы судебных уставов Российской империи были включены в новое советское процессуальное законодательство и, соответственно, в процессуальное законодательство советских республик.

С 1 января 1923 г. вступили в действие принятые IV-й сессией ВЦИК Гражданский кодекс и Положение о судоустройстве. Разработка Гражданского процессуального кодекса к тому времени еще не была закончена. Поэтому 4 января 1923 г. НКЮ РСФСР принял Постановление "Об основных нормах гражданского процесса", в котором предлагал "временно, при разрешении гражданских дел, руководствоваться Положением о Народном Суде и изданными в дополнение и развитие его циркулярами Народного комиссариата юстиции...". Положение о судоустройстве РСФСР <1> (1922 г.) и Декрет "О подсудности гражданских дел судебным учреждениям РСФСР" <2> (1923 г.) регулировали вопросы отнесения определенных категорий гражданских дел к губернским судам и Верховному Суду, устанавливали их единоличное и коллегиальное слушание и т.д. И вновь процессуальные акты не упоминают о возможном обращении за судебной защитой своих прав иностранных лиц, специфике гражданского процесса с их участием, сношении с иностранными судами. Вместе с тем действовавшие в то время нормы советского цивилистического законодательства уже отчасти затрагивали проблему судебной защиты иностранных юридических лиц "на началах взаимности".

<1> Положение о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. N 69. Ст. 902.
<2> Декрет от 1 февраля 1923 г. "О подсудности гражданских дел судебным учреждениям РСФСР" // СУ РСФСР. 1923. N 10. Ст. 122.

Немало внимания советский законодатель в то время уделял правовому регулированию разрешения хозяйственных дел. В первые годы советской власти был принят целый комплекс соответствующих нормативных документов. Так, 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК утвердили Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями <1>; 14 марта 1923 г. Совет Труда и Обороны РСФСР принял Постановление, утверждавшее Правила о производстве дел в Высшей Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны и местных арбитражных комиссиях <2>, и т.д.

<1> Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями (утв. Постановлением ВЦИК и СНК от 21 сентября 1922 г.) // СУ РСФСР. 1922. N 60. Ст. 769.
<2> Правила о производстве дел в Высшей Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны и местных арбитражных комиссиях (утв. Постановлением Совета Труда и Обороны РСФСР от 14 марта 1923 г.) // СУ РСФСР. 1923. N 25. Ст. 292.

К ведению арбитражных комиссий были отнесены "споры об имущественных правах между государственными учреждениями и предприятиями, поскольку таковые споры, согласно общим законам, не разрешаются в административном порядке внутри ведомства... Остальные споры разрешаются местными арбитражными комиссиями". Исходя из актуальности надлежащего рассмотрения споров между предприятиями министерств и ведомств, не смешивая производство по хозяйственным делам с компетенцией судов общей юрисдикции, разработка арбитражного процессуального законодательства продолжалась и в последующие годы. К примеру, 3 мая 1931 г. ЦИК СССР и СНК СССР приняли совместное Постановление, которым было утверждено Положение о государственном арбитраже <1>. К ведению государственного арбитража, в частности, было отнесено рассмотрение споров между учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, хозяйственного объединения или кооперативной системы при наличии разрешения соответствующего вышестоящего органа.

<1> Положение о государственном арбитраже (утв. Постановлением СНК СССР от 3 мая 1931 г.) // СЗ СССР. 1931. N 26. Ст. 203.

Таким образом, законодательство об арбитражном порядке рассмотрения споров длительное время не касалось вопросов участия в данных процедурах иностранных организаций. Не было законодательно определено право иностранных организаций и предприятий на обращение к советским судебным (арбитражным) органам за защитой своих прав и интересов. Решение таких вопросов было отнесено к двусторонним соглашениям СССР с другими государствами. Данный подход, как представляется, можно объяснить тем, что в советский период традиционно арбитражный процессуальный порядок разрешения правовых конфликтов экономической направленности был характерен для споров между государственными учреждениями и предприятиями, как правило, в рамках конкретного ведомства (отрасли промышленности), что в принципе не подразумевало участия в таких конфликтах иностранных предприятий.

1 сентября 1923 г. был введен в действие ГПК РСФСР (далее - ГПК 1923 г.), который во многом восполнил пробелы уже действовавших к тому моменту процессуальных актов в части регулирования процессуальных отношений, осложненных иностранным элементом, в целом и международной правовой помощи по гражданским делам в частности. ГПК 1923 г. закреплял возможность применения судами норм иностранного права, устанавливал дипломатический порядок сношения по вопросам гражданского процесса, а также допускал возможность исполнения на территории РСФСР решений иностранных судов. Так, ст. 8 ГПК 1923 г. предлагала судам в случае "затруднений в применении иностранных законов... просить НКИД войти в сношение с подлежащим иностранным правительством о доставлении заключения по возникшему вопросу". Подобное заключение указанным Народным комиссариатом должно было быть доставлено инициирующему суду. При этом ГПК 1923 г. не устанавливал сроков и форм обращения.

Статья 67 ГПК 1923 г., закрепляя дипломатический порядок сношения с другими государствами по процессуальным вопросам, буквально гласила следующее: "Все сношения суда с лицами и учреждениями, находящимися за границами Союза Советских Социалистических Республик, производятся через Народный комиссариат иностранных дел".

ГПК 1923 г. уделял внимание вопросу исполнения на территории нашего государства решений иностранных судов. Однако данная норма имела отсылочный характер: согласно примечанию к ст. 255 "порядок исполнения решений иностранных судов определяется специальными соглашениями с подлежащими государствами".

Очевидно, что приведенные выше нормы ГПК 1923 г. далеко не в полной мере отражали потребность судебной практики в законодательном регулировании международной правовой помощи по гражданским делам. Не в полном объеме решались и проблемы участия в производстве по гражданским делам иностранных лиц. Не имелось даже такой основополагающей нормы, которая вообще разрешала бы иностранным лицам доступ к советскому правосудию. Не регулировались вопросы предоставления иностранным лицам определенного правового режима - наибольшего благоприятствования или национального. Но вместе с тем наличие в ГПК РСФСР 1923 г. хотя бы трех статей, посвященных изучаемой проблематике, наглядно характеризует степень развития советского права того периода времени.

Последующие два десятилетия не внесли сколько-нибудь серьезных изменений в ГПК 1923 г. в части оказания международной правовой помощи по гражданским делам. Сношения по данным вопросам по-прежнему осуществлялись по дипломатическим каналам, основывались на взаимном обмене нотами между НКИД СССР и министерствами иностранных дел отдельных государств. Договоры о правовой помощи по гражданским делам в рассматриваемый период Советским Союзом не заключались.

16 декабря 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Указ "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" <1>, в который в последующие годы был внесен ряд изменений и дополнений <2>. Принятие подобного нормативного документа особенно значимо, поскольку в послевоенные годы в условиях создания принципиально нового мирового порядка СССР начал проводить активную внешнюю политику дружбы и сотрудничества с другими государствами. Положения Указа распространялись и на сношения по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским делам.

<1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" // Ведомости ВС СССР. 1948. N 5.
<2> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 марта 1988 г. "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" // Ведомости ВС СССР. 1988. N 12. Ст. 185.

Как отмечалось в Указе 1947 г., "в целях введения единообразного порядка в сношениях государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств":

За нарушение указанного порядка сношений предусматривалась уголовная и дисциплинарная ответственность.

25 декабря 1958 г. принят Закон СССР "Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик" <1>. Основы не касались вопросов участия в гражданском судопроизводстве иностранных лиц, правовой помощи по гражданским делам, каких-либо иных аспектов рассматриваемой проблемы.

<1> Закон СССР от 25 декабря 1958 г. "Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик" // Ведомости ВС СССР. 1958. N 1. Ст. 12.

12 сентября 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О порядке исполнения решений судов государств, с которыми СССР заключены договоры об оказании правовой помощи" <1>. Необходимость законодательного регулирования вопросов, связанных с исполнением решений иностранных судов, была обусловлена целым массивом двусторонних договоров о правовой помощи СССР, имевших место к 1958 г.

<1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября 1958 г. "О порядке исполнения решений судов государств, с которыми СССР заключены договоры об оказании правовой помощи" // Ведомости ВС СССР. 1958. N 23. Ст. 345.

Указ, помимо требований, которым должно было отвечать ходатайство о правовой помощи, устанавливал следующий порядок исполнения в СССР решений иностранных судов: "Ходатайства... рассматриваются краевым, областным судом, судом автономной области, окружным судом, Верховным Судом автономной республики и Верховным Судом союзной республики по месту жительства должника... в открытом судебном заседании с вызовом должника... Отказ в разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда допускается в случаях, предусмотренных договором о правовой помощи, заключенным СССР с государством, на территории которого было вынесено судебное решение..."

Заинтересованное лицо могло в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, заявить возражения против признания этого решения.

Очевидно, что положения, включенные в рассматриваемый Указ, носят исключительно процессуальный характер. Представляется, что советскому законодателю целесообразно было бы включить аналогичные положения в действующий тогда ГПК в качестве отдельной главы.

Определенную ясность в специфические механизмы реализации международной правовой помощи по гражданским делам наряду с названным выше Указом вносил Пленум Верховного Суда СССР. В целях единообразия судебной практики, восполнения пробелов текущего законодательства Пленум Верховного Суда СССР периодически принимал постановления, касающиеся тех или иных аспектов международной правовой помощи.

Так, 19 июня 1959 г. Пленумом Верховного Суда СССР было принято Постановление N 2 "О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" <1>; 30 мая 1967 г. - Постановление N 5 "О выполнении судебными органами обязательств, вытекающих из договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных СССР с социалистическими государствами" <2>; 11 июля 1972 г. - Постановление N 6.

<1> Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 г. N 2 "О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 - 1986. М., 1987.
<2> Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 мая 1967 г. N 5 "О выполнении судебными органами обязательств, вытекающих из договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных СССР с социалистическими государствами" // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 - 1986.

С конца 50-х годов прошлого века судебная практика об оказании международной правовой помощи по гражданским делам основывалась в большей степени на положениях соответствующих международных договоров СССР, чем на нормах советского гражданского процессуального законодательства. Требовались обобщение, изучение и анализ такой судебной практики, чему в немалой степени способствовали указанные выше Постановления Пленума Верховного Суда СССР. В целом позиция Пленума Верховного Суда СССР сводилась к следующему.

  1. Иностранные лица в отношении своих личных и имущественных прав пользуются на территории СССР такой же правовой защитой, как и граждане и юридические лица СССР, и имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в советские суды; их дееспособность определяется личным законом.
  2. Правовая помощь оказывается путем выполнения отдельных процессуальных действий (составления и пересылки документов, проведения обысков, пересылки и выдачи вещественных доказательств, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, опроса сторон и других лиц, судебного осмотра, выполнения поручений о вручении документов и т.п.).
  3. Порядок направления и оформления международных судебных поручений определяется Минюстом СССР.
  4. При исполнении поручений иностранных судов применяется советское процессуальное законодательство. Однако допускается применение иностранного процессуального законодательства.

Именно постановления Пленума Верховного Суда СССР, принятые в 60 - 70-е годы прошлого века, явились основой для разработки соответствующих разделов будущих гражданских процессуальных и арбитражных процессуальных кодексов, посвященных судопроизводству с участием иностранных лиц.

Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1961 г.) в полной мере восприняли позицию Пленума Верховного Суда СССР по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским делам, которая нашла свое закрепление в разд. VI "Гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства. Иски к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов. Международные договоры".

В 1979 г. Основы были дополнены ст. 64, закрепившей приоритет международных договоров СССР над советским законодательством о гражданском судопроизводстве и процессуальным законодательством союзных республик.

ГПК РСФСР 1964 г. по аналогии с Основами имел специальный раздел (разд. VI), посвященный особенностям судопроизводства, осложненного иностранным элементом, - "Гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства. Иски к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов. Международные договоры".

В 1967 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Постановление "О порядке применения СССР Конвенции по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.". Именно с 1967 г. Советский Союз участвовал в названной Конвенции. Основная идея данного Постановления заключалась в предоставлении Верховному Суду СССР полномочий в решении вопроса о возможности по просьбе иностранного учреждения вручать документы в особом порядке, а исполнять поручения - в особой форме, "поскольку такой порядок и такая форма не противоречат законодательству СССР и союзных республик".

Таким образом, развитие советского гражданского процессуального законодательства в части регулирования международной правовой помощи по гражданским делам обусловливалось прежде всего международными обязательствами Советского Союза, базировалось на положениях советских конституций, потребностях правоприменительной практики.