Мудрый Юрист

Новый гражданский процессуальный кодекс чили 1 артуро фелипе онфрай виванко

<1> Перевод с испанского языка выполнен Дарьей Старостиной, студенткой 5-го курса юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета. - Примеч. ред.

Артуро Фелипе Онфрай Виванко, доктор права, профессор процессуального права университета Диего Порталеса (Сантьяго, Чили), член Института процессуального права Чили и иберо-американского процессуального права, а также Международной ассоциации процессуального права.

В статье автором раскрываются исторические предпосылки реформы гражданского процессуального права Чили, а также дается краткая характеристика нового гражданского процессуального законодательства Чили.

Ключевые слова: гражданский процесс; Чили; реформа.

New Civil procedure code of Chile

Arturo Felipe Onfray Vivanco

Arturo Felipe Onfray Vivanco, doctor of legal sciences, professor of procedural law of the University Diego Portales (Santiago, Chile), member of the Institute of procedural law in Chile and the Ibero-american procedural law, as well as the International association of procedural law.

In this article author reveals to the historical background of the reform of civil procedure in Chile, and also gives a brief description of the new civil procedure law in Chile.

Key words: civil procedure; Chile; reform.

В день, когда суды будут закрыты из-за отсутствия судебных

исков, не знаю, радоваться или грустить; я был бы рад,

если бы в мире не было никого, склонного к несправедливости

по отношению к другим: это означало бы появление всеобщей

любви, но в то же время меня бы огорчило, если бы в этом

мире не было никого, готового восстать против

несправедливости: это означало бы победу всеобщей трусости.

Пьеро Каламандреи.

Восхваление судей, написанное адвокатом

1. Обзор 1.1. Историческая справка

В марте 1990 г. 17-летний режим Аугусто Пиночета <1> подошел к концу. Новому Президенту Республики Чили Патрисио Эйлвину предстояло решить ряд важнейших задач: прежде всего это переход к демократии, а также необходимость модернизировать государство в соответствии с последними экономическими и социальными изменениями, которые произошли в мире и в стране.

<1> Президент Чили (диктатор) с 17 декабря 1974 г. по 11 марта 1990 г., а также главнокомандующий Вооруженными силами Чили с 11 сентября 1973 г. по 11 марта 1990 г. - Примеч. пер.

Одним из приоритетных направлений его деятельности в процессе модернизации государства считалось отправление правосудия. Неудивительно, что Патрисио Эйлвин в апреле 1990 г., менее чем через два месяца после инаугурации, в своей вступительной речи на Конгрессе Национальной ассоциации судей (г. Пукон) сообщил: "Никто не может отрицать, что отправление правосудия переживает серьезный кризис" <1>.

<1> Вступительная речь на XVII-м Конгрессе национальной ассоциации судей, опубликованная в третьем сборнике 8 апреля 1990 г.

Кроме вышеупомянутой негативной оценки судопроизводства в стране, состояние кризиса было подтверждено общественным мнением. Были проведены соответствующие опросы, в результате которых выявлено, что количество граждан, не одобряющих судебную систему, превышает 80%.

Такое отношение обусловлено преимущественно пассивной ролью военного правительства <1> в области защиты прав человека <2>. Однако, кроме этого, было много других проблем, связанных с организацией судебной системы и судебного процесса: например, можно отметить, что процесс был устаревшим и довольно затянутым.

<1> В период военной диктатуры А. Пиночета выявлены массовые нарушения прав человека. - Примеч. пер.
<2> Larkins Chr. Judicial Independence and Democratization: A Theoretical and Conceptual Analysis // The American Journal of Comparative Law. 1996. Vol. 44. P. 613.

В связи с кризисом отправления правосудия были проведены глобальные реформы. Наиболее значительные изменения произошли в области уголовного процесса. Министр иностранных дел Соледад Альвеар охарактеризовала реформу уголовного процесса как "самую революционную реформу века" <1>. Позже были проведены и другие важные процессуальные реформы, такие, как реформа судебного разбирательства по семейным делам, по трудовым, по налоговым и по таможенным делам, а также ряд других реформ <2>.

<1> Alvear S. Vital aporte de la comunidad jurfdica en la modernizacion de la Justicia Chilena // Publicado en Facultad de Derecho de la Universidad de Chile. La abogacfa y sus opciones profesionales. Manuales Jundicos 108. Santiago: Editorial Jundica de Chile, 1997. P. 56.
<2> Onfray A. Civil justice reform in Chile: Context, precedents and contributions from a conflict perspective: Tesis Doctoral. Leuven: Katholieke Universiteit Leuven, 2010. P. 153.

На сегодняшний день в чилийском обществе существует единое мнение о необходимости глобальных изменений в области гражданского процесса. Таким образом, реформирование гражданского судопроизводства является одной из важнейших задач нынешнего Правительства <1> Себастьяна Пиньера <2>.

<1> Pinera Echenique S. Programa de Gobierno 2006 - 2010 (http://www.bcn.cl/elecciones/pdf/programa1-SP.pdf); Idem. La joya que pretende dejar Felipe Bulnes // Diario La Nacion. 2010. 26 oct. (http://www.lanacion.cl/la-joya-que-busca-dejar-felipe-bulnes/noticias/2010-05-29/194007.html).
<2> Мигель Хуан Себастьян Пиньера Эченике - Президент Республики Чили с 11 марта 2010 г. (по настоящее время). - Примеч. пер.

1.2. Необходимость реформирования гражданского процесса в Чили

В настоящее время, когда многие серьезные процессуальные проблемы, особенно те, которые связаны с уголовным процессом, в Чили уже успешно решены, наступает очередь реформирования гражданского процесса.

Некоторые из многочисленных проблем гражданского процесса следует оценить как особенно серьезные.

Во-первых, важно отметить значительное увеличение гражданских споров. Между 1973 и 2008 гг. число новых гражданских дел возросло с 71 115 до 1 700 644, что представляет собой увеличение на 2400% <1>. Население же в эти годы увеличилось только на 87%. Рост гражданских дел, в свою очередь, привел к чрезмерной нагрузке судей. По мнению самих судей, это является одной из основных проблем, учитывая, что количество судов в последние годы не выросло <2>.

<1> Garcia J.F., Leturia F.J. Justicia Civil: Una Reforma Pendiente. Instituto Libertad y Desarrollo, Serie Informe Politico 88. Santiago, 2005. P. 11.
<2> Onfray A. Las necesidades de capacitacion de los jueces de primera instancia. Santiago: Corporacion de Promocion Universitaria, 1992. P. 91 - 93.

Во-вторых, серьезным недостатком гражданского процесса является длительность рассмотрения дел. По данным последних исследований, в судах общей юрисдикции в Сантьяго средняя продолжительность рассмотрения дела составляет 5,5 лет <1>.

<1> Garcia J.F., Leturia F.J. La Justicia Civil y Comercial Chilena en Crisis: Bases para el diseno de la Reforma Procesal Civil // Justicia Civil y Comercial: Una reforma pendiente. Bases para el diseno de la Reforma Procesal Civil / J.P. Silva, J.F. Garcfa, F.J. Leturia (eds.). Santiago: Instituto Libertad y Desarrollo, Pontificia Universidad Catelica de Chile and Universidad Autenoma de Madrid, 2006. P. 38.

В-третьих, применение старых норм. Гражданское судопроизводство базируется на нормах испанских законов, принятых еще в XIX в., которые, в свою очередь, происходят от древнейшего Свода законов Альфонсо Мудрого "Семь разделов права" <1>.

<1> Альфонсо X Мудрый - король Кастилии и Леона с 1252 по 1284 гг. Инициировал составление Свода законов "Семь разделов права". Данный Свод законов был составлен с целью установления правового единства Королевства. Эта работа считается одной из самых важных в истории права Кастилии. "Семь разделов права" воспринимают и как "гуманистическую энциклопедию", поскольку в Своде законов поднимаются также философские, моральные и теологические темы. - Примеч. пер.

1.3. Первые шаги в реформировании гражданского процесса в Чили

За последние 30 лет в целях устранения процессуальных проблем были предприняты усилия по совершенствованию гражданского судопроизводства в Чили. Действительно, были приняты некоторые законы, касающиеся конкретных аспектов организации судов и процесса <1>.

<1> Onfray A. Civil Justice Reform in Chile: Context, precedents and contributions from a conflict perspective: Tesis Doctoral. P. 181 - 228.

Кроме этого, внесли свой вклад различные научные центры, а также частные, государственные и международные учреждения, как, например, Центр юридических исследований Америки.

Наиболее важным из предпринятых усилий стало создание в мае 2005 г. Форума, посвященного гражданской процессуальной реформе. Данный Форум был организован при поддержке Министерства юстиции. Главной целью было предложить новый Гражданско-процессуальный кодекс (далее - ГПК, Кодекс) в Чили, для того чтобы заменить текущий Кодекс 1903 г.

Что касается будущих гражданских судов, то Форум предложил следовать модели, аналогичной уголовному и семейному процессу. Это означает установление для судей четкого разделения дел.

На Форуме предложили упрощение процедур гражданского судопроизводства. Наиболее важным будет являться общее производство. Предполагается, что это производство будет устным и будет соответствовать структуре, рассматриваемой в предварительном проекте модели ГПК для Иберо-Америки. Данный проект принят в 1988 г. в Бразилии на XI-м Дне Института Иберо-американского процессуального права и повлиял на реформы гражданского процесса в Перу, Уругвае, некоторых провинциях Аргентины, в Латинской Америке, а также в Испании, где в 2000 г. был принят новый Закон о гражданском процессе.

Идеи Форума реализовывались в предварительном проекте ГПК, который после оценки мировых ученых, политиков наконец был отправлен в Национальный Конгресс президентским Посланием от 12 марта 2012 г. N 004-360, тем самым положив начало анализу и обсуждению проекта Гражданского процессуального кодекса.

1.4. Основные положения проекта нового ГПК

Проект нового ГПК Чили базируется на следующих ключевых моментах:

  1. рассмотрение судьей доводов лиц, участвующих в деле, на условиях равенства, а также более активная роль судьи в преодолении возникшего в процессе дисбаланса;
  2. развитие альтернативных механизмов разрешения правовых споров;
  3. упрощение и модернизация процедур;
  4. оценка доказательств в соответствии с общими правилами и правилами конструктивной критики;
  5. переосмысление роли Верховного Суда в системе обжалования (имеется в виду новелла, направленная на защиту основных прав и свобод, а именно введение обжалования судебного решения в Верховном Суде);
  6. введение должности исполнителя независимо от существования постоянного судебного контроля, а также укрепление решения через временное приостановление исполнения решения;
  7. введение специального производства, ориентированного на разрешение незначительных дел;
  8. признание важности и необходимости нового ГПК.

2. Обзор книг проекта нового ГПК Чили 2.1. Структура проекта нового ГПК

По своей структуре проект нового Кодекса состоит из книг, разделов, глав, параграфов и статей. Что касается специальной терминологии, проект нового ГПК стремится использовать максимально понятный для любого гражданина язык, избегая при этом использования латинизмов и устаревших терминов.

2.2. Первая книга "Общие положения"

Первая книга проекта нового ГПК Чили начинается с раздела "Общие принципы". Особое внимание уделяется принципам: концентрации, непосредственности, гласности и устности. Представленная доктрина обозначила данные принципы как наиболее важные для современного демократического государства, поскольку они способствуют достаточно быстрому разрешению дел.

В первой книге проекта выделяется особая роль судьи. Судья является ведущим лицом - формальным руководителем судебного процесса. Он вправе принимать законные меры по заявлению сторон и в пределах своей компетенции в целях эффективного и быстрого развития процесса, а также во избежание его неоправданного затягивания.

Далее регламентируется участие в процессе сторон и третьих лиц. Необходимо отметить, что их положение изменилось, особенно в отношении соучастия, наложения санкций, объединения исковых требований и т.д.

2.3. Книга вторая "Производство в суде первой инстанции"

Вторая книга посвящена производству в суде первой инстанции. Выделяют общее и специальное производство. Общее производство состоит из подготовки дела к судебному разбирательству (письменного обсуждения), предварительного судебного заседания, судебного разбирательства в суде и вынесения окончательного решения. Разбирательство начинается подачей искового заявления. Подготовка дела к судебному разбирательству начинается сразу же после принятия искового заявления. Иск должен соответствовать требованиям, указанным в ст. 253 проекта нового ГПК. Кроме того, истец должен представить документы об участии свидетелей и экспертов, которые будут давать показания в судебном заседании, а также иные доказательства, необходимые при разрешении дела.

Далее регулируется вопрос об извещении ответчика о предъявленном иске. Соответственно, в зависимости от местонахождения ответчика ст. 262 проекта устанавливает три сценария:

  1. если ответчик уведомлен, находясь в провинции, где должно проходить судебное заседание, ему на ответ предоставляется 30 дней;
  2. если ответчик находится за пределами данной провинции, но на территории Республики Чили, то ему предоставляется 45 дней;
  3. если ответчик находится за пределами Республики Чили, то срок для ответа на иск будет составлять 60 дней.

В проекте устанавливаются различные действия ответчика после его уведомления о предъявленном иске, а именно ответчик может:

Статья 277 проекта нового ГПК Чили регулирует вызов в суд на предварительное судебное заседание. Согласно данной статье "по истечении срока на подачу встречного иска суд назначает предварительное судебное заседание, которое должно состояться в срок не менее чем через 20 дней и не более чем через 40 дней. Стороны должны быть уведомлены не менее чем за 10 дней до проведения судебного заседания".

Среди многочисленных задач предварительного судебного заседания выделяют также: определение предмета спора и определение фактов, подлежащих установлению; восстановление любых обстоятельств, которые могут повлиять на окончательное решение; определение средств доказывания. На предварительном судебном заседании в исключительных случаях могут быть представлены доказательства, полученные до начала судебного заседания.

Проект нового ГПК Чили признает институт немедленного вступления решения в законную силу. Данный институт имеет место, если в ходе предварительного судебного заседания полностью решается спор и ответчик не возражает по существу спора или если достаточно только документальных доказательств и, таким образом, нет необходимости в судебном разбирательстве; в таком случае суду в определенный срок надлежит вынести окончательное решение.

Что касается доказывания, то следует выделить следующее. Согласно ст. 286 проекта "все факты и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, могут быть доказаны любым способом, не противоречащим закону, представлены и приняты к рассмотрению". При оценке доказательств следует руководствоваться логикой и здравым смыслом.

Упрощенное производство регулируется разд. II книги второй проекта Кодекса, который является сходным по содержанию с разд. XI книги третьей ГПК и включает некоторые изменения, среди которых выделяют возможность применения упрощенной процедуры по соглашению сторон.

2.4. Книга третья "Процессуальное обжалование"

Третья книга посвящена процессуальному обжалованию. Наиболее важным изменением в данной области является введение обжалования судебного решения в Верховном Суде. Верховный Суд в соответствии с законодательством истребует дело в связи с выявленными существенными нарушениями, а именно когда нарушены права или гарантии, предусмотренные Конституцией Республики Чили или международными договорами, ратифицированными Чили.

2.5. Книга четвертая "Исполнение"

Четвертая книга регламентирует исполнительное производство. Здесь также произошли изменения, а именно:

  1. введена должность исполнителя;
  2. учреждено временное приостановление исполнения решения. Предполагается, что это поможет в разрешении существующих трудностей, связанных с чрезмерной длительностью судебного разбирательства.

Исполнение будет завершаться посредством исполнительного решения (административного характера), касательно которого должник должен быть надлежащим образом уведомлен. Можно обжаловать исполнение путем подачи иска в компетентный суд, но такое требование может быть основано только на особых основаниях, указанных в ст. 433 проекта ГПК Чили. Исполнитель обязан в течение 10 дней ответить на предъявленный иск. В этом случае дело направляется в суд, приостанавливаются реализация имущества и исполнительные выплаты.

2.6. Книга пятая "Специальное производство"

И, наконец, пятая книга посвящена специальному производству. Нововведением здесь являются предварительные процедуры.

3. Заключительные положения

В заключение можно выделить некоторые моменты реформы гражданского процесса, которая в настоящее время обсуждается в Конгрессе, где стремятся установить основные минимальные стандарты по таким вопросам, как: разделение исполнительной и судебной властей; установление устности и непосредственности судебного разбирательства; признание рациональной оценки доказательств в соответствии с правилами конструктивной критики; гласность, модернизация и техническое преобразование процесса, а также упрощение процедур обжалования с целью снижения барьера для доступа граждан.

Считается, что в настоящее время такие параметры составляют основу для эффективного и действенного реагирования на проблемы отправления правосудия в Чили.

Однако, несмотря на положительные элементы проекта ГПК, не стоит игнорировать появляющуюся критику, а именно следует обратить внимание на следующее: имеет место чрезмерная концентрация на самом проекте, а не на возникающих конфликтах; очевидная нехватка предлагаемых изменений, особенно в области развития альтернативных форм разрешения правовых споров <1>; включение дискуссионных институтов в нашу правовую систему (например, бремени доказывания) <2>; отсутствие учета профессиональных факторов в отношении сотрудников органов юстиции, что влияет на успех реформ; высокие экономические затраты для государства <3>.

<1> Необходимо понимать, что нового ГПК явно недостаточно для улучшения текущего состояния гражданского судопроизводства в Чили. Требуется ряд дополнительных реформ, в частности создание альтернативных форм разрешения правовых споров, новая организация судов, увеличение числа этих судов, создание местных судов и т.д.
<2> Среди институтов, введение которых является спорным, выделяют бремя доказывания, которое вводят для изменения общего принципа, заложенного в ст. 1689 Гражданского кодекса. Есть авторы, которые высказали резкую критику, касающуюся презумпции невиновности, права на свободу доказывания и доверительных отношений между адвокатом и его клиентом (Pinochet F.J. Cargas Probatorias Dinamicas de la Prueba: El modelo chileno. Algunos comentarios sobre la propuesta de regulacion legal // Justicia Civil y Comercial: Una reforma cercana? / F.J. Leturia (ed.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Diego Portales; Universidad del Pafs Vasco; Fundacion Libertad y Desarrollo; Agencia Espanola de Cooperacion Internacional para el Desarrollo, 2011. P. 332 - 336).
<3> Новый ГПК создаст огромные расходы для государства. Они могли бы быть уменьшены путем частичного реформирования, которое касалось бы конкретных чувствительных тем, например исполнения, предотвращения конфликта.

При обсуждении в Национальном Конгрессе реформы гражданского процесса не возникает сомнений в важности ее проведения. Очевидно, что страна взяла на себя серьезные обязательства, чтобы попытаться исправить недостатки гражданского судопроизводства в соответствии с произошедшими изменениями, а также учитывая глобальные реформы судопроизводства, которые проводятся в Чили на протяжении почти двух десятилетий.

Как отмечалось в 1977 г. в Генте на I-м Конгрессе Международной ассоциации процессуального права, реформирование в данном ключе - это путь изменений посредством создания правосудия "с человеческим лицом".

4. Библиография 4.1. Основная литература

  1. Mensaje Presidencial N 004-360, de 12 de marzo de 2012, Proyecto de Ley que estable un nuevo Codigo Procesal Civil.
  2. Proceso Civil: Hacia una Nueva Justicia en Chile / A. De La Oliva, D. Palomo (coordinadores). Santiago: Editorial Juridica de Chile, 2007 (Coleccion Estudios Juridicos).
  3. Justicia Civil y Comercial: Una reforma cercana? / F.J. Leturia (ed.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Diego Portales; Universidad del Pais Vasco; Fundacion Libertad y Desarrollo; Agencia Espanola de Cooperacion Internacional para el Desarrollo, 2011.
  4. Justicia Civil y Comercial: Una reforma pendiente. Bases para el diseno de la Reforma Procesal Civil / J.P. Silva, J.F. Garcia, F.J. Leturia (eds.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Fundacion Libertad y Desarrollo; Universidad Autonoma de Madrid, 2006 <1>.
<1> Некоторые из работ, вошедших в сборники N 3 и 4 из списка Основной литературы, особо выделены в секции "Статьи и монографии" настоящей библиографии.

4.2. Дополнительная литература 4.2.1. Книги

  1. Barros L., Correa J. Justicia y Marginalidad: perception de los pobres. Santiago: Corporacion de Promocion Universitaria, 1993.
  2. Cappelletti M. The Judicial Process in Comparative Perspective. Oxford: Clarendon Press, 1989.
  3. Oralidad y escritura en un proceso civil eficiente / F. Carpi, M. Ortells (eds.). Valencia: Universidad de Valencia; Asociacion internacional de Derecho Procesal, 2008.
  4. Correa J., Vargas J.E. Diagnostico del Sistema Judicial Chileno. Santiago: Centro de Desarrollo Juridico Judicial; Corporacion de Promocion Universitaria, 1995.
  5. Reforma al Poder Judicial. Gobierno Judicial, Corte Suprema y Gestion: Bases juridicas y de politica publica para un debate necesario / J.F. Garcia, F.J. Leturia, C. Osorio (eds.). Santiago: Fundacion Libertad y Desarrollo; Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Adolfo Ibanez, 2007.
  6. Matus A. El libro negro de la Justicia Chilena. Santiago: Editorial Planeta, 1999.
  7. Ministerio de Justicia. Hacia una Nueva Justicia Civil // Boletin Juridico del Ministerio de Justicia. 2005. Ano 4, 7.
  8. Onfray A. Civil justice reform in Chile: Context, precedents and contributions from a conflict perspective: Tesis Doctoral. Leuven: Katholieke Universiteit Leuven, 2010.
  9. Cuadernos de Analisis Juridico 43. Seminarios de Actualization / A. Onfray (ed.). Santiago: Escuela de Derecho; Universidad Diego Portales, 2006.
  10. Seminarios de Derecho Procesal. Cuadernos de Analisis Juridico (serie publicaciones especiales 17) / A. Onfray (ed.). Santiago: Universidad Diego Portales, 2004.
  11. Ost F., Van de Kerchove M. Jalons pour une theorie critique du droit. Publications des Facultes universitaires Saint-Louis. Bruselas, 1987.
  12. Pasara L., Ramirez S., Valdivieso P., Vargas J.E., Fuentes A., Peafan B., Lobaton D. Justicia y sociedad civil: el papel de la sociedad civil en la reforma judicial: estudios de casos en Argentina, Chile, Peru y Colombia. Buenos Aires: INECIP, 2003.
  13. Peyramo J. Cargas probatorias dinamicas. Buenos Aires: Rubinzal Culzoni Editores, 2004.
  14. Rapport de la Commission Citoyen, Droit et Societe a la Fondation Roi Baudoin. A qui de droit! Vers une relation de qualite entre le citoyen, le droit et la societe. Bruselas, 2001.
  15. Justicia Civil y Comercial: Una reforma pendiente. Bases para el diseno de la Reforma Procesal Civil / J.P. Silva, J.F. Garcia, F.J. Leturia (eds.). Santiago: Instituto Libertad y Desarrollo; Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Autonoma de Madrid, 2006.
  16. Nueva Justicia Civil para Latinoamerica: Aportes para la reforma / J.E. Vargas (ed.). Santiago: Centro de Estudios de Justicia de las Americas, 2007.

4.2.2. Статьи и монографии

  1. Aguirrezdbal M., Perez A.V., Vargas M. Informe del XIV Congreso Mundial de la Asociacion Internacional de Derecho Procesal: el justo proceso en examen // Ius et Praxis. 2011. Junio. N 17-2.
  2. Alvear S. El Proceso de Modernization de la Justicia y las Tareas de la Consolidacion Democratica // Conferencia de Presidentes de Cortes Supremas de America. Santiago, 1995.
  3. Alvear S. Vital aporte de la comunidad juridica en la modernization de la Justicia Chilena // La abogacia y sus opciones profesionales: Manuales Juridicos 108 / Facultad de Derecho de la Universidad de Chile. Santiago: Editorial Juridica de Chile, 1997.
  4. Amunategui M.L. El Poder Judicial chileno y la protection de los Derechos Humanos // Proyecto de Capacitacion, Formacion, Perfeccionamiento y Politica Judicial. Documentos y Materiales I. Santiago: Corporacion de Promocion Universitaria, 1990.
  5. Balate E. Acces a la justice // Dictionnaire encyclopedique de theorie et de sociologie du droit, deuxieme edition. Paris: Librairie generale de droit et de jurisprudence, 1993.
  6. Barbosa Moreira J.C. A infiuencia do Codigo de Processo Civil brasileiro no novo Codigo peruano // Revista Uruguaya de Derecho Procesal. 1992. N 3 - 4.
  7. Barbosa Moreira J.C. Miradas sobre o processo civil contemporaneo // Revista Uruguaya de Derecho Procesal. 1995. N 2.
  8. Bates L., Martinez Garcia A.M. Acceso a la Justicia y las Personas de Escasos Recursos // El Poder Judicial en la encrucijada. Estudios acerca de la Politica Judicial en Chile. Cuadernos de Analisis Juridico 22. Santiago: Universidad Diego Portales, 1992.
  9. Benitez E. Reflexiones en torno a la propuesta de reforma al Procedimiento Civil Chileno // Revista Chilena de Derecho. 2007. Vol. 34. N 3.
  10. Bravo Lira B. La Judicatura chilena en el siglo XX. Raices de su crisis y vias para su consolidation // Revista de Derecho Publico. 1992. N 51 - 52.
  11. Buscaglia E., Ulen Th. A Quantitative Assessment of the Efficiency of the Judicial Sector in Latin America // International Review of Law and Economics. 1997. Vol. 17.
  12. Buscaglia E., Dakolias M. Judicial Reform in Latin American Courts - The Experience in Argentina and Ecuador. World Bank Technical Paper 350. Washington DC, 1996.
  13. Buscaglia E., RatliffW. Judicial Reform: The Neglected Priority in Latin America // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1997. Vol. 550. March.
  14. Buscaglia E. Obstacles to Judicial Reform in Latin America // Justice Delayed - Judicial Reform in Latin America, Inter-American Development Bank / E. Jarquin, F. Carillo (eds.). Washington DC, 1998.
  15. Cappelletti M., Garth B. Access to Justice and the Welfare State: an Introduction // Access to Justice and the Welfare State / M. Cappelletti (ed.). Florencia: European University Institute, 1981.
  16. Castellon J.A. Activismo judicial v/s garantismo procesal: una mirada al gran dilema del proceso contemporaneo // Justicia Civil y Comercial: Una reforma cercana? / F.J. Leturia (ed.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Diego Portales; Universidad del Pais Vasco; Fundacion Libertad y Desarrollo; Agencia Espanola de Cooperacion Internacional para el Desarrollo, 2011.
  17. Correa J. Cenicienta se queda en la fiesta. El Poder Judicial Chileno en la decada de los 90 // El Modelo Chileno - Democracia y Desarrollo en los Noventa / P. Drake, I. Jaksic (compiladores). Santiago: Ediciones LOM, 1999.
  18. Dakolias M. The Judicial Reform in Latin America and the Caribbean. Elements of Reform // World Bank Technical Paper. No. 319. Washington DC, 1996.
  19. Fairen Guillen V. La Humanizacion del Proceso (I) // Towards a Justice with human face. The first International Congress on the Law of Civil Procedure. Kluwer, 1978.
  20. Faundez J, Angell A. Reforma Judicial en America Latina - El Rol del Banco Interamericano de Desarrollo // Sistemas Judiciales. 2005. N 8.
  21. Felstiner W., Abel R., Sarat A. The emergence and transformation of disputes: Naming, blaming, claming // Law and Society Review. 1980 - 1981. Vol. 15. Nos. 3 - 4.
  22. Galanter M. Litigation in America // UCLA Law Review. 1983. Vol. 31. No. 1.
  23. Galanter M. Reading the Landscape of Disputes: What We Know and Don't Know (and Think We Know) about Our Allegedly Contentious and Litigious Society // UCLA Law Review. 1983. No. 4.
  24. Garcia J.F., Leturia F.J. Justicia Civil: Diagnostico, evidencia empirica у lineamientos para una reforma // Revista Chilena de Derecho. 2006. Vol. 33. N 2.
  25. Garcia J.F., Leturia F.J. Justicia Civil: Una Reforma Pendiente. Serie Informe Politico 88. Santiago: Instituto Libertad y Desarrollo, 2005.
  26. Garcia J.F., Leturia F.J. La Justicia Civil y Comercial Chilena en Crisis: Bases para el diseno de la Reforma Procesal Civil // Justicia Civil y Comercial: Una reforma pendiente. Bases para el diseno de la Reforma Procesal Civil / J.P. Silva, J.F. Garcia, F.J. Leturia (eds.). Santiago: Instituto Libertad y Desarrollo; Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Autonoma de Madrid, 2006.
  27. Garcia R. La Justicia en Crisis (Reflexiones estructurales у soluciones concretas). Madrid: Unigraf S.L., 1994.
  28. Gelsi Bidart A. La Humanizacion del Proceso (II) // Towards a Justice with human face. The first International Congress on the Law of Civil Procedure. Kluwer, 1978.
  29. Gimeno V. Causas historicas de la ineficacia de la justicia // The Eighth World Conference on Procedural Law. Justice and Efficiency. General Reports and Discussions. Kluwer Law & Taxation Publishers, 1988.
  30. Jara E. Los poderes del juez civil a proposito de la prueba en el proyecto de nuevo Codigo Procesal Civil // Justicia Civil y Comercial: Una reforma cercana? / F.J. Leturia (ed.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Diego Portales; Universidad del Pais Vasco; Fundacion Libertad y Desarrollo y Agencia Espanola de Cooperacion Internacional para el Desarrollo, 2011.
  31. Larkins Chr. Judicial Independence and Democratization: A Theoretical and Conceptual Analysis // The American Journal of Comparative Law. 1996. Vol. 44.
  32. Loredo M. Las tasas judiciales: una controvertida alternativa de financiacion de justicia // InDret: Revista para el Analisis del Derecho. 2005. N 1.
  33. Lynch H. La cobranza de deudas monetarias, la experiencia de Inglaterra con la utilization de Internet (MCOL) y una propuesta para la region (http://www.cejamericas.org/index.php/biblioteca/biblioteca-virtual/doc_download/3148-la-cobranza-de-deudas-monetarias-la-experiencia-de-inglaterra-con-la-utilizacion-de-internet-mcol-y-una-propuesta-para-la-region).
  34. Manriquez L. Modernization of Judicial Systems in Developing Countries: The Case of Chile // Judicial Reform in Latin America and the Caribbean. World Bank Technical Paper No. 280 / M. Rowat, W. Malik, M. Dakolias (eds.). Washington DC, 1995.
  35. Mantellini P. The Role of Bar Associations in Judicial Reform // Judicial Reform in Latin America and the Caribbean. World Bank Technical Paper No. 280 / M. Rowat, W. Malik, M. Dakolias (eds.). Washington DC, 1995.
  36. Marin F. Declaracion voluntaria de la parte en el nuevo proceso civil // Justicia Civil y Comercial: Una reforma cercana? / F.J. Leturia (ed.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Diego Portales; Universidad del Pais Vasco; Fundacion Libertad y Desarrollo; Agencia Espanola de Cooperacion Internacional para el Desarrollo, 2011.
  37. Marin J.C. Estado de Derecho y Reformas a la Justicia Civil // Estado de Derecho y Reformas a la Justicia. Santiago: Universidad de Chile; Heidelberg Centre for Latin America; California Western School of Law, 2005.
  38. Navarro E. La judicatura analizada por los Presidentes de la Corte Suprema - Veinticinco anos de peticiones incumplidas // Estudios Publicos N 54. Santiago, 1994.
  39. Parmentier St., Van Houtte J. Law, Justice and Social Change in the 21st century: The case of Belgium. Bruselas: King Baudouin Foundation, 2003.
  40. Parmentier St. Le juge doit-il resoudre tous les conflits? Fondation Roi Baudouin, Palais des Congres de Bruxelles, March 30th 1999. Bruselas, 1999.
  41. Pastor S. What to Expect of Judicial Reform // Justice Delayed - Judicial Reform in Latin America (Inter-American Development Bank) / E. Jarquin, F. Carrillo (eds.). Washington DC, 1998.
  42. Pecchi C. Analisis historico y comparado de nuestros procedimientos civiles iberoamericanos // Cuadernos de Analisis Juridico (serie seminarios 29). Estudios de Derecho Procesal. Santiago: Escuela de Derecho; Universidad Diego Portales, 1994.
  43. Pena C. Informe sobre Chile // Situation y Politicas Judiciales en America Latina. Cuadernos de Analisis Juridico (serie publicaciones especiales 2) / J. Correa Sutil (coordinador). Santiago: Universidad Diego Portales, 1994.
  44. Pena C. Poder Judicial y Sistema Politico. Las Politicas de Modernization // Cuadernos de Analisis Juridico 22. Santiago: Universidad Diego Portales, 1992.
  45. Pinochet F.J. Cargas Probatorias Dinamicas de la Prueba: El modelo chileno. Algunos comentarios sobre la propuesta de regulation legal // Justicia Civil y Comercial: Una reforma cercana? / F.J. Leturia (ed.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Diego Portales; Universidad del Pais Vasco; Fundacion Libertad y Desarrollo; Agencia Espanola de Cooperacion Internacional para el Desarrollo, 2011.
  46. Rodriguez P. Reforma Procesal Civil // Revista Actualidad Juridica. 2002. N 5.
  47. Rowat M. Judicial Reform in Latin American and the Caribbean: Operational Implications for the Bank // Judicial Reform in Latin America and the Caribbean. World Bank Technical Paper No. 280 / M. Rowat, W. Malik, M. Dakolias (eds.). Washington DC, 1995.
  48. Silva J.P. Cobranzas de deudas monetarias, es posible darle un tratamiento mas eficiente y efectivo a este tipo de causas, de que manera? Seminario Interamericano "Claves para una Reforma a la Justicia Civil", Santiago, Noviembre 10 - 11, 2005. Santiago: Centro de Estudios de Justicia de las Americas, 2005.
  49. Tavolari R. Conferencia magistral inauguration afto academico 2011 de la Facultad de Ciencias Juridicas y Sociales de la Universidad de Talca: Reforma Procesal Civil // Revista Ius et Praxis. 2011. Afto 17. N 2.
  50. Torello L.A. Cambios Culturales y Estructurales de una posible Reforma al Proceso Civil // Cuadernos de Analisis Juridico (serie publicaciones especiales 17). Santiago: Escuela de Derecho; Universidad Diego Portales, 2004.
  51. Vargas M. La Reforma Procesal Civil en el Uruguay // Cuadernos de Analisis Juridico 29. Santiago: Escuela de Derecho; Universidad Diego Portales, 1994.
  52. Vargas M. Refiexiones en torno a la figura del Oficial de Ejecucion en el Proyecto de Reforma a la Justicia Civil chilena // Justicia Civil y Comercial: Una reforma cercana? / F.J. Leturia (ed.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Diego Portales; Universidad del Pais Vasco; Fundacion Libertad y Desarrollo; Agencia Espanola de Cooperacion Internacional para el Desarrollo, 2011.
  53. Vargas J.E. Eficiencia en la Justicia // Sistemas Judiciales. 2003. N 6.
  54. Vargas J.E. La Reforma a la Justicia Civil desde la Perspectiva de las Politicas Publicas. Seminario Interamericano "Claves para una Reforma a la Justicia Civil". Santiago, Chile, Noviembre 10 - 11. Santiago: Centro de Estudios de Justicia de las Americas (CEJA), 2005.
  55. Vargas J.E. Financiamiento Privado de la Justicia: las Tasas Judiciales // Sistemas Judiciales. 2005. N 9.
  56. Vescovi E. El Codigo Procesal Civil Modelo para Iberoamerica. Un hito en la busqueda de un proceso civil universal // Revista Uruguaya de Derecho Procesal. 1991. N 4.
  57. Vescovi E. Nuevas tendencias y realidades del proceso civil // Revista Uruguaya de Derecho Procesal. 1991. N 4.
  58. Villadiego C., Pineiro C. La reforma a la Justicia Civil en Espana (bajo la supervision de Cristian Hernandez) (www.cejamericas.org).
  59. Villadiego C., Pineiro C. La reforma a la justicia civil en Inglaterra y Gales (www.cejamericas.org).

4.2.3. Эмпирические исследования

  1. Barros L., Correa Sutil J. Justicia y Marginalidad. Percepcion de los pobres. Resultados y analisis de un estudio empirico. Santiago: Corporacion de Promotion Universitaria, 1993.
  2. Barros L. Justicia y Marginalidad Rural. Direccion de Estudios Sociologicos de la Pontificia Universidad Catolica de Chile. Serie Estudios 3. Santiago: Centro de Desarrollo Juridico-Judicial and Corporacion de Promocion Universitaria, 1994.
  3. Castro R., Garcia J.F. Estado de la Justicia en Chile ano 2004 - Indicadores para el Sector. Serie Informe Social 95. Santiago: Instituto Libertad y Desarrollo, 2005.
  4. Cerda C. Duracion del Procedimiento Civil Ordinario en los Juzgados de Santiago. Santiago: Fondecyt, 1992.
  5. Cerda C. Duracion del Procedimiento Sumario en los Juzgados de Santiago. Santiago: Fondecyt, 1993.
  6. Corporacion ONG FORJA y Centro de Estudios de Justicia de las Americas. Estudio diagnostico sobre la oferta de Acceso a la Justicia en Chile a la Poblacion de Escasos Recursos y otros sectores vulnerables (Informe Final). Santiago, 2005 (http://www.redjusticiaforja.cl/Oferta.pdf).
  7. Correa J., Jimenez M.A. Acceso de los Pobres a la Justicia en Chile // Sistema Judicial y Pobreza. Estudio sobre el acceso a la justicia en Argentina, Chile, Peru y Venezuela. Cuadernos de Analisis Juridico 35. Santiago: Escuela de Derecho; Universidad Diego Portales, 1997.
  8. Correa J., Rena C., Vargas J.E. Poder Judicial y Mercado: Quien debe pagar por la justicia? Informes de Investigacion 2. Santiago: Centro de Investigacion Escuela de Derecho; Universidad Diego Portales, 1999.
  9. Correa J., Aguad A. Rationalizacion de la Posesion Efectiva. Informes de Investigacion 5. Santiago: Centro de Investigacion Escuela de Derecho; Universidad Diego Portales, 2000.
  10. Garcia J.F., Leturia F.J. Justicia Civil: Una reforma pendiente. Serie Informe Politico 88. Santiago: Libertad y Desarrollo, 2005.
  11. Onfray A. Duracion de los Procedimientos Contenciosos en los Juzgados de Menores del Area Metropolitana. Santiago: SERN AM y Departamento de Investigacion y Extension de la Escuela de Derecho de la Universidad Diego Portales, 1993.
  12. Onfray A. Las necesidades de capacitacion de los jueces de primera instancia. Santiago: Corporacion de Promocion Universitaria, 1992.
  13. Rena C. Los Abogados y la Administracion de Justicia: Resultados de una encuesta sobre el funcionamiento del Poder Judicial. Publicado en "Proposiciones para la Reforma Judicial". Santiago: Centro de Estudios Publicos; Editorial Universitaria, 1991.
  14. Vargas J.E. Gasto en Justicia. Informes de Investigacion 2. Santiago: Centro de Investigaciones Juridicas; Universidad Diego Portales, 1999.

References

Larkins Chr. Judicial Independence and Democratization: A Theoretical and Conceptual Analysis // The American Journal of Comparative Law. 1996. Vol. 44. P. 613.

Alvear S. Vital aporte de la comunidad juridica en la modernization de la Justicia Chilena // La abogacia y sus opciones profesionales: Manuales Juridicos 108. Santiago: Facultad de Derecho de la Universidad de Chile; Editorial Juridica de Chile, 1997. P. 56.

Onfray A. Civil Justice Reform in Chile: Context, precedents and contributions from a conflict perspective: Tesis Doctoral. Leuven: Katholieke Universiteit Leuven, 2010. P. 153.

Garcia J.F., Leturia F.J. Justicia Civil: Una Reforma Pendiente. Serie Informe Politico 88. Santiago: Instituto Libertad y Desarrollo, 2005. P. 11.

Onfray A. Las necesidades de capacitacion de los jueces de primera instancia. Santiago: Corporation de Promotion Universitaria, 1992. P. 91 - 93.

Garcia J.F., Leturia F.J. La Justicia Civil y Comercial Chilena en Crisis: Bases para el diseno de la Reforma Procesal Civil // Justicia Civil y Comercial: Una reforma pendiente. Bases para el diseno de la Reforma Procesal Civil / J.P. Silva, J.F. Garcia, F.J. Leturia (eds.). Santiago: Instituto Libertad y DesarroUo; Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Autonoma de Madrid, 2006. P. 38.

Onfray A. Civil Justice Reform in Chile: Context, precedents and contributions from a conflict perspective: Tesis Doctoral. Leuven: Katholieke Universiteit Leuven, 2010. P. 181 - 228.

Pinochet F.J. Cargas Probatorias Dinamicas de la Prueba: El modelo chileno. Algunos comentarios sobre la propuesta de regulacion legal // Justicia Civil y Comercial: Una reforma cercana? / F.J. Leturia (ed.). Santiago: Pontificia Universidad Catolica de Chile; Universidad Diego Portales; Universidad del Pais Vasco; Fundacion Libertad y Desarrollo; Agencia Espanola de Cooperacion Internacional para el Desarrollo, 2011. P. 332 - 336.