Мудрый Юрист

Российское государство и российская государственность: проблемы соотношения и историческое развитие

Шабуров Анатолий Степанович, доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Автор показывает соотношение понятий "государство" и "государственность" в контексте исторического пути России. Акцентирует внимание на закономерностях возникновения и функционирования государства в теоретическом и историческом планах.

Ключевые слова: теория государства и права, история государства и права, государственность, государство, закономерности развития государства.

The Russian state and the Russian statehood: the problems of correlation and historical development

A.S. Shaburov

The author shows the relationship between the concepts of "state" and "statehood" in the context of the historical development of Russia. He focuses attention on the laws of the state rising and functioning in theoretical and historical perspectives.

Key words: theory of state and law, history of state and law, statehood, state, laws of development of the state.

В последние годы в России произошли большие изменения, касающиеся всех сторон общественной жизни, в том числе сферы государственной организации: сущности, форм, механизма государства, направлений и принципов его деятельности. Перед обществом и государством стоит задача определения новых путей и перспектив развития. Оппозиция многократно заявляла об ошибочности современного политического курса и субъективизме происходящих изменений, однако мы полагаем, что последние имеют объективные предпосылки и научное объяснение. Государственно-политические реалии требуют глубокого теоретического анализа, без него невозможно установление правильного направления развития общества и государства. Полагаем, что для определения пути России, формирования нового Российского государства важно не просто изучить его историю, а провести комплексное, целостное исследование России, анализируя не Российское государство, а российскую государственность. Теоретический анализ российской государственности в ее многочисленных связях, аспектах, функциях дает возможность сформировать целостный взгляд на российскую действительность, с более широких позиций подойти к определению места России в мировой истории и в современном мировом сообществе.

При характеристике исторического развития Российского государства нередко наблюдаются две крайности. Первая заключается в полном отрицании какой-либо специфики в развитии России, вторая - в попытке доказать самобытный, отличный от других государств путь развития нашего государства. Углубленный, независимый от каких-либо идеологических догм анализ позволяет сделать вывод, что общие закономерности возникновения и функционирования государства, открытые и развитые теоретической государственно-правовой наукой, характерны и для российского общества. Это, однако, не исключает того, что на различных этапах развития России имели место особенности, определяемые специфическими принципами и закономерностями ее развития и отличающие Россию от других стран.

В многовековой истории России были периоды раздробленности и жесткой централизации, мирное развитие и многолетние войны, татаро-монгольское иго и борьба за мировое господство. Разумеется, государство не оставалось неизменным по формам, функциям, сущности и режиму. России известны и абсолютизм, и диктатура пролетариата, и общенародное государство.

Киевская Русь, Российская империя, СССР и Российская Федерация - это не одно и то же государство и даже не стадии одного государства. Это принципиально разные по типу, формам, сущности и функциям государства. Однако в функционировании этих государств можно обнаружить общие особенности, принципы, закономерности, которые позволяют рассматривать все российские государства в рамках единой российской государственности.

Проблема государственности - новая теоретическая проблема отечественной науки, категория "государственность" еще не вошла в категориальный аппарат государствоведения. К ее анализу обращались многие отечественные ученые. Одни авторы отождествляют понятия "государство" и "государственность". Другие соотносят государственность не с государством как явлением, а лишь с его сущностью, основой - с государственной властью. Третьи рассматривают эти явления как самостоятельные, хотя и взаимосвязанные.

В последнее время изданы работы, в которых категория "государственность" исследуется достаточно подробно. По отдельным положениям ученые высказывают схожие мнения, однако единства в понимании государственности как явления и научно-теоретической категории нет, отсутствует и общепризнанная дефиниция явления.

С учетом концепций отечественных авторов полагаем возможным дать следующее определение государственности: это качественное состояние государственно-организованного общества, характеризуемое устойчивостью и преемственностью присущих ему исторических, национальных, религиозных и других факторов.

Государственность не идентична государству и не сводится к нему. Государство - это основной компонент государственности, отражающий ее внешнее состояние. Государственность - качественная характеристика общества. Территория, население и другие количественные показатели не характеризуют государственность. Государственность определяется стабильностью, неизменностью, традиционным сохранением и развитием отдельных качеств. Разумеется, государственность - это не абстрактное понятие. Она выражается в конкретных государственно-правовых формах, в которых проявляются традиции и особенности, влияющие на различные стороны государственности, позволяющие ее характеризовать как конкретную государственность.

Сказанное в полной мере относится и к российской государственности. Она обладает отличительными качествами, обусловленными спецификой русской культуры, российского менталитета, особенностями исторического и политического развития России. Именно она определяет на различных этапах развития специфику конкретных государств, позволяющих каждое характеризовать как государство российское.

Среди объективных особенностей русского быта, русской жизни, предопределивших особенности российской государственности, обычно отмечают патерналистские традиции. Патернализм русского народа выражается в осознании государственного властителя как "отца", благодетеля всего народа. Отсюда идея о непогрешимости государственной власти. В государственно-правовом регулировании патернализм находит проявление в уважительном отношении не к праву, к закону, а к власть имущему, в преклонении перед властью, а не перед правом.

Общинность - другая особенность русского сознания. Общинное начало препятствовало формированию личности, в России оно происходило позднее, чем на Западе. Это замедляло развитие демократии, порождая сильную централизованную власть.

Определенный отпечаток на характер государственности (и соответственно на особенности государства) наложил национальный вопрос. Наличие в России различных европейских и азиатских народов, географические и религиозные факторы, особенности образования централизованного государства повлияли и на политический режим, и на иные элементы формы государства. Русское государство, будучи формально федеративным, по сути тяготело к унитаризму.

В России происходили крупные, порой принципиальные изменения в экономической и политической сфере. Однако эти изменения проводились преимущественно "сверху", по инициативе властвующих структур. Поэтому в России всегда существовал разрыв между властью и обществом.

Эти и другие особенности оказывали влияние на характер государства и в царской России, и в Советском Союзе. Поэтому их необходимо учитывать и при формировании социального, правового, т.е. принципиально нового по характеру, государства. Российская государственность реально существует и продолжает развиваться, независимо от ее признания.