Новые правила внутреннего контроля для банков и их влияние на конкуренцию в банковской сфере
Елена Овчарова, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса компании "Пепеляев Групп", кандидат юридических наук.
Юлия Осипова, юрист группы административно-правовой защиты бизнеса компании "Пепеляев Групп", LLM.
Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. <1> предусматривает необходимость создания условий для повышения уровня конкуренции в банковском секторе и на финансовом рынке в целом. При этом ожидается определенная активизация процессов консолидации в этом секторе с формированием более крупных банковских структур, в том числе контролирующих значительную долю рынка банковских услуг.
<1> Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 5 апреля 2011 г. "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года".Пресечение злоупотреблений со стороны кредитных организаций в связи с доминирующим положением на рынке банковских услуг - одна из ключевых задач антимонопольного регулирования.
На развитие справедливой конкуренции в банковском секторе, на наш взгляд, могут оказать влияние изменения законодательства в области легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Новым Положением Банка России о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 2 марта 2012 г. N 375-П (далее - Положение N 375-П) <1> в 2012 г. были изменены требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). Кредитные организации в течение года со дня вступления в силу Положения N 375-П, т.е. до 29 апреля 2013 г., должны привести в соответствие с Положением N 375-П организацию системы ПОД/ФТ и правила внутреннего контроля (далее - ПВК) <2>. ЦБ РФ рекомендовал кредитным организациям разработать и утвердить планы работ, обеспечивающие приведение организации системы ПОД/ФТ и ПВК в соответствие с требованиями Банка России к установленному сроку.
<1> Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 2 марта 2012 г. N 375-П) (зарегистрировано в Минюсте России 6 апреля 2012 г. N 23744).<2> Письмо Банка России от 23 июля 2012 г. N 107-Т "О приведении организации системы ПОД/ФТ и ПВК в целях ПОД/ФТ в соответствие с требованиями Банка России".
Одна из целей разработки таких правил - исключение риска вовлечения кредитной организации, а также ее руководителей и сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Функции контроля за организацией в кредитной организации работы по ПОД/ФТ и соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства РФ возлагаются на руководителя кредитной организации <1>; Положением N 375-П предусмотрено также подчинение лица, ответственного за реализацию ПВК по ПОД/ФТ, непосредственно руководителю кредитной организации. На практике возникает вопрос: кого считать руководителем кредитной организации в таком случае? В связи с тем что руководителем кредитной организации считается:
<1> Пункты 1.8 - 1.9 Положения N 375-П.- единоличный исполнительный орган, или
- его заместитель, или
- член коллегиального исполнительного органа кредитной организации <1>,
по мнению некоторых авторов <1>, это позволяет возложить функции контроля за организацией в кредитной организации работы по ПОД/ФТ и соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ на заместителя единоличного исполнительного органа или члена правления.
<1> Каратаев Е.В. Риск - ориентированный внутренний контроль в целях ПОД/ФТ // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. N 2. С. 8 - 22.ПВК по ПОД/ФТ должны включать в себя различные программы <1>. Так, например, кредитные организации в рамках осуществления контроля в целях ПОД/ФТ должны разработать программу управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. При этом под управлением риском легализации понимается совокупность предпринимаемых кредитной организацией действий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию. Это возможно посредством принятия мер, предусмотренных как законодательством РФ, так и договором с клиентом. Например, речь идет о запросе дополнительных документов, их анализе, в том числе путем сопоставления содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении кредитной организации, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции <2>. Оценка риска клиента осуществляется по различным категориям риска (по одному или по совокупности):
<1> Пункт 1.6 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 2 марта 2012 г. N 375-П (зарегистрировано в Минюсте России 6 апреля 2012 г. N 23744).<2> Пункт 4.1 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 2 марта 2012 г. N 375-П (зарегистрировано в Минюсте России 6 апреля 2012 г. N 23744).
- риск по типу клиента;
- страновой риск;
- риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций <1>.
При оценке риска клиента в категории "риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций" учитывается совершение клиентом сделок, содержащих признаки, указывающие на необычный характер сделок, по которым было принято решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган.
Положение N 375-П приводит широкий перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки. Например, о необычном характере сделки могут говорить излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции; необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента). Банки вправе дополнить перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению. С учетом широкого перечня признаков, наличие которых может требовать дополнительной проверки, при разработке и реализации ПВК важно не допустить чрезмерности банковских требований, которые затруднят деятельность добросовестного клиента банка.
Сама организация системы внутреннего контроля, с одной стороны, должна обеспечить соблюдение законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма и, с другой стороны, не должна быть излишне громоздкой и бюрократизированный с точки зрения взаимодействия с клиентами. Дополнительные барьеры, с которыми могут столкнуться добросовестные клиенты в банковском обслуживании (например, запрос необоснованно большого количества дополнительных документов при проведении операций, которые прямо не предусмотрены законодательством), могут повлечь за собой отказ клиента от дальнейшего обращения к банковским услугам соответствующей кредитной организации в пользу услуг, оказываемых кредитными организациями, имеющими гораздо менее сложную систему контроля в области ПОД/ФТ.
Считаем, что таким возможным перераспределением клиентов могут воспользоваться банки, лишь формально соблюдающие законодательство о противодействии легализации. Несмотря на то что упрощение процедур внутреннего контроля (по сравнению с другими банками) в области ПОД/ФТ, например, для целей привлечения клиентов, само по себе не позволяет сделать вывод о недобросовестности банка, это создает риск вовлечения банка в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Такие обстоятельства, на наш взгляд, не способствуют развитию справедливой конкуренции в банковском секторе, а также повышают уровень риска вовлечения банка в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Таким образом, при разработке ПВК важно учесть баланс, который позволит, с одной стороны, обеспечить соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ для достижения целей законодательства о ПОД/ФТ, а с другой стороны, не повлечет отток клиентов из кредитных организаций с более строгим соблюдением формализованных правил внутреннего контроля в кредитные организации, проявляющими большую гибкость и либеральные подходы к соблюдению указанных правил, что, конечно же, повлияет на состояние конкуренции на рынке банковских услуг.