Мудрый Юрист

Миграционная безопасность Российской Федерации на современном этапе: содержание, проблемы, предложения

Степанов Алексей Владиславович, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Пермского института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, подполковник внутренней службы.

В данной статье автор анализирует понятие национальной и миграционной безопасности, выделяет угрозы национальной безопасности, в т.ч. в сфере реализации миграционной политики, дает конкретные рекомендации по усовершенствованию государственной политики в сфере миграционной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, миграционная безопасность, угрозы национальной безопасности, государственная политика в сфере миграционной безопасности.

Migration security of the Russian Federation at present are: maintenance, problems, suggestions

A.V. Stepanov

In this article the author examines the concept of national security and immigration. Highlights the threat to national security, including in the implementation of migration policies. Provides specific recommendations for improving public policy in the field of migration security.

Key words: national security and immigration security, national security, public policy in the field of migration integrity.

Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных источников человеческой жизнедеятельности, а социальная организация представляет собой способ обеспечения нормальных жизненных условий, средство совместного противодействия природным и социальным угрозам [1].

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, наряду с позитивными явлениями влекут возникновение новых угроз и усиливают действие угроз, существовавших ранее, меняется характер и степень опасности техногенных угроз. В данных условиях государство становится основным субъектом обеспечения безопасности, особая роль отводится государственным средствам противодействия угрозам разного характера и степени опасности [2].

В связи с этим в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года говорится о том, что "в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности" [3].

Анализ понятий "безопасность" [4] и "национальная безопасность" отражает их единую сущность - состояние защищенности страны, при котором обеспечиваются развитие личности, общества и государства и защита национальных интересов от внутренних и внешних угроз.

Национальная безопасность как безопасность нации включает безопасность личности - ее прав и свобод; общества - его материальных и духовных ценностей; государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности [5].

Под национальной безопасностью следует понимать основные направления деятельности государства, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе, в которых находит свое отражение его сущность и социальное назначение [6].

Национальная безопасность - это показатель состояния общества и государства, характеризующий их способность выдерживать воздействие разрушительных факторов и адаптироваться к меняющимся условиям [7].

Анализируя Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, к основным угрозам национальной безопасности Российской Федерации можно отнести следующие угрозы:

  1. Политическая - ослабление системы государственного регулирования и контроля за происходящими в стране политическими процессами.
  2. Социальная - отсутствие единой и последовательной государственной политики в социальной сфере; сокращение трудовых ресурсов как базиса развития производства; обострение конкуренции на рынках труда.
  3. Криминальная - активизация деятельности международной организованной преступности; недостаточность правовой защиты и предоставления социальных гарантий мигрантам.
  4. Эмиграционная - отток за рубеж высококлассных специалистов и интеллектуальной собственности.
  5. Демографическая (внутренняя) - сокращение рождаемости и снижение средней продолжительности жизни в стране.
  6. Иммиграционная (внешняя) - демографическая экспансия сопредельных государств на территорию РФ; торговля детьми [8].

Продолжая анализ, следует отметить, что угрозы, исходящие из сферы реализации миграционной политики, могут быть условно разделены на две группы:

Внешние угрозы:

Внутренние угрозы:

По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, "наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически - большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII в. С неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов. С громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве" [9].

Миграционную безопасность в современных условиях можно представить как государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению и защите основ легальной миграции, прав и свобод человека, устойчивого миграционного порядка. Непременным условием обеспечения миграционной безопасности является основанная на международных стандартах государственная правовая политика страны, имеющая целевую, инструментальную и результативную составляющие. Государственная правовая политика Российской Федерации в сфере миграционной безопасности - совокупность юридических норм, институтов и отношений, обеспечивающих правовые условия развития личности, общества и государства в сфере легальной миграции.

Организационно-правовые основы обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации в рамках перспективного развития страны в значительной мере определяются усилением влияния миграционных процессов на эффективность социально-экономических преобразований и демографических изменений, связанных с увеличением потребностей страны в трудовых ресурсах.

В частности, организационные основы обеспечения миграционной безопасности связаны с распределением властных полномочий в целях противодействия угрозам национальной безопасности в социально-экономической, пограничной и иных сферах. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России не просто утратой передовых позиций в мире, но и значительным снижением эффективности наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности страны.

Рост межэтнической и межконфессиональной напряженности, национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества [10].

Угрозы национальной безопасности и интересам России в пограничной сфере обусловлены активизацией деятельности международной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Одной из основных задач в области обеспечения национальной (в т.ч. миграционной) безопасности Российской Федерации является обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод.

Вместе с тем наличие нерешенных проблем в сфере миграции существенно влияет на эффективность реализуемой государственной миграционной политики и в целом на перспективы социально-экономического и демографического развития Российской Федерации.

Наличие проблем в данной сфере подтверждается и Президентом России В.В. Путиным, который отмечает: "...очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу" [11].

В этой связи следует подчеркнуть, что миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам граждан и российского общества в целом. Оно ориентировано на временную миграцию иностранных работников и не содержит мер, способствующих международной или внутренней миграции, которая совершается на длительный период, т.е. переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Недостатки действующей системы управления миграционными процессами проявляются в наличии значительного числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране несколько миллионов иностранцев осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения, т.е. нелегально. Незаконная миграция, обеспечивающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны российского населения.

В настоящее время отсутствуют программы привлечения на длительный период времени мигрантов с необходимыми для нашей страны профессиональными, образовательными, экономическими, демографическими, социальными и культурными знаниями и навыками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. Бюрократические сложности в получении разрешений на временное проживание и видов на жительство затрудняют процесс получения гражданства Российской Федерации для большинства мигрантов, не нарушающих нормы права.

Система привлечения трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Отсутствуют специальные программы сезонной трудовой миграции и трудовой миграции иностранных студентов в период каникулярных отпусков. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает затянутые сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.

Целями государственной миграционной политики Российской Федерации на современном этапе развития общества и государства являются:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей [12].

К принципам государственной миграционной политики Российской Федерации относятся:

а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

б) недопустимость любых форм дискриминации;

в) соблюдение норм национального и международного права;

г) гармонизация интересов личности, общества и государства;

д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;

е) защита национального рынка труда;

ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;

з) учет особенностей регионального развития;

и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации;

к) научная обоснованность принимаемых решений [13].

Для качественной и планомерной реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года целесообразно обратить внимание на следующие моменты:

  1. Важной частью обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации должно стать создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности.
  2. В создавшихся условиях необходима разработка и принятие государственных программ адаптации и интеграции мигрантов в российский социум, предусматривающих в т.ч. их обучение русскому языку, правовое воспитание и пропаганду, информирование об исторических и культурных традициях и правилах поведения в российском обществе.

Для их разработки целесообразно привлечь различные заинтересованные стороны (органы государственной власти стран происхождения мигрантов, неправительственные объединения), в полной мере использовать возможности средств массовой информации.

  1. Еще одним направлением совершенствования деятельности по обеспечению миграционной безопасности может быть оказание помощи в решении жилищных вопросов вынужденных переселенцев, модернизация процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам.
  2. Также необходимо принятие программ привлечения иностранных работников; программ сезонной миграции иностранных работников и трудовой миграции иностранных студентов в период каникулярных отпусков.
  3. Выглядит весьма актуальным совершенствование механизма квотирования, а также упрощение правил въезда и нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывающих в деловых целях; а также иностранцев, участвующих в инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
  4. Важно создание программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию иностранцев, имеющих профессии и специальности, особо актуальные на российском рынке труда. В данных программах необходимо предусмотреть упрощенный (ускоренный) порядок получения разрешений на временное проживание, вида на жительство, гражданства Российской Федерации выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации из числа иностранных граждан, получивших профессию (специальность), особо актуальную на российском рынке труда.

Приложение необходимых усилий всеми заинтересованными субъектами (органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами) - участниками государственной политики в сфере миграционной безопасности позволит максимально полно реализовать все задачи и направления миграционной политики, что в конечном счете позитивно скажется на состоянии национальной, и в т.ч. миграционной, безопасности Российской Федерации.

Литература

  1. Удычак Ф.Н. Национальная безопасность и организация политико-правовой системы общества // Национальная политико-правовая система: основные направления функционирования и развития: Сб. научных трудов / Под общ. ред. П.А. Оля, М.В. Сальникова, Н.Г. Янгола. СПб.: Фонд "Университет", 2009.
  2. Кортунов С.В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики: Дис. ... докт. полит. наук. М., 2005. С. 176.
  3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
  4. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ // Российская газета. 2010. 29 декабря.
  5. Аверьеров М.Д. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2003; Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2005.
  6. Куковский А.А. Некоторые вопросы классификации видов безопасности // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2010: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: ЮУрГУ, 2010. С. 80 - 84.
  7. Куковский А.А. Анализ понятия "национальная безопасность" в контексте безопасности государства и нации // Юридическая теория и практика: научный журнал. 2010. N 2. С. 78 - 80.
  8. Самойлов В.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности: Учебное пособие. М., 2008. С. 111.
  9. Путин В.В. Беречь единство // Российская газета. 2012. 23 янв.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Пункт 21 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г. // Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте www.kremlin.ru по состоянию на 13.06.2012.
  13. Пункт 22 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г. // Документ опубликован не был. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте www.kremlin.ru по состоянию на 13.06.2012.