Мудрый Юрист

Есть ли жизнь после пожизненного?

Светлана Борсученко, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА МЮ РФ, г. Москва.

Практика исполнения пожизненного лишения свободы имеет свои национальные особенности. Отсутствие достаточного отечественного опыта в этой сфере оправдывает пристальное изучение практики зарубежных стран, где институт пожизненного тюремного заключения получил достаточное теоретическое и практическое развитие.

Никогда не говори "навсегда"

В разных странах общим признаком термина "пожизненное заключение" является неопределенность срока приговора. В действительности же во многих странах Восточной и Западной Европы лишь небольшое число осужденных, приговоренных к пожизненному заключению, остаются в тюрьме до конца своей жизни. Подавляющее большинство возвращается в общество, как правило, под той или иной формой надзора, и это необходимо учитывать в процессе исполнения наказания.

Надо сказать, что не все государства видят необходимость в пожизненном заключении. Так, в Португалии этот вид наказания отменен Конституцией 1989 года. В Испании пожизненное заключение также отсутствует. Пожизненное заключение запрещено и конституциями ряда южноамериканских стран, в частности Бразилии.

Уголовные кодексы в Норвегии и Словении вместо пожизненного заключения за особо тяжкие преступления предусматривают длительные, но фиксированные сроки лишения свободы <1>.

<1> Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека: Пособие для тюремного персонала. Лондон: Международный центр тюремных исследований, 2002.

По-разному в той или иной стране подходят и к определению срока отбывания данного вида наказания. Например, в Австрии средний срок пожизненного заключения составляет 22 года, в Англии и Уэльсе - 14,4 года, в Швеции - 9 лет, во Франции - 18 лет, в Италии - 21 год, в Хорватии - от 20 до 40 лет, в Дании и Нидерландах - максимум 20 лет. В Канаде минимальный срок, после которого может быть рассмотрен вопрос о досрочном освобождении заключенного, составляет 10 лет при совершении тяжкого преступления (убийство второй степени) и максимальный 25 лет за особо тяжкое преступление (убийство первой степени). В Шри-Ланке вопрос об условно-досрочном освобождении может рассматриваться после 6 лет фактического заключения, в Японии - после 10 лет, в Германии и Люксембурге - 15 лет, в Польше - 20 лет, в Латвии и Литве - 25 лет, а в Эстонии - не менее 30 лет <2>.

<2> Заключенные, приговоренные к длительному или пожизненному сроку лишения свободы. М.: PRI, 2000.

Количество "пожизненников" в общей массе осужденных также различно в отдельных странах мира: от 20% в Северной Ирландии до 0% в Исландии. Показатели для других государств выглядят следующим образом: Шотландия - 11,2%, Англия и Уэльс - 6,02, Турция - 4,4, Италия - 3,0, Австрия - 2,9, Финляндия - 2,2, Швеция - 2,0, Венгрия - 1,9, Франция - 1,6% <3>.

<3> Council of Europe Annual Report Penal Statistics Survey 2003. Strasburg, 2003.

Среди стран, которые обеспечивают полное масштабное заключение, прежде всего выделяют США. В настоящее время в федеральной тюремной системе США 25552 осужденных отбывают пожизненное заключение без права освобождения, 80220 осужденных отбывают пожизненное заключение с возможностью досрочного освобождения и примерно 120000 осужденных отбывают заключение сроком более 20 лет (то есть длительные фиксированные сроки лишения свободы), что составляет около 6% от общего числа "тюремного населения" <4>.

<4> Correctional Law Report. September 2006. Washington, 2006.

Несмотря на различия сроков пожизненного заключения, оно остается неопределенным и бессрочным. Следовательно, заключенные будут находиться в местах принудительной изоляции до тех пор, пока их не сочтут безопасными для выхода на свободу.

Индивидуальный подход

Практика исполнения пожизненного лишения свободы имеет свои национальные особенности. Так, в Нидерландах пожизненное заключение отбывают всего 22 человека. Они содержатся в обычных закрытых тюрьмах, но режимные требования отличны от условий содержания и обращения срочных заключенных. Однако такие заключенные не находятся в полной изоляции. Как и другие осужденные, они участвуют в ежедневных программах (медицинских, психологических, образовательных и иных), занимаются рекреацией и спортом. У них те же права на переписку, телефонные разговоры, свидания. Разрешены радио, телевидение, газеты. Они могут получать профессиональное обучение и образование. Положительно характеризующиеся осужденные, не представляющие опасности для общества, вправе обратиться после 20 лет отбытия наказания с прошением к королеве о своем освобождении. В большинстве случаев такие прошения получают положительный отклик.

Представляется интересным опыт Великобритании, где широко используется практика дифференцированного и индивидуализированного подхода к назначению пожизненного тюремного заключения, при котором судья, исходя из характера совершенного преступления и особенностей личности виновного, а также возможных перспектив его последующей ресоциализации и социальной адаптации, определяет примерный срок (или "тариф") пожизненного лишения свободы.

Заслуживает внимания работа по социально-психологическому изучению личности осужденного к пожизненному лишению свободы, которая проводится индивидуально с каждым заключенным на начальном этапе отбывания наказания, а затем ложится в основу плана, разработанного для всего процесса отбывания наказания.

Одним из основных принципов исполнения данного вида наказания является поэтапный перевод заключенного из тюрьмы в другие пенитенциарные учреждения с менее строгим режимом, вплоть до открытой тюрьмы, в зависимости от выполнения им индивидуального плана отбывания наказания. Находясь в открытой тюрьме, заключенный в течение дня находится за пределами исправительного учреждения, и это дает возможность администрации убедиться в том, что он не представляет большой общественной опасности и может адаптироваться к жизни на свободе.

По окончании "тарифа" (в некоторых случаях и раньше) заключенный подписывает документ, который называется лицензией, в соответствии с которой он поступает под постоянный (пожизненный) надзор службы пробации. Основная его обязанность - не совершать новых преступлений, в противном случае бывший заключенный будет возвращен обратно в тюрьму. Статистика свидетельствует, что рецидив среди этой категории поднадзорных самый низкий.

С учетом особенностей данной категории заключенных и сложности работы с ними в тюремном ведомстве Ее Величества Королевы Великобритании создано несколько специальных подразделений по руководству за исполнением пожизненного тюремного заключения <5>.

<5> Хуторская Н.Б. Опыт исполнения пожизненного лишения свободы в России и странах дальнего зарубежья // Материалы международной научно-практической конференции "Пожизненное лишение свободы: международные стандарты и практика". Алма-Ата, 2003.

На свободу!

Поскольку пожизненное заключение не ограничено сроком, то существует определенная процедура принятия решения об освобождении таких лиц. В одних странах правом принимать решение об освобождении пожизненно заключенных наделены суды, в других - должностные лица (глава государства, министр юстиции, генеральный прокурор), в третьих - советы по условно-досрочному освобождению.

В Англии и Уэльсе особенно активна роль министра юстиции (в чье ведомство с 2006 года входит Тюремная служба) в определении срока освобождения пожизненных заключенных. Правда, вопрос об установлении "тарифа" лицом, принимающим политические решения, является предметом острых споров. В таких странах, как Канада и Соединенные Штаты, решением данного вопроса занимается Совет по условно-досрочному освобождению. Советы обычно состоят из представителей различных профессий: судей, адвокатов, психологов, общественных деятелей.

В США Совет по условно-досрочному освобождению рассматривает и оценивает каждого заключенного, осужденного на пожизненное лишение свободы, который отбыл минимальный срок, назначенный судьей. Однако существует опасность, что советы окажутся под политическим давлением и под влиянием требований не выпускать заключенных на свободу, особенно после случаев, когда преступления были предметом широкого публичного обсуждения. Исследования, проведенные в США, показывают, что огромный рост численности заключенных в этой стране во многом объясняется тем, что советы по условно-досрочному освобождению пользовались своим правом оставлять заключенных в тюрьме на все более продолжительные сроки.

В Англии и Уэльсе вопрос об освобождении лиц, осужденных на пожизненное заключение в дискреционном порядке, решается аналогичным образом. После того как заключенный отбыл срок, назначенный судьей, дело передается в Совет по условно-досрочному освобождению. Любое решение принимается большинством голосов и письменно протоколируется с указанием обоснований. Министр юстиции обязан принять рекомендации Совета <6>.

<6> Заключенные, приговоренные к длительному или пожизненному сроку лишения свободы. М.: PRI, 2000.

Под пристальным вниманием

На VI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в г. Каракасе в августе - сентябре 1980 года, впервые были сформулированы проблемы, возникающие в связи с назначением и исполнением длительного или пожизненного лишения свободы. Было признано, что "длительные сроки лишения свободы, и особенно пожизненное тюремное заключение, не достигают целей наказания, если не предпринимаются адекватные меры для возвращения этих заключенных к жизни в обществе на определенном этапе отбывания наказания" <7>.

<7> Life Imprisonment. Vienne: United Nations Office at Vienna Crime Prevention and Criminal Justice Branch. 1994. P. III.

VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (август - сентябрь 1990 года, Гавана) предложил Комитету ООН по предупреждению и контролю над преступностью рассмотреть правовое положение - права и обязанности лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, с точки зрения их возможного условно-досрочного освобождения.

Образованная в 1992 году Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, пришедшая на смену названному Комитету, приняла Резолюцию от 30.07.1992 N 1992/22, в разделе VI которой было признано целесообразным разработать рекомендации для государств - членов ООН по выработке основных направлений национальной политики в сфере назначения и исполнения пожизненного лишения свободы.

Высказывая рекомендации по поводу освобождения "пожизненников", авторы предлагают поэтапно контролировать степень исправления каждого, составлять подробные отчеты о поведении, отношении к труду, учебе, другим осужденным и персоналу. Эти материалы должны регулярно рассматриваться специально созданным органом, который может рекомендовать освободить заключенного или продлить срок его содержания в учреждении.

Считается целесообразным всемерно привлекать осужденного к процедуре принятия решения о его освобождении, сообщая ему результаты поэтапной оценки его поведения, разъясняя основания для принятия того или иного решения, давая возможность его обжаловать, пользуясь бесплатной юридической помощью.

Непосредственно перед освобождением следует получить информацию о семье и ближайшем окружении осужденного, а после выхода на свободу ему необходимо оказывать эффективную социальную помощь, чтобы содействовать его реинтеграции в общество. За досрочно освобожденными следует осуществлять полицейский и судебный контроль, степень интенсивности которого может уменьшаться по мере увеличения срока пребывания на свободе.

Длительные сроки и пожизненное лишение свободы стали предметом особого внимания стран - членов Совета Европы задолго до принятия Рекомендаций ООН, что вполне объяснимо, поскольку подавляющее большинство европейских государств лидируют в движении за отмену смертной казни и замены ее пожизненным лишением свободы. Еще 17 февраля 1976 года Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию (76) 2 "Об обращении с заключенными, отбывающими длительные сроки лишения свободы" <8>.

<8> Resolution (76) 2 on the Treatment of Long-Term Prisoners. In: Treatment of Long-Term Prisoners. Strasburg, 1977.

Именно этот документ лег в основу Рекомендаций ООН, хотя европейская Резолюция сформулировала несколько принципиально отличных положений. В частности, в ней отмечается, что с точки зрения последствий для личности, организации процесса исполнения наказаний, подготовки персонала длительные и пожизненные сроки лишения свободы во многом тождественны. Отличие состоит лишь в том, что первый вид наказания является определенным по сроку, в то время как второй - неопределенным. В связи с этим государствам - членам Совета Европы рекомендовано предусмотреть в законодательстве возможность условно-досрочного освобождения "пожизненников", которое должно осуществляться после 8 - 14 лет фактического отбытия наказания. В случае отказа предоставить освобождение вопрос должен рассматриваться на регулярной основе по истечении определенного срока.

К СВЕДЕНИЮ

Следует обратить внимание на то, что в ряде зарубежных стран принято выделять две группы пожизненно заключенных: осужденных по обязательному приговору к пожизненному заключению и осужденных на пожизненное заключение по дискреционному приговору (по усмотрению судьи). Если лицо признано виновным в совершении преступления, за которое нормой закона предусмотрено обязательное пожизненное заключение, то судья назначает такое наказание. Так, в соответствии с законом в Англии и Уэльсе, Шотландии и Новой Зеландии суды обязаны выносить приговор к пожизненному заключению за совершение умышленного убийства. А в Швеции, например, уголовный закон не предусматривает наказания в виде пожизненного заключения за умышленное убийство, но суд может вынести такой приговор по своему усмотрению. Как правило, осужденные, отбывающие обязательный срок заключения, должны соответствовать более жестким критериям для досрочного освобождения по сравнению с теми, кто отбывает дискреционное пожизненное заключение.

Надо сказать, что в Англии и Уэльсе наиболее опытные судьи все чаще высказываются против принципа вынесения обязательных приговоров к пожизненному лишению свободы. Их довод состоит в том, что судья должен иметь возможность выносить приговор в соответствии с конкретными обстоятельствами каждого уголовного дела и прибегать к пожизненному заключению только в отношении наиболее тяжких преступлений и опасных преступников.