Мудрый Юрист

Разъяснение порядка и особенностей выполнения капитаном судна действий, не относящихся к процессуальным, в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения

А.П. РЫЖАКОВ

Сведения об авторе:

Рыжаков Александр Петрович, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ветеран труда, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала НОУ ВПО "Международный юридический институт", а по совместительству - профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, член редакционных коллегий научно-практических журналов "Правовой аспект" и "Юрисконсульт в строительстве", член дистанционного организационного комитета Международных научных и научно-практических конференций, член Международной ассоциации содействия правосудию, автор более 1500 публикаций, в том числе 164 книг на бумажном носителе и 16 CD-дисков по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, он же автор учебников по дисциплинам "Правоохранительные органы" для высших, а "Уголовный процесс" для высших и средних юридических учебных заведений, постатейных комментариев к старым и новым УПК РФ (РСФСР), АПК РФ и ГПК РФ (РСФСР). Общий объем публикаций превысил 8786 авторских листов.

29 января 2013 года начал действовать Приказ Минтранса России от 23 ноября 2012 года N 407 "Об утверждении Порядка и особенностей выполнения капитаном судна действий, не относящихся к процессуальным, в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения" [15]. В нем сформулированы основные обязанности капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, обусловленные совершением преступления на данных судах. Причем, несмотря на наименование утвержденного искомым приказом документа, в последнем помимо непроцессуальных обязанностей капитана судна, сформулированы и положения, напрямую касающиеся его уголовно-процессуального статуса.

Более того, часть его непроцессуального статуса сформулирована с использованием выражений, которые употреблены законодателем в УПК РФ. Буквальное толкование таковых может привести к неточному пониманию заложенных в них идей. Поэтому даже те положения, которые касаются непроцессуальных обязанностей капитана судна, находящегося в дальнем плавании, требуют для их толкования знаний уголовно-процессуального законодательства и четких представлений о соответствующих уголовно-процессуальных институтах. Но обо всем по порядку.

Комментарий к пункту 1

Как следует из текста самого Приказа Министерства транспорта РФ, а равно п. 1 утвержденного им Порядка и особенностей выполнения капитаном судна действий, не относящихся к процессуальным, в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения <1> вышеуказанный Порядок разработан во исполнение п. 2 ст. 69 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации". В названной статье, в частности, отмечено, что, во-первых, на судне, находящемся в плавании, капитан судна возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК РФ. И, во-вторых, в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения порядок и особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий, не относящихся к процессуальным, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

<1> Далее для краткости - Порядок.

На что сразу хочется обратить внимание? Первое. Из текста ст. 62 Кодекса торгового мореплавания РФ выпала деятельность по приему и проверке заявления (сообщения) о преступлении. Второе. Федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, коим является Министерство транспорта РФ, дано распоряжение установить порядок и особенности выполнения капитаном судна не относящихся к процессуальным действий лишь "в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения", а не тех действий, которые предшествуют принятию искомого решения и (или) сопутствуют принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если же мы ознакомимся с самим содержанием Порядка, нетрудно заметить, что Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта урегулирована процедура осуществления действий, в том числе и предшествующих принятию решения о возбуждении уголовного дела. К тому же авторы такового не оставили без внимания и процессуальные вопросы статуса капитана судна. Соответственно, Порядок разработан не только во исполнение п. 2, но и, по меньшей мере, п. 1 ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ. Причем им урегулированы и те вопросы, определение которых Министерству транспорта РФ ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ не предписано.

Комментарий к пункту 2

Пункт 2 Порядка определяет круг субъектов, на которых распространяются требования настоящего документа. Это капитаны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

По общему правилу капитан судна - это лицо, осуществляющее командование или руководство данным судном. Согласно же п. п. 1 и 2 ст. 30 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, может быть лишь гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.

Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Согласно п. 2 Порядка комментируемый нами здесь документ применяется лишь капитанами тех судов, которые плавают под Государственным флагом Российской Федерации. Эти суда могут находиться в собственности:

  1. граждан Российской Федерации;
  2. юридических лиц в соответствии с законодательством РФ;
  3. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
  4. муниципальных образований.

По заявлению фрахтователя право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), в случае если:

  1. фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна;
  2. собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
  3. залогодержатель ипотеки судна или обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано судно, дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;
  4. законодательство государства, в котором зарегистрировано судно, не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
  5. право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации временно предоставляется судну капитаном морского порта, регистрирующим судно в бербоут-чартерном реестре, на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год (ст. 15 Кодекс торгового мореплавания РФ).

При временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации на капитана судна также распространяются положения, закрепленные в комментируемом Порядке.

Исходя из текста п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК РФ положения комментируемого Порядка должны распространяться лишь на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании. Следуя же логике содержания Приказа Минречфлота РСФСР от 12 мая 1989 года N 61 "О введении в действие Правил ремонта судов Министерства речного флота РСФСР" дальнее плавание морских судов, в свою очередь, может быть морским или прибрежным.

Однако, как верно и до нас замечали ученые, законодателем не определено понятие "дальнее плавание" [3. С. 14 - 16; 4. С. 8 - 12], хотя оно и постоянно используется не только в законах (УПК РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" [16] и др.), но и в подзаконных нормативно-правовых актах [9; 10; 12; и др.].

Данная реалия, по мнению Г.Г. Иванова, может поставить под сомнение в некоторых случаях возможность осуществления капитаном судна функций органа дознания [5]. С этим стоит согласиться. Но, с другой стороны, именно законодательная неопределенность в вопросе дальнего и малого (недальнего) плавания не позволит признать полученными с нарушением требований УПК РФ доказательства, собранные капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации.

Уже то обстоятельство, что разработчики настоящего Порядка не употребили в нем термин "суда, находящиеся в дальнем плавании", позволяет заявить о том, что, по мнению федерального органа исполнительной власти в области транспорта, любое судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, и находящееся в плавании, не позволяющем капитану судна обеспечить осуществление приема, рассмотрения, разрешения заявления (сообщения) о преступлении и т.п. другим органом предварительного расследования, находится, с позиции УПК РФ, в дальнем плавании <2>.

<2> Далее для краткости, если иное специально не оговорено, капитанами судов будем именовать капитанов именно таких судов.

Именно на капитанов таких судов полностью распространимы требования анализируемого Порядка. Именно они являются органами дознания исходя из требований п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК РФ, с учетом содержания п. 2 комментируемого Порядка.

Комментарий к пункту 3

В п. 3 Порядка его авторы ориентируют капитанов судов на то, чтобы они руководствовались действующим УПК РФ "при поступлении сообщения о преступлении". "При" "указывает на время, обстановку, обстоятельства" [14. С. 506 - 507]. "Поступить" - значит "дойти, прибыть по назначению" [14. С. 493]. Словосочетание "при поступлении", таким образом, означает "во время, в тот момент, когда сообщение о преступлении получил капитан судна". Иначе говоря, буквально п. 3 Порядка требует от капитана судна соблюдать уголовно-процессуальное законодательство лишь в ходе приема заявления (сообщения) о преступлении. Между тем, несомненно, последний обязан соотносить свои действия (решения) с требованиями УПК РФ не только при приеме, но и при рассмотрении и разрешении заявлений (сообщений) о преступлении, производстве неотложных следственных действий, принятии сопутствующих и завершающих данную часть предварительного расследования процессуальных решений.

Причем капитан судна обязан руководствоваться УПК РФ в той редакции, которая действует на момент осуществления им уголовно-процессуальной деятельности. А это значит, что применение капитаном судна УПК РФ в той редакции, о которой идет речь в п. 3 Порядка, уже непозволительно. Ведь в ней не учтены изменения и дополнения УПК РФ, имевшие место после утверждения искомого Порядка.

И руководствоваться в своей деятельности капитан судна обязан не только УПК РФ и настоящим Порядком, а всеми нормативно-правовыми актами, регулирующими по меньшей мере его уголовно-процессуальные полномочия. А это значит, что он обязан следовать также предписаниям, закрепленным в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Согласно ч. 3 ст. 7 названного Федерального закона в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Исходя же из требований УПК РФ, капитаны судов, находящихся в дальнем плавании, являются органами дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах. В этой связи они вправе в пределах своей компетенции принимать заявления (сообщения) о соответствующих преступлениях, проверять таковые и принимать по ним решение о возбуждении уголовного дела (отказе в возбуждении уголовного дела), производить неотложные следственные действия, принимать сопутствующие процессуальные решения.

Капитанам судов следует иметь в виду, что уголовный процесс, а вместе с ним и деятельность по приему, рассмотрению и разрешению заявлений (сообщений) о преступлении могут быть реализованы лишь при наличии к тому повода и основания - повода и фактического основания для начала уголовного процесса.

Повод для возбуждения уголовного дела - это первый источник осведомленности в нашем случае капитана судна о готовящемся, совершаемом либо совершенном на судне, которым он командует (руководит), деянии (последствиях такового), содержащем уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава любого преступления. В ст. 140 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень таковых. Это:

  1. заявление о преступлении;
  2. явка с повинной;
  3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Законодатель отдельным пунктом ч. 1 ст. 140 УПК РФ также вычленяет такой повод для возбуждения уголовного дела как постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Однако он вряд ли возможен в ситуации, когда органом дознания является капитан судна. И поэтому здесь мы о нем умолчим.

Поводы к началу уголовного процесса ничем не отличаются от поводов для возбуждения уголовного дела. Другое дело - основание для начала уголовного процесса. Оно не может быть таким же, как основание для возбуждения уголовного дела. Фактическим основанием для начала уголовного процесса следует признавать вероятность наличия в происшествии, о котором идет речь в поводе, уголовно-процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления. Фактическим основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на уголовно-процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.

Заявления о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела представляют собой адресованное в нашем случае капитану судна устное или письменное, реализованное лично отдельно взятым физическим лицом сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом на судне преступлении.

Устное заявление, уже после начала уголовного процесса, должно быть занесено капитаном в протокол, который подписывается заявителем и самим капитаном судна. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Устное сообщение о преступлении, сделанное при производстве следственного (судебного) действия, заносится в протокол следственного действия (судебного заседания). Заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, предусмотренная ст. 306 УК РФ. В протоколе делается отметка об этом, которая должна быть удостоверена подписью заявителя (ст. 141 УПК РФ).

Обычно заявителем являются пострадавший или очевидец общественно опасного деяния, но о преступлении вправе заявить и лицо, которому о таковом стало известно с чьих-то слов.

Анонимные сообщение и письма, то есть такие, которые не содержат в себе сведений о лице (его фамилии и местонахождении (адресе)), не признаются поводом для возбуждения уголовного дела. О них не следует делать и запись в судовом журнале.

Если в анонимном сообщении указываются конкретные факты, свидетельствующие о подготовке или совершении преступления, то капитан судна может, но не обязан осуществить его проверку. При подтверждении этих фактов будет иметь место непосредственное обнаружение капитаном судна как органом дознания признаков преступления. В последующем после проверки выявленных фактов им при наличии к тому фактических оснований может быть возбуждено уголовное дело.

Поводом в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Само же анонимное заявление или письмо рассматривается лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший лишь поводом для административно-властной, а не уголовно-процессуальной проверки.

В заявлениях о преступлении, выступающих в качестве повода для возбуждения уголовного дела, должны содержаться конкретные сведения, указывающие на подготовку или совершение преступления на судне, которым капитан командует. При этом по уголовным делам публичного обвинения не требуется, чтобы заявитель высказал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности.

Явка с повинной - это добровольное личное обращение (в нашем случае - к капитану судна) гражданина с заявлением о совершенном им на судне и неизвестном капитану судна и (или) другим органам предварительного расследования преступлении. Заявление может быть и о готовящемся преступном деянии (приготовлении или покушении), основные результаты которого еще не наступили. Явка с повинной не может быть по телефону или иным средствам связи. Чтобы явка с повинной имела место, лицо должно непосредственно (воочию) обратиться в нашем случае к капитану судна.

При явке с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором указываются:

а) должность, звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

б) статья (ст. 142 УПК РФ), в соответствии с которой протокол составлен;

в) время (день, час, минуты) и должностное лицо, которому поступило заявление о явке с повинной;

г) такие же, как при обращении с устным заявлением о преступлении, а равно как перечислены в п. 4 Порядка, сведения о явившемся с повинной;

д) данные о документе, удостоверяющем его личность;

е) подробное изложение события, о котором он сообщает: когда, где, что явившимся с повинной сделано и каковы, по его мнению, наступившие последствия.

Протокол явки с повинной подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, к которому он обратился, а также всеми иными лицами, присутствовавшими при составлении указанного документа (к примеру, переводчиком).

Сведения, сообщенные лицом, явившимся с повинной, подлежат тщательной проверке, поскольку возможен самооговор. Известны также случаи, когда лицо является с повинной с целью скрыть факт совершения более тяжкого преступления.

От явки с повинной следует отличать чистосердечное раскаяние, а также показания, сделанные подозреваемым на допросах после задержания в порядке ст. 92 УПК РФ, в которых он признал свою вину. Оформление показаний лица, данных после предъявления изобличающих его доказательств, протоколом явки с повинной является нарушением уголовно-процессуального закона.

К числу сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников, которые могут иметь место на судне, думается, можно отнести прежде всего непосредственное обнаружение капитаном судна признаков преступления. Теоретически, наверное, можно было бы предположить возможность принятия на судне, находящемся в дальнем плавании, и других форм сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников. Однако нам представляется, что таковые на практике почти не имеют место. Хотя следует заметить, что законом они предусмотрены и соответственно теоретически возможны.

Капитан же судна в процессе выполнения своей служебной деятельности иногда непосредственно сам выявляет деяние, содержащее признаки объективной стороны состава преступления. Такую разновидность "сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников", в литературе часто именуют "непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления".

Капитан судна может обнаружить признаки объективной стороны подготавливаемого или совершенного преступления, например, в ходе служебного расследования происшедшего на судне несчастного случая. Признаки объективной стороны состава преступления могут быть выявлены органом дознания также в процессе его управленческой деятельности и т.п.

Принятие полученного из иных источников сообщения о совершенном или готовящемся преступлении оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В данном рапорте указываются: кому он адресован, данные о лице, его составившем (должность, звание, фамилия и инициалы), ссылка на ст. 143 УПК РФ, подробное изложение признаков общественно опасного деяния и признаков общественно опасных последствий (если таковые выявлены), а также источника получения указанных сведений.

Рапорт подписывается лицом, его составившим. Оформления сообщения, о котором сообщается в рапорте, закон не требует. Однако, если таковое имело место, оно может быть приобщено к материалам проверки сообщения о преступлении.

Заявление (сообщение) о преступлении капитаном судна проверяется. Для реализации данного полномочия законодателем предусмотрен определенный набор процессуальных средств. Не все средства возможно реализовать на судне, находящемся в дальнем плавании. Между тем мы ниже перечислим все имеющиеся средства, стараясь пояснить, что применение части из таковых зачастую на судне почти нереализуемо.

Итак, средства проверки заявления (сообщения) о преступлении можно разделить на три вида:

а) прямо закрепленные в уголовно-процессуальном законе;

б) выработанные практикой и широко применяемые органами предварительного расследования;

в) предусмотренные иными не уголовно-процессуальными нормативными актами.

Прямо закрепленными в уголовно-процессуальном законе средствами сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления, признаются:

Помимо перечисленных, в законе закреплены и некоторые иные полномочия органа дознания на стадии предварительного расследования. Такие, к примеру, как дача органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Думается, ни у кого не возникнет сомнений по поводу того, что капитан судна, находящегося в дальнем плавании, лишен возможности реализовать это закрепленное в законе право органа предварительного расследования.

Следует также заметить, что проведение документальных проверок, ревизий на судне, находящемся в дальнем плавании, почти невозможно. Однако, если соответствующие фактические основания будут иметь место и на судне найдутся лица, которые вправе и в состоянии таковые провести, капитан судна не лишен возможности их назначить. То же самое можно сказать и о проведении исследований документов, предметов, трупов и о привлечении к участию в исследованиях специалистов.

Следующий вид средств проверки заявления (сообщения) о преступлении, - выработанные практикой и широко применяемые органами предварительного расследования:

<3> О данном средстве предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении упоминается и другими авторами [7. С. 296].<4> Иногда это действие именуют "истребованием материалов, предметов, документов" [7. С. 297].

Каждый из таковых может быть применен капитаном судна. Чаще же всего им используется получение объяснений.

Средства проверки заявления (сообщения) о преступлении предусмотрены иными не уголовно-процессуальными нормативными актами, которыми пользуются другие органы предварительного расследования. Это, к примеру:

а) гласные оперативно-розыскные мероприятия;

б) гласные розыскные действия, в том числе сбор частным детективом сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса (устный опрос граждан и (или) должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и (или) документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и (или) других объектов, наблюдение для получения необходимой информации) (п. 7 ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" [1]);

в) досмотр (ст. ст. 27.1, 27.7, 27.9 КоАП РФ);

г) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. ст. 27.1, 27.8 КоАП РФ);

д) требование о представлении прокурору информации, справок, документов и их копий (ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

е) получение сотрудниками полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан в связи с проверкой зарегистрированного в установленном порядке заявления (сообщения) о преступлении, разрешение которого отнесено к компетенции полиции, необходимых объяснений, справок, документов и копий таковых (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции"); и др.

ж) освидетельствование граждан на состояние опьянения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения (п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции");

з) исследование веществ и объектов (п. 7 Приказа МВД России N 840, Минюста России N 320, Минздрава России N 388, Минэкономики России N 472, ГТК России N 726, ФСБ России N 530, ФПС России N 585 от 9 ноября 1999 г. "Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения"); и др.

Между тем капитаном судна данные средства реализованы быть не могут. Зато при определенных обстоятельствах им вполне могут быть применены такие средства, как:

а) составление акта добровольной сдачи наркотического средства, психотропного вещества, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. ст. 222, 223, 228 УК РФ);

б) административное изъятие (ст. ст. 27.1, 27.10 КоАП РФ);

в) судебно-медицинское освидетельствование; и др.

Вышеперечисленными средствами решаются задачи стадии возбуждения уголовного дела.

Перечень названных средств довольно широк, но не безграничен. Процессуальными среди них можно называть лишь: требования о производстве документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечении к участию в таковых специалистов, требование (поручение и запрос) о передаче документов и материалов, а также осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Только на них распространяется процессуальная форма. И хотя в ст. 144 УПК РФ лишь упоминаются требования о производстве документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечении к участию в них специалистов, передаче документов и материалов, эти действия нельзя производить без соблюдения принципов уголовного процесса.

Завершает рассмотрение (проверку) заявления (сообщения) о преступлении вынесение процессуального решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть вынесено капитаном судна из-за отсутствия фактических оснований возбуждения уголовного дела или в связи с наличием фактических оснований отказа в возбуждении уголовного дела. Данное решение оформляется постановлением.

Если в течение установленного ст. 144 УПК РФ срока рассмотрения и разрешения заявления (сообщения) о преступлении невозможно собрать достаточные данные о наличии либо об отсутствии признаков объективной стороны состава преступления, то налицо отсутствие фактических оснований для возбуждения уголовного дела. Между тем мы не смогли представить ситуацию, когда бы такое основание отказа в возбуждении уголовного дела могло бы иметь место на ограниченной территории судна, находящегося в дальнем плавании.

В то же время капитаном судна решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть принято по основаниям, указанным в ст. 24 УПК РФ. И хотя некоторые из них не могут использоваться как основание отказа в возбуждении уголовного дела именно капитаном судна, чтобы не вносить путаницы, перечислим ниже все предусмотренные ст. 24 УПК РФ основания. Итак, основаниями отказа в возбуждении уголовного дела признаются:

  1. отсутствие события преступления;
  2. отсутствие в деянии состава преступления;
  3. истечение сроков давности уголовного преследования;
  4. смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
  5. отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;
  6. отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. п. 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела должны быть указаны день, месяц, год, населенный пункт его составления, должность, звание, фамилия и инициалы должностного лица, которым оно вынесено, повод и фактическое основание к началу уголовного процесса, признаки какого преступления предполагались и мотивировка наличия одного из оснований отказа в возбуждении уголовного дела, ссылка на ст. 148 УПК РФ и, в случае необходимости, - на конкретный пункт ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а также собственно решение об отказе в возбуждении уголовного дела, об уведомлении заявителя и о разъяснении ему права на обжалование этого постановления.

При наличии повода и достаточных данных, указывающих на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления (фактические основания для возбуждения уголовного дела), капитан судна обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

О возбуждении уголовного дела капитан судна выносит постановление. После чего он обязан незамедлительно уведомить надзирающего прокурора о начатом предварительном расследовании. Копия постановления о возбуждении уголовного дела капитаном судна передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. По запросу прокурора, последнему могут быть направлены и материалы проверки заявления (сообщения) о преступлении. Последствия получения прокурором копии постановления о возбуждении капитаном судна уголовного дела ничем не отличаются от последствий получения прокурором копии постановления о возбуждении уголовного дела в обычном порядке от другого органа предварительного расследования.

В рассматриваемой ситуации действует правило: если прокурор признает вынесенное капитаном судна постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем вынести мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направить капитану судна, вынесшему данное постановление.

Промежуток времени между получением прокурором постановления о возбуждении уголовного дела и принятием им решения о законности (незаконности) и обоснованности (необоснованности) решения о возбуждении уголовного дела должен быть минимален и ни в коем случае не может превышать 24 часов.

После возбуждения уголовного дела капитан судна вправе приступить (продолжить) к производству неотложных следственных действий.

Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания, а, значит, и капитан судна по подведомственным ему делам, законодателем не определен. Соответственно, по подведомственным ему преступлениям капитан судна вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и по прошествии определенного (до прибытия в российский порт) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, капитан судна не вправе его производить.

Производство неотложных следственных действий согласно требованиям ст. 157 УПК РФ должно быть завершено в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. По прибытию в российский порт капитан судна направляет уголовное дело руководителю следственного органа, если по нему обязательно производство предварительного следствия, и прокурору, если по делу производство предварительного следствия не обязательно.

Комментарий к пункту 4

В п. 4 Порядка определена процедура непроцессуальной фиксации в судовом журнале информации о состоявшемся факте принятия капитаном судна заявления (сообщения) о преступлении, то есть, во-первых, о начале осуществления им уголовно-процессуальной деятельности, во-вторых, о виде повода для начала уголовного процесса.

Судовой журнал - это один из видов судовых документов (п. 5 ч. 1 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Согласно ч. 7 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судовой журнал хранится на судне в течение одного года со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение судовладельцу. Общий срок хранения судового журнала составляет три года со дня внесения в него последней записи. Судовой журнал может быть предоставлен для ознакомления с ним и снятия с него копий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, запись в судовом журнале о факте принятия сообщения о преступлении аналогична регистрации заявления (сообщения) о преступлении в специальном журнале органами внутренних дел, подразделениями Следственного комитета РФ и т.п. Его назначение - создание гарантий того, что каждое заявление (сообщение) о совершенном на судне преступлении будет учтено, а значит, рассмотрено и разрешено.

В судовом журнале в этой связи делается довольно подробная запись, которая позволит к тому же точно установить такие обязательные обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, как место, дата и время совершения общественно опасного деяния.

Запись должна "содержать" определенные "сведения". "Содержать" означает "иметь, заключать в себе" [14. С. 645]. "Сведение" - это "известие, сообщение" [6. С. 172; 14. С. 608]. Таким образом, под "сведениями" в данном случае понимается полученная капитаном судна от заявителя либо лично выявленная информация, данные, которые имеются в поводе для начала уголовного процесса (материале проведенной капитаном судна служебной проверки).

В судовом журнале отражаются сведения "о дате, о координатах местоположения судна, времени того часового пояса, по которому фактически поставлены судовые часы в данный момент времени, о форме сообщения, сведения о лице, сообщившем о преступлении (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, сведения о документе, удостоверяющем личность лица, сообщившего о преступлении; фамилия, имя, отчество, должность - в случае если лицом, сообщившим о преступлении, является член экипажа судна)".

Под "датой", о которой здесь идет речь, понимается день, месяц и год, когда капитаном было получено заявление (сообщение) о преступлении, а под "временем" - час и минуты того часового пояса, по которому фактически поставлены судовые часы в момент принятия заявления (сообщения) о преступлении.

Причем, если к капитану обратился гражданин с заявлением о преступлении, с установлением времени и тем более даты принятия его заявления нет никаких проблем. Сложнее обстоят дела со временем, а иногда и датой непосредственного обнаружения капитаном судна признаков объективной стороны состава преступления. Опять же, когда капитан увидел труп человека с признаками насильственной смерти, в судовом журнале он указывает день, час, минуты этого обнаружения. А какую дату и время необходимо отражать в судовом журнале, когда на момент обнаружения происшествия капитан еще не предполагал наличие в нем признаков преступления и лишь в ходе служебной проверки таковые были выявлены? В искомой ситуации капитан судна сам, по своему внутреннему убеждению должен решить, когда именно им были обнаружены признаки преступления в исследуемом факте. Это время (дату) ему и следует занести в судовой журнал.

Под "данным моментом времени" здесь подразумевается момент получения (непосредственного обнаружения капитаном судна) заявления (сообщения) о преступлении, а не момент принятия им решения о возбуждении уголовного дела. Почему мы еще раз делаем данное уточнение? Потому что, как было отмечено выше, в п. 2 ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ Министерству транспорта РФ предписано определить порядок и особенности выполнения капитаном судна не относящихся к процессуальным действий, обусловленных возбуждением уголовного дела публичного обвинения. В данном же случае, как мы полагаем, урегулирован вопрос осуществления капитаном судна не относящихся к процессуальным действий, обусловленных получением заявления (сообщения) о преступлении, по которому по результатам его рассмотрения и разрешения при наличии к тому фактических обстоятельств возможно принятие решения о возбуждении уголовного дела публичного обвинения.

В судовом журнале должны быть отражены сведения "о форме сообщения". В данном случае речь идет о фиксации не только сведений о том, к какому виду исходя из редакции ч. 1 ст. 140 УПК РФ (заявление о преступлении, явка с повинной либо сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников) относится сообщение о преступлении, но и о том, устное оно было или письменное, а если речь идет о сообщении о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, то еще и о форме данного источника (непосредственное обнаружение признаков преступления или иная форма).

Сведения о лице, сообщившем о преступлении, в судовом журнале отражаются, если имели место заявление о преступлении или явка с повинной (п. п. 1 или 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

В судовом журнале должны быть отражены фамилия, имя, отчество заявителя. "Фамилия" есть "наследственное семейное наименование, прибавленное к личному имени" [14. С. 737] лица, сообщившего о преступлении. Под "именем" здесь понимается "личное название человека, даваемое при рождении" [14. С. 231], под "отчеством" - "наименование по отцу" [14. С. 416]. Именно в таком значении каждый из указанных терминов употреблен в п. 4 комментируемого Порядка.

Здесь же фиксируется дата рождения заявителя, то есть день, месяц, год появления его на свет, а равно "адрес" его места жительства. "Адрес" есть "местонахождение, местожительство, а также обозначение, название местонахождения, местожительства" [14. С. 20], в нашей ситуации лица, сообщившего о преступлении.

В судовом журнале обязательно фиксируются "сведения о документе, удостоверяющем личность" заявителя. Обычно это номер и серия его общегражданского либо международного паспорта, кем и когда он был выдан. Между тем помимо паспорта личность заявителя может быть удостоверена и иным документом:

Документом, удостоверяющим личность, признается также свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) [11].

Согласно ч. 2 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" [2] документом, удостоверяющим личность лица, заявившего ходатайство о признании его беженцем, является свидетельство о рассмотрении по существу данного ходатайства. Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, признается удостоверение беженца (ч. 2 п. 7 ст. 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах").

Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего (офицеров, прапорщиков, мичманов) Российской Федерации, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (п. 1 Положения об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации [8].

Документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, признается военный билет.

Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассматриваемым документом следует считать справку об освобождении из мест лишения свободы [13].

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

а) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

б) разрешение на временное проживание;

в) вид на жительство;

г) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [20]).

Приведенный перечень документов, удостоверяющих личность заявителя, не является исчерпывающим.

Документ, удостоверяющий личность, и дата рождения не отражаются в судовом журнале, когда заявителем является член экипажа судна. Член экипажа судна - это любое лицо, действительно занятое во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на нем, и включенное в судовую роль. У такого лица есть должность. Вот ее следует отразить в записи о принятии от этого лица сообщения о преступлении.

Комментарий к пункту 5

В п. 5 Порядка речь идет о форме, в которой хранятся материалы уголовного дела. Между тем, несомненно, закрепленные здесь правила последовательно распространить и на материалы предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. Вне зависимости от того, какое решение было принято по таким материалам (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела), проводились по ним неотложные следственные действия или нет, требования п. 5 Порядка полностью распространимы и на такого рода материалы (уголовное дело).

Авторы комментируемого Порядка почему-то разделили содержание уголовного дела на "материалы" и "документы". Подобное разделение можно увидеть и в других нормативно-правовых актах, к примеру в ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Между тем имеющие отношение к делу документы, а именно о таковых здесь идет речь, всегда являются частью материалов как уголовного дела, так и материалов предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. Помимо документов и те и другие материалы могут составлять предметы, то есть объекты, безусловно, документами не являющиеся.

В уголовное дело объединяются материалы (в том числе и документы), "относящиеся к предмету расследования". "Относящиеся" - это значит те, которые могут иметь связь с предметом расследования. Не обязательно они имеют эту связь. Достаточно наличия вероятности таковой.

Под предметом расследования в данном случае подразумевается предмет доказывания по данному конкретному уголовному делу. Предмет доказывания - это полный перечень обстоятельств, в обязательном порядке подлежащих установлению и подтверждению (их наличия либо отсутствия) с использованием доказательств по каждому уголовному делу. Он закреплен в ст. ст. 73, 421, 434 УПК РФ. Основными элементами такого "предмета расследования" являются:

  1. событие преступления (время, место, способ, общественная опасность деяния, противоправность, средства и орудия преступления, данные о потерпевшем от преступления, а иногда и характере его действий, предпринятые обвиняемым меры сокрытия преступления и другие обстоятельства совершения преступления);
  2. виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
  3. обстоятельства, характеризующие личность лица, подозреваемого в совершении преступления;
  4. характер и размер вреда, причиненного преступлением;
  5. обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
  6. обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
  7. обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;
  8. обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК РФ, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

По уголовному делу подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Поэтому в материалах уголовного дела могут содержаться и такого рода доказательства.

На структуру и содержание предмета доказывания не влияет квалификация преступления. Исключением из данного правила являются лишь преступления несовершеннолетних, невменяемых и лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления, предмет доказывания по которым несколько расширен.

Так, в ст. 421 УПК РФ закреплено, что по делам несовершеннолетних наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются:

  1. возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
  2. условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;
  3. влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Соответственно, согласно ст. 434 УПК РФ по делам об общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, помимо обстоятельств, устанавливаемых по всем делам, должны выясняться:

  1. время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния;
  2. совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом;
  3. характер и размер вреда, причиненного деянием;
  4. наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу;
  5. связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

По делу могут быть доказаны и иные обстоятельства. Однако их установление в отличие от тех, которые обозначены в вышеназванных статьях УПК РФ, не является обязательным для капитана судна как органа дознания.

Выполненные на бумажном носителе материалы (документы) дела рекомендуется подшивать в хронологическом порядке. Начинается дело с описи, правильность составления которой удостоверяется подписью капитана судна. Каждый лист номеруется. Если к материалам уголовного дела прилагаются предметы документы, выполненные не на бумажном носителе, и (или) документы, которые нельзя подшивать (свидетельство о рождении, паспорт и т.п.), они по возможности упаковываются. Чаще всего упаковка представляет собой помещение объектов в отдельные пакеты с описью вложения. Пакеты снабжаются бирками с удостоверительными надписями и подписями лица, у которого произведено изъятие данных объектов, понятых, капитана судна, которые скрепляются печатью.

В то же время следует иметь в виду, что паспорта, военные билеты (свидетельства о рождении, приписные свидетельства несовершеннолетних) задержанных подозреваемых приобщаются к уголовному делу и хранятся в отдельном опечатанном пакете, подшитом к делу и пронумерованном очередным его листом.

Документы, письма и другие записи, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств, должны храниться в конвертах, вложенных между чистыми листами бумаги. На них запрещается делать какие-либо пометки, надписи и перегибать их. Конверты опечатываются, подшиваются в деле и нумеруются очередным его листом. При большом количестве приобщаемых к делу писем и документов они помещаются в отдельный пакет, прилагаемый к делу. На конверте или пакете должна быть надпись с перечнем вложенных в него документов.

Запрещается помещение на хранение вещественных доказательств и иных объектов в увлажненном и т.п. состоянии, могущем повлечь их порчу и невозможность дальнейшего исследования и использования в качестве доказательств. При необходимости должны быть приняты безотлагательные меры по приведению изъятых объектов в состояние, позволяющее их дальнейшее хранение.

Объекты биологического происхождения, в том числе подлежащие микроскопическому или химическому исследованию, подвергающиеся быстрой порче, должны быть упакованы в герметически закупоренные емкости. Упаковка таких объектов (в том числе требующих дальнейшего исследования частей трупов) при наличии такой возможности производится работниками судебно-медицинских учреждений.

Упакованные объекты могут храниться при уголовном деле или в специально для этого отведенном месте ограниченного доступа (сейфе, металлическом ящике и т.п.). Подшитые материалы уголовного дела и упакованные доказательства могут находиться в разных сейфах (металлических ящиках и т.п.). Между тем и данные материалы, и упакованные объекты являются частью единого уголовного дела.

"Единое дело", о котором идет речь в п. 5 Порядка, - это совокупность процессуальных документов и не являющихся документами доказательств, собранных (подшитых, пронумерованных, упакованных и т.п.) после принятия решения о наличии в распоряжении капитана судна достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления и предусмотренного ст. 140 УПК РФ повода для возбуждения уголовного дела, вместе с материалами предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении.

Именно оно хранится на борту судна в месте ограниченного доступа (сейф) до прихода судна в первый морской порт Российской Федерации, а затем передается руководителю следственного органа (прокурору) по подследственности.

Комментарий к пункту 6

Пункт 6 Порядка требует фиксировать в судовом журнале день, месяц, год, координаты местоположения судна, время (часы и минуты) того часового пояса, по которому фактически поставлены судовые часы, в момент, когда прокурор был уведомлен "о начатом расследовании".

Предварительное расследование - это определенного рода уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая на одноименной стадии уголовного процесса. Она начинается после принятия решения о возбуждении уголовного дела. Нетрудно представить ситуацию, когда постановление о возбуждении уголовного дела капитаном судна вынесено, но к производству предварительного расследования (производству неотложных следственных действий) он не приступил.

Что же в такой ситуации он может не сообщать прокурору "о начатом расследовании" и, соответственно, не делать в судовом журнале запись об уведомлении прокурора о начатом расследовании? А какое время им должно быть указано в судовом журнале в случае возбуждения уголовного дела в один день, а начала производства неотложных следственных действий - в другой? Ответ на поставленный вопрос может быть только один. Исходя из смысла требований ч. 4 ст. 146 УПК РФ капитан судна уведомляет прокурора о вынесении постановления о возбуждении уголовного дела и начатом расследовании. Сразу после принятия решения о возбуждении уголовного дела начинает течь стадия предварительного расследования и даже если капитан судна не произведет после этого ни одного следственного действия, расследование считается начатым. И о его начале капитан судна должен уведомить прокурора.

Капитан судна обязан незамедлительно после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела уведомить об этом прокурора. И соответственно он должен отразить в судовом журнале дату, координаты местоположения судна, время того часового пояса, по которому фактически поставлены судовые часы, в момент данного уведомления прокурора. А как он назовет данное уведомление - уведомлением о начале расследования или же уведомлением о возбуждении уголовного дела, разницы нет. В любом случае будет иметь место выполнение им требований ч. 4 ст. 146 УПК РФ. Именно факт данного уведомления, время и место его реализации должны быть зафиксированы в судовом журнале.

Список использованной литературы

  1. Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888.
  2. Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 12. Ст. 425.
  3. Дмитриев С.Н. Проблемы правового регулирования расследования происшествий с участием морских судов (НаПРАСные надежды?) // Транспортное право. 2010. N 3. С. 14 - 16.
  4. Иванов Г.Г. О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания // Транспортное право. 2010. N 2. С. 8 - 12.
  5. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009. 496 с.
  6. Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И.Л. Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой. 4-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985. 245 с.
  7. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; научн. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. 991 с.
  8. Постановление Правительства РФ от (было 17) 12 февраля 2003 г. N 91 "Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 654.
  9. Приказ Генпрокуратуры РФ от 18 января 2008 года N 20 "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба".
  10. Приказ Росстата от 21 декабря 2010 года N 452 "Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)".
  11. Распоряжение Минтранса РФ от 24 июня 2002 г. N НА-217р "Об утверждении номенклатуры объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации".
  12. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 года N 395 "Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта" // СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2311.
  13. Приказ ФСС России от 25 февраля 2009 г. N 33 "Об утверждении форматов электронного вида реестров талонов родовых сертификатов" // Социальный мир. 2009. N 17.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов; под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.
  15. Российская газета. 2013. 18 января.
  16. СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.
  17. СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
  18. СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5914.
  19. СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1435.
  20. СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.