Мудрый Юрист

Проблемы назначения и производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних, потерпевших по половым преступлениям

Шарапова Дарья Викторовна, студентка 5 курса Института адвокатуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Данная статья посвящена проблемам производства и назначения судебно-психологических экспертиз в отношении несовершеннолетних, потерпевших по половым преступлениям. Поскольку в настоящее время все более актуальными становятся проблемы сексуального насилия над детьми, судебно-психологическая экспертиза по такого рода уголовным делам приобретает более высокое значение. При написании статьи автором изучены статьи и публикации, в которых затрагивается указанный вопрос, системный анализ норм УПК РФ и обобщение правоприменительной практики. Автором в статье освещаются следующие проблемы:

  1. Порядок проведения экспертизы в зависимости от возраста лица, в отношении которого она проводится, в УПК РФ не дифференцирован.
  2. Дополнительных гарантий защиты прав несовершеннолетних при производстве в отношении их судебно-психологической экспертизы не существует, что позволяет на практике использовать процедуры, не учитывающие физические и психологические особенности таких лиц.
  3. Законодательство РФ не содержит каких-либо правовых механизмов, обеспечивающих качество проведения судебных экспертиз частными (негосударственными) экспертами.
  4. Следователь (суд) ориентируется исключительно на внутреннее убеждение, разрешая вопрос о наличии или отсутствии у конкретного лица специальных познаний в области психологии несовершеннолетних. Зачастую судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних по половым преступлениям поручаются лицам, не компетентным в этой области.
  5. Нормативно не закреплен перечень необходимых и разрешенных методик проведения психологической экспертизы по делам о сексуальном насилии над несовершеннолетними, что приводит к многообразию методик для проведения диагностического исследования.

В статье автором предложены пути решения указанных проблем и изменения в уголовно-процессуальное законодательство.

Ключевые слова: юриспруденция, экспертиза, психология, сексуальное насилие, половые преступления, несовершеннолетние, потерпевшие, назначение, производство, оценка.

The problems of assignment and performance of judicial psychological expertise of the underage victims of sex crimes

D.V. Sharapova

Sharapova Daria Viktorovna - 5th-year student of the Moscow State Institute of the Kutafin Moscow State Law University.

This article is devoted to the problems of assignment and implementation of the judicial psychological expertise of the underage victims of sex crimes. Since the problems of sexual violence towards children are quite topical, the judicial psychological expertise on criminal cases of this type holds a special value. The author studied articles and publication on this issue, as well as the norms of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation and the legal practice on the issue. The author discusses the following problems in this article:

  1. The order of holding an expertise, depending on the age of a subject person is not differentiated in the CPC of RF.
  2. There are no additional guarantees of protection of rights of underage persons when holding judicial psychological expertise, which allows for the use of procedures with no due regard to their physical and psychological specifics.
  3. The legislation of the Russian Federation does not have any legal mechanisms, which would provide for the quality of judicial expertise, held by private (non-state) experts.
  4. The investigator (the court) is guided by the inner conviction in their evaluation of the due capacity of an expert in the sphere of psychology of the underage persons. Often judicial psychological expertise is assigned to the person lacking competence in this specific sphere.
  5. There is no normative provision for the list of necessary and permitted methods for the psychological expertise on cases, regarding sexual violence towards the underage persons, which leads to the use of variety of methods for the diagnostic studies.

The author also provides for the possible solutions for these problems, including possible amendments into the criminal procedural legislation.

Key words: jurisprudence, expertise, psychology, sexual violence, sex crime, underage, victim, assignment, performance, evaluation.

В настоящее время все более актуальными становятся проблемы жестокого обращения с детьми. Одной из основных форм жестокого обращения с детьми является сексуальное насилие. Согласно статистике ГНЦССП им. В.П. Сербского за 2010 г. в России совершено 9524 преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы детей, около 81% пострадавших детей находится в возрасте до 16 лет <1>.

<1> "Медико-социальные проблемы судебно-психиатрической экспертизы и оказания помощи несовершеннолетним, потерпевшим от преступлений". Доклад В.Д. Бадмаевой, Е.Г. Дозорцевой ФГУ "ГНЦССП им. В.П. Сербского" Минздравсоцразвития России. 2011 г. (источник - http://serbsky.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=45&Itemid=39).

Основу доказательственной базы по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних детей в большинстве случаев составляет заключение судебно-психологической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой экспериментальное психологическое исследование с использованием комплекса специальных методик. Оно обязательно включает в себя ознакомление с материалами дела, с объектом исследования и по необходимости - с другими лицами.

В США, например, доказательством по делу о сексуальном насилии над ребенком может выступать специально подготовленное, подробно запротоколированное, иногда записанное на аудио- или видеопленку интервью-расследование. Интервью-расследование проводится психологами, социальными работниками или прошедшими специальную подготовку, имеющими определенные знания и навыки полицейскими. К интервью-расследованию предъявляются определенные жесткие требования: не задавать наводящих вопросов, учитывать психологические особенности возраста, создание обстановки безопасности для ребенка и т.д. Психолог во время такой беседы придерживается выбранного курса, выясняя подробности и детали происшедшего (кто? что? где? когда?) <2>.

<2> Скабелина Л.А. Некоторые аспекты участия практического психолога в делах о сексуальном насилии над детьми (источник - URL: http://www.psad.ru).

Важно отметить, что эксперт-психолог не может ответить на вопрос, было насилие или нет. Заключение судебно-психологической экспертизы лишь способствует восстановлению картины происшедших событий, помогает оценить их последствия и становится в итоге одним из элементов в системе доказательств по делу о сексуальном насилии.

Особое внимание исследователей и практических работников к порядку назначения и проведения таких судебных экспертиз, оценке их заключений стало проявляться после распространения информации о скандально известном уголовном деле Владимира Макарова, приговоренного Таганским судом г. Москвы в сентябре 2011 г. к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима за насильственные действия сексуального характера в отношении своей шестилетней дочери. В связи с этим считаем необходимым обозначить некоторые проблемы производства судебно-психологических экспертиз и оценки заключений в отношении несовершеннолетних потерпевших по половым преступлениям.

Следует сразу отметить, что порядок проведения экспертизы в зависимости от возраста лица, в отношении которого она проводится, в УПК РФ не дифференцирован. Между тем думается, что особенность объекта экспертного исследования - психологическое состояние несовершеннолетнего - должна влечь за собой особую регламентацию процедуры назначения и проведения судебной экспертизы. В качестве дополнительного аргумента можно привести то, что УПК РФ регламентирует особенности производства такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) (ст. 425). Это связывается с необходимостью обеспечить гарантии соблюдения права на защиту с учетом физического и психологического состояния несовершеннолетнего. Однако дополнительных гарантий несовершеннолетних при производстве в отношении их судебной экспертизы, в том числе психологической (например, установление максимальной длительности ее производства, необходимости видеофиксации процедуры в целях наблюдения законным представителем за проведением экспертизы в тех случаях, когда его присутствие может негативно повлиять на результат исследования), не существует, что позволяет на практике использовать процедуры, не учитывающие физические и психологические особенности таких лиц.

Критериями для определения продолжительности экспертизы может быть возраст подэкспертного, его физическое и эмоциональное состояние.

По мнению некоторых авторов, не всегда целесообразно получение согласия законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего на производство судебно-психологической экспертизы, обосновано это тем, что положения ч. 4 ст. 195 УПК РФ, а также ст. 28 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" являются препятствием для установления фактических обстоятельств дела. На наш взгляд, закрепление возможности проведения экспертизы несовершеннолетнего без согласия его законного представителя лишает несовершеннолетнего ребенка важной гарантии защиты его прав и законных интересов.

Более того, мы считаем, что следует закрепить обязательность видеофиксации проведения экспертизы для возможности наблюдения законного представителя за проведением экспертизы в тех случаях, когда его присутствие может негативно повлиять на результат исследования (например, когда несовершеннолетний не сможет адекватно сообщить все необходимые сведения в присутствии законного представителя, поскольку будет бояться или стесняться высказывать ту или иную информацию).

В настоящее время существует три типа участия психологов в производстве судебных экспертиз:

  1. Медицинские психологи, работающие в судебно-экспертных учреждениях МЗСР РФ, выступают в качестве судебных экспертов при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
  2. Эксперты-психологи, работающие в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, проводят судебно-психологические экспертизы.
  3. Судебно-психологические экспертизы проводятся и психологами, не являющимися сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений, по поручению следователя (суда) <3>.
<3> Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Судебные экспертизы с участием психолога в Российской Федерации: формы, виды, перспективы межведомственного взаимодействия // Юридическая психология. 2006. N 1.

Такое положение не противоречит действующему законодательству (ст. 41 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности", ч. 2 ст. 195 УПК).

Согласно ст. 11 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" за подготовку государственных судебных экспертов отвечает соответствующий федеральный орган исполнительной власти, что является определенной гарантией проведения качественной судебной экспертизы. Однако законодательство РФ не содержит каких-либо правовых механизмов, обеспечивающих качество проведения судебных экспертиз частными (негосударственными) экспертами. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" касается вопроса лишь организационно-правового статуса негосударственного экспертного учреждения, определяя, что оно должно являться некоммерческой организацией, осуществляющей судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми уставами.

В связи с этим мы считаем, что назначение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего в государственном экспертном учреждении является приоритетным. Как разъясняется в указанном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, только в случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в ст. 70 УПК РФ, т.е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве, ее производство может быть поручено негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование.

Процессуальным законодательством не регламентированы и требования, предъявляемые к частным экспертам. Если ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" предусматривает особые требования к государственным экспертам (ст. 13), гарантируя наличие у них специальных познаний в определенной сфере, то каких-либо требований к частным экспертам не существует. В связи с этим следователь (суд) ориентируются исключительно на внутреннее убеждение, разрешая вопрос о наличии или отсутствии у конкретного лица специальных познаний в области психологии несовершеннолетних. А учитывая специфику и сложность разрешения этого вопроса, зачастую судебно-психологические экспертизы в отношении несовершеннолетних по половым преступлениям поручаются лицам, не компетентным в этой области.

Учитывая, что, во-первых, заключение психологической экспертизы по делам такой категории будет являться важным доказательством, во-вторых, подэкспертным в таких делах выступает несовершеннолетний, в законе, на наш взгляд, следует предусмотреть, что экспертиза по делам о сексуальном насилии над несовершеннолетними детьми должна проводиться только государственными судебно-экспертными учреждениями, а в частности, экспертами, имеющими опыт работы в качестве специалиста-психолога, оказывавшего помощь и проводившего реабилитацию детей, подвергшихся сексуальному насилию.

При оценке заключения эксперта следует учитывать квалификацию эксперта, выяснять, были ли ему представлены достаточные материалы и надлежащие объекты исследования.

Специфичность объекта экспертизы трактует необходимость получения информации из максимально возможного числа источников. Изучение и анализ материалов дела является необходимым этапом судебно-психологической экспертизы.

Исследователями отмечается, что в процессе исследования эксперту необходимо в числе прочего обращать внимание на динамику изменений показаний подэкспертного <4>. Принимая во внимание термин "показания", использованный в данной фразе, следует отметить, что исходя из специфики предмета экспертизы целесообразнее говорить в данном случае о динамике изменений в тех сведениях, которые потерпевший сообщил не только в ходе допроса его в статусе потерпевшего, но и в ходе дачи объяснений на стадии проверки сообщения о преступлении.

<4> Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. С. 85.

В связи с этим эксперту для исследования необходимо предоставить наряду с протоколами допроса потерпевшего также и объяснения, данные им в ходе доследственной проверки.

Оценке подлежит заключение в целом, а не только сделанные экспертом выводы. В п. 9 ч. 1 ст. 204 УПК отмечена необходимость указания в заключении содержания и результатов исследований с обязательным указанием примененных методик, и в ч. 3 этой же статьи - приложения к заключению любых материалов, иллюстрирующих его, если таковые имелись и на их основании были сделаны выводы. Если в обоснованности заключения возникнут сомнения, это может явиться основанием для назначения повторной экспертизы (ч. 2 ст. 207 УПК), а в случае неназначения повторной экспертизы - для признания заключения эксперта недопустимым на основании ч. 1 ст. 75 УПК.

В судебной и следственной практике нередки случаи постановки вопросов, либо не относящихся к компетенции судебной психологической экспертизы, либо не конкретизирующих задачу экспертного исследования. Недопустимо ставить перед экспертом-психологом правовые вопросы. Эксперт-психолог не должен давать правовую оценку материалам дела, имеющимся в них доказательствам, устанавливать виновность лица, квалифицировать совершенные деяния. Эксперт-психолог вправе оценить лишь психологическое состояние испытуемого, выявить признаки, свидетельствующие о совершении над ребенком сексуального насилия. Заключение судебно-психологической экспертизы - то доказательство, которое должно использоваться следователем в комплексе.

Библиография:

  1. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977.
  2. "Медико-социальные проблемы судебно-психиатрической экспертизы и оказания помощи несовершеннолетним потерпевшим от преступлений". Доклад В.Д. Бадмаевой, Е.Г. Дозорцевой ФГУ "ГНЦССП им. В.П. Сербского" Минздравсоцразвития России. 2011 г. (источник -http://serbsky.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=45&Itemid=39).
  3. Сафуанов Ф.С., Секераж Т.Н. Судебные экспертизы с участием психолога в Российской Федерации: формы, виды, перспективы межведомственного взаимодействия // Юридическая психология. 2006. N 1. С. 18 - 23.
  4. Скабелина Л.А. Некоторые аспекты участия практического психолога в делах о сексуальном насилии над детьми (источник - URL: http://www.psad.ru).

References (transliteration):

  1. Kochenov M.M. Sudebno-psikhologicheskaya ekspertiza. M., 1977.
  2. "Mediko-sotsial'nye problemy sudebno-psikhiatricheskoy ekspertizy i okazaniya pomoshchi nesovershennoletnim poterpevshim ot prestupleniy". Doklad V.D. Badmaevoy, E.G. Dozortsevoy FGU "GNTsSSP im. V.P. Serbskogo" Minzdravsotsrazvitiya Rossii. 2011 g. (istochnik - http://serbsky.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=45&Itemid=39).
  3. Safuanov F.S., Sekerazh T.N. Sudebnye ekspertizy s uchastiem psikhologa v Rossiyskoy Federatsii: formy, vidy, perspektivy mezhvedomstvennogo vzaimodeystviya // Yuridicheskaya psikhologiya. 2006. N 1. S. 18 - 23.
  4. Skabelina L.A. Nekotorye aspekty uchastiya prakticheskogo psikhologa v delakh o seksual'nom nasilii nad det'mi (istochnik - URL: http://www.psad.ru).