Мудрый Юрист

Российское многонациональное государство: пути развития *

<*> Ivanov I.V. Russian multinational state: the development.

Иванов Иван Васильевич, магистрант второго года обучения ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", кафедра конституционного права.

В статье рассматриваются проблемы конституционно-правового формирования Российской Федерации на современном этапе как многонационального государства, при этом отмечается ее многонациональная природа в царский, советский периоды. Предлагается исключение из субъектного состава России автономных округов, области посредством объединения их с соответствующими областями, краями. Отмечается определяющая роль права народов на самоопределение при развитии государства.

Ключевые слова: федеративное устройство, многонациональное государство, гражданская нация, право народов на самоопределение, народный суверенитет.

This article deals with the constitutional and legal formation of the Russian Federation at the present stage, as a multinational state, with multi-ethnic nature of the notes to the king, the Soviet period. Proposed removal of the subject composition Russian autonomous regions, areas by combining them with the corresponding regions, territories. Noted the decisive role of the right of peoples to self-determination, with the development of the state.

Key words: federal structure, multi-ethnic state, civic nation, the right of peoples to self-determination, national sovereignty.

Россия является многонациональным государством на протяжении всей своей тысячелетней государственности. Географические, политические, экономические условия определили уникальное единство наций и народностей в составе Российского государства, их консолидацию в настоящее время в целях формирования единой гражданской нации.

Конституционный строй всегда отражал определенные подходы к разрешению национального вопроса. В царский период Россия признавалась унитарным государством, консолидация всех "инородцев" происходила вокруг государствообразующего русского народа. Российская империя учитывала интересы своего многонационального народа посредством налоговых льгот для определенных народов, создания автономных начал существования некоторых своих субъектов - Финляндии, Польши. Но утверждать, что Российская империя строилась на национальных началах, довольно сложно, если понимать "национальное" как проявление национальной государственности. Национальный принцип не господствовал, хотя в это время в Австро-Венгрии социал-демократическая мысль ставила вопрос о преобразовании данного государства с учетом его многонациональности <1>.

<1> Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. Ч. 1. Нация. СПб.: Серп, 1909. 600 с.; Шпрингер Р. Национальная проблема: Борьба национальностей в Австрии / Под ред. и с предисл. М.Б. Ратнера / Пер. с нем. Изд. 2-е. М.: КРАСАНДР, 2010. 328 с.

Изменение характеристики Российского государства произошло в 1917 - 1918 гг. За этот короткий срок оно стало социалистической федеративной республикой. Национальная государственность стала средством разрешения национального вопроса. Строительство национальных образований в рамках РСФСР происходило "сверху", инициатором данного процесса было не столько государство в лице компетентных органов, сколько партия - РСДРП - во главе с Владимиром Ильичом Лениным.

Создание автономных республик, областей, округов было не просто способом разрешения "накаленного" национального вопроса. Противостояния между народностями в рамках РСФСР как такого не было, большинство населения являлось неграмотным, отсутствовали национальные элиты, способные поднимать национальные меньшинства на некую борьбу. На наш взгляд, национальные образования решали в первую очередь следующие задачи:

Национальный вопрос не ставился в отрыве от программы построения нового социалистического общества; автономия как национально-территориальное образование не была самоцелью. Отметим, что для достижения вышеозначенных целей можно было обойтись без образования национальной государственности, однако для этого следует изучить требование большевиков до 1917 г., а оно было таковым - реализация права наций на самоопределение "вплоть до отделения" от определенного государства. К тому же советизированные представители национальных элит и позиционируемые национальные государственные образования должны были привлечь к себе внимание всех представителей национальных меньшинств, что и произошло. Конкретная историческая обстановка требовала предоставления определенных прав, которых народы до этого не имели, но получали с приходом новой власти. Право наций на самоопределение, выраженное в национальной государственности, стало таким же политическим средством, как исключительное государственное право на средства производства.

Конечной целью такого государственного строительства могло быть построение социализма и "слияние всех наций". Автономизация субъектов РСФСР по национальному признаку не имела своей целью развитие лучших национальных черт, обособление наций и народностей, размежевание их по собственным национальным "квартирам" (республикам, округам).

Отличительные признаки советского многонационального государства заключаются в следующем:

<2> Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. 2-е изд. М.: ГИЮЛ, 1949. С. 251.

В данном случае речь шла об СССР, но к РСФСР эти положения также применимы.

С прекращением существования социалистической России страна не перестала быть многонациональной.

Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации все ее субъекты равноправны, это говорит о том, что субъекты, образованные в советское время по национальному признаку (национально-территориальные), не имеют правовых привилегий относительно административно-территориальных субъектов. Народным суверенитетом обладает весь многонациональный народ Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации), народ определенного субъекта не может являться единственным источником власти на его территории <3>. Произошла качественная эволюция содержания понятия "многонациональное", его конституционная характеристика направлена на объединение, консолидацию. Данное понятие перестает быть основой для выделения наций, более не отвечает задачам дифференциации субъектного состава Российской Федерации по национальному принципу. В этом плане современная Россия отличается от РСФСР.

<3> Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 25. Ст. 2728.

Отмечается, что модель - республика как форма самоопределения титульной нации - как правило, не срабатывает <4>. Народ республики - это люди различных национальностей, в большинстве республик в составе Российской Федерации национальность, с который связывают ее образование, составляет меньшинство от общей численности ее населения. К примеру, это Республики Удмуртия, Хакасия, Мордовия, Якутия и т.д.

<4> Коркмасова К.Д. Конституционные основы российского федерализма и общенациональная идея России. Ростов н/Д: Изд-во Ин-та управления, бизнеса и права, 2002. С. 188.

Для современного Российского государства является важным решение вопроса о территориальном обустройстве. Федеративная природа России непоколебима в ближайшее время, но о сокращении видов ее субъектов задуматься следует. Цели создания национальных образований, указанные Советской властью в 1920 - 1930-е годы, были достигнуты, на наш взгляд, уже к 1960-м годам, и от автономных округов, областей можно было отказаться к 1970-м годам.

К.Д. Коркмасова в работе о национальной государственности в СССР писала, что национальные образования могут быть со временем упразднены. Переход к полному государственно-правовому единству наций будет проходить поэтапно, по ступеням. Не исключено, что полному отмиранию национальной государственности будет предшествовать унификация правового положения различных форм национальной государственности <5>.

<5> Национальная государственность в СССР / К.Д. Коркмасова; Отв. ред. Г.Х. Шахназаров. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1970. С. 151.

В настоящее время ставится вопрос об упразднении как автономных округов, так и национальных республик. Имеются политические силы, которые заявляют, что разделение России на национальные округа и национальные республики нецелесообразно с экономической точки зрения. Внутренние границы формируют "национальное гетто", где местная коррумпированная власть угнетает и грабит людей всех национальностей, при этом создаются предпосылки для активного разыгрывания "национальной карты". "Не лучше ли честно сказать, что данная сталинско-ленинская система уже больше не эффективна в условиях XXI века" <6>. При этом данные силы признают, что административно-территориальное деление является сложным вопросом и потребует внесения изменений в текст действующей Конституции Российской Федерации. Однако реакция национальных элит на подобные предложения политиков вовсе не нейтральна <7>.

<6> Речь М.Д. Прохорова на съезде партии "Гражданская платформа" 27.10.2012 // URL: http:/lenta.ru/news/2012/10/27/doubts/ (дата обращения: 28.10.2012).
<7> "Хотелось бы напомнить, что тот, кто чересчур широко шагает, рискует порвать штаны. Не Прохоров придумал нации и федерализм, не Прохорову их и отменять", - отметил замруководителя администрации главы Башкирии Аббас Галямов // URL: http://www.newsru.com/russia/27oct2012/prohorovnational.html (дата обращения: 28.10.2012).

Считаем, что основа для реализации меры по упразднению национальной государственности заложена в Конституции Российской Федерации, она заключается в том, что все субъекты России равноправны. Из этого вытекает: для чего следует сохранять национальную форму некоторых субъектов РФ? Что это дает подобным субъектам в условиях равенства? При всем этом решение вопроса об упразднении национальной государственности в России сегодня преждевременно, это может стать почвой для радикальных сил, особенно на Северном Кавказе, породить не укрепление экономики и государственности, а их развал.

Вопрос же об упразднении автономных округов, области назрел в России давно. Процесс "укрупнения" субъектов путем объединения областей и автономных округов в 2000-е годы носил объективный характер и должен закончиться исчезновением с карты России автономных округов, области. Автономные округа равны по территории в среднем нескольким областям, но не отвечают национальному принципу, в соответствии с которым образовывались в советское время: их народности-"основатели" фактически ассимилировались, представляют собой небольшую совокупность лиц <8>. Вновь образованным субъектам Российской Федерации возможно оставить названия бывших автономных округов, области, сохраняя историческую память о малочисленных народах, некогда населявших соответствующие территории, к примеру: Ханты-Мансийский край.

<8> Непосредственно мы говорим о Чукотском автономном округе, численность чукчей в России, по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., составила 15 908 человек. См.: Всероссийская перепись населения, 2010 г. // URL: http://www.perepis-2010.ru/ (дата обращения: 13.10.2012).

В дальнейшем Российская Федерация должна развиваться как монолитное целое, имеющее следующие характеристики:

Определять направления развития многонационального Российского государства должен исключительно народ, опираясь на народный суверенитет и конкретное правовое явление - право народов на самоопределение. Тип государства, заложенный в Конституции Российской Федерации, может с течением времени измениться, только в XX веке в России было принято пять Конституций. Инициатором таких изменений должен быть народ, в иных случаях происходит узурпация власти и установление диктатуры. Таким образом, развитие российской государственности мы связываем с правом народа на самоопределение, которое дает ему возможность формировать правовое государство или устанавливать социалистическую централизованную демократию. Одновременно с этим право народов на самоопределение в настоящее время претерпевает эволюцию своего конституционно-правового понимания, данный процесс отражает Конституционный Суд Российской Федерации, закрепляя данное право за единственным субъектом - многонациональным российским народом <9>.

<9> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 25. Ст. 2728.

Этот процесс должен носить созидательный и добровольный характер, т.к. только воля всех граждан государства в их совокупности может определить наличие права на самоопределение или закрепление права на самоопределение каждой национальности РФ, ее суверенитета <10>, но Россия по второму пути не следует.

<10> В рамках конституционного права эти явления известны как право наций на самоопределение и национальный суверенитет.

Таким образом, Российская Федерация в настоящее время нуждается в изменении своего федеративного устройства посредством исключения из субъектного состава автономных округов и автономной области. Также федеративная природа России по объективным причинам развивается в области территориальных начал, когда необходимо учитывать права граждан, при делении государства на территориальные единицы, но не следовать национальным предрассудкам, воле национальных элит по установлению собственной исключительной власти, их требованиям по предоставлению национальным образованиям привилегий. При этом все развитие многонационального Российского государства должно опираться исключительно на право народов на самоопределение, в этом направлении следует развивать средства осуществления данного права - представительную и непосредственную демократию. Обеспечивать же реализацию данного права должны Конституционный Суд, Президент Российской Федерации и другие государственные органы и должностные лица. Исследователями особо подчеркивается роль в этом процессе правоохранительных органов и органов местного самоуправления, которые ближе всего к народу и способны на местах распознать на начальном уровне всякий радикализм, экстремизм, национализм, порождаемые представителями отдельных национальностей и основывающиеся на пропаганде национального, религиозного и иного превосходства <11>.

<11> Ломакин В.В. Конституционно-правовое обеспечение равноправия и самоопределения народов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 220 с.