Мудрый Юрист

Право доступа населения на частные земли и право передвижения по ним в европейских странах *

<*> Krassov O.I. Right of access of the population to the private lands and right to freedom of movement on them in the european countries.

Крассов О.И., профессор юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Статья посвящена обзору законодательства стран Европы, регулирующему проход через частные земли для доступа к морскому побережью, берегам рек и озер, в леса во взаимосвязи с правом передвижения.

Ключевые слова: частная собственность на землю, право доступа на частные земли, право передвижения.

The article is devoted to review of the legislation of the countries of Europe regulating the passage through the private lands towards seashores, banks of rivers and lakes, forests in reference to the right to freedom of movement.

Key words: private ownership to land, right of access to private lands, right to freedom of movement.

Сущность частной собственности определяет право собственника земли контролировать доступ посторонних лиц на свою собственность. Развитие отношений частной собственности на землю в странах Европы привело к тому, что большая часть земель в этих странах находится в частной собственности, сосредоточенной во владении относительно небольшой группы населения. В связи с этим возникла проблема обеспечения свободы передвижения людей, регулирования прохода через частные земли для того, чтобы попасть на берег реки, морское побережье, в леса, совершать прогулки.

Весьма показательна ситуация, сложившаяся в Великобритании. Люди имели доступ к морскому побережью, могли совершать прогулки по публичным тропам, тропам для верховой езды, общим землям. Общие земли (common land) - земли, находящиеся в частной собственности, в отношении которых население имело традиционные права пастьбы скота, сбора древесины для отопления, заготовки торфа. При этом собственники земли могли запрещать проход или взимать за это плату. Однако начиная с начала XVI в., и особенно в период 1750 - 1860 гг., был принят ряд законов об огораживании. Эти законы отменили ранее существовавшие права местного населения в отношении чужих земель.

Общественная кампания за ограничение прав земельных собственников длилась несколько десятилетий, и она увенчалась успехом лишь 30 ноября 2000 г., когда вступил в силу Закон о сельской местности и правах прохода. Закон предоставил право доступа населению в определенные районы Англии и Уэльса. Это право называется "право передвижения". В результате принятия этого Закона был открыт доступ населения на территории площадью более чем 2 млн. акров в Англии (8% территории Англии) и 600 000 акров в Уэльсе (20% территории Уэльса).

Теперь люди могут передвигаться по землям, которые указаны на специальных картах как открытая сельская местность. Такие карты издаются организациями "Природная Англия" (Natural England) и Советом по сельской местности Уэльса (Countryside Counsil Wales). Природная Англия - это квазиавтономная правительственная организация Правительства Соединенного Королевства, которая ответственна за сохранение и улучшение природной среды Англии, включая земли, флору и фауну, пресные воды, морскую среду, геологию и почвы. Совет по сельской местности Уэльса является исполнительным органом Правительства Уэльса в сфере охраны дикой природы.

Разрешен доступ на земли, которые зарегистрированы как общие земли; земли, находящиеся на высоте более 600 м над уровнем моря, т.е. горные районы; земли, на которые их собственники и арендаторы по меньшей мере 90 лет назад разрешили проход населения.

В то же время население не может осуществлять свободный доступ на зарегистрированные общие земли, расположенные в районе Внутреннего Лондона - самого дорогого района в Европе, которые не указаны на карте. Не допускается проход через распаханные или засеянные земли, на земли, где сельскохозяйственная или лесохозяйственная деятельность осуществлялась в течение последних 12 месяцев; застроенные земли (включая временные и передвижные сооружения (тенты и фургоны). Нельзя проходить через земельный участок вблизи 20 м от жилого дома; через парки или сады; земли, которые используются для добычи полезных ископаемых открытым способом (карьеры); земли, занятые железными дорогами и трамвайными путями.

Закрыты для свободного доступа площадки для гольфа, скачек, аэродромы, земли, занятые телекоммуникационными системами, застраиваемые земли, земли вблизи 20 м от зданий для содержания скота и др.

Право передвижения дает возможность населению проходить через частные земли для целей рекреации на свежем воздухе, однако не допускается повреждать заборы, стены, живые изгороди, ступеньки для прохода, ворота. Лицо, нарушившее эти требования, рассматривается как нарушитель границ владения (tresspass).

Закон установил ограничения права передвижения. Так, доступ разрешается только для прогулок пешком (исключения из этого правила предусмотрены для инвалидов на колясках). Можно совершать прогулки с собаками, которые обычно должны быть на коротком поводке. Нельзя разжигать костры, ловить, убивать, пугать животных, птиц и рыб, собирать яйца из птичьих гнезд и повреждать их, кормить скот. Запрещено купание в водоемах, кроме морских приливных вод. Не допускаются охота, стрельба, рыбная ловля, установка ловушек и западней, а также нахождение на чужой земле с орудиями охоты и рыболовными принадлежностями.

Закон запрещает использование металлодетекторов, уничтожение и повреждение растений, кустов, деревьев. Нельзя вторгаться на чужую собственность через забор, барьер и другие сооружения, которые предназначены для предотвращения несчастных случаев, и др.

Землевладельцы вправе не допускать или ограничивать доступ населения в течение 28 дней каждого календарного года, заранее уведомив об этом Природную Англию или Совет по сельской местности Уэльса. Землевладельцы также вправе ограничивать доступ с собаками в местах, поросших вереском, где размножаются шотландские куропатки, и в некоторых других. Возможно установление ограничений и запретов в целях пожарной безопасности, сохранения культурного наследия и охраны природы.

Закон Шотландии "О земельной реформе" от 23 января 2003 г. установил широкие права доступа на частные земли для пеших прогулок и иной рекреационной деятельности. При этом на пользователей возлагается обязанность ответственно осуществлять свои права. Собаки должны находиться под контролем, нельзя вторгаться в частную жизнь собственников земли, причинять вред дикой природе, урожаю. Не разрешается вторгаться на земельные участки, прилегающие к жилому дому, дворы ферм, игровые поля и др. При этом собственники земель обязаны использовать землю способами, учитывающими необходимость обеспечения права доступа населения и не препятствовать ему.

Общее право и некоторые иные законы предусматривают право доступа населения на берег моря, затапливаемый приливом, право прохода пешком и в некоторых случаях на велосипедах и верхом на лошадях.

В Северной Ирландии право свободного передвижения носит ограниченный характер. Его реализации препятствуют возражения со стороны землевладельцев, которые тем самым пытаются защитить свои часто небольшие владения от чрезмерного вторжения.

Действует Приказ N 1895 (N.I.) Государственного секретаря "О доступе в сельскую местность" 1983 г., который допускает такую возможность. Местные органы власти должны проводить оценку состояния публичных троп, обеспечивать их защиту и открытость. Свободный доступ в сельскую местность может обеспечиваться на основе заключения соглашений с собственниками земли или приказов, а также путем покупки земель. Доступ к морскому побережью возможен главным образом в случаях, если земли находятся в муниципальной собственности или во владении национальных трастов. В иных случаях на берег моря можно пройти только с разрешения землевладельца. Население очень часто игнорирует это требование, поэтому доступ небезопасен.

Исторически сложившиеся традиции частной собственности на землю в Ирландии препятствовали возникновению права сводного перемещения населения, доступа к морскому побережью. Доступ возможен только на основании разрешения собственника земли. При этом местные власти редко что-либо делают для разрешения этой проблемы.

Доступ на морскую береговую полосу, затапливаемую приливом, допускается через земли, которые находятся в государственной собственности. Но доступ может быть запрещен согласно ст. 8 Закона "О береговой полосе, затапливаемой приливом" 12/1933. Кроме того, Закон "О дорогах" 14/1993 и ст. 14 Закона "О планировании и застройке" 30/2000 дают право местным властям обеспечивать право публичного прохода на основании соглашений, заключаемых с собственниками земли. Заборы и ограждения должны быть убраны на землях, которые были доступны населению в течение десяти предшествующих лет.

Закон "Об ответственности землевладельцев" 10/1995 предусмотрел такую категорию лиц, как "рекреационный пользователь", определил взаимные права и обязанности землевладельцев и пользователей (ст. 3 - 6). Землевладелец может быть признан виновным в пренебрежении исполнения своих обязанностей по иску "рекреационного пользователя" (ст. 7 Закона).

Доступ на побережье затруднен и небезопасен. Общее право о нарушении границ владения дает право землевладельцам выгонять посторонних со своей земли, поэтому некоторые фермеры и собственники запрещают доступ на свои земли. В Ирландии нет законодательно закрепленного права передвигаться по частным землям, крайне мало прав прохода вне публичных дорог и городских парков.

Во Франции в частной собственности находится около 250 000 км рек и ручьев, причем право собственности распространяется только на дно, а не воду как таковую. Вся вода находится в публичной собственности. Каждый вправе плавать на судне на всем протяжении реки, которая находится в публичной или частной собственности, однако это не означает права пользоваться берегом реки.

Если нужно пройти через частный земельный участок к реке, то нужно получить разрешение собственника. Любительская рыбалка на берегах публичных рек допускается на основании разрешения. Никто не вправе ловить рыбу на берегу реки, протекающей по частной земле. Однако когда река или ручей находятся в публичной собственности, тогда собственник обязан разрешить рыбную ловлю тем, у кого есть на это разрешение. Для этого собственник земли должен предоставить полосу вдоль берега реки шириной до 3,5 м для прохода и устройства мест рыбалки. Это расстояние может быть уменьшено до ширины 1,5 м по решению местной префектуры.

Традиционно во Франции существовал доступ к морскому побережью, т.е. береговой полосе, затапливаемой приливом, которая находится в государственной собственности, и по тропам вдоль морского берега. Закон "О застройке, защите и увеличении морских берегов" ("О морском побережье") от 3 января 1986 г. определяет морское побережье как объект специального планирования и политики. Морское побережье включает берег моря и дно моря длиной до 22 км и охватывает около 100 000 кв. км Франции и Корсики. Его длина 5500 км. Морское побережье включает береговую полосу, которая затапливается приливом, и может включать также районы, исторически затрагиваемые приливами и отливами, которые заняты песками, в том числе дюнами, сформированными волнами. Закон "О морском побережье" определяет порядок установления границ морского побережья.

Право прохода осуществляется на основании ст. L160-1 - L160-8 Кодекса городского планирования (Урбанистического кодекса) 1954 г. Кодекс предусматривает возможность установления сервитутов в отношении частных земельных участков, граничащих с морским побережьем, для обеспечения пешеходного прохода.

Доступ разрешается для прогулок пешком и целей навигации в пределах морского побережья, границы которого определены префектом и установлены в натуре (на земле). Можно совершать прогулки вдоль береговой линии шириной 3 м, представляющей собой сервитут.

Право пешеходного прохода может быть ограничено в целях рыболовства, ремонта судов, вблизи объектов национальной обороны, а также на опасных, неустойчивых участках. Землевладельцы не должны препятствовать проходу гуляющих. Не допускается проход на расстоянии 15 м до участка, прилегающего к жилому дому. На мэров и префектов возложена обязанность обозначить и содержать пешеходные проходы. Закон "О морском побережье" предусматривает создание троп до 500 м длины для обеспечения доступа к побережью.

Согласно Кодексу планирования землевладельцы не несут ответственность за причинение вреда гуляющим вдоль морского побережья, кроме случаев, когда их действия стали причиной нанесения ущерба.

Закон "О морском побережье" запрещает строительство в пределах полосы шириной 100 м вдоль высшего уровня подъема воды, за исключением городских зон и некоторых иных.

Согласно Закону от 9 июля 2001 г. N 2001/602 "О лесной ориентации" государственные, муниципальные и коммунальные леса открыты для доступа населения. Собственники частных лесов могут запрещать доступ в них. Местные власти могут заключать соглашения с собственниками лесов для того, чтобы открыть леса для посещений. В этом случае обязанность очистки лесов и страхования возлагается на местные власти.

Лесной кодекс 1979 г. разрешает гуляние, пешие прогулки, семейные пикники в частных лесах. Для устройства кемпингов, организованной спортивной и коммерческой деятельности требуется получение согласия собственника леса. Использование средств передвижения, включая велосипеды, разрешается только по публичным и частным дорогам, которые открыты для движения. В целях охраны лесов доступ в них может быть ограничен или запрещен. Собственники лесов несут ответственность за несчастные случаи в лесу, например когда упавшая ветка ранит прохожего. Это правило применятся даже тогда, когда собственник запретил доступ в лес.

Учитывая важность защиты морского побережья, его охраны, рекреации, в Нидерландах многие прибрежные земли находятся в публичной, квазипубличной или собственности добровольных организаций. Исторически доступ населения допускался на полосу прилива-отлива, на пляжи и некоторые дороги, тропы и проходы.

Общее право и право публичной собственности обеспечивают доступ к полосе прилива-отлива и на пляжи. Допускаются пешие прогулки и езда на велосипедах по публичным дорогам и велосипедным дорожкам, на некоторых частных дорогах и тропах.

Проход через частные земли и езда на велосипедах по частным землям регулируется Законом "О недвижимости" 1995 г. Такой проход обычно запрещается. Есть ограничения на доступ к морскому побережью, участкам, занятым дюнами, и рекреацию, предусмотренные Законом "О защите от наводнений" 1996 г. и Законом "Об охране природы" 1998 г.

Морское побережье Португалии является государственной собственностью, однако до 1971 г. право доступа к побережью для рыболовства, навигации и других целей было ограничено. Закон N 54/2005 "О правовом режиме владения водами" от 15 ноября 2005 г. предусматривает, что морское побережье включает береговую полосу, затапливаемую приливом, и полосу земли от верхнего уровня воды в глубь суши шириной до 50 м. Это - государственные земли. Границы морского побережья могут изменяться в результате эрозии берегов и иных природных явлений.

В пределах морского побережья допускаются пешие прогулки, доступ для целей рыболовства и навигации. Кроме того, допускается создание проходов к берегу моря. Указ N 309/93 "Об утверждении планов по управлению зоной морского побережья" от 2 сентября 1993 г. предусматривает подготовку планов зоны морского побережья для ее защиты. Ширина зоны морского побережья может составлять от 30 м до 500 м в глубь суши от отметки максимально высокого уровня прилива. Основная цель установления таких зон - предотвратить их застройку.

Большое число общественных организаций управляют региональными и местными пешеходными проходами. В пределах прибрежных морских зон проходы обычно находятся на территории морского побережья, и для их создания не требуется специальных соглашений с собственниками земельных участков. В тех случаях, когда на землях, которые открыты для доступа, собственники устанавливают забор или иные ограждения, они должны установить ворота, через которые возможен проход к морю.

Статья 16 Конституции Италии 1947 г. гласит, что каждый гражданин имеет право жить и путешествовать по любой части национальной территории, за исключением ограничений, предусмотренных законами, защищающими здоровье населения и безопасность. Закон от 5 января 1994 г. "О водных ресурсах" N 36/1994 (Закон Галли) предусматривает, что все водные ресурсы, море и пляжи находятся в государственной собственности. Однако местные власти выдают лицензии частным лицам, главным образом владельцам отелей, для использования большей части морского побережья, протяженность которого составляет около 5000 км, исключая его тем самым из сферы публичного пользования. Поэтому отдыхающие вынуждены платить высокие цены только для того, чтобы попасть на пляж. Дополнительно нужно платить за лежаки и пляжные зонты.

Предусмотрено, что владельцы лицензий обязаны гарантировать свободный доступ к морю и прибрежной полосе, ширина которой 5 м от уровня воды. Разрешается бесплатно пройти к морю, купаться, загорать на пляже, гулять вдоль пляжа. Желающие искупаться в море часто не могут этого сделать бесплатно, потому что доступ к морю прегражден заборами. Многие землевладельцы взимают плату только лишь за проход.

Статья 407 Гражданского кодекса Испании 1889 г. признает, что реки, родники, ручьи, русла рек, озера и лагуны природного происхождения на публичных землях находятся в публичной собственности. Согласно ст. 414 ГК Испании никто не может использовать землю, находящуюся в частной собственности, для поиска вод или использовать воды без разрешения собственника. Любой собственник сельскохозяйственной земли может огородить свои земли стеной, рвом, живой изгородью, плетнем или каким-либо иным способом, без ущерба существующему проходу (сервитуту).

В Испании пляжи доступны для всех. Единственное исключение - пляжи в военных зонах, на которые доступ запрещен. Действует общее правило, разрешающее доступ в горные районы, на морское побережье и другие примечательные места. На Канарских островах, в Пиренеях и других местах проложено более 100 000 км пешеходных троп. Действует право доступа к берегам рек и каналов.

Гражданский кодекс Швейцарии от 7 декабря 1907 г. в ст. 699 закрепляет правило о том, что каждый имеет право доступа в лесистую местность, на луга, собирать дикие ягоды, грибы и т.п. в объеме, который допускается местным обычаем, кроме случаев, когда компетентный орган устанавливает особые ограничения и запреты в интересах их сохранения. Законы кантонов могут устанавливать более детальные правила о доступе на земли, которые находятся в частной собственности, для целей охоты и рыбной ловли.

Право свободного перемещения населения в Австрии применяется главным образом в отношении лесов и горных районов. Закон Австрии "О лесном хозяйстве" N 440/1975 от 3 июля 1975 г. гарантирует право доступа в леса. Статья 33 этого Закона гласит, что каждый может войти в лес в целях отдыха и находиться в лесу в дневное время. Разрешается сбор ягод и грибов в некоммерческих целях.

Разрешены только пешие прогулки в лесах. Верховая езда на лошадях, езда на велосипедах, устройство кемпингов не разрешаются. Такой отдых допускается только с разрешения собственника леса.

Доступ населения в леса может быть ограничен в интересах сохранения лесов. Компетентные власти могут запретить использование лесов в рекреационных целях, если высота растений на землях, где проведены лесовосстановительные работы, не достигла 3 м. В местах хранения древесины и лесных питомниках собственник леса может запрещать постоянно или временно рекреационное использование лесов (ст. 34 Закона).

В Каринтии, Штирии и Зальцбурге гарантируется право доступа в горные районы в рекреационных целях. Это районы, расположенные выше линии произрастания деревьев. В Тироле, Нижней Австрии и Бургенланде нет права свободного перемещения, и собственники могут запрещать доступ населения на свои земли. На практике такие ограничения редко применяются, поскольку туризм - важная часть экономики Австрии.

В Австрии есть много популярных для отдыха озер. Во многих местах можно свободно пройти к озеру, но есть такие пляжи, где придется заплатить за вход. Другие озера полностью окружены частными землями, и они недоступны для населения.

Протяженность береговой линии Греции - 16 500 км, она почти равна длине африканского средиземноморского побережья. Закон Греции "О морском побережье, берегах и иных положениях" N 2971/2001 определяет береговую полосу как территорию суши вокруг моря, увлажняемую максимальным, но обычным набегом волн. Пляж - постоянная по отношению к береговой полосе, затапливаемая приливом территория суши, которая определена государством по ширине, не превышающей границы береговой полосы, затапливаемая приливом.

Закон предусматривает, что береговая полоса, пляжи, морской берег и прибрежная зона представляют собой собственность общего пользования, принадлежащую государству, которое ответственно за их сохранение и управление ими. Главным назначением этих земель является обеспечение свободного и лишенного всяких препятствий доступа к ним (ст. 1 Закона). На этих территориях строительство по общему правилу не разрешается.

В Греции действует законодательство, регулирующее организацию туристического бизнеса, требующее получение специальной лицензии. В частности, Указ Президента N 392/1976 "Организация и управление участками для кемпинга и иные положения" запрещает собственникам земли допускать стоянку более одного дома на колесах, прицепа на своем участке. Этот запрет относится главным образом к собственникам ресторанов на пляжах, которые предлагают бесплатную стоянку на своих участках.

В Германии традиционно право свободного доступа распространяется на леса, морское побережье, вдоль дорог, но не касается земель, находящихся в собственности фермеров. 43,7% территории лесов находятся в частной собственности. Статья 6 Закона ФРГ от 2 мая 1975 г. "О сохранении лесов и содействии лесному хозяйству" гласит, что леса подлежат охране таким способом, чтобы иметь максимальный эффект от продуктивной способности экосистемы и чтобы леса были максимально доступны для рекреационного пользования населением. Статья 14 этого Закона разрешает по общему правилу доступ в леса в рекреационных целях. Езда на велосипедах разрешается только по дорогам и тропам.

Пляжи Бельгии находятся в публичной собственности. Каждый может свободно пройти на пляж и находиться там бесплатно. В некоторых местах можно за плату взять лежаки и пляжные зонты. Есть игровые площадки, но за них нужно платить. В течение туристического сезона запрещено находиться на пляжах с собаками.

На Кипре действует Закон "О защите морского побережья" N 22/1961. Понятие "берег моря" включает все земли в пределах 100 ярдов (91,44 м) от высшей отметки уровня воды. Эти земли находятся в публичной собственности. Закон запрещает взимать плату за пользование пляжами и предусматривает свободный доступ к морю.

За пользование лежаками и пляжными зонтами взимается плата, размер которой законодательно установлен. Запрещено брать на пляж собак и других животных. Однако из этого правила есть исключения. В специально определенных зонах местные власти могут разрешать находиться на пляжах с собаками и купаться с ними. Эти правила применяются в отношении примерно 300 км южной прибрежной линии, но не действуют на 475 км линии побережья, которая находится под контролем Турции.

Доступ населения в леса регулируется Законом "О лесе" N 14/1967. Население имеет право доступа и прохода по публичным тропам в государственных лесах. Закон предусматривает, что лесные дороги проложены исключительно для защиты лесов. Директор лесного департамента вправе принять решение о запрете прохода по лесным дорогам, в том числе для проезда на автомобилях.

Устройство кемпингов и проведение пикников разрешается на специально организованных участках. В частных лесах доступ населения допускается только с разрешения собственника. Однако традиционно каждый может войти в лес и оставаться в частном лесу, не причиняя вреду лесу.

В Княжестве Лихтенштейн леса занимают 42% его территории, и 92% лесных земель находятся в публичной собственности. Статья 15 Закона Лихтенштейна "О лесе" от 25 марта 1991 г. предусматривает, что леса должны быть доступны для населения. В случае необходимости сохранения лесов или для обеспечения иных публичных интересов органы лесного хозяйства на основании заявлений собственников лесов должны ограничить доступ населения в определенные лесные районы. В лесах запрещается езда верхом на лошадях, езда на велосипедах вне лесных дорог, установка палаток и т.п.

До XVIII в. в Дании действовали традиции, общие для Скандинавских стран о правах доступа для прогулок в сельской местности. Население могло собирать дикие ягоды, орехи, фрукты для личного потребления. Позднее ситуация изменилась, потому что в Дании не было обширных природных районов, и почти все земли в стране стали использоваться для ведения сельского и лесного хозяйства. В 1873 г. законодательно собственники земли были наделены правом запрещать вход на свои земли. Однако в течение XX в. произошли серьезные изменения в законодательстве, чтобы обеспечить доступ населения в сельскую местность. Так, в 1917 г. публичные леса были открыты для доступа населения. Закон "О защите природы" 1937 г. предусмотрел право совершать краткосрочные прогулки, устраивать пикники на публичных частных пляжах. В 1969 г. были внесены изменения в Закон "О защите природы", которые предусмотрели право совершать прогулки по необрабатываемым, неогороженным землям и дорогам в частных лесах площадью более 5 га.

Право доступа в сельскую местность, на пляжи, в леса регулируется Законом "О сохранении природы" от 3 января 1992 г. N 9. Согласно ч. 2 § 1 Закона одной из главных его целей является обеспечение доступа населения к природе и улучшение возможностей отдыха на открытом воздухе. § 22 Закона разрешает прогулки, краткосрочное пребывание и купание на пляжах и морском побережье. Пляж - это полоса между линией дневного низкого уровня воды в море и границей растительности на берегу.

На пляжах разрешается оставлять лодку без мотора на берегу на короткое время. Запрещено преграждать или создавать препятствия для доступа населения на пляжи. Пребывание и купание на частных пляжах не разрешается на расстоянии 50 м от жилого дома. Выводить собак на прогулку на пляжах можно только на поводке с 1 апреля до 1 сентября.

Леса должны быть открыты для прохода пешком и для проезда на велосипедах. Это правило не применяется в отношении лесов, в которых находятся объекты обороны. Собаки должны быть на поводке. Запрещается ограничивать доступ населения в леса, огораживать леса заборами. Однако собственник может запретить доступ в лес в дни проведения охоты или во время рубки леса.

В частных лесах прогулки пешком и езда на велосипедах разрешаются только по дорогам, тропам и лесным тропинкам. Доступ разрешается с 7.00 утра и до захода солнца, за исключением территорий ближе 150 м от жилых домов и иных зданий. В частных лесах площадью менее 5 га собственник может запретить доступ в лес путем установки специальных знаков. Указанные ограничения не применяются в отношении лесов, которые находятся в публичной собственности.

§ 24 Закона регулирует доступ в районы, где земли не обрабатываются. Проход и пребывание на таких землях разрешается пешком. Собаки должны быть на поводке. Собственник земли может запретить доступ на такие земли в дни проведения охоты и осуществления интенсивной сельскохозяйственной деятельности. Доступ на необрабатываемые земли разрешается только с 7.00 утра и до захода солнца. Запрещено пребывание на территориях ближе 150 м от жилых домов и иных зданий. Не разрешается доступ на необрабатываемые земли в защитных зонах вдоль рек и озер, если они не примыкают к районам, которые открыты для доступа населения.

Охраняемые зоны дюн должны быть открыты для доступа пешком. На частных охраняемых зонах дюн проход не разрешается на расстоянии ближе 50 м от жилого дома. Режим охраняемых зон дюн определен в § 8 Закона. Так, запрещено изменять режим охраняемых зон дюн, запрещено их огораживать и выпасать на них скот. Запрещена также стоянка передвижных домов на колесах. Раздел земельного участка, регистрация прав на землю и передача титула права собственности путем установления новых границ в таких зонах запрещены.

Существующие дороги и тропы в сельской местности должны быть открыты для доступа населения пешком и на велосипедах. Собственник земли может полностью запретить или частично ограничить доступ населения, чтобы предотвратить серьезное вторжение в частную жизнь, неудобства ведения коммерческой деятельности или для сохранения диких животных и растений. Запрещено разбрасывать мусор на частных землях без разрешения на то собственника.

Верховая езда не допускается на пляжах без разрешения собственника земли. С 1 сентября по 31 мая разрешается езда верхом на лошадях на пляжах, где нет растительности и где есть доступ на пляж. В этот период получения разрешения собственника не требуется. Лицо, которое осуществляет проход, несет все связанные с этим риски.

Для обеспечения права прохода населения местные органы власти заключают соглашения о доступе с собственниками земель, на основании которых прокладываются тропы на длинные дистанции, приобретаются земли для организации пикников, создания иной рекреационной инфраструктуры.

Применяются также специальные меры планирования использования земель, целью которых является защита морских берегов. Закон "О сохранении природы" предусматривает установление зон защиты морских берегов. Ширина такой зоны должна составлять 300 м от линии существующей растительности на берегу в глубь суши. По общему правилу в этой зоне запрещается строительство, за некоторыми исключениями. Строительство никаких новых зданий и изменений ландшафта не допускается. Однако режим этой зоны не затрагивает уже существующие дома, зоны летних коттеджей, небольшие города и порты.

Консолидированный Закон "О планировании в Дании" N 813 от 21 июня 2007 г. подразделяет все земли в Дании на урбанистические, сельскохозяйственные зоны и зоны летних коттеджей. В рамках сельскохозяйственных зон и зон летних коттеджей закон предусматривает также установление зон морского побережья. Режим этих зон определяет правила использования земель, которые различаются в зависимости от того, в пределах какой из этих зон выделена зона морского побережья. Ширина этой зоны составляет 3 км от берега, и в ней в принципе не допускается застройка. Согласно § 5a Закона зоны морского побережья страны, насколько это возможно, должны быть свободны от застройки и сооружений, которые не должны быть расположены на берегу.

В Дании есть 98 заповедников, которые занимают площадь 3300 кв. км, включая 2650 кв. км морских районов, в которых запрещено судоходство, и около 150 км пляжей, доступ на которые запрещен. Весной и ранним летом не разрешается доступ на пляжи - места гнездования птиц и на некоторые пляжи, на которых обитают тюлени. Это главным образом небольшие необитаемые острова.

Каждый в Норвегии обладает правом доступа и прохода через земли в сельской местности - "правом каждого человека". В основу этого права заложены старинные традиции. Впервые это право было закреплено в Законе "О рекреации на свежем воздухе" от 28 июня 1957 г. N 16. Реализация этого права предполагает уважительное отношение к фермерам, землевладельцам и окружающей природной среде при нахождении в сельской местности (§ 11 Закона).

Закон выделяет необрабатываемые и обрабатываемые земли. Необрабатываемые земли - это земли, которые не пашут. Обрабатываемые земли: фермерские угодья, участки вокруг жилых домов, пашня, луга, культивируемые пастбища, молодые плантации и т.п.

На необрабатываемых землях можно находиться в любое время года. На обрабатываемых землях можно совершать прогулки и кататься на лыжах только тогда, когда земля замерзла и покрыта снегом, кроме периода с 30 апреля по 14 октября.

В последние годы наблюдается тенденция "давления" на это право в некоторых местах, особенно около фиорда Осло и популярных районах Южной Норвегии. В этих районах активно строятся дома для отдыха в праздники, и многие собственники прибрежных земель хотят ограничить доступ населения на свои земли. По общему правилу строительство и раздел земельных участков запрещены в пределах 100 м полосы, примыкающей к морю. Тем не менее местные власти во многих районах дают на это разрешение.

Однако даже тогда, когда выдано разрешение на строительство, собственник не может ограничить прогулки по побережью. Не разрешается сооружение заборов и других препятствий, ограничивающих проход. Иногда встречаются случаи, когда этот запрет нарушается, что влечет наложение больших штрафов.

По рекам, озерам и морю разрешается плавание на каноэ, каяках и лодках. Плавание на моторных лодках разрешается только по морю. Все воды открыты для навигации, кроме озер, являющихся источниками питьевого водоснабжения. Каждый может свободно передвигаться по покрытому льдами морю (§ 6 Закона). Разрешен сбор диких ягод.

Права на охоту принадлежат землевладельцу, и тем самым право доступа не включает право на охоту. В пресных водах: реках и озерах - право рыбной ловли принадлежит собственнику земли. Независимо от того, в чьей собственности находится земля, рыбная ловля допускается только с разрешения собственника земли или тех лиц, которые имеют лицензию на рыбную ловлю.

Дети в возрасте до 16 лет имеют право ловить рыбу без лицензии. Это право было законодательно закреплено в 1992 г. В морских водах действует право свободного спортивного рыболовства на лодках или с морского берега. Рыбная ловля регулируется специальным законодательством, которое определяет условия рыбалки, использования рыбных снастей, время лова, ограничения веса пойманной рыбы и др.

Запрещено по общему правилу использование автомобилей вне дорог. Разрешается проход по частному земельному участку не ближе 150 м от жилого дома. Оставаться можно не более двух ночей на одном и том же месте, в ином случае нужно получить разрешение собственника участка. Исключение составляют случаи ночевки в горах или в очень отдаленных районах. Запрещено причинять ущерб урожаю на полях и пугать скот.

В Швеции сохраняются традиции права доступа, которые наделяют людей правом совершать прогулки, кататься на велосипедах, на лыжах, ночевать в палатках на открытом воздухе, плавать на лодках и собирать дикие продукты. Абзац 3 ст. 18 главы 2 Конституции Швеции гласит, что должен быть обеспечен доступ для всех к природной окружающей среде в соответствии с правом доступа населения.

Глава 7 Кодекса окружающей среды Швеции N 808/1998 закрепляет правило, согласно которому право доступа на частные земли или в сельской местности должно осуществляться с должной заботливостью и предупредительностью.

Право доступа означает право совершать пешие прогулки, катание на велосипедах, верховую езду на лошадях, если это не приводит к эрозии почв и не создает угрозу другим лицам, катание на лыжах в сельской местности, ночевку в палатках в течение двух ночей, не причиняя при этом вреда урожаю, лесным посадкам и т.п. Это право включает в себя права доступа и прохода через частные земли и публичные земли. Разрешено купание, катание на лодках, ловля рыбы с удочкой, выгул собак на поводке, сбор ягод, грибов и т.п. для личного потребления.

Запреты на право доступа населения выражаются в том, что не допускается проход на земли, примыкающие к жилому дому. Нельзя оставлять мусор, повреждать деревья и кустарник, причинять вред урожаю, лесным посадкам. Запрещено ездить на автомобилях и других транспортных средствах вне дорог, посещать некоторые природные охраняемые зоны (птичьи, тюленьи убежища). Одновременно запрещены действия собственников земли, препятствующие доступу на их земли.

Кодекс окружающей среды Швеции предусматривает, что осуществление прав доступа в сельской местности должно обеспечивать ее сохранность и устанавливает ответственность за причинение ущерба, создание неудобств. Полоса земли и воды шириной до 100 м от берега моря или озера (в некоторых районах - до 300 м) подлежит охране, чтобы гарантировать доступ населения и охрану дикой природы.

Традиционно риски несут лица, осуществляющие доступ. Однако владельцы публичных и частных земель могут нести ответственность за плохое содержание прохода, мостов или иных устройств.

Для охраны природы морского побережья и обеспечения на него доступа населения предусмотрены специальные меры по предотвращению его застройки, огораживанию и т.п. Береговые защитные зоны устанавливаются шириной 100 м от отметки нормального уровня воды в море в сторону суши, и ширина их может быть увеличена до 300 м.

В Финляндии свобода передвижения и связанные ней права называются "правами каждого человека". Статья 9 Конституции Финляндии гласит, что гражданин Финляндии и законно находящийся в стране иностранец имеют право свободно передвигаться по стране. Статья 36 Закона Финляндии "О защите природы" N 1096/1996 устанавливает правило о том, что не допускается установка знаков на земле и воде, запрещающих нарушение границ владения, причаливание или каким-либо иным образом запрещающих свободный доступ населения на частные земли в случаях, когда для этого нет законных оснований. Это право может быть ограничено только государством в отношении охраняемых природных территорий.

В Финляндии каждый может свободно гулять, кататься на лыжах или на велосипеде в сельской местности, где это не причиняет вреда окружающей среде и землевладениям, кроме садов, и в непосредственной близости от дворов жилых домов. На поля и плантации, которым легко может быть нанесен вред, доступ запрещен, кроме зимнего периода.

Можно сделать привал и разбить палаточный лагерь в сельской местности на разумном отдалении от жилых домов, собирать экземпляры минералов, дикие ягоды, грибы и цветы (если они не относятся к категории охраняемых). Можно ловить рыбу удочкой или лесой в стоячих водах, кататься на лодках, в том числе на моторных лодках (с определенными ограничениями), плавать и купаться во внутренних водах и в море. Допускается гулять, кататься на лыжах, ловить рыбу в замерзших озерах, реках и в море. Доходы, которые получают от продажи собранных ягод и грибов, не облагаются налогом. Сбор морошки может быть временно ограничен в некоторых районах Лапландии.

Не допускается причинять ущерб чужому имуществу, нарушать покой размножающихся птиц, разорять их гнезда, нарушать покой оленей или игры животных. Нельзя рубить и причинять вред растущим деревьям, собирать древесину, мох, лишайник, растущие на частных землях, разжигать костры без разрешения собственника (кроме чрезвычайных ситуаций).

Запрещено вторгаться в частную жизнь, устанавливать палатки, шуметь, мусорить, ездить на мотоциклах вне дорог, ловить рыбу или охотиться без разрешения собственника земли. На Аландских островах нигде не разрешено устанавливать палатки.

Статья 12 Закона "О защите природы" Исландии N 44/199 от 22 марта 1999 г. наделяет каждого правом путешествовать по стране и получать удовольствие от ее природы. Условием реализации этого права является проявление заботы в отношении природных ресурсов и непричинение им вреда.

Разрешается проход через необрабатываемые частные земли без разрешения собственника. В то же время собственник земли может ограничить проход путем установки специальных знаков (ст. 14 Закона). Можно установить не более трех палаток на необрабатываемых землях на одну ночь, если нет объявления собственника о запрете.

Согласно ст. 24 Закона разрешается собирать ягоды, грибы, морские водоросли и другие растения для собственного потребления на публичных землях и высокогорных пастбищах. Для сбора их на частных землях требуется разрешение собственника.