Мудрый Юрист

Природные объекты: фикция в праве *

<*> Boltanova E.S. Natural objects: fiction in law.

Болтанова Е.С., доцент ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский Томский государственный университет", кандидат юридических наук, доцент.

В настоящей статье анализируется современное законодательство, в котором используется правовая фикция, провозглашаются природными объектами те, которые таковыми не являются. Предлагается классифицировать природные объекты на собственно природные и квазиприродные. Такая классификация имеет не только теоретическое значение, но и практическое основание.

Ключевые слова: природный объект, квазиприродный объект, водохранилище, искусственный земельный участок.

In the present article the modern legislation, which is used by legal fiction, are the natural objects of those that are not. It is offered to classify natural objects on actually natural and quasinatural. Such classification has not only theoretical value, but also the practical basis.

Key words: natural object, quasinatural object, reservoir, artificial land lot.

В словаре С.И. Ожегова под фикцией понимается "намеренно созданное положение, построение, не соответствующее действительности, обычно используемое с какой-либо целью" <1>. "Применение фикций в различных областях науки обусловлено тем, что использование данного приема дает существенные выгоды, избавляя от необходимости давать излишние объяснения по поводу тех или иных предметов, явлений..." <2>.

<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1998. С. 696.
<2> Джазоян Е.А. Категория фикции в гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 4.

Фикция как особый прием нормотворчества известна еще римскому праву. В современный период правовая фикция чаще всего рассматривается как определенный юридический прием, обеспечивающий правовое регулирование соответствующих отношений. Как пишет К.И. Скловский, "фикция... является одним из признанных и эффективных юридических приемов, и потому стремление избавиться от фикции не более осмысленно, чем попытки избегнуть эффективного правового регулирования вновь возникающих отношений..." <3>. Использование правовых фикций привносит стабильность в правовое регулирование.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография К.И. Скловского "Собственность в гражданском праве" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2010 (5-е издание, переработанное).

<3> Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. пособие. 3-е изд. М.: Дело, 2002. С. 183. Стоит отметить, что существует позиция о том, что фикция - "это не сам технический прием, а результат технической деятельности". См.: Душакова Л.А. Правовые фикции: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 100.

Одним из признанных видов фикций является фикция искусственного уподобления и приравнивания (распространения правового режима) <4>. Исследователи утверждают, что приравнивание (распространение правового режима) представляет собой исторически самый прогрессивный тип фикции, наиболее часто используемый в современном законодательстве всех развитых правопорядков <5>.

<4> См., напр.: Душакова Л.А. Указ. соч. С. 85; Джазоян Е.А. Указ. соч. С. 11, 59, 127 - 142.
<5> См.: Джазоян Е.А. Указ. соч. С. 11.

Как представляется, именно данный вид правовой фикции используется законодателем при провозглашении природными объектами тех, которые таковыми не являются.

Несмотря на довольно широкое использование в законодательстве термина "природный объект", его понятие содержится только в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" <6>, что, безусловно, подчеркивает его экологическую окраску и значимость. В контексте названного Закона природный объект рассматривается как часть окружающей (в том числе природной) среды и определяется как "естественная экологическая система, природный ландшафт <7> и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства". Наряду с природным объектом в Законе упоминаются природно-антропогенный и антропогенный объекты. При этом "природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение"; а "антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов" (ст. 1). Исходя из приведенных положений, следует, что природный объект отличают от других видов объектов присущие ему природные свойства и естественность его происхождения. Да и сам термин "природный" толкуется в русском языке как "естественный" <8>. Естественность происхождения означает, что природный объект - это объект, к которому не приложен человеческий труд <9>.

<6> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
<7> Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
<8> См.: Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2001. С. 988.
<9> Труд как сознательная, целенаправленная деятельность человека охватывает все формы активного и сознательного воздействия человека на окружающую среду.

Такой подход к природному объекту находит подтверждение и в юридической литературе. Так, А.К. Голиченков подчеркивает, что "природные объекты отличают следующие признаки: естественный (не в результате человеческого труда) характер происхождения, нахождение в естественном состоянии..." <10>. О.Л. Дубовик отмечает, что "определяющим в характеристике данного понятия является такое их свойство, как естественность, "природность" состояния, т.е. неизмененность деятельностью человека, хотя в отношении ландшафтов (даже с оговоркой - природные) данное свойство далеко не всегда им присуще" <11>. Нормы Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" <12> (далее - ФЗ о кадастре) противопоставляют природные объекты и объекты искусственного происхождения (см.: ст. 38, 39).

КонсультантПлюс: примечание.

Учебное пособие "Экологическое право России: словарь юридических терминов" А.К. Голиченкова включено в информационный банк согласно публикации - Городец, 2008.

<10> Голиченков А.К. Экологическое право России: Словарь юридических терминов: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. дом "Городец", 2012. С. 309.
<11> Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный) / Отв. ред. О.Л. Дубовик // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2010.
<12> См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Если мы обратимся к нормам специального законодательства, то обнаружим, что в качестве природных объектов прямо называются земля (ст. 1, 6 Земельного кодекса Российской Федерации <13>; далее - ЗК РФ), леса, водные объекты (ч. 2 ст. 7 ФЗ о кадастре), водные биоресурсы (ст. 1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <14>). В юридической литературе признано, что существуют такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра, атмосферный воздух и животный мир, что соответствует естественнонаучным воззрениям <15>. Такой подход к видам природных объектов как отдельным элементам экологических систем можно признать довольно узким, но он обоснован с позиции существования специального правового регулирования их использования и охраны отдельными нормативными правовыми актами (Земельным, Водным, Лесным кодексами, Законом о недрах и т.д.).

<13> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<14> См.: Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.
<15> См., напр.: Волков С.А. Природопользование. Терминологический справочник. М.: ООО "Геоинформмарк", 2006. С. 387.

В настоящее время экспансия человека в природу достигла таких размеров, что все меньше и меньше остается действительно природных, нетронутых объектов. На месте осушенных болот появляются пастбищные луга, на месте срубленных деревьев - искусственные лесопосадки и т.п. Рассматривая систему природных объектов, в рамках настоящей статьи хотелось бы определить место объектов, обладающих правовым режимом природных объектов, но не являющихся таковыми в силу искусственности их происхождения. К этой группе относятся некоторые виды поверхностных водных объектов и искусственные земельные участки. Данные объекты характеризуются тем, что в результате их создания юридически "исчезает" один природный объект (водный объект или земля, земельный участок) и на его месте появляется другой природный объект.

В Водном кодексе Российской Федерации <16> (далее - ВК РФ) водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Из перечисленных в Водном кодексе поверхностных водных объектов искусственное происхождение имеют каналы, водохранилища, пруды, обводненные карьеры. Только в отношении юридической природы каналов законодатель высказался достаточно определенно, отнеся их к виду гидротехнического сооружения (ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений") <17>. Каналы создаются в процессе гидротехнического строительства, связанного с возведением сооружений и комплексов для водного транспорта, мелиорации земель, водоснабжения, канализации и т.п.

<16> См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
<17> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.

Водохранилища - искусственные водоемы, созданные для накопления и последующего использования воды и регулирования стока. Прудами называют водохранилища площадью меньше 1 кв. км. Различают выкопанные водоемы (пруды-копани) или созданные путем перегораживания постоянного или временного водотока плотиной <18>.

<18> См.: Реймс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. С. 422; Савцова Т.М. Общее землеведение: Учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования. 5-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2011. С. 230 - 232. Приведенные положения закреплены и в ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения".

Приказом Минприроды России от 26 января 2011 г. N 17 "Об утверждении Методических указаний по разработке правил использования водохранилищ" среди типов водохранилищ по геометрическим размерам выделены малые водохранилища (площадью менее 2 кв. км).

Действующее законодательство декларирует, что водохранилище является поверхностным водным объектом (ст. 5 ВК РФ). Как известно, при создании водохранилищ строятся плотины, гидротехнические сооружения, предназначенные для защиты от разрушений берегов и дна водохранилищ, и связанные с ними объекты (насосные станции, водозаборы, шлюзы, гидроэлектростанции и т.п.). Каждое из этих сооружений, необходимых для появления водохранилища и его образующих или для использования водных ресурсов, содержащихся в водохранилище, является самостоятельным объектом прав, чаще всего - объектом недвижимого имущества. Такая самостоятельность относительна. Без строительства водоподпорных сооружений возникновение и существование водохранилищ невозможно, но и без водного объекта сооружения не будут выполнять свое предназначение и функционировать. Возведение объектов, образующих водохранилище, происходит в процессе строительных работ, и их природа как гидротехнических сооружений (сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод) не вызывает сомнения. Обращает на себя внимание тот факт, что процесс создания водохранилища является не чем иным, как строительством данного объекта в целом. При строительстве водохранилища разрабатывается проектная документация на водохранилище (а не только на образуемое его гидротехническое сооружение) и проводятся мероприятия в отношении территории водохранилища в целом (например, санитарная подготовка территории затопления), производится приемка водохранилища в эксплуатацию государственной комиссией.

В соответствии с водным законодательством водохранилище (покрытая водами так называемая зона затопления вместе с составляющими ее дном и берегами) является водным объектом, хотя в целом водохранилище - это уникальный рукотворно созданный в результате строительной деятельности объект. Водохранилище представляет собой взаимосвязанную и взаимообусловленную систему преобразованных водного объекта (например, реки, озера, на месте которого создается водохранилище) и земельной поверхности (ложа водохранилища), а также гидротехнического(-их) сооружения(-ий).

Общественные отношения по созданию прудов и обводненных карьеров в отличие от водохранилищ вообще остались вне зоны внимания законодателя. Многое из изложенного выше применимо и к характеристике пруда как разновидности водохранилища. При создании пруда-копани происходит существенное изменение земельной поверхности, в результате чего эта поверхность юридически рассматривается как составная, не самостоятельная часть водного объекта - пруда. Кстати, в правоприменительной практике можно встретить доказательства того, что пруды допустимо квалифицировать и как сооружения <19>.

<19> См., напр.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу N А38-2776-17/539-2004 // СПС "КонсультантПлюс: СудебнаяПрактика".

Карьеры образуются в результате ведения горных работ открытым способом и представляют собой полости в земной коре <20>. Обводненные карьеры являются не специально созданными объектами, а следствием прекращения работ по добыче полезных ископаемых и искусственным или естественным образом заполнения водой образовавшихся выемок. Добыча полезных ископаемых и заполнение водой образовавшейся выработки свидетельствуют об изменении правового статуса не только земельной поверхности, но и участка недр (подземного пространства).

<20> См.: Гидроэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь / Авторы-составители В.В. Козин, В.А. Петровский. Смоленск: Ойкумена, 2005. С. 160.

Водные объекты могут использоваться для создания искусственных земельных участков <21> (п. 19 ч. 3 ст. 11 ВК РФ). Водный кодекс ограничивается лишь упоминанием о возможности создания таких участков. Отдельные нормы об искусственных земельных участках можно было встретить в Федеральном законе "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <22>, региональном законодательстве. Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N Д23-836 <23> было подчеркнуто, что "законодательство разделяет случаи создания искусственных земельных участков, когда путем намыва или отсыпки грунта участкам земель водного фонда придаются неотделимые улучшения (не имеющие самостоятельного значения), в результате чего они приобретают устойчивые свойства участка суши, и случаи создания гидротехнических сооружений, созданных на землях водного фонда путем намыва или отсыпки грунта, имеющих самостоятельное значение (дамбы, плотины и т.п.)". Фактически в названном письме решался вопрос о праве собственности на вновь созданный объект. На отсутствие четких критериев разграничения искусственных земельных участков и гидротехнических сооружений уже указывалось в юридической литературе <24>.

<21> В мире достаточно активно осуществляется возведение искусственных земельных участков для увеличения площади проживания граждан, особенно в странах, испытывающих затруднения с земельной территорией. Намывные территории широко распространены в Японии, Нидерландах. Пожалуй, самым известным примером является проект "Palm Jumeirah" (Дубай), начавшийся в 2001 г., - создание искусственного острова в водах Персидского залива общей площадью 25 кв. м. С 2012 г. в г. Сочи планировалось начать строительство в акватории Черного моря намывного острова "Федерация" площадью более 250 га (официальный сайт проекта: www.federationisland.ru).

В других российских городах также идет работа в данном направлении. В частности, в Санкт-Петербурге разработан проект "Новый берег", предусматривающий к 2015 г. создание путем намыва искусственной территории площадью 390 га, к 2028 г. - планируется завершить строительство объектов недвижимости на этой территории. Во Владивостоке существует проект по отсыпке около 3 га территории для использования ее под набережную и иные объекты общественного предназначения.

<22> См.: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557.
<23> См.: письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N Д23-836 // СПС "КонсультантПлюс".
<24> См., напр.: Мельников Н.Н. Искусственный земельный участок: поиск универсального определения // Журнал российского права. 2011. N 5. С. 24 - 30.

С принятием Федерального закона "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <25> (далее - ФЗ об искусственных земельных участках) в российском законодательстве получило закрепление понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, как сооружения, создаваемого на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них (ст. 3 Закона).

<25> См.: Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4594.

Ввод искусственно созданного земельного участка влечет трансформацию объекта права федеральной собственности на водный объект (уменьшение акватории водного объекта, изменение его площади, границ, конфигурации) и признается юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение (в том числе момент возникновения) права собственности на искусственный земельный участок (ст. 13 ФЗ об искусственных земельных участках). Искусственный земельный участок может находиться во всех декларируемых федеральным законом формах собственности.

Можно согласиться с теми авторами, которые считают, что "с технологической точки зрения процесс создания искусственного земельного участка следует считать строительством" <26>. Действительно, в результате последовательно осуществляемых действий, характеризующих процесс строительства (изыскательские работы, подготовка территории строительства, строительно-монтажные работы и т.п.), появляется объект, прочно связанный с землей (естественной поверхностью). Попутно отмечу, что с учетом климатических условий, гидрорежима водного объекта и иных факторов возведение искусственного земельного участка сопряжено с устройством берегоукрепительного, в том числе, возможно, гидротехнического, сооружения. Не случайно и ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации <27> закрепляет, что к отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<26> Кирилловых А.А. Правовой режим искусственных земельных участков // Юрист. 2011. N 18. С. 15.
<27> См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069. Утратил силу.

После ввода сооружения (искусственного земельного участка) в эксплуатацию оно также признается земельным участком, и на него распространяется правовой режим земельного участка. Двойной статус искусственного земельного участка как созданного сооружения и земельного участка законодатель подчеркивает, используя в ФЗ об искусственных земельных участках два термина: "эксплуатация" и "использование" (ст. 12, 15). Эксплуатация искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а его использование и оборот - в соответствии с ФЗ об искусственных земельных участках, гражданским законодательством и земельным законодательством.

Искусственный земельный участок представляет собой имеющую определенные границы техногенную поверхность, сложенную из грунтов <28> на естественное основание. Как и искусственный водный объект, свойствами природной системы искусственный земельный участок обладает не сразу. После его создания продолжается процесс уплотнения и самоуплотнения грунта, упрочнения за счет формирования структурных связей (сцепления), возможен процесс почвообразования, при использовании (пусть и ограниченно) искусственных участков под рекреационные, сельскохозяйственные цели.

<28> В науке землеведения в противоположность естественным почвам введено такое понятие, как "урботехноземы", к которым относятся разновидности городских почв, созданных часто на перемещенных насыпных или намывных грунтах (см.: Сладкопевцев С.А. Землеведение и природопользование: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. шк., 2005. С. 313).

Водный кодекс упоминает искусственные острова и искусственные земельные участки, не разграничивая их. Создание искусственных островов часто обусловлено разведкой и добычей минеральных ресурсов. Например, в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <29> при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море лицензия на пользование недрами предоставляет ее владельцу право на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов. На континентальном шельфе создание, эксплуатация, использование искусственных островов могут осуществляться для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов (ст. 16, 16.1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" <30>). Возведение стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (п. 4 ч. 2 ст. 11 ВК РФ), тогда как для искусственных земельных участков такого решения не требуется (п. 19 ч. 3 ст. 11 ВК РФ). Можно предположить, что искусственный остров является не видом искусственного земельного участка, который изолирован от иных земельных участков водой, а особым видом недвижимости, который создается как сооружение и в дальнейшем рассматривается законодателем исключительно как сооружение (а не земельный участок, природный объект). Так, согласно ст. 20 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" в целях обеспечения безопасности судоходства покинутые или более не используемые искусственные острова должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание.

<29> См.: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.
<30> См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

Таким образом, в рассмотренных случаях мы можем наблюдать появление искусственно создаваемых в результате целенаправленной человеческой деятельности объектов, которые в первоначальном своем состоянии могут даже не обладать природными свойствами. В любом случае такие объекты не имеют естественного происхождения. Строго говоря, исходя из содержания норм Федерального закона "Об охране окружающей среды", нельзя сказать, что искусственные водоемы и искусственные земельные участки - природно-антропогенные объекты.

Легальное определение природно-антропогенного объекта указывает два его вида: измененный в результате человеческой деятельности первоначальный природный объект и объект (не природный), обладающий природными свойствами. Как видно из изложенного выше, происходит преобразование первоначально существующего природного объекта до такой степени, что вновь созданный объект "заслоняет" собой тот природный ресурс, из которого он был образован, и приобретает самостоятельную, автономную "жизнь", значение и правовой режим. Да и определенное в ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" значение природно-антропогенного объекта - рекреационное или защитное является для искусственного водного объекта и искусственного земельного участка далеко не определяющим и единственным.

Например, в соответствии с ФЗ об искусственных земельных участках искусственные территории создаются в целях строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства.

Земля, недра на месте образования водохранилища (в том числе пруда), обводненного карьера, канала видоизменяются и становятся лишь составной частью поверхностного водного объекта <31>; водный объект в отдельной своей части при строительстве искусственного земельного участка преобразуется в сухопутную земельную поверхность. С юридической точки зрения важной является смена приоритетности применяемых нормативных правовых актов, регулирующих использование данных объектов. Вновь образованные объекты именуются законодателем природными с целью распространения на них правового режима природного объекта.

<31> В силу ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Налицо использование в российском законодательстве, регулирующем использование и охрану земель, водных объектов, правовой фикции.

Таким образом, раскрывая систему природных объектов, возможно выделение в их составе наряду с собственно природными объектами отдельной подгруппы и обозначение их квазиприродными объектами, "будто бы природными объектами". Такие объекты, хотя и признаются природными, не имеют естественного происхождения и часто обладают двойным статусом. Использование приставки "квази" позволяет обратить внимание на особую природу появления таких объектов, в некоторых случаях - на специфику их эксплуатации. Каждый из квазиприродных объектов представляет собой искусственно созданную систему со сложившимся в течение определенного времени обменом веществ и энергией между живыми и неживыми ее элементами. Сформировавшаяся под влиянием естественных факторов экологическая система обычно требует поддержания со стороны человека (наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ, производства берегоукрепительных работ и т.п.). На квазиприродный объект распространяется правовой режим природного объекта и вместилища компонентов природной среды, а также и рукотворного (искусственного) объекта. Соответственно, правовое регулирование общественных отношений по поводу этих объектов строится на значительном количестве норм, направленных на их охрану, специальных норм об их использовании, с одной стороны, и нормативных правил об их эксплуатации <32>, с другой стороны, имеющих различные содержание и природу.

<32> Исключение, пожалуй, составляют обводненные карьеры, в основе появления которых нет деятельности, направленной на создание таких особых объектов, их использование может не подчиняться правилам эксплуатации. Эксплуатация объектов предполагает наблюдение за их состоянием, выполнение ремонтных работ по устранению повреждений, конструктивных недостатков и тому подобные работы.