Мудрый Юрист

Нормы международной конвенции о подкупе иностранцев в российском праве *

<*> Savenkov A.A. Standards of the International convention on bribery of foreigners in the russian right.

Савенков Артем Александрович, юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

В статье исследуется международный опыт борьбы с подкупом иностранных должностных лиц; отмыванием денежных средств, полученных преступным путем; иными должностными преступлениями и участие Российской Федерации в законодательном обеспечении противодействия коррупции как внутри страны, так и за рубежом. Детально показан процесс имплементации в российское уголовное и административное законодательство норм Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, а также практика их правоприменения.

Ключевые слова: противодействие коррупции, преступность, международное сотрудничество, международные конвенции против коррупции, оказание правовой помощи, правоохранительная деятельность, эффективность антикоррупционных мер, ответственность юридических лиц, конфискация преступных доходов, подкуп иностранных должностных лиц, выявление преступлений, угроза национальной безопасности.

The authors examines international experience of fighting against briberies; money-laundering, got in illegal way; other official crimes and the participation of Russian Federation in counter-corruption legislation domestically and abroad. The article reveals in details the process of rules implementation of Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials during the commercial deals execution as well as the practice of their law enforcement.

Key words: corruption enforcement, crime, international cooperation, international conventions against corruption, rendering legal assistance, law enforcement activity, effectiveness of anti-corruption measures, corporate responsibility, confiscation of the proceeds from crime, bribe of foreign officials, crime exposition, threat of national security.

Мировая экономика с интегрированными финансовыми рынками открывает новые возможности для всех форм незаконной деятельности. Преступность сегодня становится все более сложной по своей природе и приобретает международный размах. Чтобы бороться с этой угрозой эффективно и добиться справедливости по отношению к потерпевшим от коррупции, необходимо координировать надзорную, правоохранительную и контрольную деятельность внутри государства, а также работать в партнерстве с коллегами на мировой арене. В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2011 г. заняла 143-е место, а среди 28 крупнейших стран в ноябре 2011 г. российские показатели коррупции упали на самый низкий уровень по сравнению с 2007 г. По мнению данной организации, Россия остается одной из самых коррумпированных развитых стран в мире.

1 февраля 2012 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон N 3-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок" [1]. Это событие завершило очередной этап российских международных интеграционных экономических процессов, начатых в первой половине 90-х годов прошлого века и направленных на присоединение России к Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), которое ожидается в 2013 г.

В настоящее время в состав участников Конвенции ОЭСР входят 39 государств. 34 являются членами ОЭСР: Австралия (1999 г.), Австрия (1999 г.), Бельгия (1999 г.), Великобритания (1999 г.), Венгрия (1999 г.), Германия (1999 г.), Греция (1999 г.), Дания (2000 г.), Израиль (2009 г.), Испания (2000 г.), Исландия (1999 г.), Ирландия (2003 г.), Италия (2001 г.), Канада (1999 г.), Республика Корея (1999 г.), Люксембург (2001 г.), Мексика (1999 г.), Нидерланды (2001 г.), Новая Зеландия (2001 г.), Норвегия (1999 г.), Польша (2000 г.), Португалия (2001 г.), Словакия (1999 г.), Словения (2001 г.), США (1999 г.), Турция (2000 г.), Финляндия (1999 г.), Франция (2000 г.), Чехия (2000 г.), Чили (2001 г.), Швеция (1999 г.), Швейцария (2000 г.), Эстония (2005 г.), Япония (1999 г.), и 5 государств не являются членами этой организации: Аргентина (2001 г.), Болгария (1999 г.), Бразилия (2000 г.), ЮАР (2007 г.) и Российская Федерация (с 17 апреля 2012 г.) [2]. По оценкам ОЭСР, Конвенция эффективно дополняет усилия по борьбе с преступностью, которые предпринимаются в рамках ООН, "Группы восьми", Совета Европы, АТЭС, МВФ, Всемирного банка, ФАТФ и других международных организаций.

Конвенция ОЭСР призвана обеспечить имплементацию в национальное законодательство стран-участниц ее правовых положений. Основными требованиями к государствам-участникам являются:

  1. Принятие необходимых мер в соответствии с внутренним законодательством для признания в качестве уголовно наказуемых деяний "умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки". Уголовно наказуемым деянием признаются также все формы соучастия, сговор, санкционирование действий по подкупу и покушение на подкуп иностранного должностного лица.

В соответствии с Рекомендациями Совета ОЭСР о вычете сумм взяток, выплаченных иностранным государственным должностным лицам, из налогооблагаемой базы (Recommendation on the Tax Deductibility of Bribes to Foreign Public Officials), принятыми 11 апреля 1996 г. [3], средства, предназначенные для подкупа иностранных должностных лиц или используемые для этих целей, и любые другие расходы, понесенные в связи с совершением противоправных деяний, предусмотренных Конвенцией и законодательством Российской Федерации, согласно ст. ст. 171 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождаются от налогообложения.

  1. В национальном законодательстве должна быть установлена ответственность юридических лиц за подобные действия. При этом диапазон наказаний должен быть соразмерен с наказанием, назначаемым таким лицам, виновным в подкупе должностных лиц страны - участницы Конвенции ОЭСР. Вместе с тем Конвенция не исключает, что в случае отсутствия в правовой системе какого-либо государства уголовной ответственности по отношению к юридическим лицам от него не будет требоваться вводить такую уголовную ответственность. К числу гражданско-правовых и административных санкций, отличных от неуголовных штрафов, которые могут налагаться на юридические лица за совершение деяния, выразившегося в даче взятки иностранному государственному должностному лицу, относятся: лишение права получать от государства льготы или помощь; постоянное или временное лишение права участвовать в государственных закупках или заниматься иной коммерческой деятельностью; помещение под надзор судебных органов и принятие решения о ликвидации компании.
  2. Введение правовых норм, устанавливающих, чтобы сумма взятки и доходы от подкупа должностного лица иностранного государства, а также имущество, стоимость которого соответствует указанным доходам, подлежали изъятию или конфискации или чтобы применялись финансовые санкции, обеспечивающие соразмерный эффект.
  3. Обязанность установления своей юрисдикции и судебного преследования физических и юридических лиц, совершивших подкуп иностранного должностного лица, как на территории страны, так и за границей. Расследование и уголовное преследование случаев подкупа должностных лиц иностранных государств осуществляются в соответствии с внутренним законодательством каждого государства. Они не должны обусловливаться соображениями, связанными с экономическими интересами той или иной страны, характером отношений с другим государством либо конкретным физическим или юридическим лицом.
  4. Обязанность взаимной правовой помощи участников Конвенции и отнесение подкупа иностранного должностного лица к категории преступлений, по которым осуществляется экстрадиция.
  5. Осуществление эффективного международного контроля за выполнением обязательств по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц.

В этой связи можно выделить несколько направлений реформы российского законодательства.

Решение о том, что за подкуп иностранных должностных лиц будет установлена для физических лиц уголовная ответственность, а для юридических лиц - административная ответственность, принималось в длительных и острых дискуссиях. При этом учитывались обязательства, взятые по другим антикоррупционным конвенциям, подписанным и ратифицированным Российской Федерацией, в частности:

С учетом указанных Конвенций приняты Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [8], содержащий соответствующие положения, касающиеся подкупа и ответственности юридических лиц, а также Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (в ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) [9], с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" [10].

Последним из них для юридических лиц была установлена административная ответственность за подкуп - незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) [11] дополнен ст. 19.28, предусматривающей за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением, - наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного до ста миллионов рублей и более с конфискацией денег, ценных бумаг, прочего имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Тем самым реализованы требования Конвенции ОЭСР не только об установлении ответственности юридических лиц за подкуп иностранных должностных лиц, но и, как того требует Конвенция ОЭСР, приняты меры к тому, чтобы сумма взятки и доходы от подкупа иностранного должностного лица подлежали изъятию и конфискации, а также применялись соразмерные финансовые санкции (штраф).

На сегодняшний день в российской юридической практике применения названной нормы наиболее известен пример привлечения к административной ответственности отечественной корпорации "ГРИНН" в виде штрафа в полуторакратном размере переданных денег (60 млн. рублей) "за незаконное вознаграждение от имени юридического лица" чиновников в субъекте Российской Федерации. В данном случае речь не идет о подкупе иностранных должностных лиц, однако начат процесс работы органов прокуратуры и судов по формированию общих подходов к правоприменению.

Этим же Законом ч. 2 ст. 1.8 КоАП изложена в новой редакции, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Указанное изменение ст. 1.8 КоАП обеспечило выполнение требований Конвенции ОЭСР об обязательности осуществления в соответствии с национальным законодательством судебного преследования физических и юридических лиц, совершивших подкуп иностранных должностных лиц, как на территории страны, так и за границей.

Аналогично поэтапно вносились изменения и в другие законодательные акты, в том числе в Уголовный кодекс РФ.

Рабочая группа ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок признала, что российское законодательство соответствует положениям Конвенции. Тем самым еще до присоединения к Конвенции Российская Федерация обеспечила изменение национального законодательства.

Об эффективности принимаемых в странах - членах Рабочей группы ОЭСР мер по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц свидетельствуют следующие данные за период с 1999 по 2010 г. Из 38 государств, являвшихся на конец 2010 г. членами Рабочей группы, только в 13 странах за указанный период имели место случаи привлечения к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц. Всего за такие деяния было привлечено к уголовной ответственности 164 физических лица и 59 юридических лиц, к административной ответственности - 41 физическое лицо и 46 юридических лиц. При этом имеет место тенденция к увеличению таких дел.

За 2010 г. привлечены к уголовной ответственности за подкуп иностранных должностных лиц 26 физических лиц (14 - в Германии, 8 - в США, 2 - в Великобритании, по 1 - в Швейцарии и Франции) и 10 юридических лиц (7 - в США, 2 - в Германии, 1 - в Великобритании); к административной ответственности привлечены 12 физических лиц (8 - в США и 4 - в Германии) и 17 юридических лиц (все 17 - в США) [12].

Можно по-разному оценивать приведенные результаты работы, но очевидно, что многие государства с наиболее развитой экономикой серьезно озабочены проблемами коррупции и уже встали на путь решительной борьбы с последней, целенаправленно ищут для этого правовые средства и способы международного взаимодействия. При этом назрела необходимость решать данную задачу сообща, учитывая процесс глобализации экономики и финансовых рынков. Подобная стратегия развития отвечает также интересам Российской Федерации и требует высокого уровня эффективного международного сотрудничества как в области законодательного обеспечения, так и в области практических действий по борьбе с коррупцией.

Литература

  1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 6 (ч. I). Ст. 622.
  2. Название статьи, работы, закона? URL: www.nr2.ru/rus/373614.html.
  3. Международное сотрудничество в области противодействия коррупции: Сб. материалов о противодействии коррупции / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: LEXPRO, 2010. С. 246.
  4. Название статьи, работы, закона? URL: www.un.org/ru/documents/decl-conv/conventions/corruption.shtml.
  5. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 12 (ч. I). Ст. 1231.
  6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20 (ч. I). Ст. 2394.
  7. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Российская газета. 2006. 28 июля.
  8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.
  9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6235.
  10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 19 (ч. I). Ст. 2714.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
  12. Федоров А.В. Антикоррупционная составляющая присоединения Российской Федерации к Организации Экономического Сотрудничества и Развития // Ученые записки СПб филиала РТА. 2011. N 3(40). С. 77 - 78.