Мудрый Юрист

Проблема противодействия коррупционным проявлениям в аграрном секторе в свете присоединения России к ВТО *

<*> Bezdenezhnykh V.M., Dadalko V.A. Problem of counteraction of corruption manifestations in light of accession of Russia to the WTO.

Безденежных Вячеслав Михайлович, Финансовый университет при Правительстве РФ, доктор экономических, наук, профессор.

Дадалко Василий Александрович, Финансовый университет при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор.

Одним из основных условий эффективности государственного регулирования экономики в условиях глобализации является способность правительства в максимально допустимой степени избавить бизнес от чрезмерного бремени государственного управления, от рисков и неопределенности, вызванных слабостью и неустойчивостью государственной власти. В статье предложены меры, позволяющие повысить эффективность действий правительства по минимизации коррупции, повышению их транспарентности с учетом процессов присоединения к ВТО.

Ключевые слова: теневой рынок капитала, агропромышленный комплекс, коррупция, конкурентоспособность экономики, национальная безопасность.

One of the main conditions of efficiency of the state regulation of economy in conditions of globalization is the capability of the government to save business from the extreme burden of state government, risks and uncertainty generated by weakness and instability of state authority. The article proposes the measures allowing to improve efficiency of actions of the government with regard to minimization of corruption, improvement of the transparency thereof taking into consideration the procedures of the accession to the WTO.

Key words: shadow market of capital, agro-industrial complex, corruption, competitive ability of the economy, national security.

Сегодня, учитывая сложные условия присоединения России к ВТО, среди важнейших инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в аграрной сфере можно выделить следующие:

Все вышеперечисленные государственные меры способны существенно сократить риски продовольственной безопасности предприятий агропромышленного комплекса в условиях глобализации и продолжающегося современного мирового финансового напряжения на фоне процессов присоединения к ВТО.

Теневая экономика охватывает не только собственно хозяйственную деятельность, но и практически все другие сферы: политику, административное управление, правоприменительную и правоохранительную сферы, область социальных гарантий и др. В результате теневая экономика существенным образом определяет и образ жизни практически всех социальных групп российских граждан, потому что им приходится вступать в коррупционные отношения для решения многих своих проблем, так как практически все общественные блага в России доступны гражданам только на условиях купли и продажи.

В условиях рыночной экономики для обеспечения производства продовольствия, как известно, необходимы четыре фактора производства: труд, капитал, земля (природные ресурсы), предпринимательская способность. Следовательно, совокупный продукт (Q) есть функция от затрат труда (L), капитала (C), природных ресурсов (N) и предпринимательской способности (A):

Q = f(L, C, N, A) (1)

Таким образом, структура современного агропромышленного производства в России может быть представлена в виде механизма взаимодействия легальных и теневых рынков различных факторов производства: земли, труда, производственных ресурсов, а также рынков готовой продукции.

Теневые операции, проводимые с землей сельскохозяйственного назначения (и выведенной с помощью административного ресурса из этой категории). В настоящее время в законодательстве России отсутствуют правовые нормы, которые призваны регулировать процесс купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения и определение их рыночной стоимости. Однако отсутствие прозрачного легального рынка земли не означает, что рыночные операции с земельными участками не проводятся - земельные участки сельскохозяйственного назначения оживленно продаются и покупаются на теневом рынке. Кроме того, сельское население, хотя и имеет в собственности различные по площади и продуктивности земельные участки - выделенные паи, не приобретало их за счет собственных средств, а получило из регионального фонда или в результате передела земель бывших колхозов и совхозов, поэтому не осознает их реальную ценность.

Объективные экономические предпосылки для того, чтобы землю считать рыночным товаром, очевидны:

  1. Россия обладает огромными площадями неиспользуемой, не загрязненной химическими веществами и генетически модифицированными организмами земли, пригодной для обработки;
  2. земельные участки потенциально различаются по качеству и месторасположению, что при их дальнейшей эксплуатации неизбежно сказывается на экономическом результате.

Это означает, что земельные участки имеют различную полезность (или бонитет). Кроме того, совокупный спрос на оптимальные по территориальному расположению, развитию инфраструктуры и плодородию участки всегда превышает предложение, а дефицит непременно активирует конкурентную борьбу, в которой преимущество получают коррумпированные госслужащие, от непосредственных решений которых и зависит судьба дефицитного блага - наилучших земельных участков. При этом цена административного решения имеет объективную рыночную цену, которая продиктована перспективными возможностями каждого конкретного участка земли.

Теневой рынок капитала. Современное сельскохозяйственное производство практически не может обойтись без заемных финансовых вложений - и краткосрочных, обусловленных сезонными потребностями (семена, горючее, удобрения), и долгосрочных, которые необходимы для перспективного развития хозяйства (покупка сельхозтехники, строительство объектов, капитальный ремонт и др.). Кредиты и займы в аграрном секторе могут выдаваться как в официальном порядке - соответствующими банками с аграрной ориентацией и кредитными организациями (в том числе кредитными кооперативами), так и в неофициальном - частными кредиторами, причем и в первом, и во втором случае широко распространены теневые сделки.

Теневой рынок средств производства. Организация современного сельскохозяйственного производства формирует необходимость обстоятельного технического обеспечения и значительных затрат горюче-смазочных материалов (ГСМ). Вместе с тем различные категории аграрных хозяйств не располагают равными возможностями при формировании собственного парка сельскохозяйственных машин и их использовании. Кроме того, сельхозмашины, оставшиеся со времен Советского Союза, физически изношены и морально устарели. Руководители хозяйств испытывают перманентную сезонную нехватку в технических средствах и ГСМ и вынуждены с целью уборки урожая прибегать к помощи извне, в том числе к помощи теневых рынков технических ресурсов и ГСМ. Обращение на теневые рынки средств производства обусловлено стремлением получить необходимую технику и ГСМ и поиском возможности купить услуги по отдельным видам сельскохозяйственных операций.

Теневой рынок труда. Общая внутренняя и внешняя социально-экономическая среда, на фоне которой разворачиваются трудовые отношения в современном сельском хозяйстве России, обусловлена низким уровнем оплаты труда населения в сельской местности, старением сельского населения, неразвитой инфраструктурой, оттоком молодежи в города, социальными и бытовыми проблемами, скрытой безработицей и алкоголизмом. Легальные доходы не позволяют сельхозпредприятиям конкурировать на рынке труда с успешно работающими фермерскими хозяйствами и агрохолдинговыми структурами.

В сельском хозяйстве широко распространены безработица и самозанятость, при которых излишняя рабочая сила имеет возможность полное время числиться на рабочем месте, создавая видимость занятости и параллельно осуществлять трудовую деятельность в теневом секторе и/или на личном подворье для нужд теневого сектора. То есть, сохраняя рабочие места в формально легальном секторе экономики, сельское население организовывает дополнительные рабочие места в теневом секторе. Эти факторы формируют предпосылки для развития теневого рынка труда в аграрном секторе, а именно неучтенного труда, при помощи которого создается неучтенный официальной статистикой продукт теневого рынка.

Теневой рынок сбыта готовой продукции и сырья. Посредники (перекупщики) - физические и юридические лица, главный субъект теневых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Для сельского товаропроизводителя понятие о посреднике непосредственно ассоциируется не столько с конкретной личностью или организацией, сколько с функцией посреднической деятельности. Этот рыночный оператор имеет отличительные особенности - наличные средства, которыми он расплачивается за зерно, картофель, мясо, плодоовощную продукцию и т.д. и отсутствие необходимости предоставления документов на продукцию. Посредник зачастую является полноправным представителем теневых формирований, которые контролируют агропродовольственный рынок в регионе и устанавливают как правила и условия сделок купли-продажи, так и уровень цен на продовольствие и сырье.

Проблема противодействия теневым явлениям в аграрной сфере не может быть решена в какие-то установленные временные рамки посредством применения административно-правовых и экономических регуляторов. Видимо, необходимо говорить о легализации и содействии тех позитивных рыночных начинаний, которые активировались в теневом секторе, а также о дальнейшей либерализации законодательства, регулирующего земельные отношения.

Базисом разработки системы мер по противодействию теневым экономическим отношениям в аграрном производстве должны выступать:

  1. социальные нормы теневого поведения;
  2. экономические издержки и преимущества;
  3. социальные и экономические риски;
  4. учет социально-психологических особенностей принятия решений субъектами рыночных отношений об участии или неучастии их в теневой экономической деятельности, их интересов и рисков (в частности, ассоциированный легальный риск быть пойманным);
  5. простота возможных сделок и другие факторы.

После выбора теневого пути ведения бизнеса принимается решение работать полностью за пределами правового поля или осуществлять часть хозяйственной деятельности в теневом секторе. В принятии решения о масштабах теневой деятельности важную роль играют: величина налогового бремени, точка зрения субъекта хозяйствования на то, как работа в теневом секторе экономики влияет на репутацию, и частота предложений чиновников о неформальном решении различных вопросов. Причем чем выше налоговое бремя и предложение со стороны чиновников (спрос на взятки), тем выше вероятность того, что субъект хозяйствования принимает решение работать в теневом секторе.

Для субъектов, принявших решение работать в теневом секторе, факторами, определяющими масштабы деятельности в теневом секторе, являются величина теневого оборота поставщиков и степень конкуренции рынка. Величина теневого оборота клиентов (покупателей) не оказывает прямого влияния на величину доходов субъекта. Также не влияет на масштабы теневой деятельности величина налогового бремени, если бы предприятие работало в легальном секторе.

Таким образом, масштабы теневой деятельности субъекта хозяйствования во многом определяются внешними факторами, такими, как бизнес-среда и стимулы, создаваемые сотрудниками государственных органов.

Общий ущерб, характеризующий масштабы деятельности теневой экономики (U), можно определить посредством суммирования ущербов, наносимых по ее компонентам (2):

Ущерб по компонентам складывается из элементов следующим образом.

где - число элементов ущерба для компонента i.

Ущерб по компонентам формализуется в результате учета статистических показателей. Так, в отношении формулы (2) ущерб по производственному и торговому компоненту состоит из следующих элементов: ущерба от недобросовестной конкуренции, неправомерного ограничения свободы торговли, нарушения лицензионных прав. В отношении формулы (3) ущерб от недобросовестной конкуренции характеризуется количеством различных правонарушений антимонопольного законодательства, нарушений порядка ценообразования, нарушений, связанных с препятствованием предпринимательской деятельности, принуждением к совершению сделки или к отказу от ее совершения, ложной рекламой.

В основу решения проблемы теневой экономики в сфере обеспечения продовольственной безопасности государства должна быть положена концепция регулирующего воздействия государства в сфере элиминирования теневых экономических отношений как процесса, направленного на максимально возможное исключение теневых экономических отношений из хозяйственной практики с использованием методов легализации и противодействия теневому сектору.

Литература

  1. Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и безопасность государства: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: Альфа-М; Инфра-М, 2012.
  2. Дадалко В.А., Михалко Е.Р. Продовольственная безопасность: мировое сообщество, сельское хозяйство, экономическая экспансия. Мн.: ИВЦ Минфина, 2011.
  3. Дадалко В.А., Михалко Е.Р., Дадалко А.В. Продовольственная безопасность: национальные интересы, проблемы, тенденции, риски, перспективы. Минск: ИВЦ Минфина, 2011.
  4. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире: экономический кризис - последствия и извлеченные уроки: Доклад. Рим: ФАО, 2010.
  5. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М.: Анкил, 2010.
  6. Бондарь А.В., Ермашкевич В.Н., Князев С.Н., Моисеенко Е.Г. Экономическая безопасность и экономическая политика: Учебное пособие. / Мн.: БГЭУ, 2007.