Мудрый Юрист

Общественное питание: в сфере действия или бездействия закона о торговле?

Щур Д.Л., генеральный директор Агентства стратегических инициатив (ООО), кандидат экономических наук.

Распространяются ли нормы Закона о торговле на общественное питание?

Органы государственной власти значительной части субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления весьма немалого числа муниципальных образований считают, что Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о торговле) распространяется на сферу общественного питания, о чем свидетельствуют их нормативные акты о торговле, определяющие общественное питание как разновидность торговой (торгово-производственной) деятельности. Многие хозяйствующие в этой отрасли предприниматели уже поверили в то, что Закон о торговле для них тоже обязателен.

<1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; ...; 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7643.

Чтобы дать ответ, основанный на праве, проанализируем нормы Закона о торговле, в том числе в системной связи с другими нормативными правовыми актами и актами технического регулирования.

В статье 2 Закона о торговле даны определения основным понятиям, с помощью которых регулируется специальная группа правоотношений, связанная с оборотом товаров.

Для нашего анализа важны три из них:

  1. торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
  2. оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
  3. розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Целями Закона в пункте 2 части второй статьи 1 провозглашены удовлетворение потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечение доступности товаров для населения, формирование конкурентной среды, поддержка российских производителей товаров.

В качестве изъятий из сферы действия Закона о торговле выведены отношения, связанные с организацией и осуществлением:

  1. внешнеторговой деятельности;
  2. деятельности по проведению организованных торгов;
  3. деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  4. купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

При этом отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Из приведенных норм трудно сделать однозначный вывод о распространении или нераспространении положений Закона о торговле на сферу общественного питания, поскольку последняя основана на приобретении товаров с переработкой таковых (в той или иной степени) и последующей продаже. Однако о процессе переработки собственно в торговле речь не идет. Все, что связано с производством вне зависимости от степени переработки приобретенных материалов, полуфабрикатов и комплектующих, которые в общем рыночном процессе также являются товарами, отнесено в Законе о торговле к сфере производства, а субъекты, осуществляющие производство, именуются производителями.

Торговля и общественное питание были разделены в одном из первых декретов Советской власти - в Декрете об учреждении Совета Народных Комиссаров, принятом II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917 <1>. Этим Декретом было утверждено Правительство, состоящее из комиссаров по 12 приоритетным сферам деятельности государства, среди которых - комитеты по делам торговли и промышленности, а также по делам продовольствия.

<1> СУ РСФСР. 1917. N 1. Ст. 1. 2-е изд.

Эти два направления государственного контроля хотя и пересекались, но имели различные цели и функции.

Комитету по делам торговли и промышленности вменялось в обязанности ввести строгий учет объема денежного оборота в данной сфере и разработку системы налогообложения, а комитету по делам продовольствия - учет продуктов питания и предотвращение массового голода, организацию питания солдат и рабочих.

Далее эти две сферы государственного контроля развивались параллельно.

Торговля все больше администрировалась - вводилось обязательное ведение торговых книг <1>, разрабатывался реестр торговых и промышленных предприятий <2>. При этом общественное питание все больше концентрировалось на проблемах рабочего класса: "Являясь одной из наилучших форм организации рабочего снабжения, общественное питание, способствуя улучшению материального положения рабочих, в частности, повышая их реальную заработную плату, обеспечивает там самым поднятие производительности труда и облегчает выполнение производственных планов промышленности и сельского хозяйства. Помимо этого общественное питание способствует переустройству быта трудящихся на новых началах" <3>.

<1> Декрет СНК РСФСР от 27.07.1918 "О торговых книгах" // СУ РСФСР. 1918. N 59. Ст. 652.
<2> Декрет СНК РСФСР от 27.07.1918 "О регистрации торговых и промышленных предприятий (Положение)" // СУ РСФСР. 1918. N 59. Ст. 651.
<3> Постановление СНК РСФСР от 28.10.1930 "Об утверждении Положения о советах содействия общественному питанию" // СУ РСФСР. 1930. N 55. Ст. 658.

При этом государство имело право конфисковать как незарегистрированные предприятия торговли, так и "все частные помещения, необходимые для открытия городских продовольственных лавок или для иных надобностей продовольственного дела, а также все принадлежащие частным лицам или учреждениям продукты, предметы, аппараты, орудия, принадлежности, транспортные средства, склады и проч., что необходимо для осуществления успешной развозки продовольственных продуктов, их хранения, заготовки, переработки, распределения и организации общественного питания <1>".

<1> Декрет СНК РСФСР от 28.10.1917 "О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле" // СУ РСФСР, 1917. N 1. Ст. 9. 2-е изд.

В это же время местные органы власти были наделены полномочиями по регулированию сферы общественного питания - такое право "в пределах действующих узаконений" им было предоставлено Постановлением ВЦИК от 24.10.1925 "Об утверждении Положения о городских советах" <1>.

<1> СУ РСФСР. 1925. N 91. Ст. 662.

Далее из сферы общественного питания стали выводиться отдельные виды продуктов - спиртные напитки - на волне общего ограничения их продажи "по культурно-общественным соображениям". Так, Постановлением СНК РСФСР от 29.01.1929 "О мерах ограничения торговли спиртными напитками" <1> была запрещена продажа водки и водочных изделий в закусочных и столовых общественного питания как государственных и кооперативных, так и частных.

<1> СУ РСФСР. 1929. N 20. Ст. 224.

Позднее, с практически полным исчезновением института частной собственности на средства производства, контрольные функции в обеих сферах деятельности были переданы одному государственному органу - Народному комиссариату торговли РСФСР с наделением его полномочиями по управлению непосредственно подчиненными ему торговыми организациями и организациями общественного питания <1>. Так появилась формулировка, объединяющая в себе торговлю и общественное питание - в таком виде она и существовала до последнего времени.

<1> Постановление СНК РСФСР от 09.05.1938 "Об утверждении Положения о Народном комиссариате торговли РСФСР" // СУ РСФСР. 1938. N 10. Ст. 140.

Наконец, существовавшие ранее территориальные управления Госторгинспекции, осуществлявшие контроль за обеими сферами деятельности, были переданы в подчинение Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (распоряжение Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р "О переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" <1>).

<1> СЗ РФ. 16.08.2004. N 33. Ст. 3506.

В современных экономических и правовых условиях употреблявшееся ранее словосочетание "торговля и общественное питание" в контексте общего правового регулирования не вполне имеет право на существование как единый объект не только из-за разной смысловой нагрузки, но и правовых последствий.

Так, в национальном стандарте ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения", утвержденном Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст <1>, общественное питание (индустрия питания) признается самостоятельной отраслью экономики, состоящей из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующей питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

<1> СПС "КонсультантПлюс".

Надо сказать, что и этот национальный стандарт также не может полностью отграничить общественное питание от торговли - в понятийном аппарате, используемом для обозначения типов предприятий питания, применяется термин "магазин (отдел) кулинарии": это магазин (отдел) по реализации населению продукции общественного питания в виде кулинарных изделий, полуфабрикатов, кондитерских и хлебобулочных изделий, при этом указанный магазин (отдел) кулинарии может быть расположен в предприятии питания или самостоятельно вне предприятия питания.

В этой формулировке трудно найти отличия от родового понятия, закрепленного в другом национальном стандарте - ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст <1>: предприятие торговли - объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям.

<1> М.: Стандартинформ, 2010.

Продажа и услуги - составные части обоих процессов.

Налоговый кодекс РФ на уровне дефиниций различает розничную торговлю и общественное питание, но только в контексте своих же норм.

Так, в статье 346.27 Налогового кодекса РФ <1> под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация отдельных подакцизных товаров (указанных в подпунктах 6 - 10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ), продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организаций общественного питания, невостребованных вещей в ломбардах, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления). Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях Налогового кодекса РФ к розничной торговле.

<1> СЗ РФ. N 31. 03.08.1998. Ст. 3824, ...; 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7619.

Под услугами общественного питания Налоговый кодекс РФ понимает услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ).

Еще более четко разделяет торговлю и общественное питание Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Так, розничная торговля и все ее разновидности отнесены к отдельному классу - "52" и его группам (табл. 1), а общественное питание включено в подклассы и группы класса "55" - "Деятельность гостиниц и ресторанов" (табл. 2).

Таблица 1

 N   
                Класс, подкласс, группа                 
52
52.62
52.63
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными    
средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и
предметов личного пользования.
Эта группировка включает:
- перепродажу (продажу без изменения) новых и бывших в
употреблении товаров, главным образом широким слоям
населения для личного потребления или для домашнего
пользования магазинами, универмагами, палатками,
фирмами, выполняющими заказы по почте, уличными
торговцами-лоточниками и разносчиками, потребительскими
кооперативами и т.п.;
- розничная торговля подразделяется, во-первых, по типу
торговых точек (розничная торговля в магазинах, см.
52.1 - 52.5; розничная торговля вне магазинов,
см. 52.6). Розничная торговля в магазинах в дальнейшем
подразделяется на розничную торговлю новыми товарами
(см. 52.1 - 52.4) и розничную торговлю бывшими в
употреблении товарами (см. 52.5). Розничная торговля
новыми товарами в магазине подразделяется на розничную
торговлю в специализированных магазинах (см. 52.2 -
52.4) и розничную торговлю в неспециализированных
магазинах (см. 52.1). Вышеперечисленные группировки в
дальнейшем подразделяются по виду продаваемых товаров.
Торговля вне магазинов представлена разными формами
торговли (например торговля по заказам, торговля на
рынках, развозная и разносная торговля, торговля через
автоматы и т.п.).
Эта группировка также включает:
- ремонт и установку бытовых изделий и предметов личного
пользования, производимые как в сочетании с розничной
торговлей, так и независимо от нее;
- розничную торговлю через агентов;
- деятельность аукционов по розничной торговле.
Эта группировка не включает:
- продажу автотранспортных средств и мотоциклов, их
деталей, узлов и принадлежностей, а также моторного
топлива для этих изделий, см. 50;
- торговлю зерном, рудами, сырой нефтью, промышленными
химическими веществами, чугуном и сталью, машинами и
производственным оборудованием, см. 51;
- реализацию пищевых продуктов, включая напитки, для
потребления на месте и их реализацию вне предприятий
общественного питания, см. 55.30, 55.40, 55.51, 55.52;
- прокат бытовых изделий и предметов личного
пользования, см. 71.40
Розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не
включенными в другие группировки
Розничная торговля в палатках и на рынках
Прочая розничная торговля вне магазинов
Эта группировка включает:
- розничную торговлю любым видом товаров, осуществляемую
передвижными средствами развозной и разносной торговли;
- торговлю через автоматы

Таблица 2

 N   
               Класс, подкласс, группа                  
55.3
55.30
55.4
55.40
55.5
55.51
55.52
Деятельность ресторанов                                 
Эта группировка включает:
- изготовление, реализацию и организацию потребления
непосредственно на месте кулинарной продукции, продажу
напитков, иногда в сопровождении некоторых форм
развлекательных программ:
- ресторанами и кафе с полным ресторанным обслуживанием;
- предприятиями общественного питания с
самообслуживанием;
- деятельность закусочных (предприятий "быстрого
питания");
- обеспечение питанием в железнодорожных вагонах-
ресторанах и на судах;
- реализацию кулинарной продукции ресторанами и кафе вне
предприятия.
Эта группировка не включает:
- торговлю через автоматы, см. 52.63.
Деятельность ресторанов и кафе
Деятельность баров
Деятельность баров
Эта группировка включает:
- продажу напитков, изготовление и продажу большого
ассортимента коктейлей, а также закусок и десертов для
потребления на месте, иногда в сопровождении некоторых
форм развлекательных программ: барах, ночных клубах,
пивных барах и т.п. Эта группировка не включает:
- торговлю через автоматы, см. 52.63;
- продажу напитков для потребления не на месте продажи,
см. 52.
Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и
поставка продукции общественного питания
Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях
Эта группировка включает:
- изготовление и реализацию кулинарной продукции,
разнообразной по дням недели, или специальных рационов
питания для различных групп обслуживаемого контингента
(рабочих, школьников, студентов, туристов, личного
состава вооруженных сил и других групп потребителей) по
льготным ценам
Поставка продукции общественного питания
Эта группировка включает:
- деятельность предприятий общественного питания и
индивидуальных предпринимателей по производству
продукции общественного питания, ее доставке и
организации потребления различными контингентами
населения;
- поставку кулинарной продукции по заказам потребителей
на рабочие места, транспортные предприятия в пути
следования пассажирского сухопутного, воздушного,
водного транспорта, на дом, обслуживание банкетов,
свадеб, приемов и др.

В этой связи примечательно, что новый национальный стандарт "Услуги общественного питания. Термины и определения" также не вполне согласуется с ранее принятым ОКВЭД и признает торговые автоматы, осуществляющие реализацию продукции определенного ассортимента, отдельным типом предприятий питания.

Свой вклад в разбалансированность системы понимания общности или различий торговли и общественного питания вносят субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. И у этого есть ряд объяснений.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 N 887 <1> утверждены Положение создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которым органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в муниципальных образованиях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и об издании муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в свою очередь предоставляют Минпромторгу России информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих субъектах Российской Федерации и об издании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношениях в области торговой деятельности.

<1> СЗ РФ. 22.11.2010. N 47. Ст. 6115.

Эта информация базируется в том числе на Методике расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 N 754 <1>. Согласно данной Методике нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

<1> СЗ РФ. 04.10.2010. N 40. Ст. 5081.

Поскольку речь идет об уровне социально-экономического развития, то субъекты Российской Федерации, не желая быть в числе отстающих, утверждают усредненные нормативы по Российской Федерации. Но для достижения этих нормативов зачастую к нестационарным торговым объектам, подлежащим учету, относят нестационарные объекты общественного питания.

Так, в Порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП <1>, к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, - в частности, сезонные кафе - специально оборудованное временное сооружение, в том числе при стационарном предприятии, представляющее собой площадку для размещения предприятия общественного питания для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей.

<1> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 17.02.2011. N 10.

Эта практика часто распространяется и на стационарные объекты. Так, в Законе Ярославской области от 25.06.1999 N 20-З "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ярославской области" <1> под стационарными торговыми помещениями понимаются "помещения, предназначенные для продажи товаров или оказания услуг общественного питания".

<1> Губернские вести, спецвыпуск "Документ". 01.07.1999. N 48.

Закон Амурской области от 18.01.1996 N 60-03 "О торговле в Амурской области" <1> уже в преамбуле довольно широко определяет сферу своего действия: его целью названо регулирование отношений в сфере торговой деятельности для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения области в товарах и услугах общественного (массового) питания. Соответственно, и под субъектами, и под объектами торговой деятельности рассматриваются юридические лица различных организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие торговую деятельность, - оптовые и розничные торговые организации, организации общественного питания.

<1> Информационно-справочная система "Референт" [Электронный ресурс], режим доступа: по запросу.

Такое же понимание родства торговли и общественного питания транслируется и местными органами власти. Так, в Положении о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Бийска, утвержденном Постановлением Администрации города Бийска от 22.06.2010 N 1766 <1>, для целей данного Положения нестационарные торговые объекты подразделяются на группы, в числе которых - павильоны, киоски, летние кафе, летние торговые площадки (1 группа).

<1> Муниципальный вестник. 30.06.2010. N 24.

Справедливости ради стоит отметить, что и на федеральном уровне отсутствует единое понимание родовых и видовых признаков рассматриваемых сфер экономической деятельности. Так, Методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли, утвержденные Приказом Минпромторга России от 28.07.2010 N 637 <1>, оперируют таким понятием, как "продажа продукции общественного питания". Поэтому и не удивительно, что и сами предприниматели при защите своих прав в судах апеллируют к нарушению их прав на "осуществление торговой деятельности, связанной с общественным питанием" <2>.

<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> См., например, Постановление ФАС Центрального округа от 18.01.2012 по делу N А14-6318/2011.

Об этом же свидетельствует общее направление судебной практики, когда суды, не вникая в существо предпринимательской деятельности, оперируют только предоставленной органами местного самоуправления информацией о включении или невключении нестационарного объекта в реестр <1> для определения его дальнейшей судьбы.

<1> См., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.02.2012 по делу N А10-1802/2011.

Свой вывод о нераспространении норм Закона о торговле на общественное питание сделали авторы Методического пособия для предпринимателей "Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности", утвержденного ФАС России <1>.

<1> СПС "КонсультантПлюс".

Сотрудники ФАС России исходят из того, что Закон о торговле регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1).

Далее приводится логика рассуждений сравнительного анализа двух сфер деятельности со ссылкой на национальные стандарты (один из которых на данный момент уже устарел, а новый внес путаницу в указанной части).

Так, в Методике рассматриваются понятия "торговая деятельность" и "общественное питание":

<1> М.: Издательство стандартов, 1994.

При этом к кулинарной продукции относится совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, т.е. пищевых продуктов, доведенных до кулинарной готовности или прошедших несколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности. Согласно части 3 раздела I Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, определяемых в соответствии с национальным стандартом.

В соответствии с кодом 52 раздела G Приложения А Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, розничная торговля не включает реализацию пищевых продуктов, в т.ч. напитки, для потребления на месте.

Согласно письму Минфина России от 18.02.2008 N 03-11-05/34 статьей 346.27 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, признается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.

В связи с этим предпринимательская деятельность по изготовлению и реализации кулинарной продукции (кур гриль, блинчиков, горячих сосисок с булочками, кофе) через киоск относится к услугам общественного питания, оказываемым через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей.

Также согласно коду 55 ОКВЭД раздела H Приложения А ОКВЭД может существовать объединение видов деятельности, например, продажа напитков является самостоятельным видом деятельности, но в то же время она частично включается в деятельность ресторана (обеспечение кулинарной продукцией вместе с напитками), в этом случае продажа напитков классифицируется вместе с продажей кулинарной продукции в подклассе 55.3 "Деятельность ресторанов".

Таким образом, по мнению ФАС России, "торговая деятельность" и "услуги общественного питания" рассматриваются как разные товарные рынки.

Учитывая изложенное, по заключению ФАС России нормы Закона о торговле не распространяются на деятельность по оказанию услуг общественного питания в случае, если продажа продуктов питания включена в деятельность предприятия общественного питания.

Однако здесь следует отметить, что данная Методика всего лишь раскрывает позицию группы сотрудников федеральных органов исполнительной власти. Согласованная же позиция пока не нашла закрепления ни в нормативном правовом акте, ни в решениях высших судебных инстанций.

А как известно, Конституционный Суд РФ и другие высшие суды Российской Федерации решения по конкретным делам принимают не только на основе оценки буквального смысла рассматриваемого акта, но и смысла, придаваемого ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.