Мудрый Юрист

Некоторые вопросы, связанные с договором возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии

А.В. СМАГИН

Смагин А.В., магистр частного права.

Норма есть результат субъективного

познания объективной необходимости

и использования этого знания для

достижения определенной цели <1>.

<1> Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Изд. "Юридическая литература", 1974.

Как известно, договору в гражданском праве принадлежит особая роль, поскольку он практически всегда выполняет две функции: функцию юридического факта и регулятивную функцию. Посредством договора определяются все элементы гражданского правоотношения: его субъекты; объекты, тип правовой связи, содержание прав и обязанностей. В этом смысле договор есть главное средство регулирования гражданских отношений, поскольку законы обычно устанавливают лишь общие правила, заключенные в содержании договора. Все конкретное регулирование в рамках закона осуществляется посредством договора <2>.

<2> Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН. С. 81.

Договор оказания услуг по передаче электрической энергии является новой, поименованной в законодательстве Российской Федерации об электроэнергетике сделкой. В то же время передача электрической энергии как вид деятельности осуществлялась и до принятия и вступления в силу Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <3>. Так, Б.М. Сейнароев в 1974 году в автореферате диссертации "Правовое регулирование снабжения электроэнергией социалистических предприятий и организаций" обращал внимание, что по правовой природе договор на переток является видом договора на снабжение энергией. По этому договору одна энергосистема обязуется отпустить другой электрическую энергию, а последняя обязуется оплатить полученное количество энергии по цене, утвержденной в установленном порядке и обусловленной в договоре <4>. Предпосылкой для вступления энергосистем между собой в хозяйственные отношения по поводу передачи электроэнергии является наличие между ними электросвязи (линий электропередачи), поскольку электроэнергия транспортируется лишь по электролиниям <5>.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 31.03.2003. N 13. Ст. 1177.
<4> Сейнароев Б.М. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. "Правовое регулирование снабжения электроэнергией социалистических предприятий и организаций". М., 1971. С. 9.
<5> Сейнароев Б.М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата: Казахстан, 1975. С. 9.

Таким образом, услуга по передаче электроэнергии оказывалась в процессе исполнения энергоснабжающей организацией условий договора энергоснабжения электрической энергии. Данный тезис подтверждает и новейшая судебная практика: договор энергоснабжения, составной частью которого является передача электрической энергии по сетям энергоснабжающей организации, в этой части должен соответствовать Правилам передачи электрической энергии (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 июня 2010 года N 4503/10).

В то же время В.В. Витрянский обращает внимание на то, что далеко не все договоры, заключаемые с участием субъектов федерального оптового рынка электрической энергии, могут быть признаны договорами энергоснабжения или его разновидностями. Таковыми являются лишь договоры, заключаемые энергоснабжающими организациями с потребителями (абонентами) либо последними с субабонентами. Что касается договоров, заключаемых между иными субъектами федерального оптового рынка электрической энергии, то они должны регулироваться самостоятельно, в том числе и постановлениями Правительства РФ <6>.

<6> Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Статут, 2001. С. 164.

Данная точка зрения нашла отражение в п. 1 ст. 34 Федерального закона "Об электроэнергетике". Согласно вышеназванной норме взаимодействие субъектов оптового рынка с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, территориальными сетевыми организациями и системным оператором осуществляется в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка, а также правилами оптового рынка.

Исходя из вышеизложенного, правовые отношения, связанные с передачей электрической энергии на оптовом рынке, преимущественно реализуются в рамках конструкции договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии. Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона "Об электроэнергетике" организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или территориальные сетевые организации оказывают на возмездной договорной основе субъектам оптового рынка услуги по передаче электрической энергии. На розничных рынках, как правило, передача электрической энергии (как вид деятельности) осуществляется в процессе исполнения обязательств, возникших из договора энергоснабжения.

В отличие от договора энергоснабжения договор возмездного оказания услуг является новым и развивающимся инструментом регулирования. Выделение деятельности по передаче электрической энергии в самостоятельную услугу, имеющую экономическую и социальную значимость, обусловлено одним из общих принципов организации экономических отношений в электроэнергетике, закрепленным в п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об электроэнергетике". Указанная норма устанавливает в качестве одного из основных способов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию использование рыночных отношений и конкуренцию. Реализация данного принципа осуществляется путем разделения видов деятельности в электроэнергетике на конкурентоспособные (производство и сбыт электрической энергии и мощности) и естественно-монопольные (передача электрической энергии (п. 3 ст. 9) и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике (п. 4 ст. 16)) виды деятельности. Разделение видов деятельности происходит посредством законодательного регулирования, основанного на запрещающих нормах <7>. Суть установленных законом запретов состоит в запрете на совмещение естественно-монопольных и конкурентоспособных видов деятельности и запрете одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении этих видов деятельности.

<7> Запрещающая норма - норма, устанавливающая обязанность субъекта воздержаться от совершения действий известного рода (например, не сообщать посторонним лицам о факте усыновления; не принимать законы, нарушающие права и свободы человека). См.: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 64.

Договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии в литературе относят к вспомогательным договорам в сфере электроэнергетики, являющимся по существу предпосылкой заключения основных договоров (купли-продажи, поставки), без которого невозможны заключение и реализация основных договоров <8>. В то же время договоры в сфере электроэнергетики - это в сущности договоры, предусмотренные ГК РФ, при том условии, что их особенности могут быть предусмотрены законодательством об электроэнергетике <9>.

<8> Попондопуло В.Ф. Система договоров в сфере электроэнергетики // Энергетика и право. Выпуск 2 / Под ред. П.Г. Лахно. М.: Новая правовая культура, 2009. С. 191.
<9> Там же. С. 193.

В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.

Таким образом, законодатель относит договор оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор) к разновидности договоров возмездного оказания услуг. Согласно части 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик - оплатить эти услуги.

Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

В отличие от договора об осуществлении технологического присоединения договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии имеет однозначную квалификацию на уровне Федерального закона "Об электроэнергетике".

Согласно п. 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 <10> (далее - ПНД), в рамках договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.

<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.2004. N 52 (часть 2). Ст. 5525.

Данная норма корреспондирует с нормой ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике", которая раскрывает понятие "услуги по передаче электрической энергии". Согласно вышеуказанной норме услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями <11>.

<11> В соответствии с Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 63 "О национальных стандартах Российской Федерации" с 1 июля 2003 г. (со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании") действующие государственные и межгосударственные стандарты, ранее введенные в действие, признаются национальными стандартами для применения в Российской Федерации. Их применение осуществляется в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов. В настоящее время в Российской Федерации действует Межгосударственный стандарт ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".

До принятия Федерального закона подзаконный нормативный правовой акт разграничивал понятие "передача электрической энергии" и понятие "распределение электрической энергии". Так, Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации, одобренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526 <12>, раскрывали вышеуказанные понятия следующим образом:

<12> Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001. N 29. Ст. 3032.

В настоящее время законодательство Российской Федерации об электроэнергетике не содержит вышеуказанного разграничения, но устанавливает особенности правового регулирования деятельности по передаче электрической энергии в зависимости от используемых субъектом объектов электросетевого хозяйства (входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ЕНЭС) и не входящие в состав ЕНЭС (территориальная распределительная сеть)).

В юридической литературе высказываются две точки зрения на суть услуги по передаче электрической энергии. Первая точка зрения состоит в том, что услуга - это пространственное перемещение электроэнергии из точки A в точку B. Так, например, О.А. Городов, рассматривая договоры в сфере электроэнергетики, отмечает: "Особенностями указанного комплекса действий по сравнению с традиционным понятием услуги как деятельности, создающей определенный полезный эффект и не сводимой к овеществленному результату, является то, что от сетевой организации требуется осуществление передачи электроэнергии. Передача в данном случае может рассматриваться как материальный результат деятельности, риск недостижения которого лежит на сетевой организации" <13>.

<13> Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 149.

В соответствии со второй точкой зрения в процессе оказания услуг по передаче электроэнергии сетевая организация не перемещает электрическую энергию из точки A в точку B, а осуществляет определенную деятельность (комплекс организационно и технологически связанных действий), что способствует осуществлению физических процессов - движению заряженных частиц.

Такими частицами могут быть электроны и заряженные атомы, т.е. атомы, у которых недостает одного или более электронов или, наоборот, имеется избыток электронов. Нейтральные атомы остаются неподвижными под действием электрических сил, а заряженные ускоряются пропорционально их заряду и обратно пропорционально их массе. Эти заряженные атомы называются ионами, что по-гречески значит "странник" <14>.

<14> Бабат Г.И. Электричество работает. М.: Госэнергоиздат, 1950. С. 77.

Вторая точка зрения основана на физических свойствах электрической энергии. Осуществляемый сетевыми организациями комплекс организационно и технологически связанных действий обеспечивает электронную проводимость проводников, к которым относятся объекты электросетевого хозяйства.

Поскольку электроэнергия представляет собой материю в движении, ее передвижение охватывается сущностной природой как особого рода субстанции. Поэтому можно сказать, что электроэнергия фактически перемещается сама при создании необходимых для этого условий. Сетевой организации не нужно предпринимать каких-либо конкретных действий по обеспечению ее транспортировки, подобных действиям транспортной организации в договоре грузовой перевозки <15>.

<15> Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М.: Статут, 2006. С. 196 - 197.

В.А. Павлов обращал внимание на то, что "словосочетание "транспортировка электроэнергии" наводит на мысль, что речь идет о договоре транспортировки либо перевозки, и может служить поводом для введения юриста в заблуждение, ибо передача электроэнергии по проводам не может быть отнесена к сфере договора перевозки" <16>.

<16> Павлов В.А. Передача электрической энергии // Хозяйство и право. 2007. N 7. С. 91.

Уместно обратить внимание, что ранее действующая редакция Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <17> относила деятельность по эксплуатации электрических сетей к лицензируемым видам деятельности (п. 1 ст. 17).

<17> Российская газета. N 153 - 154. 10.08.2001.

Принятое в развитие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации электрических сетей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 637 <18>, устанавливало, что деятельность по эксплуатации электрических сетей включает в себя прием, передачу и распределение электрической энергии, а также техническое обслуживание и ремонт указанных сетей.

<18> Собрание законодательства Российской Федерации. 09.09.2002. N 36. Ст. 3476.

В настоящее время законодательство Российской Федерации деятельность по эксплуатации электрических сетей не относит к виду деятельности, подлежащей лицензированию.

Статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <19> относит деятельность по передаче электрической энергии к естественно-монопольным видам деятельности.

<19> Собрание законодательства Российской Федерации. 21.08.1995. N 34. Ст. 3426.

Производство в условиях естественной монополии обладает важной технологической особенностью, определяющей его экономическую эффективность: для него характерно существенное снижение издержек на единицу товара (продукции) по мере увеличения объемов. Это происходит, как правило, в результате значительной экономии на масштабах производства и вследствие высоких фиксированных издержек. В связи с такой структурой издержек эффективнее оказывается не конкуренция нескольких производителей, как в других отраслях, а отсутствие конкуренции и монополия одного товаропроизводителя. Главный признак естественной монополии в том и состоит, что удовлетворение спроса на данном рынке в условиях монополии эффективнее, чем в условиях конкуренции <20>.

<20> Авилов Г.Е., Белов В.Е., Клейн Н.И., Котов С.Ф., Павлова О.К., Разгуляев Ю.А., Цуканова Н.Ш. Комментарий к Федеральному закону "О естественных монополиях" // Законодательство и экономика. N 19-20(137-138)/96. С. 6.

В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время экономическая эффективность оказания услуг по передаче электрической энергии посредством установления монополии одного товаропроизводителя на определенной территории не может быть достигнута из-за большого числа сетевых организаций, действующих на всей территории Российской Федерации. Данная проблема и пути ее решения являются одной из актуальных проблем формирования современного рынка оказания услуг по передаче электрической энергии и потребуют внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации об электроэнергетике.

Федеральный закон "О естественных монополиях" регламентирует применение двух основных способов ценового регулирования:

установление фиксированной цены (тарифа);

определение (установление) предельного уровня цены (тарифа).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О естественных монополиях" и п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат:

цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС;

цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 <21>.

<21> Собрание законодательства Российской Федерации. 23.01.2012. N 4. Ст. 504.

Как показывает мировой опыт, наиболее развитой является регулируемая рыночная экономика. И здесь государство не может ограничиваться только частными механизмами децентрализации. Абсолютно свободные отношения приводят к злоупотреблениям экономически сильных субъектов, и, как следствие, возникает угроза экономических и социальных кризисов. Государственное регулирование и рыночная экономика имеют тесную связь и взаимообусловленность. Они отражают реальное соотношение между публичным и частным правом <22>.

<22> Белых В.С., Виниченко С.И. Правовое регулирование цен и ценообразования в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М"), 2002. С. 178.

Как известно, "гражданское правоотношение - это складывающаяся на основе гражданско-правовых норм связь между субъектами гражданского права через их права и обязанности, осуществление которых обеспечивается государством" <23>. В этой связи уместно остановиться на субъектном составе правоотношения по передаче электрической энергии и его содержании.

<23> Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 8: Учебники и учебные пособия. М.: Статут, 2010. С. 409.

Исполнителем по договору возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация. Согласно п. 2 ПНД "сетевые организации" это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в ЕНЭС.

В отличие от сетевой организации, иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов. Указанные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Исключение составляют владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. Федеральный закон "Об электроэнергетике" в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии ограничил собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, в осуществлении права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и определения условий этих договоров <24>.

<24> Согласно п. 8 Правил в переходный период функционирования электроэнергетики оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляется на основании договора, заключаемого как от имени организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, так и от имени иных собственников указанных объектов.

Ограниченные Федеральным законом "Об электроэнергетике" права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, осуществляются организацией по управлению ЕНЭС.

В соответствии с п. 3 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 N 648 <25>, открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" названо организацией по управлению ЕНЭС.

<25> Собрание законодательства Российской Федерации. 03.11.2003. N 44. Ст. 4315.

В отличие от организации по управлению ЕНЭС коммерческие организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к ЕНЭС, названы Федеральным законом "Об электроэнергетике" территориальными сетевыми организациями.

В качестве заказчика выступают лица, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети.

Обязательным условием для заключения договора с гарантирующими поставщиками <26> и энергосбытовыми организациями <27> является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чью пользу заключается договор. Для организаций, осуществляющих деятельность по экспорту-импорту электрической энергии, обязательным условием для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие соединения электрических сетей этой сетевой организации с электрическими сетями соседних государств, по территориям которых осуществляются экспортно-импортные поставки электрической энергии.

<26> Гарантирующие поставщики - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
<27> Энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Как было отмечено выше, на розничных рынках правовые отношения, возникающие непосредственно с участие конечных потребителей, преимущественно опосредуются договором энергоснабжения. Особенность построения договорных отношений на розничных рынках обусловлена правовой регламентацией основ организации таких рынков, заложенной в Федеральном законе "Об электроэнергетике". Так, в частности, пункты 2 и 4 ст. 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливают следующие, небезупречные с правовой точки зрения <28>, основы организации розничных рынков:

<28> Алексеев С.С. в работе "Гражданский кодекс. Заметки из истории подготовки проекта. Замечания о содержании Кодекса, его значении и судьбе" отмечает, что "достойно сожаления, что статья 548 допускает отступления от положений Гражданского кодекса не только в том случае, когда "иное" устанавливается законом, но и при снабжении тепловой энергией "через присоединенную сеть", тогда, когда "иное" вводится "иными правовыми актами" (к которым Кодекс относит нормативные акты Президента и Правительства). Стало быть, в указанных ситуациях - вопреки точному смыслу статьи 3 - постановлением Правительства может быть отменено действие норм Гражданского кодекса". См.: Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. С. 39.
  1. отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения. Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения;
  2. потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии <29>;
<29> В соответствии с п. 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (Собрание законодательства Российской Федерации. 04.06.2012. N 23. Ст. 3008) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность). В договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемом с гарантирующим поставщиком, не регулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя.

3) договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.

Исходя из заложенных в законодательстве принципов, роль договора энергоснабжения как регулирующего инструмента применительно к отрасли электроэнергетике остается значительной, но его дальнейшее законодательное развитие ограничено.

Реализация вышеуказанных принципов на розничных рынках электрической энергии осуществляется по следующей схеме взаимодействия участников правоотношений. Гарантирующие поставщики или энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.

Таким образом, потребитель заключает договор энергоснабжения с энергосбытовой организацией или гарантирующим поставщиком (далее - ЭСО или ГП соответственно), содержащий элементы договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а ЭСО или ГП в свою очередь заключает с сетевой организацией договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя, то есть заключаются два договора оказания услуг (ЭСО или ГП осуществляет перепродажу услуги).

В этой связи, например, В.Ф. Попондопуло отмечает, что, однако, в непосредственные правовые отношения с сетевыми организациями потребитель не вступает. С правовой точки зрения гарантирующий поставщик исполняет заключенный с потребителем договор энергоснабжения путем частичного возложения своих обязанностей на сетевую организацию. Отношения между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями оформляются договорами возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии (гл. 39 ГК РФ; п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике) <30>.

<30> Попондопуло В.Ф. Система договоров в сфере электроэнергетики // Энергетика и право. Выпуск 2 / Под ред. П.Г. Лахно. М.: Новая правовая культура, 2009. С. 194.

Вышеуказанная договорная конструкция, по нашему мнению, не согласуется с устоявшимися в юридической литературе общими признаками, объединяющими все договорные обязательства об оказании услуг. Имеется в виду специфика связи услуги с личностью услугодателя. Нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказания <31>, т.е. в процессе осуществления самой деятельности сетевой организации. Кроме того, указанную услугу физически и юридически может потребить законный владелец энергопринимающего устройства или смежного объекта электросетевого хозяйства, технологически присоединенного в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства исполнителя (услугодателя). В исключительных случаях (превышения потребления электрической энергии на собственные нужды над нормативным значением потребления на собственные нужды) ПНД в качестве заказчика (услугополучателя) называют организации по производству электрической энергии и мощности.

<31> Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 1 / С.С. Алексеев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев [и др.]; Под общ. ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010. С. 184.; Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "БЕК", 2003. С. 1.

Считаем возможным изменить сложившуюся практику договорных отношений в части оказания услуг по передаче электрической энергии следующим образом.

В целях обеспечения электрической энергией потребителя ЭСО или ГП заключает:

Преимущества предлагаемой договорной конструкции правоотношений следующие. Конструкция агентского договора в российском праве преследует цель гражданско-правового оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает в чужих интересах одновременно как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами <32>. Как указано в статье 1005 ГК РФ, по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (потребитель).

<32> Суханов Е.А. Агентский договор // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. N 12. С. 112. Необходимо обратить внимание на противоположную точку зрения. Так, В.А. Дозорцев высказывал следующую точку зрения: "Нормы об агентском договоре в Гражданском кодексе вообще нельзя признать удачными. Договор распадается на два варианта - комиссионный и порученческий. Единственное, что отличает их от этих базовых договоров, - это возможность совершения не только юридических, но и фактических действий. Но сочетание фактических действий с юридическими (в комиссионном и порученческом варианте) в Кодексе никак не выражено, оно выглядит не как юридически органичное единство, а лишь как искусственный словесный оборот, призванный заслонить механическое заимствование из английского права, в котором агентский договор представляет собой разновидность фидуциарной сделки. Как фактические действия переплетаются или сочетаются с вариантами порученческого или комиссионного договоров, остается неясным". См.: Дозорцев В.А. В трех соснах... О возможности распоряжаться чужими правами // Хозяйство и право. 2003. N 1. С. 49.

Применение предложенной схемы договорных отношений позволит сетевой организации взаимодействовать непосредственно с потребителем, что будет способствовать повышению качества и надежности энергоснабжения потребителей и соответствовать нормам законодательства Российской Федерации: услуга по передаче электрической энергии оказывается сетевой организацией законному владельцу энергопринимающего устройства и (или) объекта электроэнергетики, непосредственно присоединенного к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, и потребляется энергия во время оказания услуги.

В юридической литературе подчеркивается, что условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора <33>.

<33> Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "БЕК", 2003. С. 163.

Среди условий договора принято выделять существенные условия. К существенным условиям договора ст. 432 ГК РФ относит следующие виды условий:

  1. условия о предмете договора. Без определения того, что является предметом договора, невозможно заключить ни один договор;
  2. условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные;
  3. условия, которые необходимы для договоров данного вида;
  4. условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Применительно к договору возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии ПНД, помимо предмета договора, к существенным условиям договора относят:

<34> Под максимальной мощностью в ПНД понимается наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемой в мегаваттах.<35> Граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Или обязанность потребителя услуг по обеспечению установки и допуску в эксплуатацию приборов учета, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям, если энергопринимающие устройства (объекты электроэнергетики) на дату заключения договора не оборудованы приборами учета либо если установленные приборы учета не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

<36> Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.2004. N 52 (часть 2). Ст. 5525.

Вышеуказанные существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии формируют его содержание и отражают особенность энергоснабжения в целом и договора электроснабжения в частности.

С.М. Корнеев в работе "Юридическая природа договора энергоснабжения" отмечает, что по договору энергоснабжения обязанность энергоснабжающей организации заключается не в том, чтобы "передать товар в собственность другой стороне", а в предоставлении абоненту возможности получать (использовать) энергию из сети снабжающей организации в обусловленных договором пределах <37>.

<37> Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 6. С. 120.

Б.М. Сейнароев, рассматривая правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций, отмечает, что при заключении и исполнении договора серьезное значение придается исправному в техническом отношении состоянию токоприемников и электросетей потребителя <38>.

<38> Сейнароев Б.М. Правовые вопросы договора на снабжение электроэнергией предприятий и организаций. Алма-Ата: Казахстан, 1975. С. 38.

"Важнейшей особенностью договора энергоснабжения является то, что для его заключения необходимо наличие технических предпосылок, то есть соответствующих технических средств. К ним относятся в первую очередь сеть проводов, присоединенных к сети энергоснабжающей организации (электропровода, теплопроводы), а также различная регулирующая аппаратура, приборы учета потребляемой энергии, преобразующие устройства (например, трансформаторные подстанции), потребляющие агрегаты и установки (станки, электропечи и т.п.)" <39>.

<39> Там же.

Пункт 2 ст. 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" относит договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии к публичному договору. Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Лицо, которое намерено заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - заявитель), направляет в сетевую организацию заявление о заключении договора. Указанное заявление нельзя признать офертой. Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ оферта должна содержать существенные условия договора. Из сравнительного анализа норм ПНД, определяющих содержание заявки и существенные условия договора, следует, что заявление о заключении договора не содержит всех существенных условий и, следовательно, не может быть признанной офертой, согласно нормам гражданского законодательства.

Сетевая организация в течение 30 дней со дня получения заявления обязана его рассмотреть и направить в адрес заявителя подписанный сетевой организацией проект договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии или направить мотивированный отказ в заключении.

Заявитель, получивший от сетевой организации проект договора и не имеющий возражений по условиям договора, заполняет договор в части, относящейся к включаемым в договор сведениям о заявителе, и направляет один подписанный заявителем экземпляр договора сетевой организации.

В соответствии с п. 23 ПНД договор считается заключенным с даты получения сетевой организацией подписанного заявителем проекта договора, если иное не установлено договором или решением суда.

Данная особенность заключения договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии оправдывается последствиями публичного договора. Подразумевается, что при заключении договора сетевая организация:

При этом условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ; п. 3 ПНД).

В то же время раздел III ПНД устанавливает особое содержание договоров возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых между смежными сетевыми организациями.

Сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии).

По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии (п. 34 ПНД).

Исходя из содержания раздела III ПНД, в том числе норм, определяющих существенные условия договора, можно сказать, что при одинаковом предмете и объекте договора его содержание изменяется при появлении в качестве потребителя услуг смежной сетевой организации. Таким образом, Федеральный закон "Об электроэнергетике" предусматривает отход от принципа одинаковости условий публичного договора, установленного ГК РФ, путем наделения Правительства Российской Федерации полномочием утверждать порядок предоставления межсистемных электрических связей, в том числе методику осуществления взаиморасчетов, связанных с урегулированием отношений по передаче электрической энергии (ст. 21 Федерального закона "Об электроэнергетике").

В настоящий момент предоставление межсистемных электрических связей, имеющих целью обеспечение оказания услуг конечному потребителю, урегулировано законодательством Российской Федерации путем применения конструкции договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемого между смежными сетевыми организациями.

Еще одной разновидностью договора оказания услуг выступает транзит электрической энергии и мощности. Данную разновидность договора предусматривает Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 года. Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 27 ноября 2000 года и опубликовано в Бюллетене международных договоров N 6 за 2001 год. Под транзитом электрической энергии и мощности в Соглашении понимается:

а) передача через территорию Стороны по ее электрическим сетям электрической энергии и мощности, произведенных на территории другого государства и предназначенных для территории третьего государства, при условии, что либо другое, либо третье государство является государством - участником настоящего Соглашения;

б) передача электрической энергии и мощности между двумя пунктами одной Стороны через территорию другой Стороны по ее электрическим сетям.

Транзит электрической энергии и мощности осуществляется на основе договоров (контрактов), заключаемых хозяйствующими субъектами Сторон, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Транзит электрической энергии и мощности осуществляется по линиям электропередачи всех классов напряжения, вне зависимости от ведомственной принадлежности, согласно утвержденным Сторонами перечням межгосударственных линий электропередачи и пунктов таможенного контроля электрической энергии, оборудованных системами учета электрической энергии, отвечающих действующим нормативным актам и/или условиям заключенного между хозяйствующими субъектами Сторон контракта.

Услуги по транзиту электрической энергии и мощности оплачиваются по тарифам, согласованным между хозяйствующими субъектами Сторон - участниками договоров (контрактов) по транзиту электрической энергии и мощности.

Как отмечает А.Ю. Синенко, договоры оказания услуг по транзиту электрической энергии и мощности - это самостоятельная разновидность договора на передачу электрической энергии, предусматривающая особенности, связанные с перемещением электрической энергии как специфического товара через государственную границу <40>.

<40> Синенко А.Ю. Система договорных связей в электроэнергетике с участием сетевых компаний (соотношение нормативного и договорного регулирования) // Актуальные вопросы правового регулирования и правоприменения в электроэнергетике. Материалы Второй научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2003. С. 35.

В более позднем Межправительственном соглашении от 19 ноября 2010 года "Об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики" <41>, заключенном между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, появляется понятие "межгосударственная передача электрической энергии (мощности)". Данное понятие раскрывается Соглашением как оказание услуг уполномоченными организациями Сторон по перемещению и/или замещению электрической энергии (мощности). В зависимости от особенностей национального законодательства соответствующие отношения оформляются договорами на транзит или иными договорами, включая договоры купли-продажи электроэнергии (мощности).

<41> Собрание законодательства Российской Федерации. 30.01.2012. N 5. Ст. 539. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9 данный документ вступил в силу с 1 января 2012 года.

Под перемещением электрической энергии (мощности) в Соглашении понимается обеспечение перетоков произведенной на территории государства одной Стороны электрической энергии (мощности) через сети государства другой Стороны между точками поставки, расположенными на его границе (границах). В отличие от перемещения под замещением электрической энергии (мощности) понимается взаимосвязанная и одновременная поставка равных объемов электрической энергии (мощности) в энергосистему и из нее через разные точки поставки, расположенные на границе (границах) государства Стороны.

В соответствии с п. 4.3.2 ст. 4 Соглашения осуществление межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), обеспечение эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), производится в соответствии с нормативными правовыми и нормативно-техническими документами государства Стороны, предоставляющей услуги, связанные с обеспечением межгосударственной передачи электрической энергии (мощности).

Согласно абз. 2 ст. 9 Федерального закона "Об электроэнергетике" организация по управлению ЕНЭС в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, оказания услуг по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территории Российской Федерации и (или) на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств, в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, осуществляет урегулирование отношений по использованию электрических сетей электроэнергетических систем иностранных государств и передаче электрической энергии по указанным сетям, а также оказывает связанные с этими отношениями услуги.

Таким образом, в указанных законодательством случаях гражданские правовые отношения, опосредующие передачу электрической энергии и осложненные иностранным элементом, регулируются посредством заключения договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии с особенностями, установленными международными договорами, вступившими в силу в отношении Российской Федерации.

И в заключение хочется обратить внимание на правовое регулирование момента начала оказания услуг, соотношения факта заключения договора об осуществлении технологического присоединения с моментом заключения договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии и порядка рассмотрения споров, связанных с заключением договора.

Так, в частности, законодатель разграничивает момент заключения договора и момент начала оказания услуг по передаче электрической энергии по договору. Как было указано выше, договор считается заключенным с даты получения сетевой организацией подписанного заявителем проекта договора, если иное не установлено договором или решением суда (п. 23 ПНД). В целях недопущения несанкционированного и неосновательного потребления электроэнергии (в связи с разделением видов деятельности) законодатель установил, что обязательным условием начала оказания услуг по передаче электроэнергии является наличие одного из нижеуказанных оснований:

При этом договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, за исключением случаев, когда потребителем услуг выступают:

а) лица, чьи энергопринимающие устройства технологически присоединены к электрической сети;

б) лица, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии и не имеющие во владении, в пользовании и распоряжении объекты электроэнергетики, присоединенные к электрической сети;

в) энергосбытовые организации (гарантирующие поставщики), заключающие договор в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.

В отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

Расторжение договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии не влечет за собой отсоединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг от электрической сети (п. 32 ПНД).

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что правоотношение по передаче электрической энергии жестко урегулировано законодательством Российской Федерации. При этом законодатель намеренно в целях защиты публичных интересов отошел от принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ). В то же время заложенный инструментарий в законодательстве о естественных монополиях не действует, так как допускает функционирование неограниченного числа сетевых организаций на территории Российской Федерации. Сложившаяся практика заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии непосредственно с ее конечным потребителем, посредством договора энергоснабжения, требует уточнения норм законодательства Российской Федерации об электроэнергетике. Вместе с тем требуется уточнение нормативных правовых актов в части обоснования особенности содержания договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемого между смежными сетевыми организациями.