Мудрый Юрист

Новый этап развития уголовно-процессуального законодательства Украины

Грошевой Юрий Михайлович, академик Национальной академии правовых наук Украины, профессор кафедры уголовного процесса Национального университета "Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого", доктор юридических наук, профессор.

Каплина Оксана Владимировна, заведующая кафедрой уголовного процесса Национального университета "Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого", доктор юридических наук, профессор.

Правоохранительные органы Украины уже работают в новых условиях, применяя нормы вступившего в силу 20 ноября 2012 г. УПК. Уже подведены первые итоги, обозначены проблемы, обнаружены пробелы, однако предрекаемого коллапса не наступило, медленно, но верно следователи, прокуроры и судьи начинают привыкать к новеллам, осваивать новые процедуры, осмысливать концепцию Кодекса. Во многом этому способствовало то, что время, прошедшее после его принятия, не было потрачено впустую. Генеральная прокуратура Украины, МВД Украины, министерство юстиции Украины, ведущие юридические высшие учебные заведения активно обсуждали новации, проводили конференции, круглые столы, еженедельную учебу сотрудников. В рекордно короткие сроки был подготовлен научно-практический комментарий УПК Украины. Это был первый опыт комментирования норм еще не вступившего в силу Кодекса, однако авторский коллектив постарался дать практикам рекомендации по внедрению новаций, обозначить доктринальное видение тех или иных новых институтов или процедур. Кроме того, к моменту вступления УПК Украины в силу были подготовлены наиболее важные ведомственные приказы и инструкции, письма Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, изданные с целью недопущения неодинакового толкования или применения норм нового законодательства.

В чем же заключаются новации УПК Украины? Прежде всего обратимся к процедуре начала уголовного производства. В соответствии со ст. 214 УПК каждый гражданин имеет право подать заявление или сообщить о совершенном уголовном правонарушении. Следователь, прокурор или иное должностное лицо, уполномоченное на принятие и регистрацию заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, обязаны принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение. Отказ в принятии и регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении не допускается.

Не позже 24 часов после подачи заявления или сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного выявления из любого источника обстоятельств, свидетельствующих о совершении уголовного правонарушения, следователь, прокурор обязаны внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и приступить к расследованию.

Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) - это созданная с помощью автоматизированной системы электронная база данных, в соответствии с которой осуществляется собирание, хранение, защита, поиск, обобщение данных, связанных с совершенными уголовными правонарушениями. ЕРДР создается для единого учета уголовных правонарушений и принятых в ходе досудебного расследования решений, лиц, совершивших эти правонарушения, результатов судебного производства, оперативного контроля за соблюдением законов в ходе проведения досудебного расследования, анализа состояния и структуры уголовных правонарушений, совершенных в государстве.

Порядок формирования и ведения ЕРДР определен в утвержденном приказом Генерального прокурора Украины Положении о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований. Держателем Реестра является Генеральная прокуратура Украины, администратором - Генеральная прокуратура Украины, а также прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Проведение каких-либо следственных, оперативно-розыскных или иных процессуальных действий до внесения сведений в ЕРДР не допускается. Исключение составляет осмотр места происшествия, который может быть проведен в неотложных случаях. Таким образом, стала историей привычная для постсоветского пространства стадия возбуждения уголовного дела.

За три недели, прошедшие после вступления в силу нового УПК и применения новой процедуры фиксации уголовных правонарушений, в правоохранительные органы подано 225 075 заявлений и сообщений граждан, из которых 102 745 (45,7%) - с признаками правонарушений, причем 99,6% от их количества, т.е. 102 357 уголовных правонарушений, внесены в ЕРДР и по ним начато досудебное расследование. Для сравнения можно привести данные применения норм, связанных с возбуждением уголовного дела в соответствии со ст. 94 - 98 УПК 1960 года, ставшего теперь историей. В частности, только в органы внутренних дел поступило за 2010 г. 2 349 941 заявление и сообщение о "преступлениях". В 2011 г. было уже 2 514 425 заявлений. Причем только по 15% от общего количества таких заявлений возбуждались уголовные дела. Это в 2010 г. - 344 476 возбужденных уголовных дел, в 2011 г. - 36 765. Отказано в возбуждении уголовного дела: в 2010 г. по 1 694 480 заявлениям, в 2011 г. - по 1 856 718 заявлениям. Позволим еще раз напомнить, что только за три недели вступления в силу нового УПК Украины в ЕРДР внесено 102 357 уголовных правонарушений, по которым начато досудебное расследование. Несомненно, новая процедура начала уголовного производства потребует от следователей и прокуроров максимальных усилий, поскольку количество дел в их производстве увеличится в разы.

Законом предусмотрено, что сроки досудебного следствия начинают течь только с момента уведомления лица о подозрении. Это означает, что со дня внесения сведений в ЕРДР до уведомления лица о подозрении может пройти неограниченный период времени, в течение которого могут проводиться "гласные" и "негласные" следственные (розыскные), а также иные процессуальные действия.

В тех случаях, когда собрано достаточное количество доказательств, для того чтобы подозревать лицо в совершении уголовного правонарушения, когда лицо задержано на месте совершения уголовного правонарушения или непосредственно после его совершения, в отношении лица избрана мера пресечения - следователем или прокурором ему вручается письменное уведомление о подозрении (ст. 276 УПК Украины). Разработчики нового УПК Украины ставили перед собой цель, насколько это возможно, деформализовать работу следователя, поэтому вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в уголовном производстве теперь не предусмотрено. После вручения письменного уведомления о подозрении лицо приобретает статус подозреваемого.

Досудебное расследование по общему правилу должно быть закончено в течение двух месяцев с момента уведомления лица о подозрении в совершении преступления. Срок досудебного расследования может быть продлен соответствующим прокурором, однако общий срок расследования не может превышать шести месяцев со дня уведомления лица о подозрении в совершении преступления небольшой или средней тяжести; двенадцати месяцев со дня уведомления лица о подозрении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Дальнейшее продление сроков досудебного расследования законом не предусмотрено.

Собрав необходимые материалы, подтверждающие виновность лица в совершении преступления, следователь составляет обвинительный акт, который утверждается прокурором и вместе с реестром материалов досудебного расследования направляется в суд. Причем закон запрещает направление в суд каких-либо иных дополнительных документов до начала судебного разбирательства. После того как в суд направлен обвинительный акт, лицо приобретает статус обвиняемого.

Что касается собирания доказательств, то оно осуществляется сторонами уголовного производства, а также потерпевшим. Сторона обвинения собирает доказательства путем проведения следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий, истребования и получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, служебных и физических лиц вещей, документов, сведений, заключений экспертов, заключений ревизий и актов проверок, проведения иных процессуальных действий, предусмотренных УПК Украины.

Сторона защиты, потерпевший осуществляют собирание доказательств путем истребования и получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, служебных и физических лиц вещей, копий документов, сведений, заключений экспертов, заключений ревизий, актов проверок; инициирования проведения следственных (розыскных) действий, негласных следственных (розыскных) действий и иных процессуальных действий, а также путем совершения иных действий, способных обеспечить представление суду относимых и допустимых доказательств.

Инициирование стороной защиты, потерпевшим проведения следственных (розыскных) действий осуществляется путем подачи следователю или прокурору ходатайств, которые должны быть рассмотрены в срок не более трех дней. Отказ в удовлетворении такого ходатайства может быть обжалован следственному судье.

Новым УПК Украины ответственность за законность и своевременность осуществления процессуальных действий возлагается на следователя (ст. 40), который в свою очередь наделяется законом соответствующими полномочиями, связанными с производством следственных (негласных следственных) действий, иных процессуальных действий, принятием процессуальных решений. Однако практически все ключевые решения по делу он принимает только после их согласования с прокурором. Кроме того, исключительно после согласования с прокурором следователь может обратиться к следственному судье с ходатайством о применении мер обеспечения уголовного производства (отстранение подозреваемого от должности, временный доступ к вещам и документам и др.) либо следственных или негласных следственных действий, ограничивающих права граждан (например, обыск, осмотр, следственный эксперимент в жилище или ином владении лица и др.).

Поручения и указания прокурора, данные в письменной форме, обязательны для исполнения следователем. Умышленное систематическое неисполнение следователем органа досудебного расследования законных указаний прокурора, данных в письменной форме в установленном УПК Украины порядке при осуществлении уголовного производства, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 381.1 Уголовного кодекса Украины.

Существенные изменения коснулись полномочий оперативных подразделений. Оперативно-розыскные мероприятия после внесения сведений в ЕРДР проводиться не могут. Оперативные подразделения органов внутренних дел, органов безопасности, органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, органов Государственной пенитенциарной службы Украины, органов Государственной пограничной службы Украины, органов Государственной таможенной службы Украины вправе осуществлять только следственные (розыскные) действия и негласные следственные (розыскные) действия по письменному поручению следователя или прокурора. Выполнение таких поручений является обязательным, а сотрудники оперативных подразделений в ходе их выполнения пользуются полномочиями следователя, но не имеют права осуществлять процессуальные действия по собственной инициативе, обращаться с ходатайствами к следственному судье или прокурору.

С принятием нового УПК Украины значительно расширились полномочия прокурора. В соответствии со ст. 36 УПК прокурор в ходе досудебного расследования обязан осуществлять надзор в форме процессуального руководства досудебным расследованием. По сути, это означает, что именно на прокурора возлагаются обязанности по организации процесса досудебного расследования, определению его направлений, координации проведения процессуальных действий, содействию созданию условий для нормального функционирования следователей, обеспечению соблюдения в процессе досудебного расследования предписаний законов. Прокурор, который будет осуществлять полномочия прокурора в конкретном уголовном производстве, определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры после начала досудебного расследования и должен осуществлять свои полномочия с самого его начала до завершения. Таким образом, можно констатировать, что в уголовном судопроизводстве Украины внедряется принцип несменяемости прокурора, который должен обеспечить эффективность осуществления надзора за соблюдением законов в ходе досудебного расследования, поддержания государственного обвинения в суде, исполнения судебных решений.

На руководителя органа досудебного расследования новым законом возлагаются только полномочия, связанные с организацией досудебного расследования. Он, в частности, вправе определять следователя, который будет осуществлять досудебное расследование, отстранять следователя от проведения досудебного расследования мотивированным постановлением по собственной инициативе или по инициативе прокурора в случае наличия оснований для его отвода или в случае неэффективного досудебного расследования. Причем гарантией соблюдения прав следователя является то, что если следователь отстраняется по инициативе руководителя органа досудебного расследования, то об этом уведомляется прокурор. Руководитель органа досудебного расследования также вправе знакомиться с материалами досудебного расследования, давать следователю письменные указания, которые не могут противоречить решениям и указаниям прокурора; принимать меры по устранению нарушений требований законодательства в случае их допущения следователем; согласовывать проведение следственных (розыскных) действий; лично осуществлять досудебное расследование, пользуясь при этом полномочиями следователя, а также осуществлять иные полномочия. Руководитель органа досудебного расследования обязан выполнять поручения и указания прокурора, которые даются в письменной форме.

К числу следственных действий новый УПК относит допрос, предъявление для опознания (лица, вещей, трупа), обыск, осмотр, следственный эксперимент, освидетельствование лица, привлечение эксперта и проведение экспертизы.

Еще одной новеллой УПК Украины является закрепление в Кодексе системы негласных (розыскных) действий как разновидности следственных. Их предусмотрено законом тринадцать: 1) аудио-, видеоконтроль лица; 2) наложение ареста на корреспонденцию; 3) осмотр корреспонденции; 4) выемка корреспонденции; 5) снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей; 6) снятие информации с электронных информационных систем; 7) обследование публично недоступных мест, жилища или иного владения лица; 8) установление местонахождения радиоэлектронного средства; 9) наблюдение за лицом, вещью или местом; 10) аудио-, видеоконтроль места; 11) контроль за совершением преступления (осуществляется в следующих формах: контролируемая поставка, контролируемая и оперативная закупка, специальный следственный эксперимент, имитация обстановки преступления); 12) исполнение специального задания по раскрытию преступной деятельности организованной группы или преступной организации; 13) негласное получение образцов для сравнительного исследования.

Особенностью проведения негласных следственных действий является то, что они могут проводиться только по тяжким или особо тяжким преступлениям, решение об их производстве принимает следователь, прокурор либо следственный судья. Проводить негласные следственные действия имеет право только следователь, принявший дело к производству, или по его поручению уполномоченное оперативное подразделение соответствующих органов. Закон не закрепляет процедуры проведения таких действий. Вместе с тем в УПК предусматриваются гарантии соблюдения прав граждан, конституционные права которых были временно ограничены в ходе проведения негласных следственных действий, меры по защите информации, полученной в ходе проведения таких действий, правила использования информации, полученной в результате их проведения.

Что касается использования результатов негласных следственных действий в доказывании, то закон содержит указания о том, что протоколы проведенных действий, аудио- или видеозаписи, фотоснимки, другие результаты, добытые с помощью применения технических средств, изъятые во время их проведения вещи и документы или их копии могут использоваться в доказывании на тех же основаниях, что и результаты проведения других следственных (розыскных) действий в ходе досудебного расследования.

После того, как количество собранных доказательств будет признано достаточным для составления обвинительного акта, прокурор или следователь по его поручению сообщают стороне защиты о завершении досудебного расследования и предоставлении доступа к его материалам. В свою очередь сторона защиты по запросу прокурора также обязана предоставить доступ и возможность скопировать или зафиксировать соответствующим образом материалы, которые сторона защиты намеревается использовать в суде.

Сторонам уголовного производства, а также потерпевшему предоставляется достаточное время для ознакомления с материалами, к которым им предоставлен доступ. В случае затягивания процесса ознакомления с материалами следственный судья по ходатайству стороны уголовного производства с учетом объема, сложности материалов и условий доступа к ним устанавливает срок для ознакомления с материалами, после истечения которого сторона уголовного производства или потерпевший считаются реализовавшими свое право на доступ к материалам.

Законом устанавливается жесткое правило, согласно которому, если сторона уголовного производства не осуществит открытие материалов в соответствии с положениями УПК, суд не имеет права допустить сведения, содержащиеся в них, как доказательства (ст. 290 УПК).

Обвинительный акт в уголовном производстве составляется следователем и утверждается прокурором. К обвинительному акту прилагаются: 1) реестр материалов досудебного расследования; 2) гражданский иск (если он был предъявлен в ходе досудебного расследования); 3) расписка подозреваемого о получении копии обвинительного акта, гражданского иска; 4) расписка или иной документ, подтверждающий получение гражданским ответчиком копии гражданского иска. Обвинительный акт и указанные приложения к нему направляются в суд. Предоставление суду иных документов до начала судебного рассмотрения запрещается (ст. 291 УПК).

К существенным новеллам УПК Украины следует также отнести производство на основании соглашений (глава 35 УПК). Закон предусматривает возможность заключения следующих соглашений: 1) соглашение о примирении между потерпевшими и подозреваемым или обвиняемым; 2) соглашение между прокурором и подозреваемым или обвиняемым о признании вины.

Соглашение о примирении может быть заключено по инициативе потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Договоренности относительно соглашения о примирении могут проводиться самостоятельно потерпевшим и подозреваемым или обвиняемым, защитником и представителем либо с помощью иного лица, согласованного сторонами уголовного производства (кроме следователя, прокурора или судьи). Соглашение о примирении между потерпевшим и подозреваемым или обвиняемым может быть заключено в производстве по преступлениям небольшой или средней тяжести и в уголовном производстве в форме частного обвинения.

Соглашение о признании вины может быть заключено по инициативе прокурора или подозреваемого или обвиняемого. Такое соглашение может быть заключено в производстве по преступлениям небольшой или средней тяжести, тяжким преступлениям, в результате которых ущерб нанесен только государственным или общественным интересам. Заключение сделки о признании вины в уголовном производстве, в котором участвует потерпевший, не допускается.

Заключение соглашения о примирении или о признании вины может инициироваться в любой момент после сообщения лицу о подозрении до выхода суда в совещательную комнату для вынесения приговора.

В соглашениях указываются, кроме данных о сторонах, формулировки подозрения или обвинения, правовой квалификации уголовного правонарушения и других положений, указанных в ст. 471 - 472 УПК Украины, согласованное наказание и согласие сторон на его назначение.

Обвинительный акт вместе с подписанным сторонами соглашением безотлагательно направляется в суд, который в свою очередь, убедившись, что соглашение может быть утверждено, выносит приговор, которым утверждает соглашение и назначает согласованную сторонами меру наказания.

Объем статьи не позволяет остановиться также и на иных институтах и производствах, составляющих суть новелл уголовно-процессуального законодательства Украины. Нельзя сказать, что все без исключения новации принимаются учеными и практиками безоговорочно. Есть нормы, заслуживающие критики, требующие серьезного обсуждения или доработки. Однако новый Кодекс принят, что уже само по себе знаменует то, что в Украине сделан еще один серьезный исторический шаг на пути проведения судебно-правовой реформы.