Мудрый Юрист

Зарождение авиационного права в России

Юрьев С.С., президент Национальной ассоциации воздушного права, доктор юридических наук.

В статье исследуются вопросы зарождения и становления воздушного права, анализируются труды российских и зарубежных ученых-правоведов, затрагивающие в той или иной степени правовую проблематику использования воздушного пространства.

Ключевые слова: воздухоплавание, воздушное право, юрисдикция, использование воздушного пространства.

Origin of aviation law in Russia

S.S. Yur'ev

The article studies the issues of origin and formation of air law, analyses the works of Russian and foreign scholarslawyers dealing with the legal issues of use of air space.

Key words: air navigation, air law, jurisdiction, use of air space.

С самого начала развития новых средств летания понимание важности правового регулирования в данной области присутствовало даже вне среды правоведов. Например, в 1912 г. историк воздухоплавания К.Е. Вейгелин, выражая надежду на преобразование всего уклада жизни в связи с развитием авиации, замечал, что "до того придется, конечно, соответствующими узаконениями урегулировать, вернее создать, Кодекс воздушного права, обусловливающий все сложные вопросы, связанные с делом летания" <1>.

<1> Вейгелин К.Е. Завоевание воздушного океана. История и современное состояние воздухоплавания. СПб., 1912. С. 125.

Другой существенной чертой авиационного права стал его интернациональный характер (сохраняющийся по сей день), поскольку в разработке правовых проблем воздухоплавания приняли участие ученые многих стран, включая Россию.

Родоначальником специальной литературы по воздушному праву считается французский правовед П. Фошиль, опубликовавший в 1901 г. статью, которую Ю.В. Ключников оценил как "обширное, весьма тонко и детально разработанное исследование вопроса, скоро ставшее во многих отношениях классическим" <2>.

<2> Ключников Ю. Воздухоплавание и международное право // Юридический вестник. Издание Московского юридического общества. М., 1916. N 14 (2). С. 151.

Необходимо подчеркнуть, что задолго до П. Фошиля те или иные вопросы использования воздушного пространства (воздуха) затрагивались в трудах юристов. Известен описанный в "Дигестах Юстиниана" древнеримский казус, связанный с загрязнением воздуха дымом от сыроварни, породивший, как отмечает испанский ученый М.Х. Гарсиа Гарридо, обширные правовые комментарии <3>. Вместе с тем специальных исследований, непосредственно связанных с регулированием общественных отношений в области воздухоплавания, не проводилось.

<3> Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: казусы, иски, институты / Пер. с исп.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2005. С. 326 - 328.

Отечественные ученые обратили особое внимание на данную проблематику в 1909 году - именно тогда в Санкт-Петербурге увидела свет небольшая книга В.А. Гольденберга "Воздухоплавание и право", по две статьи были опубликованы в 1910 г. и в 1911 г. (С. Балдвина, Р.Л. Вейсмана и И.З. Геллера) <4>.

<4> См.: Гольденберг В.А. Воздухоплавание и право. СПб.: Правда, 1909. 47 с.; Балдвин С. (Baldwin S.E.) Право воздухоплавания с англосаксонской точки зрения // Журнал Министерства юстиции. 1910. N 8. Ч. 2. С. 308 - 311; Вейсман Р.Л. Нужно ли нам воздушное право? // Вестник права и нотариата. М., 1910. N 3 - 4. С. 1017 - 1021; Вейсман Р.Л. Воздухоплавание в его отношении к праву вообще и к уголовному праву в особенности // Труды Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. СПб., 1911. Т. II. С. 90 - 123; Геллер И.З. Право собственности на воздушное пространство // Журнал Министерства юстиции. 1911. N 8. Ч. 2. С. 83 - 108.

В. Гольденберг анализировал взгляды зарубежных ученых по правовым аспектам воздухоплавания (хотя гораздо шире их раскрыл несколькими годами позже Л.И. Шиф). Касаясь В. Гольденберга, отметим его небезынтересную точку зрения по проблеме пограничного контроля, весьма актуальной сегодня в связи со стремлением ликвидировать визовый режим для въезда в страны Евросоюза. Он пишет: "Паспортный контроль перелета через границу, конечно, будет очень затруднен. Но прежде всего паспортная система вообще отжила свой век, ну а затем нужно ведь не только перелететь через границу, но и где-нибудь остановиться, так что в отношении прибывающих контроль может быть осуществлен. Припоминается нам рассказанный по этому поводу Камилом Фламмарионом эпизод:

"Когда я однажды летел на воздушном шаре из Парижа в Кельн, - передает он, - два конных жандарма в Бельгии закричали нам вслед во всю мощь своих легких:

<5> Гольденберг В. Указ. соч. С. 21 - 22.

Следует отметить, что такое "воздухоплавание" нередко становилось причиной инцидентов на межгосударственном уровне. Например, когда в конце XIX века участились случаи нарушения западной границы Российской империи воздушными шарами, по докладу военного министра 19 ноября 1891 г. император указал, чтобы впредь воздушные шары конфисковывались, а воздухоплаватели задерживались для выяснения причин их появления в пределах империи. Несмотря на достигнутые в 1896 - 1897 гг. соглашения о порядке полетов воздушных шаров между Россией и Германией, со стороны последней нарушения такого порядка продолжались. 20 марта 1912 г. Германия даже заявила протест в связи с якобы неправомерными действиями русских пограничников против воздушного шара "Эльба"; однако, как было установлено дознанием, 15 марта 1912 г. воздушный шар "Эльба" пролетел от посада Болеславец к деревням Хрусцин и Голя вдоль государственной границы, русские часовые объявили тревогу и открыли огонь, но стреляли не в шар, а в противоположную сторону, так как "нижние чины твердо знают, что по воздушным шарам стрелять нельзя" <6>.

<6> Плеханов А.А., Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893 - 1917): Исторический очерк. М.: Граница, 2003. С. 184 - 185.

Возвращаясь от практики к науке, важно указать, что в 1911 г. появилась рецензия Н.Н. Голубева на обширную статью немецкого ученого И. Келера "Воздушное движение в международном праве" (Kehler J. Die Luftschiffahrt im Volkerrecht). Небезынтересно, что эта рецензия вышла в "Юридических записках" Демидовского юридического лицея (Ярославль), что показывает высокий уровень российской научной школы и тесные взаимосвязи с зарубежными учеными <7>.

<7> См.: Голубев Н.Н. Рецензия на кн.: Kehler J. Die Luftschiffahrt im Volkerrecht // Zeitschrift Volkerrecht. 1910. IV. С. 558 - 594 // Юридические записки, изд. Демидовского юридического лицея. Ярославль, 1911. IV. N 1. С. 160 - 164.

Крупным научным прорывом стала книга Л.И. Шифа "Воздухоплавание и право", вышедшая в 1912 г., в которой были освещены основные правовые проблемы, возникающие в ходе развития авиации <8>. Отмечая первые успехи воздухоплавания и оценивая их как весьма скромные, Л.И. Шиф тем не менее писал, что "юридическая наука должна серьезно подойти к проблемам, рожденным воздухоплаванием, тем более что воздухоплавание затрагивает сложную сеть чрезвычайно важных государственных и частных интересов". Л.И. Шиф указывал: "Задача права... заключается в том, чтобы урегулировать создавшиеся отношения, подчинить новый фактор требованиям государственности, создать гарантии нормального правопорядка, обеспечить развитие воздухоплавания, с одной стороны, и интересы всего общежития - с другой" <9>.

<8> Шиф Л.И. Воздухоплавание и право. СПб.: Воздухоплавание, 1912. 99 с. Т. III. Ч. 2.
<9> Шиф Л.И. Указ. соч. С. 2.

Л.И. Шиф коснулся проблем воздухоплавания в аспекте международного права, рассуждая о юридической природе воздушного пространства и сущности его отношения к государству. Он критически относился к возможности применения норм морского права к регулированию ("юридической нормировке") воздухоплавания: "Юридическая природа воздуха должна быть выяснена совершенно самостоятельно: этого требует крайнее своеобразие рассматриваемой стихии". Л.И. Шиф подробно рассмотрел и аргументированно критиковал концепцию свободы воздуха, отстаиваемую немецкими и французскими юристами, заявив: "Необходимо прийти к выводу, что единственно правильным решением вопроса явится признание суверенитета государства над воздухом". Он считал, что право международного воздушного сообщения должно быть создано "формальным международным соглашением, равно как определенные нормы, регулирующее международное воздухоплавание и оберегающие основные интересы государства".

Л.И. Шиф затронул и весьма важный аспект государственной юрисдикции в случае деликтов и сделок, совершенных на борту воздушного судна. "Как разрешается вопрос, - пишет Л.И. Шиф, - о подсудности уголовных актов и гражданских сделок, совершаемых на иностранных судах, пролетающих над территорией данного государства?" Автор дает ответ, что с точки зрения теории суверенитета они подпадают под власть действующих в государстве законов, а с точки зрения теории свободы воздуха они подпадают под юрисдикцию государства регистрации. И вновь ученый возвращается к идее принятия международных правил по данной проблеме.

Кроме того, Л.И. Шиф заметил, что "некоторый юридический интерес представляет вопрос о подданстве детей, рожденных на воздушном судне в пути, во время нахождения его над территорией чужого государства", и высказал свои взгляды по этой теме <10>.

<10> Шиф Л.И. Указ. соч. С. 11, 21, 26, 31, 35.

Большое внимание уделил Л.И. Шиф конституционно-правовым и административно-правовым проблемам воздухоплавания. Он справедливо указывал, что "законодательная власть государства должна озаботиться созданием подробной и продуманной системы норм, которыми бы возможно полнее регулировалось национальное воздухоплавание". Очень современно звучат и такие слова ученого: "Бесспорно, о полной свободе и бесконтрольности воздухоплавательных предприятий и вообще воздухоплавания не может быть и речи: государство - слишком заинтересованная сторона, чтобы не заботиться о том, удовлетворяет ли судно своему назначению, находится ли оно в надежных и умелых руках и пр.". Л.И. Шиф писал о контроле над предприятиями и гражданами, занимающимися воздухоплаванием; соблюдении ими определенных требований для получения разрешения на полеты ("Желающие приобрести звание пилота должны подвергнуться серьезному и продолжительному испытанию"); определении национальности воздушных судов и ведении списка воздушных судов; необходимости правил передвижения по воздуху, установления воздушных путей и запретных зон, правил предупреждения столкновений, а также оборудования воздушных путей "со станциями для воздушных судов". Коснулся он и безопасности полетов, а также поиска и спасания: "Одна из важнейших задач государства - принятие всех мер к предупреждению несчастных случаев в воздухе и к оказанию помощи бедствующим воздушным судам" <11>.

<11> Шиф Л.И. Указ. соч. С. 37, 38, 41, 43, 46, 53.

Значительное место отведено в работе Л.И. Шифа гражданско-правовым вопросам. Он рассмотрел активно дискутируемую в то время теорию воздушного столба, по которой собственник земельного участка имеет право собственности и на воздух, расположенный над ним ("воздушный столб"), детально проанализировав нормы римского права, взгляды современных ему юристов и законодательство. Л.И. Шиф констатировал: "Надо прийти к выводу, что воздухоплавание существенно нарушает права земельных собственников". Касаясь опасностей, связанных с воздухоплаванием, Л.И. Шиф писал: "Падение вещей с аэростатов и спуск или падение аппаратов на землю будут нередко причинять убытки земельным собственникам и вообще лицам, находящимся на земле. Возникает весьма важный вопрос об условиях гражданской ответственности воздухоплавателя за причиненный им вред". Он рассмотрел этот вопрос с точки зрения теории и закона гражданского права (в т.ч. о возмещении убытков потерпевшему) <12>.

<12> Шиф Л.И. Указ. соч. С. 72, 74.

Определенное внимание уделил Л.И. Шиф также проблемам уголовно-правового характера (в аспекте воздухоплавания) и праву воздушной войны.

В период 1912 - 1917 гг. вышло в свет, по нашим подсчетам, 11 статей и брошюр, затрагивающих вопросы воздушного права, авторами которых были С.А. Корф, В.В. Телеснин, М.Г. Штейнберг, В.Г. Фридман, М.А. Циммерман, Н.Н. Голубев, Ю.В. Ключников, Н.Н. Кравченко <13>.

<13> Корф С.А. Аэропланы в современной войне // Вестник мира. 1912. N 1. С. 14 - 15; Корф С.А. Воздухоплавание и международное воздушное право // Русская мысль. 1913. N 12. Ч. 2. С. 51 - 72; Телеснин В.В. Воздухоплавание и право // Труды Общества Мира. Вып. III. М.: Типография "О.Л. Сомов", 1913; Телеснин В.В. Воздушный справочник. СПб., 1913; Телеснин В.В. Идея мира и воздухоплавание // Труды Общества Мира. Вып. III. М.: Типография "О.Л. Сомов", 1913. С. 27 - 36; Штейнберг М.Г. Аэропланы в современной войне // Вестник мира. 1913. N 2. С. 11 - 16; Фридман В.Г. Воздухоплавание и война. М.: Т-во И.Н. Кушнерев, 1914. 56 с.; Циммерман М.А. Вопрос о воздушной войне в международном праве // Известия Министерства иностранных дел. Кн. 5. СПб., 1915. С. 149 - 162; Голубев Н.Н. Японо-американские отношения и русские интересы на Дальнем Востоке // Проблемы Великой России. 1916. N 6. С. 8 - 10; Ключников Ю.В. Воздухоплавание и международное право // Юридический вестник. 1916. N 2. Книга XIV. С. 144 - 159; Кравченко Н.Н. Налеты немецких цеппелинов и международное право // Право. 1916. N 28. Столб. 1598 - 1602.

В 1917 г. (по другим данным - в 1918 г.) был издан учебник Н.А. Захарова "Курс общего международного права", примечательный тем, что, рассуждая о воздушном пространстве в главе о территории государства, автор фактически раскрыл режим использования воздушного пространства, связал его с воздухоплавательной деятельностью, отразил взгляды ученых и существующие нормативные акты по данной проблеме, в том числе по проблемам воздушной войны <14>.

<14> Захаров Н.А. Курс общего международного права. Пг.: Тип. В.Г. Вейсбрут, 1917 (1918). С. 160 - 162, 386 - 388. С тех пор в каждом учебнике международного права присутствует соответствующая глава, раскрывающая основные аспекты международного воздушного права.

После Октябрьской революции ни один из "императорских" юристов не продолжил какой-либо научной деятельности в области воздушного права, более того, на долгий срок об их трудах забыли (или не знали): ни в одной из работ советского периода на них нет ни одной ссылки.

Тем не менее исследования в данной сфере начал известный советский правовед И.С. Перетерский, труды которого стали завершением этапа становления авиационного права и началом этапа развития советского воздушного права. Именно перу И.С. Перетерского принадлежит первый отечественный учебник по воздушному праву, вышедший в 1922 г. (второе издание вышло в 1923 г.) <15>.

<15> Перетерский И.С. Очерки воздушного права // Вестник Воздушного Флота. 1918. N 1. С. 26 - 30; N 2. С. 25 - 28; Перетерский И.С. Международная конвенция о воздушных передвижениях // Вестник воздушного флота. 1920. N 5. С. 18; Перетерский И.С. Юридическая нормировка воздушной войны // Вестник воздушного флота. 1920. N 2. С. 13 - 16; N 3/4. С. 23 - 25; Перетерский И.С. Воздушное право. М.: Вестник воздушного флота, 1922. 107 с.

Литература

  1. Балдвин С. (Baldwin S.E.) Право воздухоплавания с англосаксонской точки зрения // Журнал Министерства юстиции. 1910. N 8. Ч. 2. С. 308 - 311.
  2. Вейгелин К.Е. Завоевание воздушного океана. История и современное состояние воздухоплавания. СПб.: Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1912. 168 с.
  3. Вейсман Р.Л. Нужно ли нам воздушное право? // Вестник права и нотариата. 1910. N 3 - 4. С. 1017 - 1021.
  4. Вейсман Р.Л. Воздухоплавание в его отношении к праву вообще и к уголовному праву в особенности // Труды Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. СПб., 1911. Т. II. С. 90 - 123.
  5. Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: казусы, иски, институты / Пер. с исп.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2005. 812 с.
  6. Геллер И.З. Право собственности на воздушное пространство // Журнал Министерства юстиции. 1911. N 8. Ч. 2. С. 83 - 108.
  7. Голубев Н.Н. Рецензия на кн.: Kehler J. Die Luftschiffahrt im Volkerrecht // Zeitschrift Volkerrecht. 1910. IV. С. 558 - 594 // Юридические записки. Ярославль: Изд. Демидовского юридического лицея. 1911. IV. N 1. С. 160 - 164.
  8. Голубев Н.Н. Японо-американские отношения и русские интересы на Дальнем Востоке // Проблемы Великой России. 1916. N 6. С. 8 - 10.
  9. Гольденберг В.А. Воздухоплавание и право. СПб.: Правда, 1909. 47 с.
  10. Захаров Н.А. Курс общего международного права. Пг.: Тип. В.Г. Вейсбрут, 1917 (1918). 464 с.
  11. Ключников Ю.В. Воздухоплавание и международное право // Юридический вестник. 1916. N 2. Книга XIV. С. 144 - 159.
  12. Корф С.А. Аэропланы в современной войне // Вестник мира. 1912. N 1. С. 14 - 15.
  13. Корф С.А. Воздухоплавание и международное воздушное право // Русская мысль. 1913. N 12. Ч. 2. С. 51 - 72.
  14. Кравченко Н.Н. Налеты немецких цеппелинов и международное право // Право. 1916. N 28. Столб. 1598 - 1602.
  15. Перетерский И.С. Воздушное право. М.: Вестник воздушного флота, 1922. 107 с.
  16. Плеханов А.А., Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893 - 1917): Исторический очерк. М.: Граница, 2003. 287 с.
  17. Телеснин В.В. Воздухоплавание и право // Труды Общества Мира. Вып. III. М.: Типография "О.Л. Сомов", 1913.
  18. Телеснин В.В. Воздушный справочник. СПб., 1913.
  19. Телеснин В.В. Идея мира и воздухоплавание // Труды Общества Мира. Вып. III. М.: Типография "О.Л. Сомов", 1913. С. 27 - 36.
  20. Фридман В.Г. Воздухоплавание и война. М.: Т-во И.Н. Кушнерев, 1914. 56 с.
  21. Циммерман М.А. Вопрос о воздушной войне в международном праве // Известия Министерства иностранных дел. Кн. 5. СПб., 1915. С. 149 - 162.
  22. Шиф Л.И. Воздухоплавание и право. СПб.: Воздухоплавание, 1912. Т. III. Ч. 2. 99 с.
  23. Штейнберг М.Г. Аэропланы в современной войне // Вестник мира. 1913. N 2. С. 11 - 16.