Мудрый Юрист

Некоторые вопросы правового регулирования авиаперевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения

Трофимова О.А., старший преподаватель кафедры Государственного регулирования и права Московского государственного технического университета гражданской авиации.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования авиаперевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. Проводится анализ соответствия российских нормативных правовых актов положениям Конвенции о правах инвалидов.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями передвижения, реализация свободы на право передвижения, авиаперевозка, особые условия.

Some issues of legal regulation of air carriages of passengers with reduced mobility

O.A. Trofimova

The article considers the issues of legal regulation of air carriages of passengers with reduced mobility; analyses correspondence of Russian normative legal acts to the provisions of the Convention of the Rights of People with Disabilities.

Key words: people with reduced mobility, realization of freedom to the right of free movement, air carriage, special conditions.

В реализации и защите своих прав и законных интересов в самых различных сферах жизнедеятельности заинтересованы все граждане государства. Но наиболее остро этот вопрос стоит перед людьми с ограниченными возможностями передвижения - инвалидами. Жизнь инвалидов сопряжена с решением множества проблем, и одна из них - это проблема адаптации людей с ограниченными возможностями в транспортном пространстве своей страны и мира. Принятая 13 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах инвалидов является основным международным правовым актом в области защиты прав инвалидов.

3 мая 2012 г. в РФ вступил в силу Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правах инвалидов". В связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Президент РФ поручил профильным ведомствам внести поправки в нормативные правовые акты РФ в части вопросов, касающихся создания доступной для инвалидов транспортной среды.

В соответствии с положениями Конвенции (ст. ст. 9, 15, 18 и 30) государства-участники должны признавать право инвалидов на свободу передвижения. Это положение должно реализовываться в том числе через доступность транспортных услуг. Расширен перечень объектов социальной инфраструктуры, имеющих приоритетное значение для их использования инвалидами, а также включена поясняющая норма об обеспечении инвалидам беспрепятственного доступа к пользованию всеми видами транспорта как во внутреннем, так и в международном сообщении. Исходя из этого необходимо внести поправки в действующее законодательство с учетом особенностей обеспечения доступности конкретного вида транспорта, а также характеристик групп инвалидности: по зрению, по слуху, вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата и иных заболеваний.

Отношения, которые возникают между авиакомпанией (перевозчиком) и пассажиром по поводу перевозки пассажира из пункта отправления в пункт назначения, являются сделкой, урегулированной договором о возмездном оказании услуг или договором перевозки. Эти отношения регулируются нормами гражданского права. Основным нормативным правовым актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (п. 2 ст. 3 ГК РФ). К другим законам, регулирующим данные конкретные отношения, относятся в первую очередь Воздушный кодекс РФ (далее - ВК РФ) и Закон о защите прав потребителей. В некоторых случаях применительно к отдельным категориям граждан, как в нашем случае, источником права, регулирующим отношения между перевозчиком и пассажиром, будет являться также и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ".

Регулирование процесса перевозки пассажиров воздушным транспортом осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами (ФАП) "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей". Правила определяют условия воздушной перевозки пассажиров, его вещей, включая вещи, постоянно находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира; права и обязанности перевозчика, а также других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок.

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, авиакомпании могут отказывать инвалиду в перевозке, мотивируя это отсутствием "особых (необходимых) условий перевозки" или требованиями, связанными с авиационной безопасностью и безопасностью полетов. В ст. 102 Воздушного кодекса РФ говорится, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики также вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. То есть регулирование процесса авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов, принятое в конкретной авиакомпании, не должно противоречить вышеуказанным нормативным правовым актам.

Статья 103 ВК РФ гласит, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа - доставить его в пункт назначения и выдать пассажиру. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа.

В ст. 106 ВК РФ содержится указание на услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов. Так, в соответствии с п. 1. ст. 106 ВК РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

В ст. 107 ВК РФ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда возможно прекращение действия договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке по инициативе перевозчика. К нашему случаю применимы два положения, дающие перевозчику право на одностороннее расторжение договора, - отказ пассажира выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами, и если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.

Авиакомпании могут использовать это положение как основание для отказа пассажирам-инвалидам в перевозке и формулируют причину отказа как отсутствие условий для перевозки данного пассажира.

Таким образом, данная статья (в настоящей редакции) противоречит Конвенции о защите прав инвалидов. Часто представители авиакомпаний указывают на то, что пассажир с ограниченными возможностями передвижения не способен к самообслуживанию (особенно в условиях полета), и при этом у такого пассажира часто отсутствует сопровождающее его в полете лицо, или такой пассажир создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц при возможной экстренной эвакуации. Однако пассажир с ограниченными возможностями признается не способным к самообслуживанию, если он не может самостоятельно: перемещаться из кресла-коляски в кресло салона воздушного судна и обратно, использовать гигиеническое оборудование воздушного судна, воспринимать индивидуальные инструкции по безопасности, добраться до аварийного выхода. В свою очередь, пассажир с ограниченными возможностями вправе подтвердить свою способность к самообслуживанию одним из следующих способов:

В соответствии с п. 1 подп. 2 ст. 125 ВК РФ право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют пассажиры в случае прекращения договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика.

Таким образом, согласно ВК и ФАП от каждого инвалида всякий раз требуется детально согласовывать свою перевозку с авиакомпанией, а также иметь сопровождающее лицо. И получается, что отсутствие требующегося инвалиду оборудования или услуг является не нарушением закона, а возможным поводом для отказа инвалиду в перевозке.

Становится совершенно очевидным, что необходимо законодательно закрепить обязанность пассажира информировать перевозчика при покупке билета о том, что он является инвалидом. В билете должен быть указан код, обозначающий инвалидность пассажира. Однако если пассажир с ограниченными возможностями передвижения попросит представителей авиакомпании о возможности дополнительной помощи в полете - такая помощь должна оказываться на условиях дополнительной оплаты. Этот момент должен быть официально зафиксирован при бронировании пассажиром-инвалидом билета на ВС, при подтверждении оплаты, до момента регистрации на рейс. Авиаперевозчик при получении подобного запроса должен обеспечить обслуживание инвалидов, если такая заявка поступила как минимум за 48 часов до вылета, и стремиться по мере возможности удовлетворять просьбы, поступившие позднее.

В соответствии с Циркуляром ИКАО 274-АТ/114 предоставляемые по таким запросам виды обслуживания включают:

Кроме того, согласно п. 8.35 Циркуляра ИКАО 274-АТ/114 "Доступность инвалидов к воздушному транспорту" государствам рекомендуется принимать положения, в соответствии с которыми воздушные суда, вводимые в эксплуатацию впервые или после значительного переоборудования, должны соответствовать минимальным единообразным стандартам доступности для инвалидов в отношении оборудования на борту, в число которого входят откидывающиеся ручки кресел, бортовые коляски, туалеты (соответствующим образом оборудованные) и приемлемые осветительные приборы и пиктограммы. В то же время на сегодняшний день значительная часть воздушных судов не оборудована необходимыми техническими средствами, обеспечивающими доступность воздушных перевозок для инвалидов (сертифицированными бортовыми колясками для передвижения инвалидов на борту воздушного судна, туалетами, приспособленными для нужд инвалидов, и т.д.). Норм, обязывающих оснащать воздушные суда такими техническими средствами, в Воздушном кодексе Российской Федерации в настоящее время не содержится, что является препятствием для соблюдения ст. 9 Конвенции. В связи с вышеизложенным ст. 37 Воздушного кодекса РФ предлагается дополнить нормой, устанавливающей, что воздушные суда, вводимые в эксплуатацию впервые или после значительного переоборудования, должны быть оборудованы откидывающимися ручками кресел, сертифицированными бортовыми колясками для передвижения инвалидов на борту воздушного судна, туалетами, приспособленными для нужд инвалидов, приемлемыми осветительными приборами и пиктограммами, соответствующими минимальным стандартам доступности для инвалидов воздушного транспортного средства, устанавливаемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Введение данной нормы в действующее законодательство позволит обеспечить единый подход к нормативно-правовому регулированию проектирования и производства воздушных судов в части соблюдения нормативов их доступности для инвалидов и тем самым обеспечить выполнение норм ст. 9 Конвенции.

Кроме того, в этих же целях в ст. 106 Воздушного кодекса предлагается предусмотреть критерии и порядок определения возможности самостоятельного пользования услугами воздушного транспорта для инвалидов. Способность инвалида к самообслуживанию при пользовании воздушным транспортом предлагается устанавливать в индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой ему по результатам медико-социальной экспертизы.

Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что пассажиры сталкиваются с различными ограничениями или требованиями, путешествуя самолетом или совершая необходимые приготовления к перелету в аэропорту. Чаще всего представители авиакомпании или аэропортовых служб, руководствуясь требованиями, предъявляемыми к безопасности полетов (что является комплексным показателем нормального функционирования авиатранспортной системы), требуют от пассажира-инвалида, чтобы при нем было лицо, его сопровождающее. Это требование обусловлено в первую очередь соображениями беспрепятственной экстренной эвакуации пассажиров с борта ВС в случае внештатной ситуации.

Некоторые авиакомпании отказывают в праве на перелет пассажиру с инвалидностью, если он летит без сопровождения. Однако, согласно вышеуказанным ФАП, если пассажир в состоянии самостоятельно себя обслуживать, он может путешествовать и без сопровождения. Ограничения в возможности передвижения пассажира-инвалида не могут служить основанием для того, чтобы авиаперевозчик настаивал на сопровождении, за исключением случаев, когда отсутствие сопровождающего лица может стать угрозой безопасности пассажиров. Здесь-то и возникает проблема: может ли появление на борту ВС пассажира с ограниченными возможностями передвижения представлять собой угрозу для нормального выполнения полета?

Необходимо четко законодательно определить, что, если пассажир-инвалид нуждается в сопровождении, лицу, его сопровождающему, в обязательном порядке должен быть приобретен билет (с отдельным местом), за исключением случаев экстренной транспортировки пассажира-инвалида. Если пассажир-инвалид совершает деловую поездку или следует к месту отдыха, по правовому статусу он ничем не должен отличаться от обычного пассажира, совершающего полет на коммерческой (договорной) основе. Правда, руководствуясь соображениями общечеловеческой справедливости и положениями корпоративной социальной ответственности бизнеса, руководство авиакомпании может рассмотреть вопрос об установлении льгот для подобных пассажиров и лиц, их сопровождающих. У каждой компании свой подход к этому вопросу: кто-то требует оплатить дополнительное место, кто-то предоставляет скидки или разрешает бесплатный перелет - все зависит от политики авиаперевозчика.

Некоторые авиаперевозчики просят предоставить справку о медицинском освидетельствовании или пройти медосвидетельствование в аэропорту, чтобы пассажир с инвалидностью или с ограниченными возможностями подтвердил, что он действительно нуждается в дополнительной помощи. В европейских правилах авиаперевозки пассажиров такой обязанности для пассажира не предусмотрено. В руководстве также отмечается, что авиаперевозчики и аэропортовые службы не могут ставить в предусловие продажи авиабилета, авиаперелета или оказания дополнительных услуг предоставление подобной справки. Запросить справку о медосвидетельствовании можно, только если перелет угрожает здоровью и безопасности лица с инвалидностью, а также других пассажиров и сотрудников авиакомпании на борту. Кроме того, следует подчеркнуть, что медосмотр не входит в понятие предполетного досмотра пассажира и пассажир-инвалид может отказаться от медосмотра.

Каждая компания-авиаперевозчик придерживается собственных правил касательно перевозки кислорода, а также ситуаций, в которых пассажиру требуется кислород во время полета. В ФАП авиакомпаниям рекомендовано перевозить медицинское оборудование бесплатно, но следуя правилам, предъявляемым к перевозке опасных грузов. Если пассажиру необходим кислород во время перелета, следует заранее прояснить эту ситуацию с авиакомпанией и уточнить, может ли он взять на борт свое устройство. По соображениям безопасности авиаперевозчик может не разрешить этого или же предоставит кислород сам (однако у него нет такой обязанности).

Необходимые поправки и дополнения, которые, на мой взгляд, следует внести в действующую систему законодательства, регулирующего авиаперевозки пассажиров с учетом прав и законных интересов инвалидов, заключаются в том, что организовать условия для инвалидов на борту ВС не так сложно, потому что никаких специальных мест для них оборудовать не нужно. Инвалиды в самолете сидят в самом обычном кресле. Правда, в случае если пассажир имеет нестандартные габариты (то есть занимает не одно кресло), он должен приобретать не один, а два билета (что будет учитываться при регистрации - два соседних кресла). Пассажиру с крупными габаритами могут отказать в перевозке в том случае, если его размеры не позволяют полностью пристегнуть ремень безопасности, так как непристегнутый пассажир - это нарушение правил безопасности полетов. Некоторые авиакомпании специально оборудуют салон для нужд инвалидов: делают поручни, отдельные туалеты. Но любое дополнительное оборудование в самолете - это изменение внутренней компоновки салона ВС. Для проведения подобных конструктивных доработок требуется разрешение от завода - изготовителя ВС! Можно предположить, что изменение салона ВС путем оборудования дополнительного помещения, подъемников или поручней ведет к снижению уровня безопасности и может нарушить права других пассажиров.

Несколько сложнее обеспечить аэропорт всем необходимым для обслуживания инвалидов. В каждом аэропорту должно быть некоторое количество специальных узких колясок, потому что обычные коляски не пройдут по трапу и не войдут в салон самолета. Нужно обучить персонал обращаться с инвалидами, с инвалидными креслами. Для этого нужно провести обучающие тренинги. Плюс в аэропорту должны быть автобусы с низкой посадкой и широким входом. Специалистами службы авиационной безопасности аэропорта должна быть разработана инструкция о предполетном досмотре пассажиров с ограниченными возможностями передвижения отдельно под каждую категорию (инвалиды-колясочники, слепые и плохо видящие, глухие).

Учитывая все вышесказанное, следует отметить, что авиаперевозчики вправе самостоятельно устанавливать правила и особенности перевозки отдельных категорий пассажиров. Однако с того момента, когда авиабилет приобретен и оплачен пассажиром, договор воздушной перевозки пассажира считается заключенным, а следовательно, стороны должны исполнять его условия. Отказ перевозчика от перевозки пассажира означает не что иное, как односторонний отказ от исполнения договора перевозки. Однако возможные случаи расторжения договора в одностороннем порядке строго регламентированы действующим гражданским законодательством. Возможные случаи расторжения договора в судебном порядке по инициативе одной из сторон предусмотрены в п. 2 ст. 450 ГК РФ. О возможных вариантах расторжения договора перевозки в одностороннем порядке по инициативе перевозчика без суда сказано в ст. 107 ВК РФ, о чем уже упоминалось выше. Таким образом, чтобы избежать спорных ситуаций, связанных с невыполнением той или иной стороной договора воздушной перевозки пассажира, все вопросы, связанные с перевозкой пассажира-инвалида, необходимо решать до выписки билета. Таким образом, внесение изменений в законодательство позволит четко определить способность гражданина самостоятельно пользоваться услугами воздушного транспорта, что позволит исключить возможность необоснованного отказа инвалиду в пользовании воздушным транспортом без сопровождения на этом основании.

Кроме того, необходимо дополнить действующее законодательство нормами, предусматривающими, что соответствие объектов городской инфраструктуры, транспорта и связи требованиям доступности и пригодности для использования инвалидами обеспечивается в соответствии с законодательством о техническом регулировании. Введение данной нормы в действующее законодательство позволит обеспечить единый подход к нормативно-правовому регулированию проектирования и производства зданий, сооружений, транспортных систем в части соблюдения нормативов их доступности для инвалидов.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года).
  3. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ (часть вторая).
  4. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ (с изменениями и дополнениями по сост. на 01.01.2013).
  5. Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
  6. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
  7. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей: Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2008 N 82.
  8. Закон г. Москвы от 17.01.2001 N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур".
  9. Проект Федерального закона N 52255-6 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (окончательная редакция, принятая ГД ФС РФ 24.04.2012).
  10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
  11. Государственная программа, утв. Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 г. N 175 "Доступная среда на 2011 - 2015 годы".
  12. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ 22 ноября 2008 г. N 1734-р.