Мудрый Юрист

Принудительные работы как новый вид уголовного наказания

Капитонова Елена Анатольевна, доцент кафедры уголовного права юридического факультета Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются правовые основы введения в российское уголовное право принудительных работ как вида наказания. Анализируются статьи уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, посвященные порядку отбывания принудительных работ. Приводятся сведения о начале реализации проекта создания исправительных центров в России.

Ключевые слова: принудительные работы, уголовное наказание, отбывание наказания.

Compulsory labor as a new type of criminal penalty

E.A. Kapitonova

Legal bases of introduction in the Russian criminal law of forced hard labour as punishment are considered in article. The positions of the criminal and criminally-executive legislation devoted to an order of serving of forced hard labour are analyzed. Data on the beginning of the project of creation of the corrective centres in Russia are resulted.

Key words: forced hard labour, criminal punishment, punishment serving.

Конец 2011 - первая половина 2012 г. стали насыщенным периодом для уголовного законотворчества. В Уголовный кодекс были внесены многочисленные изменения, в значительной степени скорректировавшие сферу применения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Одним из наиболее значимых изменений с пока не совсем ясной перспективой его практического применения является введение нового вида наказаний - принудительных работ.

Правовой основой регулирования этого вида наказаний послужил Федеральный закон от 7 декабря 2011 г., которым были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, вступившие в силу с 1 января 2013 г. В частности, ст. 44 УК, содержащая перечень всех существующих видов уголовных наказаний, была дополнена пунктом "з.1", закрепившим место принудительных работ в иерархии наказаний - между ограничением свободы и арестом. Таким образом, уже из одного факта подобного размещения нового наказания в общей системе уголовных наказаний можно сделать вывод, что наказание это связано с ограничением или лишением свободы и, следовательно, является довольно суровым.

Часть 1 ст. 45 УК относит принудительные работы к основным видам наказаний. Статья 53.1 УК регулирует общие начала его применения: по замыслу законодателя, принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

В отношении принудительных работ установлен особый порядок назначения наказания: если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами (ч. 2 ст. 53.1 УК).

В случае если судом наказание в виде лишения свободы назначается на срок более пяти лет, принудительные работы применены быть не могут. Это положение находит свое отражение и в установленных предельных сроках нового вида наказания - принудительные работы назначаются на срок от 2 месяцев до 5 лет (ч. 4 ст. 53.1 УК).

Что касается непосредственного содержания наказания, то, согласно ч. ч. 3 и 5 ст. 53.1 УК, принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. При этом из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 5 до 20%.

Более подробно порядок исполнения принудительных работ закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, в который тем же ФЗ от 7 декабря 2011 г. внесена специальная глава 8.1, регламентирующая отбывание этого вида наказания.

УИК, в частности, предусматривает, что осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В случае если на территории конкретного региона исправительного центра нет или осужденный по каким-либо причинам не может быть размещен (привлечен к труду) в имеющемся центре, по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы осужденный может быть направлен в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта РФ.

Очень важным для скорейшего внедрения нового вида наказания в правоприменительную действительность, по мнению автора статьи, представляется положение о том, что в качестве исправительных центров могут функционировать также особые изолированные участки при обычных исправительных учреждениях (ч. 3 ст. 60.1 УИК). Думается, что создание таковых в уже существующих организациях, обладающих определенной материально-технической базой, могло бы проходить легче и экономнее, чем обеспечение работы абсолютно новых учреждений, для которых необходимы немалые материальные и трудовые ресурсы. Настораживает только одно: согласно Уголовно-исполнительному кодексу порядок создания указанных участков должен быть определен ФСИН, которая по состоянию на июль 2012 г. (т.е. по истечении более полугода с момента введения нового вида наказаний) еще не приняла необходимый нормативный акт.

Что касается непосредственной практики создания нового вида учреждений, то деятельность в этом направлении уже ведется. Если первоначально представители Федеральной службы исполнения наказаний говорили о предполагаемом создании 7 - 8 подобных центров (по одному на каждый федеральный округ), то теперь речь идет уже о нескольких десятках учреждений по всей стране <1>. Территориальное размещение исправительных центров предполагается привязать к массовым стройкам, крупным предприятиям и сельхозугодиям, т.е. к местам, где явно есть работа. К примеру, в исправительном центре на базе колонии N 10 в Краснокаменске Забайкальского края осужденных планируют занять на швейном производстве и в изготовлении строительных материалов (потенциальные работодатели уже найдены, а на само создание центра из бюджета уже выделено около 40 млн. руб.) <2>.

<1> Куликов В. Работа как наказание // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/05/12/sizo.html.
<2> Куликов В. Какие люди без охраны // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/06/14/turma.html.

Осужденные к принудительным работам лица будут находиться под надзором даже во время работы, для чего планируется применять в том числе и технические средства надзора. Перечень этих средств уже утвержден Правительством РФ <3> и предусматривает 3 вида устройств: средства персонального надзора и контроля (электронный браслет, стационарное и мобильное контрольное устройство, ретранслятор), технические устройства региональных информационных центров (серверы и пульты мониторинга) и технические средства, предназначенные для обеспечения комплексной безопасности внутренней территории и периметра исправительных центров (охранная и тревожная сигнализация, видеонаблюдение и видеообнаружение, система контроля и управления доступом и т.п.). Следует отметить, что указанные средства персонального надзора и контроля уже успешно опробованы в нашей стране при применении такого уголовного наказания, как ограничение свободы, и единственной проблемой нормального практического применения этих норм может стать финансирование закупки необходимого количества технических устройств.

<3> Постановление Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 553 "Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам".

Если кратко характеризовать сам порядок исполнения нового вида наказания, то наиболее важными его особенностями представляются следующие.

  1. Осужденные самостоятельно (но за счет государственных денежных средств) следуют к месту отбывания наказания (исключение составляют лица, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, - для них предусмотрен обычный порядок перемещения под конвоем) (ст. 60.2 УИК).
  2. По прибытии в исправительные центры осужденные размещаются в специально предназначенных для них общежитиях (норма жилой площади составляет не менее 4 кв. м на одного человека, индивидуальные спальные места и постельные принадлежности предоставляются им учреждением; питание, приобретение одежды и прочих предметов социально-бытового назначения, как правило, осуществляются осужденными за счет собственных средств (при отсутствии у лица таковых обеспечение производится за счет федерального бюджета, но только в пределах установленных норм <4>), расходы на оплату коммунальных услуг удерживаются из их заработной платы сверх установленного приговором суда размера удержаний (ст. 60.5 УИК).
<4> Постановление Правительства РФ от 25 мая 2012 г. N 514 "Об утверждении норм обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств".
  1. На территории исправительных центров действует особый режим (осужденные обязаны выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров: находиться в пределах их территории, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации) (ч. 2 ст. 60.4 УИК).
  2. Осужденные обязаны работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра (при этом организациям, принявшим на работу осужденного к принудительным работам, предоставляются льготы в налогообложении) (ст. 60.7 УИК).
  3. Поскольку именно трудовой деятельности как главному средству исправления приговоренного к принудительным работам придается особое значение, закон также предусматривает обязанность каждого осужденного участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю (ч. 2 ст. 60.4 УИК).
  4. Осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством и правилами внутреннего распорядка исправительных центров (в случае обнаружения запрещенные предметы принудительно изымаются и либо передаются на хранение, либо уничтожаются) (ч. 4 ст. 60.4 УИК).
  5. Осужденные и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру (ч. 5 ст. 60.4 УИК).

Условия привлечения отбывающего принудительные работы к труду и выплаты ему заработной платы установлены ст. ст. 60.8 и 60.10 УИК и вкратце сводятся к следующему:

С осужденными к принудительным работам также проводится воспитательная работа, применяются различные поощрительные меры (в том числе предоставление возможности выезда за пределы исправительного центра в выходные и праздничные дни) (ст. ст. 60.12 и 60.13 УИК).

Существуют и особые виды поощрения. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 60.4 УИК осужденным, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка и отбывшим не менее 1/3 срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. При этом указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц.

Также к осужденным могут применяться и меры взыскания (от выговора до водворения в помещение для нарушителей на срок до 15 суток) (ст. 60.14 УИК). К нарушениям порядка отбывания наказания относятся, например, нарушение общественного порядка, повлекшее административную ответственность, нарушение трудовой дисциплины и т.п. (ч. 1 ст. 60.15 УИК). Злостными нарушениями являются, в частности: употребление алкоголя и наркотических средств, мелкое хулиганство, организация забастовок и участие в них, отказ от работы, самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра, несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания (ч. 2 ст. 60.15 УИК).

Согласно ч. 6 ст. 53.1 Уголовного кодекса в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 1 день принудительных работ. Понятие уклоняющегося от отбывания наказания в соответствии с традицией российского уголовного законодательства дефиницировано в Уголовно-исполнительном кодексе - таковым считается осужденный: уклоняющийся от получения предписания о месте отбывания наказания; не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов (ч. 1 ст. 60.17 УИК).

В заключение отметим, что принудительные работы не назначаются некоторым категориям лиц, таким как: несовершеннолетние, инвалиды первой или второй группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, женщины, достигшие пятидесятипятилетнего возраста и мужчины, достигшие шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащие.

Каковы будет действительная практика применения нового вида уголовного наказания и его воздействие на современную российскую преступность и личность преступника, покажет время.

Пристатейный библиографический список

  1. Куликов В. Какие люди без охраны // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/06/14/turma.html.
  2. Куликов В. Работа как наказание // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/05/12/sizo.html.