Мудрый Юрист

О понятии и сущности заключения под стражу

Цоколова О.И., заслуженный юрист РФ, начальник центра по проблемам расследования преступлений ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Заключение под стражу можно определить как меру пресечения, состоящую в принудительной изоляции обвиняемого (в исключительных случаях - подозреваемого) и содержании его под стражей в специально предназначенном для этого учреждении, в целях обеспечения процесса расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также исполнения приговора.

Меры пресечения, включая заключение под стражу, характеризуются следующими признаками:

  1. они применяются к обвиняемому, в исключительных случаях - к подозреваемому и никогда не применяются к иным участникам процесса;
  2. применение их возможно только по возбужденному уголовному делу;
  3. для их применения необходимы доказательства, подтверждающие участие лица в совершении преступления;
  4. они не являются средством доказывания по уголовному делу. Применение меры пресечения само по себе не есть доказательство совершения преступления;
  5. одновременно к лицу может быть применена лишь одна мера пресечения.

Меру пресечения нельзя рассматривать как кару за совершенное преступление. Меры пресечения могут содержать в себе элементы процессуальной ответственности, но основное их назначение - превентивное, так как они применяются не за совершение преступления или процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений.

Основания, условия и порядок применения меры пресечения прямо указаны в уголовно-процессуальном законе. Любое отступление от его положений делает применение меры пресечения незаконным.

С.П. Щерба характеризует институт мер пресечения следующим образом: "Меры пресечения являются эффективным механизмом правового регулирования правоотношений, обеспечивают выполнение задач и правил уголовного судопроизводства, охрану прав и законных интересов всех участников уголовного процесса. Цель и предназначение мер пресечения заключаются в том, что они во многих случаях способны предупредить или преодолеть действительное или возможное противодействие подозреваемого, обвиняемого нормальному производству по делу, обоснованному и справедливому применению закона" <*>.

<*> Научно-практический комментарий к УПК РФ (ст. 97) / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. С. 221.

Меры пресечения имеют некоторое сходство и взаимосвязь с мерами уголовного наказания. Процессуальный закон устанавливает зависимость меры пресечения - заключения под стражу - от наказания, предусмотренного в уголовном законе: эта мера пресечения может быть избрана только за преступление, максимальное наказание за которое превышает два года лишения свободы, в исключительных случаях - до двух лет лишения свободы (ст. 108 УПК). С другой стороны, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы из расчета один день за один день (ч. 3 ст. 72 УК РФ). Заключение под стражу весьма сходно с уголовным наказанием в виде лишения свободы и по другой важнейшей характеристике: и то и другое состоит в изоляции от общества.

Несмотря на все это, меры пресечения и меры уголовного наказания - совершенно разные правовые институты, различающиеся по ряду существенных признаков.

  1. Меры пресечения - институт уголовного процесса, а меры уголовного наказания - институт уголовного права.
  2. Меры пресечения применяются в связи с совершением преступления, а уголовное наказание - за совершение преступления, соразмерно характеру и степени общественной опасности преступления и личности виновного.
  3. Мера пресечения применяется по постановлению следователя, прокурора, дознавателя, органа дознания, а на судебных стадиях - по постановлению судьи или определению суда. Уголовное наказание применяется исключительно по приговору суда.
  4. Меры пресечения действуют до вступления приговора в законную силу, а меры уголовного наказания - после вступления приговора в законную силу. Возможны следственные ситуации, при которых мера пресечения (чаще всего заключение под стражу) избирается лицу, отбывающему уголовное наказание по приговору суда: когда осужденный совершает новое преступление либо когда осужденному предъявляется обвинение в совершении преступления до приговора суда. Перечисленные ситуации являются скорее исключением из общего правила, в соответствии с которым, как только приговор суда вступает в законную силу, мера пресечения прекращается, а наказание начинает исполняться.
  5. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ). В отличие от мер уголовного наказания, меры пресечения не должны иметь карательного характера, хотя необходимо признать, что заключение под стражу неизбежно несет в себе элемент кары, так как связано с изоляцией от общества, а в реальных условиях следственного изолятора - и с физическими лишениями.
  6. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу - содержатся в следственных изоляторах, а осужденные к лишению свободы - в исправительных учреждениях системы ГУИН Министерства юстиции РФ.

В исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе по решению его начальника для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Такие осужденные содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц. Условия содержания таких осужденных должны соответствовать колонии общего режима (ст. 77 УИК РФ).

Рассмотрим вопрос о соотношении понятий "заключение под стражу" и "арест". В Советском энциклопедическом словаре разъясняется: "Арест (от позднелат. Arrestum - судебное постановление) - принудительное задержание и помещение в тюрьму. В СССР применяется как наиболее строгая мера пресечения заключение под стражу. Предусмотрены также кратковременное лишение свободы по постановлению судьи за некоторые виды административных правонарушений и кратковременное задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления" <*>. Даются пояснения к понятию "предварительное заключение" - содержание под стражей (арест) в качестве меры пресечения; засчитывается судом в срок отбывания наказания <**>.

<*> Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 74.
<**> Там же. С. 1052.

В третьем издании классического "Словаря русского языка" С.И. Ожегова указано: "Арест: 1. Заключение под стражу. Подвергнуть кого-либо аресту. Взять под арест. Домашний арест - запрет выхода из дома как форма наказания, пресечения чего-нибудь. 2. Запрещение распоряжаться имуществом, налагаемое судебными органами" <*>. "Заключение: 2. Состояние того, кто лишен свободы. Быть в заключении. Пожизненное заключение" <**>. "Стража - под стражей (офиц.) - под арестом. Взять под стражу (офиц.) - арестовать" <***>. Таким образом, толковые словари отождествляют понятия "заключение под стражу" и "арест".

<*> Словарь русского языка / Составил С.И. Ожегов / Под общей ред. академика С.П. Обнорского. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1953. С. 22.
<**> Там же. С. 179.
<***> Там же. С. 714.

В российском праве термин "арест" употребляется в нескольких отраслях права в разных значениях. Рассмотрим их подробнее.

В административном праве арест предусмотрен как административное наказание, которое устанавливается и назначается в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений: неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ); мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство или общественную нравственность (ст. 20.21 КоАП РФ).

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп (ст. 3.2; 3.9 КоАП РФ). Административный арест назначается судьей. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (ст. 32.8 КоАП РФ).

В уголовном праве арест входит в систему уголовных наказаний. Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте (ст. 54 УК РФ).

Осужденные отбывают наказание в арестных домах, где содержатся в условиях строгой изоляции, соответствующих условиям общего режима в тюрьме (ст. 68 - 69 УИК РФ).

Следует отметить, что арест относится к тем видам наказания, которые в настоящее время не применяются. Статья 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие УК РФ" в редакции Федерального закона от 10.01.02 N 4-ФЗ устанавливает, что положения о наказании в виде ареста будут введены в действие не позднее 2006 года <*>.

<*> Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2955; 14.01.2002. N 2. Ст. 130.

Наконец, в системе мер пресечения в уголовном процессе в настоящее время предусмотрен домашний арест. Он состоит в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете: 1) общаться с определенными лицами; 2) получать и отправлять корреспонденцию; 3) вести переговоры с использованием любых средств связи. Домашний арест избирается по судебному решению (ст. 107 УПК РФ).

В гражданском и арбитражном процессах предусмотрено наложение ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику (должнику), как меры обеспечения иска и обеспечения исполнения решения (п. 1 ч. 1 ст. 140, 213 ГПК РФ).

В исполнительном производстве арест имущества рассматривается как мера принудительного исполнения судебного решения (Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ <*>).

<*> Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3591.

Статья 27.14 КоАП РФ предусматривает арест товаров, транспортных средств или иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения. Такой арест заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Арест применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение не только правонарушителю, но и иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

В уголовном процессе наложение ареста на имущество относится к иным мерам процессуального принуждения и производится для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение (ст. 115 УПК). Предусмотрен арест ценных бумаг (ст. 116 УПК).

К следственным действиям относится наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Арест почтово-телеграфных отправлений в учреждениях связи допускается по судебному решению, вынесенному на основании постановления следователя, и состоит в том, что учреждение связи задерживает корреспонденцию, поступающую на имя данного лица, о чем уведомляет следователя (ст. 185 УПК).

Понятие "арест", относящееся к имуществу, предусмотрено и другими отраслями права.

Таким образом, правовое понятие ареста весьма неоднозначно и употребляется в трех смысловых значениях:

изоляция гражданина от общества на определенный срок по постановлению компетентного органа или должностного лица;

запрет на распоряжение имуществом, включая денежные средства и ценные бумаги;

ограничения на доступ к корреспонденции.

Вернемся теперь к понятию ареста как меры пресечения, состоящей в заключении под стражу. Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 22 устанавливает: арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. В пункте 6 раздела второго Конституции указано: до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Исходя из этих положений, можно утверждать, что в Конституции термин "арест" употребляется как тождественный термину "заключение под стражу".

В УПК РСФСР понятие ареста как тождественное заключению под стражу употреблялось в ст. 96, 220.1, 220.2. В УПК РФ термин "арест" как иное наименование меры пресечения - заключение под стражу - употребляется лишь в п. 4 ч. 2 ст. 38, где говорится, что следователь вправе давать поручения органам дознания о задержании, приводе, об аресте. Следует учесть традиции юридической терминологии, в соответствии с которыми заключение под стражу принято было именовать арестом. Полагаем, что эти понятия следует считать тождественными, а термин "арест" вполне допустимо употреблять в уголовно-процессуальной теории и практике прежде всего в смысле заключения под стражу в качестве меры пресечения.

Допустимо также именовать лиц, содержащихся под стражей до приговора суда, арестованными. Во-первых, это подчеркивает предварительный характер помещения под стражу; во-вторых, следует учесть, что правовой режим для подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, одинаков. Существенно различается он для тех подозреваемых, которые задержаны по подозрению в совершении преступления (их следует именовать задержанными) и в отношении которых избрана мера пресечения (их следует именовать арестованными).

Напротив, арест нельзя отождествлять с задержанием по подозрению в совершении преступления. Арест в общепринятом понимании предполагает пребывание под стражей в течение достаточно длительного времени по постановлению судьи. Задержание понимается как сугубо предварительное помещение под стражу, когда вопрос о дальнейшей судьбе задержанного еще не решен.

В КоАП РФ административное задержание предусмотрено как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Административное задержание рассматривается как кратковременное ограничение свободы физического лица. Срок задержания не может превышать 3 часов, а в случае, когда за совершенное правонарушение возможен административный арест, срок задержания увеличивается до 48 часов (ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ). Административное законодательство четко разделяет задержание и арест (ст. 3.9; 32.8 КоАП РФ).

Анализируя терминологию, необходимо также остановиться на понятии "предварительное заключение". Этот термин потерял свое официальное значение после вступления в силу Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" <*>. Понятие "предварительное заключение" в настоящее время заменено на понятие "содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Данный Закон заменил действовавшее ранее Положение о предварительном заключении под стражу (утверждено Законом СССР от 11 июля 1969 г.) <**>, а также Положение о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г.) <***>.

<*> Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. N 29. Ст. 2759. Далее - ФЗ N 103.
<**> Ведомости Верховного Совета СССР. 1969. N 29. Ст. 248.
<***> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 29. Ст. 426.

По нашему мнению, термин "предварительное заключение" весьма полно отражал сущность рассматриваемой меры пресечения. Изоляция лица от общества в связи с применением меры пресечения на стадии предварительного расследования, действительно, носит предварительный характер. Само по себе применение меры пресечения не должно определять вида и размера наказания, которое назначит суд. Несмотря на то что в УПК РФ о предварительном заключении не говорится, полагаем, что в теоретических работах, а также в следственной и судебной практике этот термин вполне употребим.

Если обратиться к сущности рассматриваемой меры пресечения, то следует признать, что она состоит в изоляции от общества. Как указано выше, арест, как и прочие меры пресечения, применяется в целях обеспечения успешного процесса расследования и судебного разбирательства уголовного дела. Соответственно, ограничения прав и свобод при аресте должны носить минимальный характер и не имеют карательного содержания. В сущности, лицо, находящееся в предварительном заключении, не должно быть ограниченным в бытовых условиях, питании, медицинском обслуживании и т.д. Однако такое вряд ли осуществимо.

Изоляция подозреваемых и обвиняемых достигается путем помещения их в специально предназначенные для этого учреждения. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Минюста РФ; следственные изоляторы Федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания органов внутренних дел; изоляторы временного содержания Пограничных войск РФ (ст. 7 ФЗ N 103). Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, содержатся в следственных изоляторах (ст. 8 ФЗ N 103). Указанные лица временно могут содержаться в изоляторах временного содержания, в случаях, предусмотренных УПК (ст. 9 ФЗ N 103). Порядок работы следственных изоляторов и правила содержания в них регулируются Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденным Приказом Минюста РФ от 25 января 1999 г. N 20 (в ред. от 05.03.2004) <*> и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС МЮ РФ, утвержденными Приказом Минюста РФ от 12 мая 2000 г. N 148 (в ред. от 02.10.2002) <**>. Порядок содержания в ИВС регулируется Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД РФ от 26 января 1996 г. N 41 <***>. Кроме того, действуют изоляторы временного содержания Пограничных войск РФ.

<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 08.03.1999. N 10.
<**> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 12.06.2000. N 24.
<***> Российские вести. 11.04.1996. N 68; 18.04.1996. N 73.

Статья 96.2 УПК РСФСР предусматривала, что подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в изоляторах временного содержания не более трех суток. В действующем законе такая норма отсутствует. Кроме того, эти лица могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на срок до десяти суток в течение месяца (ст. 13 ФЗ N 103). Полагаем, что вопросы содержания лиц, находящихся в предварительном заключении, должны регулироваться не уголовно-процессуальным законом, а вышеназванным Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Следует его дополнить соответствующей нормой, ранее содержавшейся в ст. 96.2 УПК РСФСР.

Пребывание под стражей в следственном изоляторе и в изоляторе временного содержания неизбежно связано не только с ограничениями прав и свобод, но и с лишениями бытового характера, а также и моральными страданиями. Международно-правовые акты в сфере защиты прав заключенных, а также вышеназванный Федеральный закон N 103 и соответствующие ему ведомственные нормативные акты устанавливают пределы ограничения прав и свобод арестованных. Указываются и нормативы бытовых условий пребывания в следственном изоляторе, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; с выдачей постельных принадлежностей, посуды и столовых приборов. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м (ст. 23 ФЗ N 103).

Для размещения подозреваемых и обвиняемых оборудуются камеры - сухие, вентилируемые, с естественным и электрическим освещением из расчета не менее 2,5 кв. м жилой площади на человека. Указанная норма в 2,5 кв. м - временно действующая и вызвана недостатком необходимых площадей <*>.

<*> Комментарий к Федеральному закону о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений / Под ред. П.Г. Мищенкова. М.: БЕК, 1996. С. 91.

Однако реальность далеко не соответствует тем требованиям, которые установлены перечисленными документами. "В настоящее время в следственных изоляторах создалось весьма напряженное положение с размещением подозреваемых и обвиняемых, число которых растет. Поэтому установленные нормы площади зачастую соблюсти просто невозможно. В последние несколько лет все большее место в структуре преступности занимают тяжкие преступления, поэтому в качестве меры пресечения чаще стало применяться заключение под стражу. Зачастую существенно затягиваются следствие и судебное рассмотрение по уголовным делам в результате недостатка работников следствия, суда. Имеются трудности и в этапировании осужденных в учреждения уголовно-исполнительной системы. Все это привело к существенному переполнению следственных изоляторов, количество которых явно недостаточно. Многие из них построены еще в дореволюционное время, находятся в аварийном состоянии, бытовые условия не соответствуют требованиям санитарии и гигиены" <*>.

<*> Там же. С. 91.

По данным специальной переписи 1999 г., проведенной коллективом ВНИИ МВД России, 39,5% подозреваемых и обвиняемых содержались в камерах численностью более 20 человек. При размещении в камере большего их числа практически во всех следственных изоляторах нарушаются установленные законодательством нормы санитарной площади на человека. В следственных изоляторах весьма остро стоит проблема предоставления подозреваемым и обвиняемым индивидуального спального места. 34,2% лиц, содержащихся под стражей, не имели индивидуального спального места <*>.

<*> Характеристика подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах. Том 1. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. А.С. Михлина. М.: Юриспруденция, 2000. С. 49 - 53.

Безусловно, перечисленные и иные проблемы, связанные с содержанием под стражей до вступления приговора суда в законную силу, могут быть полностью преодолены только при значительном увеличении финансовых расходов государства на уголовно-исполнительную систему, и, очевидно, лишения бытового, материального характера, связанные с пребыванием в следственном изоляторе, сохранятся еще длительное время.

Не приносят пользы и периодические кампании по сокращению числа лиц, находящихся в следственных изоляторах, так как освобождающиеся "места" тут же вновь заполняются подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений.

Вместе с тем не надо забывать, что основания для пребывания под стражей до приговора суда предусмотрены уголовно-процессуальным законом, соответственно, необходимо совершенствовать систему мер пресечения, так как возможности применения мер, не связанных с лишением свободы, использованы в минимальной степени.