Мудрый Юрист

Европейская ассоциация свободной торговли: правовой статус и отношения с россией

Калиниченко Пауль Алексеевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры права Европейского союза Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье рассматриваются правовые основы деятельности Европейской ассоциации свободной торговли и Европейского экономического пространства, а также правовые аспекты их отношений с Россией с учетом построения будущей зоны свободной торговли между Россией и ЕАСТ.

Ключевые слова: ЕАСТ; ЕЭП; Россия; европейское право; зона свободной торговли.

European free trade association: a legal status and relations with Russia

P.A. Kalinichenko

Kalinichenko Paul Alexeevich, doctor of laws, associate professor, professor of the European law department of Kutafin Moscow state law university (MSAL).

The article is concerned with legal basics of European Free Trade Association's activity and European economic area, as well as with legal issues of their relations with Russia aimed at building the future zone of free trade between Russia and EFTA.

Key words: EFTA; EEA; european law; Russia; free trade area.

Появление Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) неразрывно связано с процессами экономической интеграции стран Западной Европы после Второй мировой войны. Конвенция об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли была подписана 4 января 1960 г. в Стокгольме. Первоначальными участниками Конвенции являлись семь государств - Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Соединенное Королевство.

Все эти государства были членами другой европейской организации - Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной на основе так называемого плана Маршалла, в рамках которой осуществлялись общие усилия государств Западной Европы по восстановлению их разрушенной экономики после Второй мировой войны. ОЕЭС к концу 1950-х гг. в целом выполнила свое предназначение и нуждалась в существенной реорганизации, которая и была проведена Конвенцией об Организации экономического сотрудничества и развития в конце 1960 г.

С другой стороны, в интенсификации нуждалась и экономическая жизнь западноевропейских государств. Курс, заданный планом Маршалла и деятельностью ОЕЭС и направленный на интеграцию их экономик, требовал логического продолжения. Ряд государств ОЕЭС учредили в 1950-е гг. для этих целей собственный механизм экономической интеграции в рамках Европейских сообществ. Однако другие государства не устраивали темп и характер экономической интеграции, предусмотренные Европейскими сообществами. Поэтому семь вышеперечисленных европейских государств создали собственную интеграционную структуру в экономической сфере - Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ).

Разработка Конвенции, ее подписание и вступление в силу прошли в кратчайшие сроки. Решение о создании Ассоциации свободной торговли было принято представителями правительств семи стран на встречах в Осло в феврале 1959 г. и в г. Сальтшебаден (пригороде Стокгольма) в июне 1959 г. Текст учредительного документа Организации был разработан к сентябрю того же года, а уже 20 ноября одобрен на правительственной конференции государств в Стокгольме. В январе 1960 г. состоялось подписание Конвенции, которая вступила в силу 3 мая 1960 г.

Конвенция 1960 г. определила задачи новой Организации:

содействие непрерывному росту экономической активности, обеспечению занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;

обеспечение добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории государств-членов;

содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем ликвидации торговых барьеров.

В рамках ЕАСТ была создана зона свободной торговли в том значении, которое придает этому явлению Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ). Государства-члены обязались, используя механизм ЕАСТ, обеспечить наиболее полную реализацию четырех экономических свобод в отношениях между ними - свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов.

Несмотря на амбициозные экономические цели и элементы наднациональности в своей компетенции, ЕАСТ имеет примитивную структуру органов <1>. Основным органом ЕАСТ является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Совет своими решениями может учреждать комитеты, деятельность которых носит вспомогательный характер.

<1> См.: Филимонова Т. Новые рубежи ЕАСТ // Экономическое сотрудничество стран - членов СЭВ. 1990. N 9. С. 88.

Совет принимает акты, обязательные для государств-членов: решения и рекомендации. Решения Совета ЕАСТ обязательны для всех стран ЕАСТ, рекомендации Совета ЕАСТ обязательны для тех государств-членов, которым они адресованы. Наличие этих полномочий свидетельствует о присутствии в интеграционном механизме Европейской ассоциации свободной торговли определенных зачатков наднациональности.

Организационной деятельностью и координацией функционирования Совета и других структур ЕАСТ занимается Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем.

Штаб-квартира Организации расположена в г. Женева.

Численный состав государств - членов ЕАСТ изменялся несколько раз. Уже в марте 1961 г. ассоциацию с ЕАСТ оформила Финляндия, ставшая полноправным членом Организации только с 1 января 1986 г. Дабы не препятствовать углублению процессов интеграции в рамках Северного сотрудничества, к ЕАСТ присоединилась и Исландия с 1 января 1970 г. Последнее присоединение к ЕАСТ состоялось 1 сентября 1991 г., когда членом организации стал Лихтенштейн.

Хотя ЕАСТ изначально замышлялась как альтернатива интеграции в рамках Европейских сообществ, общность целей сделала развитие сотрудничества между этими организациями неизбежным. Такое сотрудничество развивалось преимущественно по двум направлениям.

Во-первых, процессы европейской интеграции предопределили роль ЕАСТ как организации, в которой проходила своего рода "подготовка" некоторых европейских государств к вступлению в Европейские сообщества. Так, в 1972 г. из ЕАСТ вышли Великобритания, Ирландия и Дания и присоединились к Сообществам, та же ситуация произошла в 1985 г. с Португалией и в 1994 г. с Австрией, Швецией и Финляндией.

Во-вторых, начиная с 1960-х гг. ЕАСТ и Европейские сообщества стремились оформить на основе международных соглашений как можно более глубокие связи в экономической сфере между собой. Первым опытом в этом отношении стало заключение 22 июля 1972 г. 14 соглашений о свободной торговле между ЕАСТ и Европейскими сообществами (семь из них были между ЕАСТ и ЕЭС, остальные семь - между ЕАСТ и ЕОУС). Следующим важным шагом по сближению деятельности двух организаций стало подписание 9 апреля 1984 г. Люксембургской декларации, выработанной в ходе Совещания на уровне министров стран ЕАСТ и государств - членов Сообществ. Эта Декларация обозначила переход к более тесному экономическому сотрудничеству между ЕАСТ и Сообществами, а также развитие такого сотрудничества в сферах неэкономического характера, например в области здравоохранения. Итогом же совместной работы организаций в заданном направлении стало создание Европейского экономического пространства (ЕЭП) в 1994 г.

Проект Соглашения о ЕЭП появился в 1989 г., однако его доработка и согласование его положений между сторонами заняли достаточно долгое время. Концепция, заложенная в Соглашении, была воспринята неоднозначно и вызвала ряд возражений у сторон, в частности Суд Сообществ не устраивал ряд положений Соглашения, касавшихся компетенции создаваемого на его основе Суда ЕАСТ. Все же после доработки Соглашение о Европейском экономическом пространстве было заключено 2 мая 1992 г. в Порто (Португалия) и вступило в силу 1 января 1994 г.

Соглашение о ЕЭП содержит преамбулу, 129 статей, сгруппированных в 9 частей, некоторые части разбиваются на главы, а ряд глав структурированы на разделы. Составной частью Соглашения являются 22 приложения и 47 протоколов к нему.

Сегодня в соглашении о ЕЭП участвуют Европейское сообщество и его 15 государств-членов, включая Австрию, Швецию и Финляндию, с одной стороны, и Исландию, Лихтенштейн и Норвегию - с другой. Швейцарская Конфедерация упоминается в тексте Соглашения, но это государство так и не присоединилось к нему (Швейцария подписала Соглашение, но результаты референдума по его одобрению оказались отрицательными). Сегодня отношения Швейцарии и Европейского союза строятся на основе специальных секторных соглашений.

Соглашение о ЕЭП стало звеном, соединившим две интеграционные структуры и создавшим возможности для более тесного сотрудничества между государствами, входящими в них. Соглашение о ЕЭП позволило распространить на европейские государства, формально не являющиеся членами Европейского союза, правовой режим внутреннего рынка, законодательство ЕС по вопросам свободного перемещения товаров, лиц, услуг и капиталов, а равно в смежных с ними сферах <2>.

<2> Подробнее об этом см.: Blanchet T., Piipponen R., Westman-Clement M. The Agreement on the European Economic Area (EEA). A Guide to the Free Movement of Goods and Competition Rules. Oxford, 1996; EEA Law: A Commentary on the EEA Agreement. Stockholm, 1993; Юмашев Ю.М. Механизм формирования общего экономического пространства ЕЭС и стран - участниц ЕАСТ // Государство и право. 1992. N 4. С. 93 - 101.

С точки зрения системы источников права Европейского союза Соглашение о Европейском экономическом пространстве относится к категории соглашений об ассоциации Союза с третьими странами и другими международными организациями.

Создание Европейского экономического пространства является средством достижения продолжительности и равномерной поддержки торговых и экономических отношений между сторонами Соглашения при равных условиях конкуренции согласно § 1 ст. 2.

Европейское экономическое пространство предусматривает:

Соглашение определяет основные принципы функционирования ЕЭП, закладывает основные правила для реализации свободы передвижения товаров, облегчения торговли путем укрепления таможенного сотрудничества, отдельно рассматривая положения о сельскохозяйственной и рыболовной политике, а также торговли углем и изделиями из стали. В Соглашении о ЕЭП рассматриваются подробно также вопросы реализации других экономических свобод - свободы передвижения работников, лиц свободных профессий и права на учреждение, свобод предоставления услуг и движения капиталов.

Особое внимание Соглашение о ЕЭП уделяет сферам транспорта и конкуренции. Отдельные положения посвящены другим сферам - социальной политике, окружающей среде, защите потребителей, статистике, совершенствованию права компаний.

За пределами четырех рыночных свобод согласно ст. 78 Соглашения в рамках ЕЭП стороны могут развивать сотрудничество в сферах исследований и технологического развития, информационных услуг, образования, обучения молодежи, поддержки малых и средних предприятий, туризма, аудиовизуального сектора и защиты граждан.

Европейское экономическое пространство предусматривает введение идентичного или схожего по содержанию законодательства по вышеперечисленным вопросам в Сообществах и государствах - членах ЕАСТ. Это одна из центральных идей Соглашения 1992 г., закрепленная в качестве принципа функционирования ЕЭП в ст. 7.

Положения Соглашения о сотрудничестве в различных областях деятельности временами дословно повторяют положения Римского договора 1957 г. в его Маастрихтской редакции.

Соглашением также учреждена организационная структура ЕЭП, которая дополняет структуру органов ЕАСТ. В рамках ЕЭП проводят свою деятельность: Совет ЕЭП, Совместный комитет ЕЭП, Совместный парламентский комитет ЕЭП, Совместный консультативный комитет ЕЭП, Контролирующий орган ЕАСТ, Суд ЕАСТ.

Совет ЕЭП состоит из членов Совета Европейского союза и Европейской комиссии, а также государств - членов ЕАСТ. Он контролирует применение Соглашения о ЕЭП и принимает решения по изменению Соглашения.

Совместный комитет ЕЭП, состоящий из представителей сторон, обеспечивает применение Соглашения и консультации в процессе функционирования ЕЭП.

Совместный парламентский комитет ЕЭП формируется на паритетной основе из представителей Европейского Парламента и парламентов государств ЕАСТ. В ходе своей деятельности этот орган заслушивает отчеты и доклады Совместного комитета ЕЭП и обсуждает актуальные вопросы функционирования ЕЭП.

Совместный консультативный комитет ЕЭП, состоящий из членов Экономического и социального комитета ЕС и Консультативного комитета ЕАСТ, обладает консультативными полномочиями при принятии решений в рамках ЕЭП.

Контролирующий орган ЕАСТ является постоянно действующим органом и формируется из представителей государств ЕАСТ, участвующих в Европейском экономическом пространстве. Штат сотрудников Контролирующего органа ЕАСТ насчитывает 49 человек. Возглавляет Контролирующий орган ЕАСТ Коллегия из трех человек, назначаемых по общему согласию от правительств Исландии, Лихтенштейна и Норвегии сроком на четыре года. Председатель Коллегии избирается на два года из состава членов Коллегии. Основной функцией Контролирующего органа ЕАСТ является контроль за соблюдением правил конкуренции, вводимых в рамках ЕЭП на территории стран ЕАСТ.

Суд ЕАСТ состоит из трех судей, назначаемых тремя странами ЕАСТ - участницами ЕЭП на шесть лет. Из числа своего состава судьи Суда ЕАСТ каждые три года избирают Председателя Суда ЕАСТ. Суд ЕАСТ в отношении применения положений Соглашения о ЕЭП проводит действия по надзору за исполнением обязательств государств - членов ЕАСТ, является апелляционной инстанцией по отношению к решениям Контролирующего органа ЕАСТ в сфере конкуренции, разрешает споры между двумя и более государствами - членами ЕАСТ о применении Соглашения о ЕЭП.

Сегодня деятельность Европейской ассоциации свободной торговли практически полностью завязана на обеспечении функционирования Европейского экономического пространства.

На настоящий момент в ЕАСТ входят всего четыре государства - Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Особые отношения ЕАСТ имеет с государствами Центральной и Восточной Европы. Так, с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией в начале 1990-х гг. ЕАСТ были заключены соглашения о свободной торговле. К сожалению, ЕАСТ не имеет столь развитых отношений с Россией, но перспектива их развития существует.

21 июня 2001 г. на Конференции представителей стран ЕАСТ в Вадуце Стокгольмская конвенция об учреждении ЕАСТ была серьезнейшим образом пересмотрена, адаптирована к современным условиям деятельности Организации. В новой редакции Конвенция об учреждении ЕАСТ содержит преамбулу, 18 глав, 59 статей, 1 протокол и 21 приложение.

Вадуцкие изменения скорректировали задачи Ассоциации, расширили рамки интеграции в сфере торговли и передвижения услуг, инвестиций, капиталов и платежей, защиты интеллектуальной собственности, государственных поставок и координации введения защитных мер в отношениях между странами ЕАСТ. Современный вариант Конвенции об учреждении ЕАСТ в своих формулировках зачастую чрезвычайно напоминает соответствующие положения, содержащиеся в Соглашении о ЕЭП 1992 г. и в Римском договоре 1957 г. Сближение положений Конвенции 1960 г. с положениями этих договоров было одной из целей изменений, сделанных в Вадуце.

Вадуцкие изменения призваны в определенной мере оживить деятельность организации, предоставить новые возможности для более глубокой интеграции в торговой и экономической сфере.

В начале ноября 2010 г. стартовали переговоры между странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и тройкой стран Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) о заключении соглашения о зоне свободной торговли <3>. В сентябре 2012 г. стороны переговоров заявили об успешном ходе переговорного процесса и об уверенности в заключении в ближайшей перспективе (2013 г.) соглашения с ЕАСТ о зоне свободной торговли <4>. Стороны проделали значительную работу в том, что касается формулирования положений будущего соглашения в отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров, фитосанитарных мер, торговли услугами и государственных закупок.

<3> Об этом см. информацию на официальном сайте Минэкономразвития России: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20101123_04.
<4> См.: Чичкин А. Север хочет долю. Россия и Скандинавия могут создать экономический блок // Российская бизнес-газета. 2012. 28 авг.

Идея интенсификации интеграционных процессов между Россией и другими странами Европы через укрепление экономических связей с ЕАСТ не нова. В 2005 г. она была высказана известным российским юристом М. Энтиным <5> и активно поддержана и развита в последующих работах П. Калиниченко <6>.

<5> См.: Entin M. Strengthening legal grounds for developing Russian relations with the European Union // Azerbaijani-Russian Journal of International and Comparative Law. 2005. N 1(2). P. 152 - 154.
<6> См.: Калиниченко П.А. Россия и Европейский союз: двусторонняя нормативная база взаимоотношений. М., 2011. С. 87.

Опыт стран Центральной и Восточной Европы, вступивших в 2004 г. в Европейский союз, демонстрирует, что на практике создание зоны свободной торговли с ЕАСТ может быть первым шагом к построению зоны свободной торговли с Европейским союзом - главным торговым партнером России. Это же демонстрирует опыт Украины, подписавшей Соглашение о зоне свободной торговли с ЕАСТ в 2010 г., и только годом позже Соглашение об ассоциации с ЕС, предусматривающее создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

Появление зоны свободной торговли между Россией и ЕАСТ удвоит товарооборот между Россией и странами ЕАСТ и окажет самое благоприятное воздействие на экономический рост сторон будущего соглашения и их позиций в международной торговле. И это будет важный шаг, на наш взгляд, предваряющий начало переговоров с Европейским союзом, своего рода "разминка" перед созданием Соглашения о зоне свободной торговли между Россией и Европейским союзом.

Библиографический список

  1. Калиниченко П.А. Россия и Европейский союз: двусторонняя нормативная база взаимоотношений. М., 2011.
  2. Филимонова Т. Новые рубежи ЕАСТ // Экономическое сотрудничество стран - членов СЭВ. 1990. N 9.
  3. Чичкин А. Север хочет долю. Россия и Скандинавия могут создать экономический блок // Российская бизнес-газета. 2012. 28 авг.
  4. Юмашев Ю.М. Механизм формирования общего экономического пространства ЕЭС и стран - участниц ЕАСТ // Государство и право. 1992. N 4.
  5. Blanchet T., Piipponen R., Westman-Clement M. The Agreement on the European Economic Area (EEA). A Guide to the Free Movement of Goods and Competition Rules. Oxford, 1996.
  6. EEA Law: A Commentary on the EEA Agreement. Stockholm, 1993.
  7. Entin M. Strengthening legal grounds for developing Russian relations with the European Union // Azerbaijani-Russian Journal of International and Comparative Law. 2005. N 1(2).