Мудрый Юрист

Интеграционные процессы на территории европы на примере инвестиционного права ЕС

Долинская Владимира Владимировна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и семейного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

В рамках темы статьи рассматривается правовое регулирование движения капиталов, отношений на рынке ценных бумаг, движения платежей, а также инвестиционные споры.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная деятельность; инсайдерская информация; манипулирование; публичное предложение ценных бумаг; проспект эмиссии.

Integration processes within Europe based on the example of European investment law

V.V. Dolinskaya

Dolinskaya Vladimira Vladimirovna, doctor of laws, professor, professor of the civil and family law department of Kutafin Moscow state law university (MSAL).

The article is concerned with legal regulation of capital movement, relations on the securities market, cash flow, and investment disputes discussed in the framework of integration processes within Europe.

Key words: investments; investment activity; insider information; manipulation; public offer of securities; issue prospectus.

Европейский союз является на сегодняшний день крупнейшим региональным интеграционным объединением.

Его специфика выражается в уровне интеграции, в субъектном составе участников и в специфических интеграционных методах, которые наиболее ярко проявляются в праве, правовом регулировании.

Проиллюстрируем это на примере регулирования инвестиционной деятельности, которое, несмотря на свою форму (правовая - инвестиционное право), ближе всего к экономическим отношениям, лежащим в основе интеграции.

Учредительные договоры ЕС не содержали отдельного раздела, посвященного регулированию инвестиционной деятельности. Интегрирование рынка ценных бумаг, финансовых услуг и т.п. в Европе происходило в результате последовательного претворения в жизнь ряда основополагающих принципов права ЕС: свободного движения лиц, услуг и капиталов. Например, совершение операций с ценными бумагами определяется в праве ЕС как движение капиталов, а деятельность профессиональных участников РЦБ - как разновидность финансовых услуг, которая рассматривается в рамках свободы оказания услуг. Еще в 1966 г. экспертной группой, которая действовала по поручению Европейской комиссии, был представлен доклад SEGRE, где говорилось о необходимости обеспечения равного доступа финансово-кредитных организаций и иных участников к общему рынку ЕС. В 1979 г. Советом была принята первая директива, посвященная регулированию фондового рынка.

Сегодня в инвестиционном праве ЕС просматриваются следующие крупные блоки:

правовое регулирование движения капиталов;

правовое регулирование отношений на рынке ценных бумаг;

правовое регулирование движения платежей;

разрешение инвестиционных споров.

В настоящее время к основным источникам инвестиционного права ЕС относятся директивы и регламенты, нормы международно-правовых соглашений и судебные решения <1>.

<1> См.: Долинская В.В. Источники гражданского права: Учебное пособие. М.: МГИМО(У) МИД РФ, 2005.

Многосторонние договоры, действующие в сфере инвестиций, делятся на универсальные и региональные.

Среди первых: Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства (Вашингтон, 1965 г.), Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.), а также соглашения, подписанные в рамках ГАТТ/ВТО, - Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Правовое регулирование движения капиталов

Принцип свободного перемещения капиталов внутри стран - членов ЕС - один из трех основополагающих принципов права ЕС (п. "c" ст. 3 Договора о функционировании Европейского союза).

В решении по делу N C-286/82 Luisi and Carbone v. Ministero del Tesoro от 31 января 1984 г. <2> Суд Европейских сообществ определил, что "передвижение капитала" означает финансовые операции, существенно связанные с инвестированием соответствующих фондов. В решении по делу N C-7/78 R. v. Thompson указано: "...передвижение капитала имеет место, когда финансовые источники, расположенные в одной стране, используются для инвестиций в другую страну и инвестиция не перечисляется обратно в страну первоначального местонахождения финансовых ресурсов в разумный срок".

<2> http://EUR-Lex.europa.eu

Первой директивой, посвященной вопросам свободного перемещения капиталов, являлась Директива от 11 мая 1960 г. (известна как Первая директива), расширенная и частично измененная Директивой Совета от 22 января 1963 г.

Впоследствии эти Директивы были изменены Директивой Совета от 24 июня 1988 г. N 88/361/EEC "О применении статьи 68 Римского договора". В приложении I к ней содержится перечень операций, квалифицируемых в качестве движения капиталов:

категория I - прямые инвестиции (происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг));

категория II - инвестиции в недвижимость;

категория III - операции с ценными бумагами, обычно обращающимися на рынке капиталов (не включенные в категории I, IV, V);

категория IV - операции с долями (паями) инвестиционных фондов;

категория V - сделки с ценными бумагами и иными инструментами, обычно обращающимися на денежном рынке;

категория VI - текущие и срочные операции в финансовых организациях;

категория VII - кредиты, связанные с коммерческими сделками или оказанием услуг с участием резидентов;

категория VIII - займы и финансовые кредиты (не включенные в категории I, VII, XI);

категория IX - поручительство, другие гарантии и права залога;

категория X - платежи, связанные с исполнением договоров страхования;

категория XI - движение капиталов личного характера;

категория XII - импорт и экспорт имущественных ценностей;

категория XIII - иное движение капиталов.

Директива предложила классификацию движения капитала в соответствии с экономической природой активов <3> и установила единый порядок движения капиталов в наличной и безналичной форме.

<3> О видах инвестиций см.: Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992; Долинская В.В. Инвестиции и инвестиционная деятельность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 1.

В настоящее время вопросам свободного перемещения капиталов и платежей посвящена гл. 4 разд. IV Договора о функционировании ЕС "Капиталы и платежи" (ст. 63 - 66). Пункт 1 ст. 63 Договора гласит: "В рамках положений настоящей главы запрещаются любые ограничения на перемещения капиталов между государствами-членами и между государствами-членами и третьими странами". Суд признал за положениями ст. 63 Договора прямое действие.

Статья 65 Договора о функционировании ЕС посвящена ограничениям свободы передвижения капиталов.

Первая группа ограничений связана с налоговым правом. Договор не только ввел возможность для государств-членов применять уместные положения национального налогового права, различающие налогоплательщиков по их месту жительства и по месту инвестирования их капитала, но и дал государствам-членам право принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений национального законодательства в области налогообложения и предусмотренного в законодательстве наблюдения за финансовыми учреждениями. Государства-члены "могут применять меры, оправданные целями поддержания общественной политики и общественной безопасности".

Вторая группа ограничений, под которую подпадают передвижения капитала между государствами-членами и третьими странами: "в исключительных обстоятельствах" и при "строгой необходимости", когда передвижения капитала в или из третьих стран вызывают или могут вызвать серьезные трудности для функционирования Экономического и валютного союза, можно вводить решением Совета защитные меры в отношении третьих стран на срок, не превышающий шести месяцев.

Действовать эта статья начала с 1 января 1999 г. Однако ситуация, когда такие меры могут быть приняты, достаточно ограниченна.

Третья группа ограничений передвижения капитала между государствами-членами и третьими странами состоит из ограничений, вызванных политическими причинами. Такие ограничения могут возникнуть в результате общей внешней политики, при этом принятые в рамках особой процедуры меры распространяются на все Сообщество. Кроме того, такие ограничения могут быть введены отдельными государствами-членами из серьезных политических соображений.

Таким образом, ограничения свободы передвижения капиталов преимущественно касаются публичного права.

Правовое регулирование отношений на рынке ценных бумаг

В Европе и США под инвестициями чаще всего понимаются вложения в ценные бумаги. Поэтому основу инвестиционного права ЕС составляет правовое регулирование отношений на рынке ценных бумаг. Оно включает несколько сегментов.

Директива Европейского Парламента и Совета ЕС от 28 мая 2001 г. N 2001/34/EC о допуске ценных бумаг к официальной котировке на бирже и о порядке раскрытия информации о таких ценных бумагах <4> объединила Директиву Совета ЕС от 5 марта 1979 г. о координации условий допуска ценных бумаг к официальной котировке на фондовой бирже; Директиву Совета от 17 марта 1980 г. о координации условий выпуска, контроля и распространения проспекта, который подлежит опубликованию при допуске ценных бумаг к официальной котировке на фондовой бирже; Директиву Совета от 15 февраля 1982 г. о регулярной информации, подлежащей опубликованию обществами, акции которых допущены к официальной котировке на фондовой бирже, и изменения в них.

<4> Здесь и далее в отсутствие специальных указаний см.: http://EUR-Lex.europa.eu.

В связи с многочисленными изменениями сейчас она применяется в совокупности с Директивами от 4 ноября 2003 г. и от 15 декабря 2004 г., о которых будет сказано ниже.

Исторически следующий сегмент представляет Директива Европарламента и Совета от 28 января 2003 г. N 2003/6/EC об инсайдерских сделках и рыночном манипулировании (рыночных злоупотреблениях) (Market Abuse Directive) <5> и принятые к ней Комиссией на основе заключений КРЦБ четыре дополнительных акта:

<5> Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse) OJ 12.4.2003, L 96/16.

Директива ЕК от 22 декабря 2003 г. об условиях применения Директивы Европарламента и Совета от 28 января 2003 г. относительно определения и публикации привилегированных сообщений и определения манипулирования рынком;

Директива ЕК от 22 декабря 2003 г. об условиях применения Директивы Европарламента и Совета от 28 января 2003 г. относительно инвестиционных рекомендаций и порождаемых ими конфликтов интересов;

Директива ЕК от 29 апреля 2004 г.;

Регламент ЕК от 22 декабря 2003 г.

В преамбуле Директивы N 2003/6/EC констатировано, что подлинный Единый рынок финансовых услуг очень важен для экономического роста и создания рабочих мест в Сообществе (п. 1), а инсайдерская торговля и манипулирование препятствуют прозрачности рынка, необходимой для всех его участников (п. 15).

Инсайдерская информация в п. 1 ст. 1 Директивы N 2003/6/EC характеризуется как "информация определенного характера (of precise nature), не раскрытая публично <6>, относящаяся прямо или косвенно к одному или нескольким эмитентам финансовых инструментов и которая, если бы она была раскрыта публично, могла бы иметь значительное влияние на цены указанных финансовых инструментов или на цену соответствующих производных финансовых инструментов (деривативов)".

<6> Доступная ограниченному кругу лиц.

Для лиц, исполняющих приказы, инсайдерской считается информация, представленная клиентом (относящаяся к приказам, ожидающим исполнения), прямо или косвенно связанная с одним или несколькими эмитентами (или финансовыми инструментами), которая, будучи сообщенной неограниченному кругу лиц, скорее всего, существенно сказалась бы на ценах финансовых инструментов или ценах производных финансовых инструментов.

Данная Директива требует от государств-членов запретить лицам, владеющим инсайдерской информацией (инсайдерам): а) использовать такую информацию путем приобретения или продажи либо путем осуществления попыток приобретения или продажи финансовых инструментов, к которым такая информация относится, за свой счет или за счет третьих лиц, прямо или косвенно; б) раскрывать инсайдерскую информацию любому другому лицу, а также рекомендовать другому лицу или побуждать другое лицо приобретать или отчуждать финансовые инструменты, к которым такая информация относится (ст. 2, 3).

Государства-члены, кроме того, должны запретить манипулирование рынком (ст. 4).

Под манипулированием в ЕС понимают:

сделки или поручения на сделки, которые дают ложные или вводящие в заблуждение сигналы в отношении предложения, спроса или цены на финансовые инструменты; сделки, которые в результате действий лица или группы лиц фиксируют цену одного или нескольких финансовых инструментов на ненормальном или искусственном уровне, за исключением случаев, когда лица, заключившие сделки или отдавшие поручения на сделки, могут доказать законность причин своих действий или соответствие принятой на рынке практике. Под принятой на рынке понимается практика, разумно ожидаемая на одном или нескольких финансовых рынках и установленная компетентным государственным органом в соответствии с принципами Комиссии;

сделки или поручения на сделки с использованием средств подлога или иных форм обмана и махинаций (фиктивные схемы);

распространение через СМИ, сеть Интернет или иными способами сведений, которые содержат вводящие в заблуждение сигналы в отношении финансовых инструментов, включая распространение слухов, при условии, что лицо, совершающее такие действия, знало или должно было знать, что информация была ложной или вводящей в заблуждение.

Директива не предписывает государствам-членам установить конкретные виды наказаний за нарушение положений национального законодательства, принятых в соответствии с ней, но требует, чтобы такие наказания были эффективными, пропорциональными и имели превентивный эффект.

Содержание документа не ограничивается запретами - государствам-членам предписываются определенные меры, призванные предупредить правонарушения. Так, требование к эмитентам "информировать публику", т.е. публично раскрывать как можно скорее всю инсайдерскую информацию, фактически лишает последнюю главного качества, ценного для потенциального правонарушителя, - конфиденциальности, неизвестности третьим лицам.

Государства-члены должны не только назначить орган исполнительной власти, ответственный за применение положений Директивы, но и наделить этот орган надзорными полномочиями и правами по проведению расследования. Устанавливается необходимость сотрудничества таких органов государств-членов и даже возможность рассмотрения их претензий друг к другу в Комитете европейских фондовых регуляторов.

Принципиальное значение для инвестиционного права имеет Директива Европарламента и Совета от 4 ноября 2003 г. N 2003/71/EC о публикации проспекта эмиссии при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам (Prospectus Directive) <7>, которая конкретизирована в результате принятия ЕК 29 апреля 2004 г. Регламента 809/2004 по вопросу информации, содержащейся в эмиссионных проспектах, и Регламента ЕК от 21 декабря 2007 г. о механизме определения эквивалентности норм финансовой отчетности, применяемых эмитентами из третьих стран.

<7> Directive 2003/71/EC of the European Parliament and the Council of 4 November 2003 on the prospectus to be published when securities are offered to the public or admitted to trading and amending Directive 2001/34/EC, OJ 31.12.2003, L 345/64.

Цель Директивы - предоставить эмитентам возможность провести публичное предложение или получить допуск к торгам во всех государствах-участниках с минимальной проверкой со стороны государственных органов или саморегулируемых организаций, а также бирж государства, где проводится публичное предложение или испрашивается допуск к торгам, т.е. ввести так называемый единый общеевропейский паспорт (European Union Pass) на ценные бумаги данного эмитента (п. 1 ст. 5).

То есть в документе зафиксирован один из ключевых аспектов регулирования выпуска и обращения ценных бумаг в странах ЕС - принцип взаимного признания (mutual recognition principle).

На государства - члены ЕС возлагается обязанность не разрешать любое публичное предложение ценных бумаг без предварительной публикации проспекта.

Публичное предложение ценных бумаг - сообщение, сделанное в любой форме и любым способом и содержащее достаточную информацию об условиях предложения и о самих ценных бумагах, на основании которой инвестор может принять решение о покупке или подписке на эти ценные бумаги.

Значительная часть рассматриваемой Директивы посвящена содержанию проспекта эмиссии. Его характеристика отличается от даваемой в российском законодательстве. Это рекламный документ, содержащий важную информацию, которую эмитент предоставляет потенциальным инвесторам при выпуске ценных бумаг, и публикуемый после утверждения компетентным органом государства происхождения. "Ни один проспект не может быть опубликован до утверждения компетентным органом государства-участника, из которого происходит эмитент" (п. 1 ст. 13).

Общее требование: проспект должен включать всю информацию, необходимую для того, чтобы инвестор мог достаточно полно оценить активы и обязательства эмитента, его финансовое состояние, прибыли и убытки, перспективы деятельности, а также права, предоставляемые ценными бумагами (п. 1 ст. 5).

Проспект, одобренный в государстве его происхождения (Home Member State), считается законным основанием для проведения публичного размещения или допуска к торгам в любом государстве-участнике, где будет осуществляться такая деятельность (Host Member State) без повторного утверждения этого документа (ст. 17). Нормами права предусмотрена лишь процедура уведомления (notifications) компетентного органа принимающего государства (государств). В такой компетентный орган представляется сертификат из государства происхождения эмитента и перевод резюме проспекта.

Директива требует от каждого государства-члена определить компетентный орган, полномочный исполнять предусмотренные ей обязательства, и устанавливает процедуру сотрудничества таких компетентных органов.

Статьей 20 указанной Директивы установлены также специальные положения в отношении эмитентов, зарегистрированных в третьих государствах. Компетентный орган государства-участника может одобрить проспект эмиссии, составленный в соответствии с законодательством третьего государства, при условии, что: 1) проспект составлен в соответствии с международными стандартами, включая стандарты раскрытия информации IOSCO; 2) требования к содержащейся в проспекте информации, включая информацию финансового характера, эквивалентны требованиям, установленным Директивой.

Обязательство по публикации проспекта эмиссии распространяется на любое публичное предложение ценных бумаг и (или) любой допуск этих ценных бумаг к торгам на регулируемом рынке, расположенном или действующем на территории государства - члена ЕС.

Правило об обязанности по составлению и публикации проспекта эмиссии не применяется к следующим формам публичных предложений ценных бумаг:

предложение квалифицированным инвесторам;

предложение, адресованное менее чем 100 инвесторам в каждом государстве - члене ЕС, которые не являются квалифицированными инвесторами;

предложение, адресованное инвесторам, когда общая сумма сделки конкретного инвестора не превышает суммы 50 тыс. евро по каждой сделке;

предложение, общая номинальная стоимость которого не превышает 50 тыс. евро;

предложение, общая сумма которого не превышает 100 тыс. евро в течение 12 месяцев.

Так называемый единый европейский паспорт (European Union Pass), введенный этой Директивой, означает возможность:

для эмитентов - привлекать финансовые средства путем выпуска и размещения ценных бумаг на всей территории ЕС без необходимости регистрации выпуска и проспекта эмиссии в каждом государстве такого размещения;

для профессиональных участников фондового рынка - предоставлять услуги в любом государстве ЕС без необходимости получения дополнительных разрешений, при условии получения разрешения (лицензии) в одном из них.

В целом регулирование процесса размещения ценных бумаг на территории ЕС базируется на следующих принципах: 1) распределение компетенции между государствами - членами ЕС в сфере надзора и контроля за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг, в основе которого лежит юрисдикционное деление на "государства происхождения" (home states) и "государства пребывания" (host states); 2) унификация порядка раскрытия эмитентами информации в соответствии с общественными международными стандартами; 3) внедрение упрощенной процедуры размещения ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам на организованных рынках государств - членов ЕС.

Правовой статус инвестиционных фирм и правовой режим регулируемых рынков определяют Директива Европарламента и Совета от 2 апреля 2004 г. N 2004/39/EC о рынках финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive) <8> и Регламент Комиссии 1287/2006 к Директиве MiFID и Директиве Комиссии 2006/73/EC об организационных требованиях и условиях деятельности инвестиционных фирм.

<8> Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on markets in financial instruments amending Council Directives 85/11/EEC and 93/6/EEC and Directive 2000/12/EC of the European Parliament and the Council and repealing Council Directive 93/22/EEC, OJ 30.4.2004, L 145/1.

Директива о рынках финансовых инструментов (MiFID) представляет собой наиболее комплексный акт, посвященный фондовому регулированию в ЕС, центральную часть так называемого Европейского кодекса о ценных бумагах. Помимо указанного выше она устанавливает определенные требования к прозрачности, содержит правовые предписания в отношении компетентных органов по рынку ценных бумаг.

Под инвестиционной фирмой понимается "любое юридическое лицо, регулярно занимающееся оказанием или ведущее бизнес по оказанию одной или нескольких инвестиционных услуг третьим сторонам и (или) осуществлением одного или нескольких видов деятельности на профессиональной основе" (ст. 1).

Инвестиционные услуги перечислены в разделе A приложения 1 к Директиве и включают следующие виды деятельности: 1) получение и передача поручений по одному или нескольким финансовым инструментам; 2) исполнение поручений от имени клиентов; 3) осуществление торговых операций с финансовыми инструментами в собственных интересах; 4) управление портфелем; 5) инвестиционное консультирование; 6) андеррайтинг финансовых инструментов и (или) размещение финансовых инструментов на базе твердых обязательств; 7) размещение финансовых инструментов без твердых обязательств; 8) управление Многосторонней торговой системой (MTF).

Директива о рынках финансовых инструментов предусматривает, что государства-члены должны установить гармонизированные требования, касающиеся выдачи лицензии (разрешения) инвестиционным фирмам, и определяет, что такая лицензия действует на всей территории Евросоюза, что призвано обеспечивать единство финансового рынка, рынка инвестиционных услуг ЕС.

Общее правило, закрепляемое Директивой, гласит, что каждое государство-участник будет требовать, чтобы регулярное оказание инвестиционных услуг осуществлялось только на основе предварительного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом государства происхождения соответствующей инвестиционной фирмы.

Директива содержит предписания, призванные регулировать отношения между инвестиционными фирмами и их клиентами, т.е. указывает государствам-участникам, как должны быть урегулированы отношения между частными лицами. Так, инвестиционные услуги должны быть оказаны честно, добросовестно и профессионально, клиент должен быть полностью информирован о существе предлагаемых финансовых инструментов и о соответствующих рисках, поручения клиента должны быть выполнены на наиболее выгодных для него условиях (ст. 19, 21).

Большой раздел посвящен обеспечению прозрачности операций инвестиционных фирм. Так, в частности, они должны раскрывать компетентному органу детали сделок с финансовыми инструментами на регулируемом рынке не позднее следующего рабочего дня (п. 3 ст. 25).

Вопрос о раскрытии информации продолжает Директива Европарламента и Совета от 15 декабря 2004 г. N 2004/109/EC о гармонизации требований прозрачности в отношении информации об эмитентах, ценные бумаги которых допущены к торгам на регулируемых рынках. Она конкретизирована в: Директиве ЕК от 8 марта 2007 г. N 2007/14/EC об условиях выполнения некоторых положений Директивы Европарламента и Совета от 15 декабря 2004 г. о гармонизации требований прозрачности в отношении информации об эмитентах, ценные бумаги которых допущены к торгам на регулируемых рынках; Рекомендации ЕК от 11 октября 2007 г. о создании электронной сети, соединяющей официально назначенные органы централизованного хранения регламентированной информации по Директиве от 15 декабря 2004 г.; Регламенте ЕК от 21 декабря 2007 г. о механизме определения эквивалентности норм финансовой отчетности, применяемых эмитентами из третьих стран.

Директива о прозрачности обозначает два типа информации, подлежащей раскрытию эмитентами: периодическая (periodic) и текущая (ongoing).

Периодическая информация характеризует настоящее и прогнозируемое финансовое положение эмитента и предприятий, которые он контролирует. В ее состав входят три вида документов:

ежегодный финансовый отчет (открыт в течение пяти лет);

полугодовой финансовый отчет эмитента акций или долговых обязательств (открыт в течение пяти лет);

промежуточные (раз в полгода) заявления руководящего органа эмитента (не распространяется на эмитентов, публикующих квартальные отчеты).

В состав текущей информации включены уведомления акционером эмитента о приобретении или отчуждении крупных пакетов акций, в результате приобретения или отчуждения которых размер пакета увеличивается или уменьшается до 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 и 75%.

Иначе говоря, информация предоставляется на постоянной основе в случаях изменения структуры распределения голосующих прав в результате:

приобретения или уступки голосующих акций либо владельцем акций, либо эмитентом;

приобретения или уступки значимых (в процентном соотношении) голосующих прав физическим или юридическим лицом, которое имеет право приобретать, уступать или реализовывать голосующие права;

владения физическим или юридическим лицом финансовыми инструментами, которые дают право на основе формального договора добровольно приобретать уже выпущенные акции эмитента, допущенные к торгам на регулируемом рынке.

В соответствии с Директивой от 15 декабря 2004 г. предоставлять информацию обязаны:

эмитенты ценных бумаг, допущенных к торгам на регулируемом рынке;

владельцы акций;

физические и юридические лица, имеющие голосующие права или финансовые инструменты, влияющие на голосующие права.

Обязанность предоставлять информацию не распространяется в отношении ценных бумаг, выпущенных образованиями коллективного инвестирования всех типов, кроме закрытого, а также в отношении ценных бумаг, которые приобретаются или уступаются в рамках этих образований. Имеют право не предоставлять информацию государства - члены ЕС, их региональные органы или органы местного самоуправления, международные организации, участниками которых являются одно или несколько государств - членов ЕС, Европейский центральный банк или центральные банки государств - членов ЕС.

Такова основа правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг.

Правовое регулирование движения платежей

Согласно Договору о функционировании ЕС принцип свободного перемещения капитала охватывает и свободу платежей, которая заключается в запрещении любых ограничений на платежи между государствами-членами, а также между государствами-членами и третьими странами <9>.

<9> См.: Eeckhout P. The European internal market and international trade: a legal analysis. Oxford, 1994.

Согласно решению Суда Европейских сообществ по делу N C-286/82 Luisi and Carbone v. Ministero del Tesoro 1984 г. под текущими платежами (торгового и налогового характера) понимают расчеты (безналичное перечисление денег) в счет поставленных товаров или услуг (за исключением страхования, финансового посредничества) в валюте одного из государств ЕС из одного государства в другое. Это решение действует с небольшой поправкой: с 1999 г. евро признается средством трансграничного текущего платежа.

В отношении платежей действует Регламент Европейского Парламента и Совета от 16 сентября 2009 г. N 924/2009 о трансграничных платежах в рамках Сообщества, Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза от 13 ноября 2007 г. 2007/64/EC о платежных услугах на внутреннем рынке и о внесении изменений в Директивы 97/7/EC, 2002/65/EC, 2005/60/EC и 2006/48/EC и об отмене Директивы 97/5/EC.

В остальном правовой режим регулирования свободы передвижения платежей и капиталов сходен.

Инвестиционные споры

В юридической науке под инвестиционным спором в международном праве понимается правовой спор между государством и иностранным инвестором, связанный с инвестициями последнего на территории первого <10>. Такое определение следует из анализа таких международно-правовых актов, как, например, Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г., которой был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами (МЦУИС) (ст. 25), Договор к Энергетической хартии 1994 г., который к настоящему времени подписан 51 государством и Европейским сообществом <11>.

<10> См., например: Звеков В.П. Международное частное право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 263 - 264; Крупко С.И. Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 29.
<11> www.encharter.org

Основными источниками, регулирующими защиту инвестиций, разрешение инвестиционных споров, являются: Вашингтонская конвенция, Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций - МИГА (Сеул, 1985 г.), Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1976 г., Нью-Йоркская конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 г.), двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и защите инвестиций.

По Вашингтонской конвенции разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III) или путем арбитражного производства (гл. IV).

Договор к Энергетической хартии распространяется на: торговые споры (ст. 5), споры в отношении конкуренции (ст. 6), транзитные споры (ст. 7), инвестиционные споры между договаривающейся стороной и инвестором (ст. 26), споры между договаривающимися сторонами (ст. 27). Разрешение споров производится путем двусторонних переговоров, а если сторонам не удалось достичь взаимоприемлемого результата, путем одного из механизмов арбитражного разрешения спора. Спор может быть передан: а) в суды или административные трибуналы договаривающейся стороны, являющейся стороной в споре; б) в соответствии с любой применимой, предварительно согласованной процедурой разрешения спора; в) в международный арбитраж.

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже была разработана под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы, и в ней урегулирован более широкий круг вопросов, чем в Нью-Йоркской конвенции 1958 г.: закреплено равное отношение к арбитражу институциональному (постоянно действующему) и арбитражу ad hoc, право иностранцев быть арбитрами, порядок отвода арбитражного суда по неподсудности и государственных органов при наличии арбитражного соглашения, правила о применении арбитрами норм права, условий контракта и торговых обычаев, мотивирование арбитражных решений, условия и последствия объявления арбитражного решения недействительным. Впоследствии эти положения были развиты в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. В ст. IX Европейской конвенции содержится корреляция ее правил и правил Нью-Йоркской конвенции: в ч. 1 определены правила по отмене арбитражного решения, подпадающего под действие данной Конвенции в одном из государств - ее участников. В ч. 2 определен порядок применения Нью-Йоркской конвенции.

В большинстве действующих в настоящее время двусторонних инвестиционных договоров основное содержание сводится к установлению общих правил, касающихся предоставления правовой защиты иностранному инвестору. Такие договоры носят рамочный характер (framework agreements). Заключаемые в последние годы договоры включают в себя более детальные положения.

По оценкам UNCTAD, большинство (свыше 60%) инвестиционных споров рассматривается в МЦУИС. Более 1/4 таких споров разрешается арбитражным судом ad hoc по Регламенту ЮНСИТРАЛ. На Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты приходится 5% инвестиционных споров, на Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (ICC) и арбитраж ad hoc - по 2%.

Анализ инвестиционных споров за последние годы позволяет по основаниям их возникновения выделить следующие категории споров:

споры, затрагивающие определение инвестиций;

споры, касающиеся определения инвестора;

споры, связанные с косвенной экспроприацией;

споры, связанные с соблюдением сторонами соглашения международно-правовых обязательств, составляющих предмет таких договоров и соглашений ("зонтичные" положения, pacta sunt servanda);

споры, затрагивающие обязательства в отношении режима наибольшего благоприятствования;

споры, затрагивающие государство (его орган) как участника инвестиционного спора.

В литературе в сфере инвестиционного права также выделяются: правовое положение специфических участников рынка ценных бумаг - предприятий коллективного инвестирования, или инвестиционных фондов, (UCITS); рейтинговых агентств и конгломератов; отдельные аспекты оказания финансовых услуг (оказание финансовых услуг потребителям и вопросы, касающиеся электронной и дистанционной торговли); вопросы финансового обеспечения и расчетов в сделках с ценными бумагами; комплекс норм, относящихся к борьбе с отмыванием грязных денег; законодательные предложения Комиссии в отношении менеджеров альтернативных фондов (AIFM) и специальных правил о коротких продажах (short selling), центральных контрагентах (central counterparty) и деривативах, торгуемых вне регулируемых рынков (OTC derivatives) <12>, и др.

<12> См., например: Лифшиц И.М. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Европейском союзе: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

Например, из банковского права к теме относятся:

Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза от 30 мая 1994 г. N 94/19/EC "О программах по защите банковских вкладов" (в редакции Директивы Европейского Парламента и Совета от 9 марта 2005 г. N 2005/1/EC и Директивы Европейского Парламента и Совета от 11 марта 2009 г. N 2009/14/EC) (Директива о схемах гарантирования вкладов относительно размеров компенсации и срока выплат);

Директивы о противодействии отмыванию денег (1991 - 2005 гг., например, Директива Европейского Парламента и Совета от 26 октября 2005 г. N 2005/60/EC "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств");

Директива от 14 июня 2006 г. N 2006/48/EC относительно создания и деятельности кредитных учреждений (так называемый банковский кодекс ЕС), приложением к которой утвержден перечень банковских услуг.

Директива о схемах гарантирования вкладов сформировала понятийный аппарат банковского права как отрасли, пересекающейся с инвестиционным правом, и создала единый механизм защиты вкладов (депозитов) в кредитных организациях, к которым были применены процедуры банкротства.

Этот документ ввел в оборот понятия:

"банковский вклад" - любой кредитный остаток на счете, который должен быть возвращен кредитным институтом вкладчику в соответствии с применимым правом или существующим договором;

"недоступный вклад" - вклад, удовлетворяющий двум условиям:

  1. вклад не был возвращен в обусловленное время в нарушение применимых положений права или договора;
  2. в отношении такой кредитной организации было вынесено решение компетентных национальных властей о ее несостоятельности либо принято соответствующее судебное решение.

Из права корпораций можно привести в качестве примера Директиву N 2004/25/EC, где речь идет о принципах корпоративных поглощений, порядке скупки акций, раскрытии информации, определении цены, защите миноритариев, государственном контроле.

Европейское интеграционное регулирование охватывает все новые сферы общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности, отдавая предпочтение регламентам ЕС, предполагающим безусловно прямое действие, не требующим трансформации в национальное право и обеспечивающим при необходимости немедленное, а также единообразное регулирование инвестиционных отношений.

Значимость происходящих процессов подтверждает преобразование 1 января 2011 г. консультативного Комитета европейских фондовых регуляторов (CESR) в Европейское агентство по ценным бумагам и рынкам (ESMA), которое было создано в рамках централизации надзорных функций в ЕС и получило право принимать в отдельных случаях обязательные к исполнению решения в отношении национальных регуляторов и участников рынка ценных бумаг. Это полномочие основывается на положении Учредительного договора, в соответствии с которым Евросоюз уполномочен принимать меры, направленные на сближение законодательства государств-членов.

Инвестиционное право ЕС, несмотря на свою молодость, сформировалось, обладает определенным понятийным аппаратом, принципами регулирования и системой.

На основе анализа нормативных и литературных источников можно выделить следующие признаки инвестиций как правовой категории: 1) это имущество (в широком смысле слова), иные права, имеющие денежную оценку; 2) подлежат вложению в объект какой-либо деятельности (связь с оборотоспособностью); 3) цель - получение прибыли или достижение иного полезного эффекта; 4) потенциальный признак рискового вложения; 5) ценности (1-й признак) квалифицируются в качестве таковых с момента вовлечения в инвестиционный процесс путем заключения соответствующих гражданско-правовых договоров.

Итак, инвестиции - это имущество, а также иные права, имеющие денежную оценку, подлежащие вложению в объекты какой-либо деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Динамику явления демонстрирует инвестиционная деятельность, под которой понимают процесс вложения материальных и нематериальных благ в объекты предпринимательской и иных видов деятельности (инвестиций) и осуществление практических действий для достижения поставленных инвестором целей - получения прибыли и (или) достижения иного полезного социального эффекта <13>.

<13> См.: Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Академия; Мастерство, 2002.

Библиографический список

  1. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992.
  2. Долинская В.В. Инвестиции и инвестиционная деятельность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 1.
  3. Долинская В.В. Источники гражданского права: Учебное пособие. М.: МГИМО(У) МИД РФ, 2005.
  4. Долинская В.В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Академия; Мастерство, 2002.
  5. Звеков В.П. Международное частное право: Учебник для вузов. М., 2004.
  6. Крупко С.И. Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
  7. Лифшиц И.М. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Европейском союзе: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
  8. Eeckhout P. The European internal market and international trade: a legal analysis. Oxford, 1994.