Мудрый Юрист

Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон

Барулин А.С., аспирант МИИП (Московский институт предпринимательства и права), генеральный директор ООО "Орбита-Север".

Исследуя такой экономический феномен, как оффшорный бизнес, автор столкнулся с проблемой законодательно-правового вакуума в сфере этого бизнеса. Отсутствие законодательной базы и, самое главное, специального закона приводит к тому, что участники оффшорного бизнеса сами устанавливают свои правила, находят те или иные схемы ухода от высоких налогов, подкупают чиновников для предоставления тех или иных преференций, создавая тем самым благоприятную почву для коррупции. Эти отрицательные явления никак не могут не сказаться на здоровой конкуренции и развитии экономической и правовой реформ в российском обществе.

Оффшорный бизнес - международно-экономическое явление, представляющее собой сложный комплексный и творческий процесс. Суть оффшорного бизнеса - предпринимательская деятельность с целью получения наибольшей прибыли, которая может повышаться как с увеличением темпов роста прибыли по сравнению с темпами роста затрат, так и со снижением суммы затрат. Из сказанного видно, что оффшорный бизнес состоит из предпринимательской деятельности, под которой понимается следующее: "... самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг..." <*>, и деятельности, направленной на сохранение приобретенного капитала (имущества) и сбережения его от высокого роста затрат, к каковым относятся высокие налоговые ставки, пошлины, поборы, а также ухода от таких негативных, антидемократических явлений, как коррупция, рэкет, неоправданная национализация и тому подобное.

<*> Гражданский кодекс Российской Федерации, часть I. Введен в действие с 1 января 1996 г. Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Основная сущность оффшорного бизнеса строится на сложной концепции экономической сущности <*>, идея которой основывается на извлечении прибыли. Применение оффшорным бизнесом методов ухода от высоких налогов является следствием несовершенства правовой базы и нестабильности экономической системы. Правовой режим деятельности участников оффшорного бизнеса регулируется прежде всего нормами гражданского права, так как деятельность участников оффшорного бизнеса связана с предпринимательской деятельностью. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности, регулирует договорные и иные обязательства, отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданские правоотношения с участием иностранных лиц регулируются гражданским законодательством. Регулируемые гражданско-правовые отношения строятся на основополагающих принципах гражданского права: равенство участников, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, свобода установления своих прав и обязанностей на основе договора. Оффшорный бизнес полностью отвечает критериям гражданско-правовых отношений, и, следовательно, нормы и правила оффшорного бизнеса являются нормами гражданского права и должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.

<*> Кабир Л.С. Организация оффшорного бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 144.

В чем же заключается юридическое содержание понятия оффшорного бизнеса? Л.П. Ануфриева считает, что юридическое содержание понятия "оффшорный бизнес" заключается в том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле "самостоятельный" субъект хозяйственных отношений <*>. Но это определение будет неполным, так как оно затрагивает только одну составляющую оффшорного бизнеса, его субъектный состав. При исследовании деятельности оффшорного бизнеса автор обратил внимание на тот факт, что новый, в правовом смысле "самостоятельный" субъект хозяйственных отношений появляется не только за рубежом, но и в правовой системе национального права (так называемые "внутренние оффшоры"); здесь следует обратить внимание на тенденцию стремительного развития и преобразования оффшорного бизнеса, организационно-правовые принципы деятельности которого специальными законами в Российской Федерации не установлены.

<*> Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник. Часть 2. Субъекты международного частного права. М.: Изд-во "Проспект", 2004. С. 688.

Следующей составляющей оффшорного бизнеса является наличие свободной экономической зоны, имеющей особый статус, который присваивается специальным законом. Этот статус именуется "оффшорный" (статус международного бизнеса). Под свободной экономической зоной понимается экономическое пространство, на котором в отношении тех или иных иностранных юридических лиц, нерезидентов либо объектов гражданского права используются те или иные преференции, установленные законодательно-правовым режимом свободной экономической зоны, которые не применяются на остальной части территории, не имеющей статуса свободной экономической зоны. Законодательное определение свободной экономической зоны, в котором указывается на особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон, приведено в Федеральном законе <*>.

<*> Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Чем же отличается свободная экономическая зона от оффшорной зоны? Понятие свободной экономической зоны является обобщенным и объединяет все виды пространств со специальным режимом преференций; несмотря на множество разновидностей этих пространств, это понятие является более широким, чем понятие оффшорной зоны. Оффшорная зона (от английского слова offshore - "во вне территории") представляет собой территорию государства или часть территории государства, специализирующуюся на представлении специального/благоприятного правового режима в отношении иностранных юридических лиц (нерезидентов), и предоставляет последним ряд сервисных услуг, в том числе юридическое, налоговое обслуживание, удобные условия при регистрации оффшорных компаний, удобные банковские услуги, включая предоставление конфиденциальности, и тому подобное. Профессор В.М. Шумилов справедливо отмечает: "...понятие "оффшорная зона/территория" - разновидность понятия "свободная экономическая зона" <*>. Что же касается мнения В.М. Шумилова о том, что термин "оффшорная зона" принадлежит скорее к предпринимательскому сленгу (англосаксонского происхождения), чем к правовой терминологии, то в этом случае усматривается правовой вакуум терминологий и институтов права. Действующее законодательство Российской Федерации понятия "оффшорная зона" и "центр международного бизнеса" относит к одной разновидности свободных экономических зон - оффшорной зоне <**>.

<*> Шумилов В.М. Международное экономическое право. Изд. 3-е, переработ. и доп. (Серия "Высшее образование"). Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003. С. 512.
<**> Письмо Минфина РФ от 8 июля 1997 г. N 11-01-08/211.

Субъектный состав оффшорного бизнеса как особой категории лиц гражданско-правовых отношений заключается в том, что приобретение статуса оффшорной компании сопряжено с определенными условиями и ограничениями, одно из которых связано с требованиями специальных законов в оффшорных зонах.

Как следует из вышеприведенного юридического содержания понятия "оффшорный бизнес", данного Л.П. Ануфриевой, "...за рубежом появляется новый, в правовом смысле "самостоятельный" субъект хозяйственных отношений". До недавнего времени многие ученые считали, что категория "оффшорная компания" не может рассматриваться в качестве юридического понятия. Вместе с тем сегодня, как представляется, это не соответствует действительности. Многие правовые системы сегодня имеют законодательно-правовые определения термина оффшорной компании, причем в противовес национальным "внутренним" компаниям (in shore company). Юридическое понятие оффшорной компании имеется и в российской правовой системе, под ним понимается "...юридическое лицо нерезидент Российской Федерации, зарегистрированное в стране или на территории, имеющей оффшорный статус, в пределах которой действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и другие льготы и которое уполномочено осуществлять операции с нерезидентами страны местонахождения оффшорной компании" <*>.

КонсультантПлюс: примечание.

"Положение о порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала" (утв. ЦБ РФ от 20.07.1999 N 82-П) утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 15.06.2004 N 1451-У "Об упорядочении отдельных актов Банка России".

<*> Положение ЦБР от 20 июля 1999 г. N 82-П "О порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала".

Как правильно отмечает Л.П. Ануфриева, видовым понятием, используемым в рамках родового - "оффшорная компания", выступает "компания международного бизнеса" (от английского international business company). В настоящее время оно известно глобальной системе романо-германского права, в которую входит и Российская Федерация. Юридическое содержание понятия компании международного бизнеса известно и российской законодательно-правовой системе. Под ней понимаются "...юридические лица, нерезиденты Российской Федерации, учрежденные, зарегистрированные и действующие в Центре в соответствии с нормами настоящего Федерального закона..." <*>. Одним из главных требований по учреждению и функционированию компаний международного бизнеса выступает условие о ведении деятельности исключительно за границей конкретного государства или территории. Многие юрисдикции международного бизнеса законодательно закрепляют наличие зарегистрированного в пределах рассматриваемой юрисдикции административного центра (центра управления офиса компании), назначение директорами компании граждан данной страны, финансирование компании из источников, находящихся вне этой территории <**>.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 30.01.1996 N 16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

<*> Федеральный закон от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия" (с изменениями от 27 декабря 2000 года; 30 декабря 2001 года; 21 марта, 24 декабря 2002 года; 23 декабря 2003 года).
<**> См., например: Федеральный закон от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия", Закон о компаниях 1885 года, Ордонанс о подоходном налоге 1946 года, специальный Ордонанс о компаниях международного бизнеса 1984 года, Закон об управлении компаниями 1990 года.

Таким образом, юридическое содержание понятия "оффшорная компания" в современном понимании - иностранное юридическое лицо (нерезидент), учрежденное на территории оффшорной зоны, которое не вправе вести производственную, торговую и любую другую хозяйственную деятельность с национальными юридическими и физическими лицами (резидентами) в пределах оффшорной зоны, где учреждена эта компания, имеющей особые преференции. Субъектами гражданско-правовых отношений оффшорного бизнеса выступают иностранные юридические и физические лица, получившие соответствующий статус оффшорной компании или компании международного бизнеса. Специального разрешения на осуществление хозяйственной деятельности с нерезидентами (иностранными юридическими и физическими лицами) оффшорной компании не требуется. Вместе с тем оффшорные компании и компании международного бизнеса в пределах собственной юрисдикции не вправе осуществлять хозяйственную деятельность.

Основная проблема деятельности свободных экономических зон со статусом "оффшорная зона" или "центр международного бизнеса" связана с отсутствием достаточной и четкой законодательно-правовой базы. Вопросы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон должны были получить регламентацию в специальном законе о свободных экономических зонах. Отсутствие специального закона о свободных экономических зонах привело не только к созданию правового вакуума, но и к торможению развития экономических процессов в этой области предпринимательской деятельности <*>.

<*> См., например: Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 6 июня 1997 г. N 01-10/04-2103; Письмо Минфина РФ от 8 июля 1997 г. N 11-01-08/213; Письмо Минфина РФ от 8 июля 1997 г. N 11-01-08/211.

Негативные в целом результаты действия той концепции, которая существовала в Российской Федерации в период 90-х годов прошлого столетия, повлекли за собой необходимость принятия нового федерального закона. После отклонения Президентом Российской Федерации проекта федерального закона, который прошел через Федеральное собрание, 4 октября 2000 года была создана рабочая группа с участием Правительства Российской Федерации по дальнейшей разработке проекта Федерального закона Российской Федерации "О свободных экономических зонах" <*>. На сегодняшний день рабочая группа ни на шаг не продвинулась по пути выработки единой концепции нового закона.

<*> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 октября 2000 г. N 664-III ГД "О Федеральном законе "О свободных экономических зонах".

Закон о свободных экономических зонах являлся законом общего характера, то есть предусматривал возможность создания в Российской Федерации экономических зон с различным статусом, таких как зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны. Предусмотрена также возможность создания зон трансграничного оказания услуг, в том числе банковских оффшорных центров и туристско-рекреационных зон (не поименованы в перечне оффшорные центры страховых и финансовых услуг, а также центры международного судоходства). Серьезной проблемой на пути принятия закона стали возражения Правительства Российской Федерации, касающиеся целесообразности введения в законопроект налоговых льгот.

Что же происходит со свободными экономическими зонами сейчас, в период законодательного вакуума на федеральном уровне? В отсутствие федеральной целевой программы создания и поддержки свободных экономических зон в Российской Федерации активируются различные схемы утечки капитала из национальной экономики.

Сегодня необходимо привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, гражданским, таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации нормы законопроекта, установить в законопроекте четкую концепцию развития экономических зон в Российской Федерации, определить правовые рамки деятельности оффшорного бизнеса, проработать организационную форму деятельности, создания и ликвидации оффшорных зон. Необходимо ввести в закон положение, касающееся принадлежности оффшорного бизнеса к системе гражданского права, с особенностями регулирования специального закона, а также смежных отраслей права.

Таким образом, специальный закон "О свободных экономических зонах" должен стать регулятором отношений в области оффшорного бизнеса, способного принести ощутимую выгоду государству при условии грамотного правового регулирования, что подтверждается примером ряда стран (США, Австрия, Кипр и другие).