Мудрый Юрист

Опыт межсистемного взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности в гватемале, никарагуа и коста-рике

Беликова Ксения Михайловна, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета Дружбы народов, доктор юридических наук.

Совершенствование системы обеспечения правопорядка требует целенаправленной работы, в том числе по изучению зарубежного опыта. В статье рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия элементов, составляющих основу правоприменительного механизма Гватемалы, Никарагуа и Коста-Рики, в том числе: судебная власть, органы прокуратуры и др.

Ключевые слова: Латинская Америка, Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, судебная власть, правоприменительный механизм, конституционный контроль, прокуратура, процессуальные средства защиты, гражданский процесс, уголовный процесс.

Experience of intersystem interaction bodies of judicial authority and other institutions forming the bases of the law-enforcement mechanism of Guatemala, Nicaragua and Costa-Rica

K.M. Belikova

Improvement of the system of ensuring of the rule of law requires purposeful work, including the study of foreign experience. The article of the Doctor of Law, associate professor of the Department of Civil and Labour Law of the Peoples' Friendship University of Russia K.M. Belikova deals with certain aspects of interaction of elements making a basis of the mechanism of law-enforcement in Guatemala, Nicaragua and Costa-Rica, as well as: the judicial authority, bodies of prosecutor's office etc.

Key words: Latin America, Guatemala, Nicaragua, Costa-Rica, judicial authority, the law-enforcement mechanism, constitutional control, the Office of Public Prosecutor, procedural remedies, civil legal proceedings, criminal legal proceedings.

Латиноамериканские правопорядки, история и современность Латинской Америки всегда находились и находятся в поле зрения советских и российских ученых, правоведов и историков <1>. Латиноамериканское право представляет собой сплав европейской и североамериканской моделей построения правопорядков. Однако "импортированные" в латиноамериканский регион из стран Западной Европы и Северной Америки правовые институты не просто слепо копировались, но творчески развивались, эволюционировали, значительно изменяясь. В настоящее время Россия все сильнее интегрируется в мировое экономическое сообщество и расширяет сотрудничество со странами латиноамериканского региона, это предопределяет актуальность исследования права латиноамериканских государств. Ведь развивать полноценные отношения без знания основ правовой системы страны-партнера невозможно. Коснемся в настоящей статье механизма взаимодействия органов судебной власти с другими направлениями правоохранительной деятельности в Гватемале, Никарагуа и Коста-Рике с точки зрения общности их исторического прошлого.

<1> См., например: Автономов А.С. Конституционное развитие политической системы Бразилии (история и современность): Учеб. пособие (МГИМО, кафедра государственного права). М., 1991; Баглай М.В. Государственный строй Гватемалы. М.: Госюриздат, 1959; Беликова К.М. Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: Монография. М.: Юстицинформ, 2010; Диас Р.Х. Характер гватемальской революции. М., 1962; Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки. М.: УДН, 1967; Становление правовых систем в странах Латинской Америки // Государственно-правовые проблемы стран Латинской Америки: Сб. научных трудов. М.: УДН, 1988; Марчук Н.Н. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. М.: Высшая школа, 1997; Орлов А.Г. Политическая система общества в Латинской Америке. М.: Наука, 1982; Президентские республики в Латинской Америке. М.: Ибероамериканский центр МГИМО, 1995; Кто и как правит в Латинской Америке. Политическая система латиноамериканских стран. М.: Международные отношения, 1967; Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки. С древнейших времен до начала XX века. М., 1991; Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки. М.: Высшая школа, 1995; Федоров М.В. Первые конституции стран Латинской Америки: Учеб. пособие. М.: УДН, 1983; Чиркин В.Е., Тихонов А.А., Рябов С.В. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки. М.: Наука, 1982.

С принятием в 1823 г. Первого и Второго политических статутов провинцией Коста-Рика была одобрена возможность ее вхождения в Федерацию объединенных провинций (позже - республик) Центральной Америки. Аналогичным образом в Федерацию вступили Никарагуа и Гватемала. В 1824 г. была принята Конституция Федерации, закрепившая в подражание французской принцип разделения властей, их независимость друг от друга; неотъемлемые права и свободы личности, включая право собственности и право на личную безопасность, в том числе возможность рассмотрения отдельных категорий дел судом присяжных <2>.

<2> Жидков О.А. Указ. соч. С. 88 и сл.

Первые самостоятельные Конституции Коста-Рики и Гватемалы 1825 г. и Никарагуа 1826 г. подтвердили эти принципы.

В 1825 г. первая собственная Конституция Коста-Рики закрепила допустимость отправления правосудия верховным судом. Равным образом в Никарагуа в 1835 г. изменениями, внесенными в Конституцию, был создан верховный суд. Как отмечается в литературе <3>, в системе государственных органов Латинской Америки судебным органам принадлежит особое место.

<3> Орлов А.Г. Указ. соч. С. 169. О действии судебной власти в Перу см.: Беликова К.М., Марчук Н.Н. Судебная власть и иные институты, образующие основу правоприменительного механизма Перу // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия "Юридические науки". 2012. N 5. С. 123 - 134.

В Гватемале после распада Федерации в 1839 г. Национальная учредительная ассамблея приняла три законодательных акта: об учреждении органов исполнительной, судебной властей и декларацию прав государства и его граждан, которые действовали до 1851 г. и более десяти лет заменяли собой Конституцию, а затем были взяты за основу второй Конституции Гватемалы 1851 г.

Согласно положениям третьей Конституции Коста-Рики 1847 г. судебная власть осуществлялась уже не верховным судом, как раньше, а Трибуналом юстиции, судьи которого назначались законодательным органом (ст. 36).

Конституция Коста-Рики 1859 г. в продолжение установившейся традиции декларировала разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и их независимость друг от друга (ст. 7) и впервые признала возможность осуществления права habeas corpus (ст. 37) <4>. Согласно этой Конституции судебная власть снова осуществлялась верховным судом и иными судами и трибуналами, создаваемыми в соответствии с законом (ст. 122). Верховный суд состоял из двух Коллегий - по гражданским и уголовным делам, рассматривающих дела в раздельных заседаниях, и прокурора (ст. 128).

<4> Habeas corpus - судебный приказ, обязывающий того, кому он адресован, доставить задержанное лицо в зал суда и обосновать необходимость задержания. Воспринят конституционным правом стран Латинской Америки из системы общего права, в которой он сложился в Средние века как средство защиты от произвола королевской власти.

Практически в то же самое время согласно "Олигархическому пакту" ("El pacto oligarquico"), заключенному либералами и консерваторами в рамках Конституции 1858 г., в Никарагуа было упразднено единство органов судебной власти: создавалось два верховных суда - в Гранаде и Леоне. Одновременно в этих городах были созданы префектуры - окружные органы власти, сосредоточившие в себе всю полноту исполнительной, судебной, военной, в том числе полицейской, властей, правомочные осуществлять сбор налогов; в остальных городах учреждались должности подчиненных префектурам супрефектов. Такая система властвования просуществовала до конца 1870-х гг. Затем делаемые с 1879 г. предложения об изменении конституции нашли отражение в проведенной по трем направлениям конституционной реформе, и снова был учрежден единый Верховный суд <5>.

<5> Hernandez Valle, Ruben. Constituciones iberoamericanas. Costa Rica. Mexico: Ed. Por Universidad Nacional Autonoma de Mexico, 2005. URL: http://biblio.juridicas.unam.mx/libros/libro.htm?l=1541 (дата обращения: 01.01.2013).

Конституция 1869 г. Коста-Рики, отмененная в результате совершенного 1870 г. Т.Г. Гуардией военного переворота, предусматривала увеличение числа судей Верховного суда с семи до девяти (ст. 122). Конституция 1871 г. в 1940 г. была изменена - в результате реорганизации Верховного суда было создано четыре апелляционные коллегии, две коллегии по гражданским делам, две по уголовным и кассационная палата, число судей увеличено до 17 и т.д. <6>.

<6> Конституции государств Американского континента. М.: Иностранная литература, 1958 - 1960; Botey Sobrado, Ana Maria. Costa Rica: desde las sociedades autoctonas hasta 1914. Editorial de la Universidad de Costa Rica. 2002. 496 pag.; Hernandez Valle, Ruben. Constituciones iberoamericanas. Costa Rica. Mexico: Ed. Por Universidad Nacional Autonoma de Mexico, 2005. URL: http://biblio.juridicas.unam.mx/libros/libro.htm?l=1541 (дата обращения: 01.01.2013).

В третьей Конституции Гватемалы 1873 г. было признано право на использование процессуального средства защиты - recurso de exhibicion personal <7>, и она снова (после периода правления Р. Карреры, установившего диктатуру) закрепляла принцип разделения властей.

<7> Recurso de exhibicion personal = recurso de habeas corpus (см. выше).

Чуть позже в Никарагуа положениями пятой Конституции 1893 г. ("La Liberrima") была отменена смертная казнь (ст. 27) и признаны такие процессуальные средства защиты, как habeas corpus и recurso de exhibicion (ст. 29); право заключенного на общение с родственниками и защитником <8>. Провозглашалась независимость законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга.

<8> Эти положения были отменены в ходе конституционной реформы 1896 г. Подробнее см.: Беликова К.М., Герреро-Перес Б.А. Вводная статья к Конституции Никарагуа // Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2006. Т. 1: Северная и Центральная Америка. С. 571 - 579.

В Конституции 1917 г. Коста-Рики таким же образом принцип разделения властей провозглашался и, более того, - конкретизировался указанием на запрет законодательной власти передавать всю полноту принадлежащей ей власти или правомочие законодательствовать исполнительной власти и запрещение обеим указанным властям осуществлять судебные функции <9>.

<9> Российские государствоведы отмечают, что форма правления латиноамериканских стран проистекает из конституционных положений, традиционно признающих принцип разделения властей. См., например: Орлов А.Г. Указ. соч. С. 101.

В Никарагуа в 1950 г. принята (по окончании в 1947 г. многолетнего правления А.Г. Сомосы) восьмая Конституция, испытавшая, по словам никарагуанских ученых <10>, влияние Американской декларации прав и обязанностей человека.

<10> Entre el Estado Conquistador y el Estado Nacion: providencialismo, pensamiento politico y estructuras de poder en el desarrollo historico de Nicaragua / Andres Perez-Baltodano. Managua: Instituto de Historia de Nicaragua y Centroamerica - Universidad Centroamericana, 2003. URL: http://alvaroaltamirano.files.wordpress.com/2010/05/entre-el-estado-conquistador-y-el-estado-nacion.pdf (дата обращения: 02.01.2013).

В Гватемале в результате вооруженного восстания 20 октября 1944 г. была принята пятая Конституция Гватемалы 1945 г., в которой были расширены полномочия судебной власти. В шестой Конституции Гватемалы 1956 г. власть президента была ограничена, допускалось его избрание только на один шестилетний срок. Ее принятию предшествовал военный переворот 1954 г., возглавляемый полковником К.К. Армасом, и издание Временного политического статута, передавшего всю полноту государственной власти военной хунте. В числе прочего Конституция содержала ряд норм, определяющих общие функции государства: обеспечение гражданам уважения их человеческого достоинства, безопасности и справедливости, в Конституции был воспринят термин "права человека".

Принятие действующей, девятой Конституции Коста-Рики 1949 г. <11> произошло в результате победы в гражданской войне и прихода к власти оппозиционной к правящей в то время коалиции. Коста-Рика провозглашается демократической, свободной и независимой Республикой (ст. 1). Правление в ней осуществляют три раздельные и независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная, при этом ни одна из них не может делегировать другим выполнение присущих ей функций (ст. 9).

<11> Ibid.

Аналогичны предписания действующей в настоящее время Конституции Никарагуа 1987 г. <12>. Принята она была после выступления населения под руководством Сандинистского фронта национального освобождения против режима А.Д. Сомосы и прихода к власти демократического правительства <13>. Никарагуанская Конституция признает целый ряд прав и свобод человека: право на жизнь (ст. 23), личную свободу и безопасность (ст. 25). В настоящей редакции задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, допускается на 48, а не на 72 часа. Введены рассмотрение некоторых категорий дел судом присяжных и право на подачу апелляции о пересмотре вынесенного по уголовному делу судебного решения (п. 3 ст. 34).

<12> Hacia la aprobacion de la nueva Constitucion // Revista Envio Digital. Numero 62. Agosto 1986. URL: http://www.envio.org.ni/articulo/495 (дата обращения: 02.01.2013); Nueva Constitucion: Realismo revolucionario // Revista Envio Digital. Numero 67 Enero 1987. URL: http://www.envio.org.ni/articulo/509 (дата обращения: 02.01.2013).
<13> Подробнее см.: Entre el Estado Conquistador y el Estado Naciin...; Origen del sistema presidencial en Nicaragua // El Nuevo Diario. 11 de Agosto de 2003. URL: http://archivo.elnuevodiario.com.ni/2003/agosto/11-agosto-2003/especiales/especiales2.html (дата обращения: 02.01.2013); Nicaragua - La historia oficial. URL: http://www.galeon.com/inches/Nicaragua.htm (дата обращения: 02.01.2013).

Судебная власть в Коста-Рике в настоящее время осуществляется Верховным судом и иными судами, созданными на основании закона (ст. 152). Верховный суд является высшим органом судебной власти (ст. 156) и состоит из такого количества судей, которое необходимо для его правильного функционирования. Судьи Верховного суда избираются Законодательной Ассамблей на восемь лет и считаются вновь избранными на такой же срок, если голосами двух третей от общего числа членов Законодательной Ассамблеи не будет принято противоположное решение, до 2003 г. квалифицированного большинства голосов не требовалось. Судьи объединяются в палаты (ст. ст. 157, 158).

В 1989 г. была создана специализированная Палата Верховного суда <14>, уполномоченная объявлять о неконституционности норм любого рода, включая акты публичного права; разрешать споры о компетенции между ветвями государственной власти, включая Верховный избирательный трибунал, а также с участием других учреждений и органов согласно закону и др. (ст. 10); рассматривать обращения лиц, воспользовавшихся признаваемыми настоящей Конституцией правами habeas corpus и amparo <15> (ст. 48), и депутатов Законодательной Ассамблеи, не согласных с вето, наложенным Президентом Республики по причине неконституционности одобренных ею законодательных актов (ст. 128). Никакие иные споры этой Палатой не рассматриваются.

<14> Historia de La Sala Constitucional: Creacion y Primeras actuaciones. URL: http://www.poder-judicial.go.cr/salaconstitucional/historia.htm (дата обращения: 02.01.2013).
<15> Amparo - приказ о защите прав, нарушенных актами или действиями государственных органов, который имеет индивидуальный характер. Так, согласно, например, ст. 107 Конституции Мексики решение, выносимое федеральным судом по делам о нарушении прав человека, предоставляет защиту по конкретному делу и не содержит общего заявления о законе или обжалуемом действии (см.: Мексиканские Соединенные Штаты: Конституция и законодательные акты / Пер. с исп.; сост., ред. и авт. вступ. ст. О.А. Жидков. М.: Прогресс, 1986. С. 97 - 104).

Правосудие в Никарагуа согласно положениям этой Конституции исходит от народа, осуществляется от его имени и делегируется судебной власти в составе судов, определяемых законом (ст. 158). Судебная система включает в себя: Верховный суд, апелляционные суды, окружных и участковых судей и военные трибуналы - действует принцип единства судебной системы. Судьи Верховного суда избираются Национальной Ассамблеей, его состав увеличен с 12 до 16 судей, а срок пребывания судей в должности, наоборот, сокращен с семи до пяти лет (ст. ст. 138, 162, 163).

Ранее судей Верховного суда назначала Национальная Ассамблея из списка из трех кандидатов, предлагаемого Президентом Республики. Теперь списки кандидатов на должности судей, а также Генерального прокурора и его заместителя, заместителей судей Верховного суда (и др.) предлагаются независимо Президентом Республики и депутатами Национальной Ассамблеи при участии соответствующих гражданских ассоциаций. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало не менее 60% депутатов Национальной Ассамблеи (п. п. 7 - 9 ст. 138). Ранее председатель Верховного суда назначался президентом из числа судей, выбранных Национальной Ассамблеей (ст. 163), теперь судьи Верховного суда самостоятельно избирают из своего состава председателя и его заместителя (ст. 163 в ред. 1995 г.).

Верховный суд осуществляет рассмотрение и разрешение исков, подаваемых в защиту нарушенных прав, предоставленных Конституцией (Recurso de Amparo); споров о компетенции и конституционности действий различных ветвей власти; споров о конституционности между центральными и муниципальными органами власти и др. (ст. 164). Пленум Верховного суда правомочен рассматривать и разрешать жалобы о несоответствии законодательных актов Конституции и споры о компетенции и конституционности действий органов государственной власти (ст. ст. 159, 163, 187 - Recurso de Inconstitucionalidad) <16>. В рамках закрепляемых в Конституции возможностей осуществления конституционного контроля Конституция предусматривает возможность использования таких процессуальных средств защиты, как иск о защите личной свободы, физической целостности, или безопасности (el Recurso de Exhibicion Personal - ст. 189), и прошение о предоставлении законной защиты нарушенных или находящихся под угрозой нарушения прав и гарантий, предусмотренных настоящей Политической конституцией (el Recurso de Amparo - ст. 188).

<16> Hector Fix-Zamudio. Jusicia constitucional en Iberoamerica y la declaracion de inconstitucionalidad // Iberoamerica: Jusicia constitucional. 1977. P. 641 - 194. URL: http://www.juridicas.unam.mx/publica/librev/rev/facdermx/cont/111/dtr/dtr2.pdf (дата обращения: 02.01.2013).

За счет внесения положения, согласно которому органы судебной власти должны получать финансирование в размере не менее 4% общего объема средств, заложенных в государственном бюджете Республики, усилена их независимость (ст. 159). Судьи Апелляционного суда назначаются также на пять лет Верховным судом (ст. 164).

В результате реформы 2000 г. учреждена прокуратура и должности Генерального прокурора и его заместителя (п. 9 ст. 138), а также прокурора по правам человека (el Procurador de los Derechos Humanos), процедура избрания и полномочия которого сходны с полномочиями и порядком избрания Уполномоченного по правам человека (el Defensor del Pueblo).

Принятая в 1985 г. на волне усилившегося после военного переворота 1982 г. недовольства населения и действующая в настоящее время седьмая Конституция Гватемалы <17> установила (в русле тенденции, закрепившейся к этому времени в регионе) такие основополагающие конституционные принципы, как суверенитет народа, который делегирует его осуществление органам законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 141), и др.

<17> См., например: Constitucion de la Republica de Guatemala. URL: http://www.canalegal.com/contenido.php?c=28&titulo=Guatemala (дата обращения: 02.01.2013).

Судебная система <18> Гватемалы включает в себя верховный суд, апелляционный суд, коллегиальные (Tribunales Colegiados) и иные, в том числе военные, суды (ст. 219), счетные трибуналы (Tribunales de Cuentas - ст. 220), Суд по административным делам (ст. 221) и конституционный суд (гл. IV раздела VI - КС). Действуют Комиссия по защите прав человека, формируемая Конгрессом из числа депутатов, каждый из которых назначается представленной в Конгрессе политической партией, и избираемый Комиссией прокурор, уполномоченный защищать гарантируемые Конституцией права человека (гл. V разд. VI).

<18> Подробнее об особенностях судебной власти в странах Латинской Америки см.: Орлов А.Г. Указ. соч. С. 169 - 182; Он же. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М.: АНКИЛ, 2001.

Новшествами в сфере деятельности судебной власти (по сравнению с ранее действовавшим порядком) стали: увеличение численности судей Верховного суда с 9 до 13 и сокращение срока пребывания их в должности с шести до пяти лет (ст. ст. 214, 215); изменение порядка их назначения. В предыдущей редакции четыре судьи Верховного суда избирались непосредственно Конгрессом, а пять - из списка, включающего в себя 30 кандидатов на указанные должности, предлагаемого специально создаваемой для выдвижения кандидатов комиссией (ст. 214), а судьи Апелляционного, коллегиальных и иных судов выбирались Конгрессом из списка, представляемого Верховным судом (ст. 217). В настоящей редакции все судьи Верховного суда избираются Конгрессом из списка, состоящего из 26 кандидатов, предлагаемого указанной комиссией. Состав последней в настоящей редакции Конституции значительно изменен (ст. 214); все судьи Апелляционного, коллегиальных и иных судов выбираются из списка, представляемого специально создаваемой комиссией (ст. 217).

Конституционный надзор осуществляется Конституционным судом, основной функцией которого является защита конституционного строя. Конституционный суд состоит из пяти судей, избираемых на пять лет по одному Верховным судом, Конгрессом, Президентом, Советом Университета Сан Карлос Гватемалы и Ассамблеей коллегии адвокатов. В случае рассмотрения дел о несоответствии Конституции решений Верховного суда, Конгресса, Президента или вице-президента, численность судей увеличивается до семи путем избрания двух судей из числа заместителей по жребию (ст. 269). Конституционный надзор осуществляется согласно Конституции в форме обращения лица в защиту его нарушенных конституционных прав (Procedencia del amparo - ст. 265) и признания законов не соответствующими Конституции (Recurso de inconstitucionalidad de las leyes - ст. ст. 266, 267).

По сравнению с предыдущей редакцией расширены положения, касающиеся деятельности прокуратуры и Генеральной прокуратуры (ст. ст. 250, 251). Прокуратура признается учреждением, содействующим деятельности публичной администрации и судов, наделяемым функциональной автономией; основной целью ее деятельности провозглашается соблюдение неукоснительного исполнения законов страны (ст. 251). На Генеральную прокуратуру возлагается деятельность по предоставлению консультаций государственным органам и учреждениям (ст. 252).

Изложенное позволяет сделать некоторые общие выводы. В настоящее время правоохранительная деятельность осуществляется в Гватемале, Никарагуа и Коста-Рике на основе взаимодействия органов судебной власти, прокуратуры и Уполномоченного (прокурора по правам человека) Комиссии по защите прав человека. При этом многообразие конституционных механизмов, форм и способов защиты личности рассмотренных стран с общей историей отражает стремление их законодателей к установлению принципов правового государства и признание прав и свобод личности в качестве высших конституционных ценностей современного мира на основе принципа разделения властей и при особой роли органов судебной власти. При этом особое внимание конституций Гватемалы, Никарагуа и Коста-Рики к институту судебного контроля конституционности законов связано как с восприятием американского конституционного образца, так и с дополнением его с использованием таких процедур, которых не знает американская модель судебного конституционного контроля. В их числе можно назвать, например, процедуру ампаро, хабеас корпус и другие - recurso de amparo, recurso de habeas corpus и recurso de exhibicion - действующие в настоящее время процессуальные средства защиты прав личности.

Библиография

Автономов А.С. Конституционное развитие политической системы Бразилии (история и современность): Учеб. пособие (МГИМО, кафедра государственного права). М., 1991.

Баглай М.В. Государственный строй Гватемалы. М.: Госюриздат, 1959.

Беликова К.М. Правовое регулирование торгового оборота и кодификация частного права в странах Латинской Америки: Монография. М.: Юстицинформ, 2010.

Беликова К.М., Герреро-Перес Б.А. Вводная статья к Конституции Никарагуа // Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2006. Т. 1: Северная и Центральная Америка.

Беликова К.М., Марчук Н.Н. Судебная власть и иные институты, образующие основу правоприменительного механизма Перу // Вестник Российского университета Дружбы народов (серия "Юридические науки"). 2012. N 5.

Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М.: АНКИЛ, 2001.

Диас Р.Х. Характер гватемальской революции. М., 1962.

Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки. М.: УДН, 1967.

Конституции государств Американского континента. М.: Иностранная литература, 1958 - 1960.

Кто и как правит в Латинской Америке. Политическая система латиноамериканских стран. М.: Международные отношения, 1967.

Марчук Н.Н. Новая история стран Европы и Америки. Первый период. М.: Высшая школа, 1997.

Мексиканские Соединенные Штаты: Конституция и законодательные акты / Пер. с исп.; сост., ред. и авт. вступ. ст. О.А. Жидков. М.: Прогресс, 1986.

Орлов А.Г. Политическая система общества в Латинской Америке. М.: Наука, 1982.

Президентские республики в Латинской Америке. М.: Ибероамериканский центр МГИМО, 1995.

Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки. С древнейших времен до начала XX века. М., 1991.

Становление правовых систем в странах Латинской Америки // Государственно-правовые проблемы стран Латинской Америки: Сб. научных трудов. М.: УДН, 1988.

Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки. М.: Высшая школа, 1995.

Федоров М.В. Первые Конституции стран Латинской Америки: Учеб. пособие. М.: УДН, 1983; Чиркин В.Е., Тихонов А.А., Рябов С.В. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки. М.: Наука, 1982.

Botey Sobrado, Ana Maria. Costa Rica: desde las sociedades autoctonas hasta 1914. Editorial de la Universidad de Costa Rica. 2002.

Constitucion de la Republica de Guatemala. URL: http://www.canalegal.com/contenido.php?c=28&cont/111/dtr/dtr2.pdf (дата обращения: 02.01.2013).

Entre el Estado Conquistador y el Estado Nacion: providencialismo, pensamiento politico y estructuras de poder en el desarrollo historico de Nicaragua / Andres Perez-Baltodano. Managua: Instituto de Historia de Nicaragua y Centroamerica - Universidad Centroamericana, 2003. URL: http://alvaroaltamirano.files.wordpress.com/2010/05/entre-el-estado-conquistador-y-el-estado-nacion.pdf (дата обращения: 02.01.2013).

Hacia la aprobacion de la nueva Constitucion // Revista Envio Digital. Numero 62. Agosto 1986. URL: http://www.envio.org.ni/articulo/495 (дата обращения: 02.01.2013).

Hector Fix-Zamudio. Jusicia constitucional en Iberoamerica y la declaracion de inconstitucionalidad // Iberoamerica: Jusicia constitucional. 1977. P. 641 - 194. URL: http://www.juridicas.unam.mx/publica/librev/rev/facdermx/titulo=Guatemala (дата обращения: 02.01.2013).

Hernandez Valle, Ruben. Constituciones iberoamericanas. Costa Rica. Mexico: Ed. Por Universidad Nacional Autonoma de Mexico, 2005. URL: http://biblio.juridicas.unam.mx/libros/libro.htm?l=1541 (дата обращения: 01.01.2013).

Historia de La Sala Constitucional: Creacion y Primeras actuaciones. URL: http://www.poder-judicial.go.cr/salaconstitucional/historia.htm (дата обращения: 02.01.2013).

Nicaragua - La historia oficial. URL: http://www.galeon.com/inches/Nicaragua.htm (дата обращения: 02.01.2013).

Nueva Constitucion: Realismo revolucionario // Revista Envio Digital. Numero 67 Enero 1987. URL: http://www.envio.org.ni/articulo/509 (дата обращения: 02.01.2013).

Origen del sistema presidencial en Nicaragua // El Nuevo Diario. 11 de Agosto de 2003. URL: http://archivo.elnuevodiario.com.ni/2003/agosto/11-agosto-2003/especiales/especiales2.html (дата обращения: 02.01.2013).