Мудрый Юрист

Финансовое оздоровление: новое в конкурсном праве

Авдеев С.С., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии права и управления Минюста России, кандидат юридических наук.

Термин "финансовое оздоровление" был известен ранее действовавшему законодательству о несостоятельности (банкротстве). Согласно ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. ряд лиц (учредители (участники) должника, собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и иные лица по соглашению с должником) были вправе до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Эти меры, составляя досудебную санацию, сводились к представлению должнику финансовой помощи.

В Законе о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. этот термин обозначает новую процедуру банкротства, ранее в законодательстве о несостоятельности не использовавшуюся.

Данная процедура является самостоятельной и может вводиться в соответствии с законом как альтернатива внешнему управлению, конкурсному производству и мировому соглашению. Однако введение финансового оздоровления само по себе не исключает последующего обращения к другим (за исключением наблюдения) процедурам банкротства.

Финансовое оздоровление имеет некоторые черты внешнего управления и мирового соглашения, однако не является механическим соединением отдельных положений названных процедур, представляя собой качественно новый юридический инструментарий в области несостоятельности. Некоторое сходство с мировым соглашением финансовому оздоровлению придает то обстоятельство, что по общему правилу должник имеет возможность с согласия кредиторов (по их решению) получить отсрочку и рассрочку исполнения гражданско-правовых обязательств и обязательных платежей; должник сохраняет возможность продолжить управление своим имуществом с некоторыми ограничениями. Однако в отличие от мирового соглашения производство по делу о несостоятельности должника с введением финансового оздоровления не прекращается. Общее с процедурой внешнего управления проявляется в том, что отсрочка и рассрочка названных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности имеют некоторые черты моратория. Многие последствия введения финансового оздоровления аналогичны последствиям введения внешнего управления. Так же как и во внешнем управлении, в процессе финансового оздоровления принимает участие арбитражный управляющий, именуемый в этой процедуре административным управляющим, однако их функции совпадают далеко не во всем.

Финансовое оздоровление, таким образом, представляет собой новую реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам.

Эта процедура предусматривает на срок ее введения возможность для должника выплачивать долги в соответствии с утвержденным в предусмотренном порядке графиком и получать средства из источников, определенных планом финансового оздоровления.

Используя институт способов обеспечения исполнения обязательств гражданского права (гл. 23 ГК РФ), финансовое оздоровление предоставляет кредиторам гарантию удовлетворения их требований за счет третьих лиц - "обеспечителей" и в предусмотренных законом случаях может вводиться без учета воли собрания кредиторов или при отсутствии соответствующего волеизъявления кредиторов (см. п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве N 127-ФЗ).

Процедура финансового оздоровления как самостоятельный институт несостоятельности неизвестна иностранным законодательствам и представляет собой специфику исключительно российского законодательства о несостоятельности. Она может применяться только при рассмотрении дел о банкротстве юридических лиц. Ее цель - изыскание должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Во время финансового оздоровления деятельность должника и его кредиторов должна быть подчинена ряду ограничений, но главное отличие финансового оздоровления от процедуры внешнего управления - органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными главой 5 Закона N 127-ФЗ.

Ограничения органов управления должника сводятся в основном к запрету принятия определенных корпоративных решений (например, о выплате дивидендов) и некоторых сделок (например, зачет встречных однородных требований); кроме того, ряд сделок может быть заключен лишь с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) или административного управляющего.

Согласно ст. 80 Закона о несостоятельности (банкротстве) одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего, который является арбитражным управляющим для данной процедуры. Порядок утверждения административного управляющего определяется, исходя из предписаний ст. 45 Закона о банкротстве.

Административный управляющий компетентен действовать с даты его утверждения арбитражным судом и до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения.

Законом устанавливаются два незакрытых перечня прав и соответственно обязанностей административного управляющего.

Административный управляющий в процедуре финансового оздоровления, в частности, обязан выполнять следующие функции:

Поскольку план финансового оздоровления должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, управляющий осуществляет контроль за надлежащей и своевременной реализацией должником этих способов. Бездействие должника в отношении реализации упомянутых способов или ненадлежащая их реализация являются обстоятельствами, свидетельствующими о невыполнении плана финансового оздоровления.

Контроль за ходом выполнения графика задолженности заключается в проверке административным управляющим своевременности осуществления платежей, уплаты соответствующих сумм в надлежащем размере и надлежащим лицам, а также соблюдения принципов очередности и пропорциональности погашения требований кредиторов в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности административный управляющий обязан потребовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения.

В отношении гаранта, поручителя, лиц, предоставивших государственную или муниципальную гарантию, это требование выражается в предложении указанным лицам уплатить соответствующие суммы.

В случае обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности залогом административный управляющий предлагает залогодателю заключить соглашение о внесудебном обращении взыскания на заложенное движимое имущество, если такая договоренность не была достигнута ранее, или заключить нотариально удостоверенное соглашение о внесудебном обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество. В том случае, если обращение взыскания на предмет залога допускается только в судебном порядке, а также в случае отказа залогодателя от заключения упомянутых соглашений административный управляющий обращается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием об обращении взыскания на заложенное имущество. При возможности внесудебного обращения взыскания административный управляющий приступает к реализации заложенного имущества в соответствии со ст. 350 ГК РФ.

Административный управляющий имеет, в частности, следующие права:

Согласно п. 4 ст. 82 Закона о банкротстве "должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

Административный управляющий уполномочен обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, предусмотренных Законом, а также с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества и об отмене таких мер для осуществления административным управляющим контроля за деятельностью должника и обеспечения сохранности его имущества он наделен правом предъявлять иски о признании сделок и решений должника недействительными. При этом сделки признаются недействительными или применяются последствия ничтожных сделок, если они заключены или исполнены с нарушением требований Закона.

Административный управляющий вправе также обратиться с иском о признании недействительным решения должника (его органов управления). Например, он может оспорить решение о реорганизации должника, если оно принято в противоречии с требованиями абз. 4 п. 3 ст. 82 Закона.

Названные выше исковые требования направляются в суд или арбитражный суд в соответствии с нормами процессуального законодательства о подведомственности.

Закон устанавливает основания и порядок замены административного управляющего. Замена административного управляющего производится либо в связи с его освобождением, либо в связи с его отстранением. Освобождение административного управляющего по смыслу Закона производится при отсутствии каких-либо нарушений с его стороны. Отстранение управляющего, напротив, связано, как правило, с наличием нарушения требований Закона.

При отпадении необходимости в дополнительных мерах по обеспечению сохранности имущества должника административный управляющий обращается в арбитражный суд с ходатайством об отмене соответствующих мер.