Мудрый Юрист

Уголовно-правовые аспекты добровольно-принудительного пенсионного страхования индивидуальных предпринимателей - инвалидов вследствие военной службы

Широкин Павел Юрьевич, индивидуальный предприниматель - юрист по найму.

В статье автор раскрыл уголовно-правовые аспекты добровольно-принудительного пенсионного страхования лиц, имеющих право на получение двух видов пенсий, на примере взаимоотношений Пенсионного фонда Российской Федерации с индивидуальными предпринимателями, инвалидами - пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: уголовная ответственность в сфере страхования; длящийся страховой случай как пресекательный фактор для заключения договора страхования; страхование интересов, не подлежащих страхованию; Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект преступления по статьям 159 и 285.1 УК РФ.

Criminal-law aspects of voluntary-compulsory pension insurance of individual entrepreneurs - service-disabled veterans

P.Yu. Shirokin

Shirokin Pavel Yur'evich, individual entrepreneur - lawyer on hire.

The author of the article revealed criminal-law aspects of voluntary-compulsory pension insurance of persons subject to two types of pensions as exemplified by interrelations of the Pension Fund of the Russian Federation with individual entrepreneurs, disabled pensioners of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Key words: criminal responsibility in the sphere of insurance, continuing accident insured as a preclusive factor for conclusion of insurance contract, insurance of interests not subject to insurance, Pension Fund of the Russian Federation as a subject of crime under articles 159 and 285.1 of the Criminal Code of the RF.

Практически все разумные существа, населяющие нашу планету, делают запасы: кто откладывает продукты питания, кто различные вещи и материалы, которые в экстренных случаях могли бы спасти их от неминуемой гибели или поддержать их существование до наступления лучших времен, кто готовит себе новое жилье.

И человечество с древних времен прибегает к созданию различного вида схронов и запасов. Так, египтяне, снаряжая своих фараонов в загробный мир, закладывали в пирамиды предметы роскоши, амулеты, предназначенные оберегать их хозяев в царстве мертвых, умерщвляли слуг и рабов, которые бы прислуживали фараонам в царстве Осириса, т.е. древние люди пытались обеспечить комфортное существование своих правителей в загробном мире. На сегодняшний день способы заботы о своем будущем несколько изменились. Человеческое общество, выработав тысячелетиями мудрость "знал бы, где упасть, соломки бы подстелил", делает различные запасы на ближайшее будущее (продукты в холодильнике), откладывает деньги "на черный день", приобретает недвижимое имущество своим детям и пр.

Приведенные факты свидетельствуют об осуществлении социумом действий, направленных на защиту имущественных интересов своих представителей, групп представителей, от различного рода житейских невзгод и неприятностей. Видно, что люди всегда хотели предостеречь себя от возможных негативных последствий - подстраховаться.

На сегодняшний день вопросы страхования, поставленные "на широкую ногу", получили фундаментальное научно-теоретическое обоснование и закрепление в законодательстве. Правилами ст. 3 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> закреплено, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, причем нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Следовательно, в силу отсутствия нормативного определения термина страхования в ГК РФ, надлежит обращаться к ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <2>, в которой сказано, что страхованием являются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

<1> Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Ранее статьей "Добровольно-принудительное пенсионное страхование индивидуальных предпринимателей - инвалидов вследствие военной службы" <3> - уже были рассмотрены вопросы гражданско-правовой обоснованности принудительного пенсионного страхования лиц, имеющих право на получение двух видов пенсий. Поскольку в указанной статье было обосновано, что установление инвалидности является отменительным условием в договорах обязательного страхования, администрирование которых возложено на ПФР, то ниже сосредоточимся лишь на рассмотрении некоторых уголовно-правовых аспектов обязания индивидуальных предпринимателей - инвалидов вследствие военной травмы, к заключению договоров обязательного медицинского страхования.

<3> Широкин П.Ю. Добровольно-принудительное пенсионное страхование индивидуальных предпринимателей - инвалидов вследствие военной службы // Социальное и пенсионное право. 2014. N 3. С. 52 - 56.

Как следует из положений ст. 927 ГК РФ, соглашение о страховании является возмездным договором, заключаемым страхователем со страховщиком.

Статья 942 в ч. 2 ГК РФ указывает существенные условия договора личного страхования, в отношении которых должно быть достигнуто соглашение между страхователем и страховщиком, к таковым законодатель отнес: 1) застрахованное лицо; 2) страховой случай; 3) размер страховой суммы; 4) срок действия договора.

Как известно из положений ст. 432 ч. 1 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Норма ст. 23 ч. 3 ГК РФ устанавливает, что "к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность лиц, являющихся коммерческими организациями" <4>. То есть законодательные правила страхования, применяемые к коммерческим организациям, также справедливы и для индивидуальных предпринимателей.

<4> Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Так как статьей 6 ч. 1 п. 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <5> к страхователям по обязательному пенсионному обеспечению отнесены индивидуальные предприниматели, то будем считать, что с первым существенным условием договора личного страхования мы определились. Применительно к рассматриваемому случаю получаем следующее: индивидуальный предприниматель - инвалид вследствие военной службы - является по отношению к самому себе страхователем, а Пенсионный фонд России выступает в роли страховщика.

<5> Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Говоря о вопросах размера страховой суммы и срока действия договора личного страхования необходимо отметить, что они весьма достаточно определены правилами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" <6>.

<6> Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Поскольку три из четырех существенных условий договора личного страхования были уже рассмотрены, то следует обсудить главенствующий вопрос договора страхования - страховой случай.

Абзац 2 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <7> к страховым случаям относит в том числе наступление инвалидности.

<7> Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Законодатель положениями ст. 934 ч. 1 ГК РФ под страховым случаем понимает событие, причинившее вред здоровью страхователя, с наступлением которого страховщик обязуется единовременно или периодически выплачивать ему обусловленную договором сумму (страховую сумму).

В исследуемом случае в связи с наличием у индивидуального предпринимателя инвалидности вследствие военной травмы у Пенсионного фонда России наступает обязанность выплачивать ему страховую сумму с момента обращения страхователя за ее выплатой, т.е. сразу после того, как ИП хотя бы однажды внес денежные средства на обязательное медицинское страхование или принял участие в добровольном социальном страховании.

Получаем, что легальных способов уйти от судебного понуждения выплатить страховую сумму ИП - инвалиду вследствие военной травмы - у Пенсионного фонда России просто нет.

Вообще говоря, реальная обстановка, сложившаяся на рынке страховых услуг, такова, что даже при наступлении страхового случая в виде инвалидности в период прохождения государственной военной службы до начала осуществления предпринимательской деятельности Пенсионный фонд России посредством обращений в суды с успехом взыскивает денежные средства на медицинское страхование с индивидуальных предпринимателей - инвалидов вследствие военной травмы.

Однако статьи 39 ч. 1 и 41 ч. 1 Конституции Российской Федерации <8> гарантируют каждому социальное обеспечение в случае инвалидности и оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет средств соответствующего бюджета. Применительно к рассматриваемому случаю правила статей 4 (п. 2) и 14 ч. 1 Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12 января 1995 г N 5-ФЗ <9> гарантируют инвалидам вследствие военной травмы медицинское и социальное обеспечение за счет средств бюджета Министерства обороны Российской Федерации.

<8> Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Из приведенных доводов следует, что Пенсионный фонд России взыскивает с индивидуальных предпринимателей - инвалидов вследствие военной травмы - денежные средства на медицинское обеспечение последних, вводя их в заблуждение относительно обязанности внесения денежных средств в бюджет Пенсионного фонда России.

Поскольку все военнослужащие, даже ставшие инвалидами вследствие военной травмы, являются исключительно дисциплинированными и исполнительными людьми, то они, не задумываясь, вносят деньги в бюджет ПФР, т.к. требование исходит от уполномоченного органа государства, в котором они ранее проходили военную службу.

В 2014 г. размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование для одного индивидуального предпринимателя - инвалида вследствие военной травмы - составляет 3399 руб. 05 коп. и рассчитывается так: МРОТ (5554) x тариф (5,1%) x 12 месяцев.

Согласно п. 2 примечания к ст. 158 УК РФ <10> размер значительного ущерба гражданину, причиненного преступлением, не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.

<10> Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Правилами ст. 128 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации деньги отнесены к движимому имуществу.

Получаем, что, пользуясь специально предоставленными ему полномочиями, злоупотребляя доверием бывшего военнослужащего, Пенсионный фонд России приобретает право на имущество индивидуального предпринимателя, инвалида вследствие военной травмы.

Указанная формулировка есть не что иное, как диспозиция преступления, ответственность за которое предусмотрена как минимум ст. 159 ч. 3 УК РФ и которое "наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового" <11>.

<11> Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Разумеется, нерадивые работники Пенсионного фонда России, застраховавшие от инвалидности индивидуального предпринимателя - инвалида вследствие военной травмы, могут уйти от вышеуказанной уголовной ответственности в случае назначения и выплаты указанному лицу дополнительной "гражданской пенсии по инвалидности".

Однако в таком случае в действиях чиновников Пенсионного фонда России, даже обоснованных решением суда общей юрисдикции, усматривается расходование бюджетных денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения (законодательство не предусматривает установления лицу дважды инвалидности одной и той же группы). Указанное деяние отлично вписывается в диспозицию ст. 285.1 УК РФ и подлежит квалификации в согласии с положениями ч. 2 п. а).

Из приведенных доводов ясно, что обязательное страхование индивидуальных предпринимателей - инвалидов вследствие военной травмы - либо нарушает конституционное право собственности последних на имущество (денежные средства), либо нарушает имущественные интересы Российской Федерации как субъекта гражданского права.

Поскольку гражданское законодательство Российской Федерации в сфере страхования недостаточно конкретизировано в отношении интересов, страхование которых не допускается, то справедливым было бы рекомендовать законодателю внести изменения в ст. 928 Гражданского кодекса Российской Федерации, дополнив ее пунктом 5, изложенным в следующей редакции: "Не допускается повторное обязательное страхование лица, получающего страховую сумму, в связи с ранее наступившим страховым случаем".

Вообще говоря, рядом нормативно-правовых актов страны как государственным военным, так и государственным гражданским служащим Российская Федерация обязуется предоставлять медицинское и социальное обеспечение. Например, при выходе на пенсию "по выслуге лет" госслужащие получают право на медицинское и социальное обеспечение. Но ПФР в судебном порядке взыскивает денежные средства на медицинское страхование у бывших работников МВД РФ, следователей прокуратуры РФ, работников МЧС РФ и т.д., которые, уйдя на пенсию, приняли решение стать индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами - вошли в число самозанятого населения страны.

При таких обстоятельствах ничуть не удивительно, что малый и средний бизнес России терпит убытки и практически дышит на ладан. Думается, что без кардинального изменения отношения государства к своим предпринимателям нам не стоит бояться никаких зарубежных санкций, потому как само государство в лице Пенсионного фонда России существенно уменьшает доход от купеческой и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс"
  6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Широкин П.Ю. Добровольно-принудительное пенсионное страхование индивидуальных предпринимателей - инвалидов вследствие военной службы // Социальное и пенсионное право. 2014. N 3. С. 52 - 56.