Мудрый Юрист

Практическое содержание процессуальных форм обжалования постановлений суда - апелляция, кассация, надзор: сравнительный анализ

Осипов П.Н., ведущий юрисконсульт Управления социальной защиты населения администрации г. Стерлитамака, референт государственной службы III класса.

Не всякое решение суда в полной мере удовлетворяет стороны, поэтому гражданское процессуальное законодательство предоставляет им право на обжалование решений суда, равно как и любых других судебных постановлений - ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ). Обжалование может быть многоэтапным, так как инстанций, правомочных отменить несправедливое решение суда, несколько. Процессуально закрепленное право на обжалование требует от судьи при вынесении решения всестороннего и объективного рассмотрения и оценки обстоятельств, имеющих значение для дела (дабы исключить возможность его последующей отмены), наполняя, таким образом, практическим содержанием норму о законности и обоснованности выносимых решений суда (ст. 195 ГПК РФ). Отсутствие права на обжалование превратило бы эту, безусловно, важную норму в юридическую фикцию.

Практическое, прикладное значение рассматриваемых стадий обжалования (апелляция, кассация, надзор) состоит, прежде всего, в законодательно предоставленной и процессуально регулируемой возможности добиться отмены обжалуемого решения, которым та или иная сторона дела не удовлетворена.

Поскольку по своей процессуальной природе представления прокурора об отмене вынесенного решения за редким изъятием аналогичны соответствующим жалобам, в контексте настоящей работы представляется целесообразным, говоря об апелляционных, кассационных, надзорных жалобах, иметь в виду и представления прокурора об отмене вынесенных решений текущей процедуры обжалования.

Выносимые судом решения, как правило, порождают/прекращают правоотношения, в первую очередь, для лиц, участвующих в деле, поэтому любые лица, участвовавшие в деле, имеют право на обжалование решений суда (ст. ст. 320, 336, 376 ГПК РФ). В случае если в рассмотрении дела участвовал прокурор (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2), то право на подачу апелляционного, кассационного, надзорного представления об отмене вынесенного решения имеет:

В процедуре надзорного обжалования специфической особенностью является наделение подобным правом также лиц, чьи права и законные интересы нарушены вынесенными судебными постановлениями (ст. 376 ч. 1 ГПК РФ).

Предметом обжалования могут быть:

В апелляции - не вступившие в силу решения мировых судей (ст. 320 ГПК РФ);

В кассации - не вступившие в силу решения всех судов в РФ, принятых по первой инстанции, кроме решений мирового суда (ст. 336 ГПК РФ);

В надзоре - вступившие в силу судебные постановления, кроме постановлений Президиума ВС РФ (ст. 376 ГПК РФ)

Очевидно, что процедуры апелляционного и кассационного производства, регулирующие обжалование судебных актов, не вступивших в законную силу, будут иметь несомненное сходство между собой и принципиальное отличие (по процедуре и характеру) от процесса надзорного производства. В силу подобного различия имеет смысл говорить раздельно о процедурах обжалования в апелляции и кассации (которые лучше рассматривать параллельно) от обжалования в порядке надзора.

Так, сроки обжалования в апелляции и кассации - 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Неоднократно отмечалось, что данный момент с трудом подвергается достоверному установлению <*> (отсутствие определенных законом критериев оценки порождает самые различные трактовки приведенной законодателем формулировки), поэтому можно выделить следующие признаки, позволяющие судить о вынесении решения в окончательной форме:

<*> Диордиева О.Н. Процессуальный срок обжалования постановлений суда // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 6. С. 25; Адвокатская практика. 2004. N 3. С. 33.
  1. решение суда обрело приемлемую для восприятия физическую форму (по правилам судопроизводства - бумажный носитель информации);
  2. достоверно подтверждается, что решение идентично решению, оглашенному при его вынесении по итогам судебного разбирательства;
  3. в деле имеется соответствующее двум вышеназванным признакам решение суда в письменной форме;
  4. участниками разбирательства получены на руки копии решения суда или по крайней мере нет непреодолимых препятствий для ознакомления сторонами с делом и выдачи копий решений суда в установленном порядке.

Срок обжалования в порядке надзора - 1 год со дня вступления в силу соответствующего судебного постановления. Такой сравнительно длительный (по сравнению с апелляцией и кассацией) срок предусматривает и наличие более существенных предпосылок для отмены принятого решения. В то же время ограничение надзора годичным сроком - новелла гражданско-процессуального законодательства, ранее действовавший ГПК РСФСР не ограничивал срок подачи надзорной жалобы вообще.

В апелляции и кассации соответствующая жалоба подается в вышестоящий суд через суд, принявший решение, который обязан при принятии жалобы провести ряд подготовительных мероприятий и направить дело в суд, которому адресована жалоба; в надзоре - непосредственно в суд надзорной инстанции и все производство происходит в нем.

Движение поданных жалоб условно можно разбить на несколько процессуальных стадий (законодатель такого четкого разграничения не проводит).

Первую стадию обжалования, имеющую место при практически одинаковой формуле во всех трех процедурах обжалования (повторимся, очень условно), можно назвать стадией формальной оценки поданной жалобы.

На этой стадии судья, в чьем производстве находится дело (т.е. судья, вынесший решение, которое не вступило в силу и обжалуется в силу норм соответствующей главы ГПК РФ) производит оценку поданной жалобы на предмет соответствия ее установленным требованиям, оплаты госпошлины, наличия необходимого числа копий (ст. ст. 322, 339, 378 ГПК РФ).

Так, категорично установлено, что в апелляционной жалобе требования, не заявленные своевременно мировому суду, не рассматриваются. В кассационной жалобе подобные ссылки на новые доказательства, обстоятельства должны приводиться с обоснованием невозможности их предоставления суду первой инстанции, что также предполагает категоричную оценку их приемлемости.

Для надзорной жалобы таких особых ограничений нет, но это компенсируется необходимостью наличия у заявителя доказательств существенного нарушения норм материального и процессуального права (ст. 387 ГПК РФ). Существенность нарушения - категория оценочная и подлежит анализу "ad hoc" в каждом конкретном случае.

На стадии формальной оценки поданной жалобы возможно вынесение двух судебных постановлений:

  1. Определение об оставлении без движения выносится в случае несоответствия жалобы требованиям к ее содержанию, установленным ст. ст. 322, 339, 378 ГПК РФ;
  2. Определение о возврате жалобы выносится в случаях:

факта восстановления этого срока - кассация, просьбы о восстановлении этого срока - апелляция;

к надзорной жалобе, подаваемой по истечении установленного срока обжалования, очевидно, применяются общие нормы о восстановлении пропущенных процессуальных сроков (ст. ст. 109, 112 ГПК РФ) при формальной оценке надзорной жалобы добавляются еще два основания возврата жалобы: - подача надзорной жалобы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

Определение о возврате апелляционной, кассационной жалобы заявитель вправе обжаловать в вышестоящий суд. Определение об оставлении без движения, очевидно, может быть при соответствующем обосновании обжаловано в порядке частной жалобы как препятствующее дальнейшему движению дела без достаточных причин.

Возврат надзорной жалобы осуществляется в 10-дневный срок со дня поступления надзорной жалобы в суд надзорной инстанции. Кроме того, ГПК РФ не установлено вынесение определения по этому поводу. На практике это чаще всего происходит в форме письменного ответа. Представляется, что неустановление обязательной формы для возврата надзорной жалобы при наличии строгих процессуальных сроков приводит к снижению ответственности судов за выносимые решения. Возврат зачастую происходит необоснованно, с нарушением сроков и отсутствием должной мотивации. Отсутствие предусмотренной процессуальной формы решения судьи о возврате, кроме того, исключает возможность обжалования этого решения в рамках норм ГПК РФ (по формуле: "нет судебного постановления - нет обжалования"). Видится, что обязанность вынесения мотивированного определения наложила бы дополнительную ответственность на судейский корпус и придала бы больше прав заявителю в случае обжалования.

Вынесение определения о возврате жалобы, равно как невозможность его вынесения означает конец стадии формальной оценки. Далее процедуры апелляции и кассации протекают по одной схеме, надзора - по несколько иной.

На стадии подготовки жалобы к рассмотрению по существу, характерной только для процедур апелляции и кассации мировой суд или суд первой инстанции, в чье распоряжение поступила жалоба, готовят ее к рассмотрению в вышестоящем суде. Так, мировой суд знакомит с апелляционной жалобой, которая принята к рассмотрению лиц, участвующих в деле, собирает возможные возражения, отзывы сторон (суду первой инстанции вменяется проведение тех же действий с установлением обязанности направления копий кассационной жалобы участникам дела не позднее следующего дня со дня ее поступления). На проведение этих действий мировому/районному суду отводится ограниченное время (до истечения срока обжалования, т.е. 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме).

С направлением дела в суд апелляционной, кассационной инстанции, что согласно ст. ст. 325, 343 ГПК РФ должно иметь место по истечении срока на обжалование решения (это время дается на ознакомление участников с жалобами, на подачу возражений, отзывов, встречных, самостоятельных жалоб), стадия подготовки переходит в стадию рассмотрения жалобы.

Отказ от апелляционной, кассационной жалобы на этой стадии возможен уже только на основании письменной просьбы заявителя, поданной до принятия решения (т.е. фактически до удаления судьи в совещательную комнату). Единственное исключение предусмотрено для отказа кассационного представления прокурора, которое может быть сделано до начала судебного заседания в форме отзыва (причем нет обязательного условия письменности этого действия) (ст. ст. 326, 345 ГПК РФ).

При наличии таких волеизъявлений заявителей судом апелляционной, кассационной инстанции выносится определение о прекращении соответственно апелляционного, кассационного производства (ст. ст. 326, 345 ГПК РФ). Кроме того, в процессе кассационного производства возможны также такие формы завершения дела как отказ истца от иска, мировое соглашение. При поступлении подобных заявлений, выраженных письменно обжалуемое решение суда отменяется судом кассационной инстанции, и производство по делу прекращается (ст. 346 ГПК РФ).

Рассмотрение апелляционной, кассационной жалобы происходит с извещением лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения по правилам суда первой инстанции, т.е. о времени и месте рассмотрения лица, участвующие в деле извещаются заранее. Стороны могут участвовать, давать объяснения, отвечать на вопросы суда, заявлять ходатайства и заявления, имеют иные процессуальные права, предусмотренные гражданско-процессуальным законодательством. При апелляционном производстве суд вправе устанавливать новые доказательства и факты (интересным в этой связи представляется вопрос о способе их установления в совокупности с запретительной нормой о представлении новых доказательств заявителем).

Заседание в кассационной инстанции начинается докладом по делу. Суд кассационной инстанции рассматривает дело по доводам/возражениям кассационной жалобы, а также по новым доказательствам, если признал их приемлемыми (при преодолении категорического ограничения на невозможность предоставления их в суд первой инстанции). Суд, кроме того, вправе установить новые факты и правоотношения или проверить дело в полном объеме (ст. 347 ГПК РФ).

По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции вправе:

  1. оставить решение мирового суда в силе (апелляционную жалобу соответственно - без удовлетворения). - Выносится апелляционное определение;
  2. изменить решение мирового суда. - Выносится апелляционное решение;
  3. отменить решение мирового суда и принять новое решение. - Выносится апелляционное решение;
  4. отменить решение мирового суда и прекратить производство по делу/оставить жалобу без рассмотрения. - Выносится апелляционное определение (ст. 328 ГПК РФ).

Дальнейшее обжалование - только в порядке надзора.

По результатам рассмотрения суд кассационной инстанции вправе (во всех случаях выносится кассационное определение):

  1. оставить решение суда в силе (кассационную жалобу соответственно - без удовлетворения);
  2. отменить решение суда (полностью или в части) и направить на новое рассмотрение по первой инстанции;
  3. изменить/отменить решение суда и принять новое решение;
  4. отменить решение суда (полностью или в части) и прекратить производство по делу/оставить без рассмотрения (ст. 361 ГПК РФ).

Дальнейшее обжалование - только в порядке надзора.

Основаниями к отмене принятых решений и в апелляционной и в кассационной инстанции являются:

При этом нарушением или неправильным применением норм материального права считается:

Нарушением или неправильным применением норм процессуального права считается нарушение процессуальных норм при условии, что оно привело или могло привести к неправильному разрешению дела (т.е. доказыванию будет подлежать причинно-следственная связь между нарушением и возможными последствиями для правильности вынесенного решения).

Независимо от доводов апелляционной, кассационной жалобы, представления принятое решение подлежит безусловной отмене в случае более существенных нарушений, таких, как:

Выносимые апелляционные решения/определения и кассационные определения вступают в силу немедленно, с момента вынесения. Апелляционные решения/определения обжалованию в порядке кассации не подлежат и могут быть обжалованы (как и определения кассационной инстанции) только в надзорном порядке.

Процедура надзорного обжалования, имея свою несомненную специфику, представляет собой четыре последовательные стадии.

Помимо I стадии формальной оценки, рассмотренной выше, о завершении которой можно говорить при возврате/невозможности возврата надзорной жалобы, при отсутствии стадии подготовки стадия рассмотрения включает в себя также:

II. Рассмотрение надзорной    
жалобы в суде надзорной инс-
танции
Срок - 1 месяц (в Верховном
Суде РФ - 2 месяца)
На этой стадии судом надзорной инстанции решается вопрос об истребо- 
вании дела/отказе в его истребовании с вынесением соответствующего
определения. Вынося определение об истребовании дела суд надзорной
инстанции также вправе приостановить исполнение решения суда по делу
(так как оно может быть при определенном раскладе отменено).
С определением об отказе в истребовании (которое должно быть моти-
вировано) вправе не согласиться председатель (заместитель председа-
теля) соответствующего суда надзорной инстанции. При этом они выно-
сят самостоятельное определение об истребовании дела в суд надзор-
ной инстанции.
III. Рассмотрение истребован- 
ного дела
Суд надзорной инстанции
рассматривает 2 месяца (может
быть продлено до 4 месяцев);
Верховный Суд РФ рассматривает
4 месяца (с возможностью
продления до 6 месяцев)
На этой стадии судом надзорной инстанции (с вынесением соответствую- 
щего определения) решается вопрос о передаче дела для рассмотрения
надзорной жалобы в суд надзорной инстанции по существу/отказе в пе-
редаче дела.
С определением об отказе в передаче дела также вправе не согласиться
председатель (заместитель председателя) соответствующего суда над-
зорной инстанции и своим определением передать дело на рассмотрение
по существу в суд надзорной инстанции.
При передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной
инстанции лицами, участвующим в деле, направляются копии соответст-
вующего определения.
IV. Рассмотрение переданного  
дела по существу в суде над-
зорной инстанции в порядке
надзора/исходя из содержания
ст. ст. 383,386 ГПК РФ сроки
рассмотрения составляют:
в суде надзорной инстанции
- 1 месяц;
в Президиуме ВС субъекта
РФ - 2 месяца;
в Верховном Суде РФ - 2 меся-
ца;
в Судебной Коллегии Верховного
Суда РФ - 3 месяца;
в Президиуме Верховного Суда
РФ - 4 месяца/
О времени и месте рассмотрения лица, участвующие в деле извещаются   
заранее. Рассмотрение дела начинается докладом судьи, стороны могут
участвовать, давать объяснения, отвечать на вопросы суда.
По результатам рассмотрения дела в порядке надзора выносится мотиви-
рованное определение за пересмотр/против пересмотра дела в порядке
надзора, которое (как и любое другое постановление суда надзорной
инстанции) вступает в силу со дня вынесения.
В целях обеспечения единства судебной практики и законности предсе-
дателю Верховного Суда РФ (его заместителям) предоставлено специ-
альное право вносить в Президиум Верховного Суда РФ мотивированные
представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.
По результатам рассмотрения суд надзорной инстанции вправе:
1) оставить решение суда в силе (надзорную жалобу соответственно -
без удовлетворения);
2) отменить решение суда (полностью или в части) и направить на новое
рассмотрение по первой инстанции./Данные при этом указания суда над-
зорной инстанции обязательны к исполнению судом, куда вернут дело на
новое рассмотрение/;
3)отменить решение суда (полностью или в части) и прекратить произ-
водство по делу/оставить без рассмотрения;
4) оставить в силе одно из вынесенных судебных постановлений;
5) изменить/отменить решение суда и принять новое решение самосто-
ятельно (в случае ошибки в применении и толковании норм материально-
го права).
Основания отмены обжалуемых решений в суде надзорной инстанции
зафиксированы в ст. 387 ГПК РФ, в которой указано, что основаниями
отмены являются "существенные нарушения норм материального и процес-
суального права" (несомненна очевидная оценочность данной нормы).
Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной
инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК РФ, в которой указаны
случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных
постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч. 2);
другие нарушения норм процессуального права признаются существенными
и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели
или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1).
В свою очередь, существенность нарушения норм материального права
оценивается и признается судом по каждому делу с учетом его конкрет-
ных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица,
в отношении которого они допущены - нарушения его прав, свобод или
охраняемых законом интересов (п. п. 24,25 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, воз-
никших в связи с принятием и введением в действие Гражданского
процессуального кодекса РФ").
Определение суда надзорной инстанции вступает в силу со дня вынесе-
ния и дальнейшему обжалованию в порядке надзора не подлежит. Подача
и рассмотрение частных жалоб на определения надзорной инстанции
гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено.

Дальнейшее обжалование вступивших в силу решений суда может состоять в следующем:

  1. обращение с письмом на имя председателя Верховного Суда РФ (его заместителя) с просьбой о внесении представления в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре решения суда в порядке надзора (в целях недопущения нарушений единства судебной практики и законности, что подлежит обязательному доказыванию заявителем). Между тем, председатель Верховного Суда РФ ничем процессуально не обязан заявителю и не установлено никакого обязательного реагирования на данное заявление.
  2. При отсутствии положительного решения на вышеназванное заявление остается только рекомендовать обжаловать решение суда в Европейский Суд по правам человека, что также имеет своеобразную юридическую специфику и длительную процедуру (рассмотрение которой выходит за рамки настоящего исследования). Отрадно отметить, что подобная практика в последнее время уже начинает постепенно формироваться.

Таким образом, практическое содержание процессуальных форм обжалования составляет юридически закрепленную процедуру гарантированного права на вынесение объективного и справедливого решения суда, в том числе путем его изменения или отмены в установленном законом порядке.