Мудрый Юрист

Правовое регулирование оборота старинного (антикварного) оружия за рубежом и особенности его международно-правового статуса *

<*> Рецензент - д.ю.н. В.В. Меркурьев.

Шелковникова Е.Д., доктор юридических наук, профессор, профессор Московского государственного лингвистического университета.

В статье рассмотрены сущность международно-правового регулирования оборота старинного (антикварного) оружия и особенности его правового статуса в зарубежных странах. Особое внимание автор уделяет условиям эффективного применения данного опыта при разработке правового статуса старинного оружия будущего российского законодательства.

Ключевые слова: антиквариат, старинное (антикварное) оружие, оборот старинного (антикварного) оружия, культурная ценность.

Legal regulation of the turnover of old (antique) weapons abroad and especially its international legal status

E.D. Shelkovnikova

Shelkovnikova E.D., D.Yu.N., Professor, Professor of Department of theoretical and legal disciplines of the law faculty of the Institute of law Moscow State Linguistic University.

The article reviews the essence of the international legal regulation of circulation of antique arms and especially their legal status in foreign countries. Particular attention is drawn to the terms of the effective application of this experience in the development of the legal status of antique arms in the future Russian legislation.

Key words: antiques, antique arms, antique arms circulation, cultural value.

Приступая к характеристике особенностей международно-правового регулирования оборота старинного (антикварного) оружия, прежде всего выделим нормы международного права, регламентирующие правовой статус самого предмета антиквариата. На основании п. "e" ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" (Париж, 17 ноября 1970 г.) <1> к предметам антиквариата относятся старинные предметы более чем 100-летней давности.

<1> URL: unesdoc.unesco.org/images/0013/001309/130905r.pdf.

Дефиниция термина "огнестрельное оружие" сформулирована в Протоколе против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, утвержденном Резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи от 31 мая 2001 г. В указанном Протоколе огнестрельное оружие определяется как любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели. Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако старинное огнестрельное оружие ни в коем случае не включает огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 года (п. "a" ст. 3) <2>.

<2> URL: www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimepro.shtml.

Данная Конвенция и вышеназванный Протокол к ней подписаны и ратифицированы многими странами - членами ООН. Соответственно, в зарубежном оружейном законодательстве приведенный выше международно-правовой термин "огнестрельное оружие" получил свое правовое закрепление уже на национальном уровне.

Вместе с тем отметим, что названный выше Протокол был подписан Российской Федерацией еще в 2001 г. Однако он до сих пор не ратифицирован Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и на основании ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации не является составной частью отечественной правовой системы. Хотя правовой статус старинного (антикварного) оружия как вида гражданского оружия, используемого в культурных и образовательных целях, в Федеральном законе "Об оружии" (ст. 1, 3, 6, 7, 9 и др.) закреплен с июля 2012 г.

Думается, что если обратиться к зарубежному опыту правового регулирования оборота старинного (антикварного) оружия, то можно отметить ряд моментов (с правовой точки зрения как позитивных, так и негативных), которые имеет смысл принять во внимание при разработке и принятии аналогичных законодательных и подзаконных актов в нашей стране.

Показателен в данном контексте опыт законодательного регулирования коллекционирования оружия в Соединенных Штатах Америки <3>.

<3> Закон о контроле над оружием 1968 г. // Свод законов США. Т. 18. Гл. 44; Свод федеральных постановлений США. Т. 27. С. 178 - 179.

Так, в Своде федеральных постановлений США закреплено понятие оружия, являющегося антиквариатом или реликвией. К этой категории отнесены образцы огнестрельного оружия, представляющие интерес для коллекционеров вследствие определенных качеств, отличных от тех, которыми обладает огнестрельное оружие, предназначенное для спортивных целей или использования в качестве наступательного оружия или оружия самообороны.

Для признания огнестрельного оружия антиквариатом или реликвией оно прежде всего должно быть отнесено к одной из следующих категорий:

Для коллекционирования огнестрельного оружия частное лицо обязано получить специальную "лицензию коллекционера", выдаваемую в соответствующем штате. На федеральном уровне выдаются только разрешения на коллекционирование редких и уникальных экземпляров антикварного огнестрельного оружия, на основании которых они могут перевозиться через границы штатов. При этом коллекционирование холодного оружия в США не находится под контролем государства, хотя на торговлю им нужно получить лицензию.

Лицензия, полученная коллекционером огнестрельного оружия, дает ему право приобретать антикварное оружие либо раритеты и в других штатах. Имеющий разрешение коллекционер вправе также приобретать антикварное оружие и реликты и распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако операции по передаче, продаже или дарению, осуществляемые между коллекционером огнестрельного оружия и лицом, не имеющим соответствующего разрешения, правомочны только в отношении постоянных жителей того штата, в котором было получено разрешение на коллекционирование.

В частности, контроль за коллекционированием огнестрельного оружия в США осуществляет Бюро по контролю за обращением алкоголя, табака и огнестрельного оружия Министерства финансов США (BAFT) - с правами федерального агентства по контролю за оборотом огнестрельного оружия в целом по стране, - которым утвержден детальный перечень антикварного огнестрельного оружия и реликтов.

Следует отметить также, что в США существует ряд жестких ограничений на импорт антикварного огнестрельного оружия и раритетов, который производится только с согласия отделения импорта оружия и взрывчатых веществ BAFT.

Далее обратимся к законодательному регулированию оборота старинного оружия в Великобритании. Первоначально Акт "Об огнестрельном оружии" 1968 г. Парламента Великобритании <4> не распространялся на хранение, транспортировку и приобретение старинного огнестрельного оружия, служащего в качестве украшения или являющегося предметом коллекции. Однако принятые в 1997 г. Парламентом Великобритании поправки к Акту "Об огнестрельном оружии" 1968 г. <5> изменили существующий порядок, в результате чего всем владельцам ручного огнестрельного оружия (исторического значения) было вменено в обязанность получить в полиции сертификат на его коллекционирование и хранение сроком на два года.

<4> Firearms Act 1968. Government publications, London. P. 1 - 46.
<5> Материалы международного семинара по вопросам регулирования огнестрельного оружия (Токио: 1997, 19 - 20 ноября). Доклад представителя Японии Й. Секигучи.

Причем коллекционеру старинного оружия разрешено хранить дома (открыто) образцы исторического огнестрельного оружия, которое произведено до 1919 г. и чье снаряжение не позволяет произвести из него выстрел; хранение иных образцов действующего огнестрельного оружия, представляющего исторический либо технический интерес или произведенного после 1919 г., должно осуществляться его владельцем в специально оборудованном помещении, а коллекционерам антикварного и исторического оружия запрещено иметь боеприпасы к нему <6>.

<6> Там же. Доклад представителя Великобритании Б. Пэкхема.

В свою очередь, Закон "Об оружии" Франции подразделяет все находящееся в сфере его регулирования оружие на восемь категорий в зависимости от степени его опасности. В последнюю категорию выделено "старинное и коллекционное оружие" - оружие, модель и дата изготовления которого более раннее, чем установлено Министерством обороны (в настоящее время - 1 января 1870 г.), из которого нельзя произвести выстрел современными боеприпасами. Кроме этого, межведомственным постановлением от 8 января 1986 г. в эту категорию из первой были переведены отдельные модели пистолетов и револьверов, произведенные после указанной даты, не представляющие значительной опасности. К указанной категории Закон относит также копии такого оружия. Сюда же отнесено оружие, приведенное в состояние, при котором из него нельзя выстрелить никакими боеприпасами. На модифицированный таким образом образец ставится соответствующее клеймо и выдается аттестат, после чего оружие может быть отнесено к коллекционному оружию <7>.

<7> Regime des materieles de guerre armes et munitions. Revue generale d'etudes de la police francaise. 1973. N 440. P. 1 - 28. France: ВНИИ МВД СССР, 1974. Пер. N 403.

Для восьмой категории - "старинное и коллекционное оружие" - установлен более свободный режим его правового регулирования. В частности, не предусмотрено специальных мер по его хранению, установлен свободный режим продажи старинного и коллекционного оружия внутри страны. Однако вывоз оружия восьмой категории осуществляется лишь с разрешения властей.

Общие контрольные функции за оборотом оружия возложены на Генеральную инспекцию Министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия по категориям и выдача соответствующих разрешений - на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии.

Далее рассмотрим оружейное законодательство стран СНГ и ближнего зарубежья, регламентирующее правовой статус старинного оружия.

В Законе Литовской Республики "О контроле за оружием и боевыми припасами" N 1-1423, принятом 2 июля 1996 г., оговорено, что "настоящий Закон не распространяется на огнестрельное и метательное оружие, изготовленное до 1870 г." <8>. Если в ст. 3 данного Закона дано определение понятия коллекции оружия, боевых припасов, гильз и пуль как "используемого для экспозиции или исследовательских работ собрания оружия, боевых припасов, гильз или пуль, имеющих историко-культурное, криминалистическое или иное познавательное значение", то в его ст. 35 приводятся признаки коллекционного оружия - имеющего историко-культурную, криминалистическую или иную познавательную ценность.

<8> Ведомости Литовской Республики. 1996. N 36. Ст. 654.

Порядок регулирования экспертной оценки стоимости коллекционного оружия и его регистрации устанавливается Правительством Литвы, а требования к музеям и другим приспособленным для этих целей помещениям соответственно Министерством внутренних дел. Исполнительские функции по регистрации коллекций оружия, экспонированию и транспортировке осуществляются комиссариатами полиции с выдачей соответствующих разрешений. При этом коллекционировать разрешено исключительно оружие, не пригодное для стрельбы (за исключением оружия, коллекционируемого в криминалистических и научных целях). В случае нарушения требований ст. 35 указанного Закона комиссариаты полиции вправе требовать приостановления коллекционирования и экспонирования оружия или временно изымать коллекционное оружие.

Закон "О контроле над индивидуальным оружием", принятый Республикой Молдова 18 мая 1994 г. <9>, выделяет коллекционное оружие по целевому назначению (ст. 4), а также устанавливает право на его частную собственность (физических лиц, достигших 18-летнего возраста, не имеющих медицинских противопоказаний к обращению с оружием, не подпадающих под соответствующие ограничения и постоянно проживающих на территории страны). Регистрацию коллекционного оружия и контроль за ним осуществляют территориальные органы полиции по месту жительства его владельца <10>. Однако положений о старинном оружии названный Закон не содержит.

<9> Parlrmentul Rrepublicii Moldova. Hotarire pentry puntrea aplicare a Legii privind controul asupra armelol individuale. 18 mai 1994. N 111 - XIII.
<10> Шелковникова Е.Д. Оружие как составная часть культурного наследия государства и проблемы его правового статуса // Право и политика. 2000. N 3. С. 52.

Значительное место регулированию оборота старинного и исторического оружия отведено в Законе Республики Беларусь "Об оружии" от 13 ноября 2001 г. N 61-З. Хотя в действительности в этой стране его реальный оборот осуществляется преимущественно на подзаконном уровне (на основании указов Президента Республики Беларусь) и с юридической точки зрения весьма противоречив.

В Законе Республики Беларусь "Об оружии" закреплены дефиниции антикварного и исторического оружия (ст. 1). В первом случае - это все виды оружия и боеприпасов, изготовленные до конца 1899 г., во втором - все виды оружия и боеприпасов, изготовленные до конца 1945 г.

Однако правовое регулирование оборота оружия, имеющего культурную ценность, осуществляется в утвержденном Президентом Республики Беларусь Порядке оборота на территории Республики Беларусь оружия и боеприпасов, имеющих культурную ценность <11>.

<11> Утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2003 г. N 134.

Оружие признается имеющим культурную ценность также по результатам историко-культурной или искусствоведческой экспертизы. Государственным органом, ответственным за организацию и проведение историко-культурной и искусствоведческой экспертизы оружия, является Министерство культуры.

Как видим, данные положения Указа Президента Республики Беларусь по своей сути являются отсылочными и не содержат четких признаков, по которым оружие можно отнести к категории культурных ценностей.

При этом на территории Республики Беларусь запрещены: продажа и дарение оружия, имеющего культурную ценность, включенного в Государственный список историко-культурных ценностей или составляющего Музейный фонд; пересылка оружия, имеющего культурную ценность.

Вместе с тем в мире есть государство - Япония, в котором частное коллекционирование любого оружия вообще запрещено законом.

Как видим, современное законодательство зарубежных стран отражает определенный этап своего развития, а динамика происходящих изменений в государстве обусловливает лишь пути формирования или направления совершенствования регулирования оборота старинного (антикварного) оружия.

Впрочем, рассматриваемый в отдельности либо в определенной совокупности зарубежный опыт правового регулирования старинного оружия с неизбежностью вступает в некоторое противоречие с условиями и потребностями данного момента развития правового опыта в изучаемой сфере другого государства. Поэтому представляется, что его возможное использование (применение) в нашей стране должно быть научно обоснованным и практически целесообразным с учетом взаимодействия многих факторов и условий, в особенности задач по защите основных прав и свобод личности, обеспечению правопорядка и национальной безопасности.

Хотелось бы надеяться, что некоторые позитивные моменты международного и зарубежного опыта правового регулирования старинного (антикварного) оружия будут способствовать дальнейшему научному и правовому исследованию возможностей его применения в нашей стране. Иные же - негативные, - напротив, заранее предупреждают о возможном отказе от повторения в российском оружейном законодательстве нормативно закрепленных в оружейном законодательстве зарубежных государств некоторых неточностей и огрехов.

Полагаем, что в процессе осуществляемой ныне Правительством Российской Федерации разработки проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оружии" (в части совершенствования правил оборота оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия) на основании выводов, сформулированных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной" (п. 1, 2) <12>, будет учтен и позитивный зарубежный опыт правовой регламентации оборота старинного (антикварного) оружия.

<12> Рос. газ. 2014. 2 июля.

Информация.

В Московской области возбуждено уголовное дело в отношении бухгалтера воинской части.

Военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Солнечногорскому гарнизону возбуждено уголовное дело в отношении бухгалтера сержанта Р. Она подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения).

Установлено, что с 2012 года по 2014 год Р. путем подлога документов незаконно перечислила со счета воинской части на свою личную банковскую карту более 450 тысяч рублей, которыми распорядилась по своему усмотрению.

В настоящий момент проводится комплекс следственных действий и оперативных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств совершения преступления.

Расследование уголовного дела продолжается.

Библиографический список:

Шелковникова Е.Д. Оружие как составная часть культурного наследия государства и проблемы его правового статуса // Право и политика. 2000. N 3.