Мудрый Юрист

Рассмотрение военными судами дел об оспаривании действий должностных лиц, связанных с выплатой денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в рамках накопительно-ипотечной системы

Коростелев А.С., секретарь судебного заседания 94-го гарнизонного военного суда.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим право на получение жилых помещений или денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако, несмотря на принятые государством меры по решению данного вопроса, проблема жилищного обеспечения военнослужащих актуальна по сей день. Ее нерешенность является причиной ряда негативных социальных явлений в жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. В частности, большинство военнослужащих, нуждающихся в жилье и не обеспеченных им за счет государства, несут серьезные материальные издержки в связи с явно недостаточным размером компенсации за наем жилья, а социально-бытовая неустроенность офицеров влияет на престиж военной службы в целом. Также следует отметить, что растет финансовая нагрузка на федеральный бюджет, поскольку военнослужащие, подлежащие увольнению по "льготному" основанию, не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья (жилищной субсидии) и многие из них годами остаются в распоряжении командиров (начальников), получая денежное довольствие, не выполняя должностные, а нередко и специальные (в связи с невозможностью допуска к работе с секретными документами (изделиями)), обязанности. Многие военнослужащие не удовлетворены своими жилищными условиями, годами стоят в очереди на получение жилых помещений.

В последние годы Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам совершенствования системы жилищного обеспечения военнослужащих. Одним из ключевых элементов указанной системы является накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).

Именно НИС - основной способ обеспечения жильем военнослужащих, поступивших на военную службу в 2000-е гг., и совершенствование механизма ипотечного кредитования таких военнослужащих должно привести к положительным результатам в вопросе обеспечения их и членов их семей жильем.

Началом функционирования НИС считается 1 января 2005 г., день вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон). В целях реализации Федерального закона разработано и принято большое количество подзаконных актов, которые, к сожалению, все еще не в полной мере обеспечивают полноту функционирования НИС.

Новеллой в жилищном обеспечении посредством НИС стало то обстоятельство, что обязательство государства перед военнослужащими по обеспечению их жилыми помещениями переведено из натуральной формы (непосредственное предоставление квартиры) в денежную (выделение денежных средств на приобретение жилья) для военнослужащих, которые включены в реестр участников НИС.

Одной из особенностей данной системы является своего рода "уравнительный" подход, поскольку решение жилищного вопроса участника НИС не зависит от его реальных потребностей в жилье и семейного положения. При расчете выделяемых денежных средств на приобретение жилого помещения не учитываются состав семьи военнослужащего, полученные им почетные звания, государственные награды, занимаемая должность и воинское звание, что ухудшает правовое положение некоторых участников НИС по отношению к военнослужащим, обеспечиваемым жилыми помещениями по договору социального найма.

Реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования денежных накоплений на их именных накопительных счетах и использования этих накоплений для приобретения жилья.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона предусмотрена выплата по решению федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет выделяемых ему средств федерального бюджета денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника НИС. Данная сумма рассчитывается до расчетного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила бы 20 лет.

Право на получение указанной выплаты имеют следующие категории лиц:

  1. участники НИС, уволенные с военной службы в связи с их признанием военно-врачебной комиссией не годными к военной службе;
  2. члены семьи участника НИС, исключенного из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим;
  3. участники НИС, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении от 10 до 20 лет и уволенные с военной службы по следующим основаниям:

а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) в связи с признанием участника НИС военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.

Казалось бы, при реализации права на обеспечение жилым помещением участником НИС не должно возникать вопроса о его нуждаемости в указанных помещениях. Однако это не так. Данный вопрос приобретает новое содержание при том условии, что участник НИС для реализации своего права на жилое помещение использует денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, учтенные на его именном счете.

Порядок получения указанных денежных средств установлен Правилами выплаты участникам НИС и членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686.

Правилами установлено, что выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) от военнослужащего - участника НИС или в случаях, предусмотренных законодательством, члена его семьи. К такому заявлению (рапорту) военнослужащий (член семьи), претендующий на получение указанной выплаты, прилагает следующие документы:

При этом в заявлении (рапорте) должны содержаться сведения о том, что сам участник или члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Федеральным законом. Также данное заявление (рапорт) должно содержать сведения о непринятии членами семьи участника НИС его обязательств по ипотечному кредиту в случае его гибели или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Помимо этого, указывается получатель денежных средств, его платежные реквизиты и обязательства об освобождении занимаемого служебного жилого помещения (иного жилого помещения специализированного жилищного фонда), если такое имеется.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то условие, что участник НИС не должен являться членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Указанное условие вызывает вопрос о том, кого же в таком случае необходимо считать членом семьи военнослужащего.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона и абз. 3 п. 1 Правил к членам семьи военнослужащего - участника НИС относятся:

Как мы видим из содержания указанной нормы, данное определение представлено законодателем в контексте предоставления членам семьи военнослужащего права на получение целевого жилищного займа в случае исключения участника НИС из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

Данное определение не может быть применено в случае возникновения правоотношений, связанных с получением военнослужащим денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на его именном счете участника НИС.

В связи с вышесказанным для установления факта отсутствия или наличия у членов семьи военнослужащего - участника НИС в пользовании жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, необходимо руководствоваться содержанием ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма отнесены проживающие совместно с ним супруг, дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные нанимателем в качестве членов его семьи и ведущие с ним общее хозяйство.

В подтверждение изложенной правовой позиции хотелось бы привести пример из судебной практики 94-го гарнизонного военного суда.

Согласно решению указанного суда от 2 сентября 2013 г. Т. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение уполномоченного государственного органа, которым ему отказано в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в рамках НИС.

В ходе судебного заседания заявитель пояснил, что, являясь участником НИС, он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имел выслугу более 10 лет. В период до исключения его из списков личного состава части он обратился с рапортом к командованию с просьбой о получении причитающихся ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС, до расчетного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет. Однако заявителю было отказано в выплате указанных денежных средств. Основанием для принятия такого решения стало то обстоятельство, что он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также то, что сведения в части, касающейся наличия у членов его семьи в пользовании жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, представленные им в рапорте, недостоверны.

Указанные действия заинтересованного лица, по мнению Т., являются незаконными, и, ссылаясь на ч. 1 ст. 12 Федерального закона, он утверждал, что его отец не является членом его семьи, поскольку не попадает в круг лиц, указанных в данной норме, в связи с чем просил отменить оспариваемое решение.

Проанализировав представленные доказательства и приведенные правовые нормы в их совокупности, суд пришел к выводу, что Т. на момент принятия оспариваемого решения являлся членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а его доводы об обратном являются ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства. В этой связи судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Т. было отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам 3-го окружного военного суда от 23 декабря 2013 г. указанное решение было оставлено без изменений. В мотивировочной части Определения суд второй инстанции указал, что норма Жилищного кодекса Российской Федерации была обоснованно учтена при разрешении спорного правоотношения. Такое решение было принято вопреки доводам жалобы о необходимости применения исключительно положений Федерального закона, что еще раз подтверждает состоятельность изложенной правовой позиции по данному вопросу.

Что касается установления факта отсутствия или наличия у членов семьи военнослужащего - участника НИС в собственности жилых помещений, то в этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно п. 6 Правил выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом исполнительной власти в трехмесячный срок со дня поступления соответствующего рапорта от участника НИС или члена его семьи, с приложением установленного пакета документов.

Как показывает практика, должностными лицами, ответственными за произведение данной выплаты, указанный срок часто не соблюдается, в связи с чем участники НИС вынуждены нести материальные расходы, связанные с уплатой процентов за просрочку по кредитному договору.

Пример такой ситуации приведен в решении Волгоградского гарнизонного военного суда от 8 июля 2011 г.

В ходе судебного разбирательства по делу было установлено, что бывший военнослужащий управления МЧС России С. был уволен с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

В период прохождения военной службы заявитель, будучи участником НИС, приобрел с использованием целевого жилищного займа жилое помещение. На момент исключения из списков личного состава воинской части С. имел выслугу более 10 лет, в связи с чем сразу после издания приказа об увольнении его с военной службы он обратился с рапортом к командованию с просьбой о получении денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете участника НИС. Однако денежные средства не были перечислены на банковский счет С. в установленный законом срок.

С момента подачи С. рапорта до обращения в суд с заявлением прошло шесть месяцев, но денежные средства на счет С. так и не поступили.

Задержку в положенных ему выплатах С. рассматривал как нарушение его прав государством в лице управления МЧС России.

Представитель заинтересованного лица в ходе судебного заседания указал, что все необходимые действия, связанные с получением С. названных денежных средств управлением МЧС России были выполнены, а своевременность этих выплат зависит от вышестоящего органа в лице регионального центра МЧС России, на финансовом обеспечении которого находится управление.

Военный суд, руководствуясь положениями Федерального закона и Правилами, признал факт несвоевременного перечисления денежных средств (за пределами трехмесячного срока) нарушением прав бывшего военнослужащего и присудил взыскать в его пользу необходимые средства с управления МЧС России как органа, ответственного за выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.

Данное решение было оставлено без изменений Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 14 сентября 2011 г.

Как следует из содержания указанного Определения, суд второй инстанции пришел к выводу, что денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения С. как участника НИС, не были выплачены ему в установленный законом трехмесячный срок и любые доводы о вине других должностных лиц не могут быть признаны уважительной причиной несвоевременной выплаты. Поэтому кассационная инстанция согласилась с тем, что бездействие начальника управления МЧС России, связанное с невыплатой в установленный срок заявителю этих денежных средств, судом первой инстанции правомерно признано незаконным.

Как мы уже выяснили, такого рода доводы должностных лиц, ответственных за произведение дополнительной выплаты, о вине других лиц не могут быть признаны уважительной причиной несвоевременности выплаты. Однако при рассмотрении указанной категории дел все же следует обращать внимание на то, по чьей вине федеральным органом исполнительной власти пропущен трехмесячный срок на предоставление участнику НИС денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения в рамках НИС.

Дело в том, что в силу положения п. 7 Правил участник НИС лично несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в рапорте о представлении ему указанной денежной суммы и прилагаемых к нему документах.

Из содержания указанной нормы следует, что пропуск трехмесячного срока не будет являться виной органа государственной власти в случае предоставления участником НИС недостоверных сведений, препятствующих своевременной выплате денежных средств.

В практике выплаты указанных денежных средств финансовые органы часто сталкиваются с тем, что военнослужащие в своем рапорте в качестве банковских реквизитов ошибочно указывают именной счет участника НИС.

Здесь необходимо акцентировать внимание на том, что участником НИС в такого рода рапорте должен указываться депонентный банковский счет, а не именной накопительный счет участника НИС, поскольку воинская часть, в которой он проходил службу, не является стороной по кредитному договору и лишена возможности перечислять денежные средства на указанный счет.

Помимо этого, следует отметить, что процедура выплаты средств, дополняющих накопления, происходит в период после увольнения с военной службы, а при исключении участника из реестра НИС именные счета закрываются в силу п. 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655.

С учетом вышесказанного финансовые органы по техническим причинам не могут произвести указанную выплату, в связи с чем могут быть пропущены установленные законом сроки.

Согласно п. 4 Правил расчет размера дополнительных средств производится федеральным органом исполнительной власти исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника НИС, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и дней, которые участник НИС не дослужил с даты возникновения основания для исключения его из реестра до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.

Из содержания данной нормы следует, что расчет денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения участников НИС, производится исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника, причем именно на тот год, когда военнослужащий получает указанную денежную сумму. Таким образом, в случае пропуска уполномоченным федеральным органом исполнительной власти трехмесячного срока, повлекшего за собой выплату денежных средств, дополняющих накопления, в следующем календарном году, расчет указанной суммы производится исходя из годового накопительного взноса, утвержденного законом о федеральном бюджете на последний год.

В качестве примера из судебной практики приведем решение Мурманского гарнизонного военного суда от 27 июня 2011 г.

Из содержания указанного решения видно, что заявитель Б., являясь участником НИС и имея выслугу более 10 лет, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании Приказа командующего Северным флотом от 3 сентября 2010 г. Решением Мурманского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2011 г. на командира войсковой части, в которой Б. проходил военную службу, была возложена обязанность издать приказ о выплате Б. денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. Во исполнение указанного решения командиром был издан приказ о выплате Б. указанных денежных средств в сумме, рассчитанной исходя из годового накопительного взноса, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 г., т.е. на год его обращения.

Указанные действия командира войсковой части заявитель Б. счел нарушающими свои права и полагал, что, поскольку приказ о выплате ему денежных средств издан командиром в 2011 г., при исчислении указанной выплаты подлежал применению размер годового накопительного взноса, установленный на 2011 г.

Поскольку решением суда от 6 апреля 2011 г. было установлено, что порядок выплаты Б. дополнительных денежных средств был нарушен по вине командира войсковой части, в результате чего приказ о выплате данной денежной суммы был издан лишь 2011 г., суд пришел к выводу, что право заявителя на перечисление денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, в предусмотренный законом срок было нарушено по вине указанного должностного лица.

В связи с отсутствием вины Б. в пропуске трехмесячного срока, установленного законом для выплаты денежных средств, дополняющих накопления, суд признал действия командира войсковой части, связанные с расчетом указанной выплаты в размере, установленном не на соответствующий год, а на год раньше, незаконными и возложил на него обязанность внести соответствующие изменения в приказ о выплате Б. указанных денежных средств.

Информация.

В Мурманске за дезертирство осужден военнослужащий.

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Мурманскому гарнизону, признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора наводчику-оператору младшему сержанту Л. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 337, ч. 1 ст. 338 УК РФ (неявка в установленный срок на службу без уважительных причин продолжительностью свыше 1 месяца и дезертирство).

Установлено, что по окончании основного отпуска Л., желая временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы, с 25 февраля 2013 года без уважительных причин не прибывал на службу. 8 мая 2013 года военнослужащий был задержан и прикомандирован к войсковой части, расположение которой он самовольно оставил 24 мая 2013 года. 28 июля 2014 года сотрудники полиции задержали Л. в городе Мурманске.

В ходе предварительного следствия установлено, что по месту службы физическое насилие в отношении младшего сержанта не применялось, всеми видами довольствия он был обеспечен полностью.

Решением Мурманского гарнизонного военного суда Л. назначено наказание в виде 2,5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.