Мудрый Юрист

Реализация раннепрофилактических мероприятий по предупреждению преступности органами прокуратуры

Каширина Ольга Николаевна, исполняющий обязанности старшего помощника прокурора Липецкой области, юрист 1 класса.

В статье исследованы проблемы реализации прокуратурой России раннепрофилактических мероприятий по предупреждению преступности. Высказаны предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: ранняя профилактика преступности, субъекты ранней профилактики преступности, координация деятельности, правовое просвещение, экстремизм.

The implementation of early crime preventive activities by prosecutorial authorities

O.N. Kashirina

In the present article investigates the problems of implementation of the HE prosecuting authority of Russia renoprotection activities on crime prevention. Offers on perfection of the current legislation of the Russian Federation are stated.

Key words: early prevention of criminality, subjects of early prevention of criminality, subjects of early prevention of criminality, activity coordination, legal education, extremism.

Современная ситуация в правоприменении диктует необходимость прокуратуре принять на себя миссию координатора деятельности по предупреждению совершения преступных деяний.

Это утверждение базируется на потребности устранения дисбаланса правокоординационных полномочий между органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными структурами и прокуратурой России. Наличие чрезмерного дублирования функций между перечисленными органами актуализирует проблему консолидации профилактических полномочий в едином нормативном правовом документе, а также официального признания и процессуального закрепления основного органа-координатора.

Указанная задача неоднократно обозначалась главой государства на совещаниях различных уровней, обсуждалась в ходе форумов и конференций. Тем не менее до настоящего времени не выработано детального плана работы в этом направлении.

Разделяя позицию о признании прокуратуры РФ в качестве органа-координатора, следует отразить фактическое состояние деятельности в этом направлении.

  1. За последние годы органы прокуратуры РФ регулярно упоминаются в средствах массовой информации в качестве основного субъекта профилактики преступности, участвуя в проведении проверок и рейдов, организуя встречи с населением, пропагандируя здоровый образ жизни, разъясняя действующее законодательство и активно информируя население через СМИ о проделанной работе. Немалая роль отводится тематическим месячникам.

К примеру, подводя итоги проведенной в период с 21 апреля по 21 мая 2014 г. областной акции "Вместе против наркотиков", прокурор Липецкой области в интервью "Российской газете" <1> подробно осветил деятельность органов прокуратуры в рамках "антинаркотического месячника". Это - организованные прокуратурой Липецкой области культурные и зрелищные мероприятия, спортивные состязания, собрания, круглые столы, лекции в образовательных учреждениях, работа с анонимными обращениями граждан, уничтожение посевов дикорастущей конопли и т.д. Основная цель мероприятий состояла в активизации работы по профилактике, выявлению и пресечению преступных деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств на территории области.

<1> См.: Дело по жалобе. Российская газета. Неделя. Центральная Россия. 2014. 19 июня.
  1. В Конституции РФ статьи, посвященные прокуратуре, помещены в гл. 7, которая с учетом внесенных изменений Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" справедливо стала именоваться "Судебная власть и прокуратура". Вместе с тем в Основном Законе государства компетенция и функции прокуратуры по-прежнему не закреплены, а лишь предусмотрена отсылочная норма на соответствующий федеральный закон, который также не лишен некоторых изъянов.

В настоящее время действует принятый еще 17 января 1992 г. Федеральный закон N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - ФЗ N 2202-1), который определяет полномочия прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением федерального законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; по осуществлению уголовного преследования; по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению административного расследования, участию в рассмотрении дел судами, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов, по участию в правотворчестве. Деятельность прокуратуры по профилактике преступности в основополагающем для нее документе не закреплена. Более того, словосочетание "профилактика преступности" в ФЗ N 2202-1 не упоминается вовсе, а понятие "предупреждение правонарушений" встречается дважды - применительно к осуществлению надзора за исполнением федерального законодательства в ст. 25.1 и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в ст. 27.

Не вызывает сомнения тот факт, что прокуратура России является одним из наиболее значимых и эффективно действующих субъектов профилактики преступности. Осуществляя деятельность по ранней профилактике преступности, прокуратура обладает закрепленными в ФЗ N 2202-1 полномочиями, включающими проведение проверок и координационных совещаний, принятие мер прокурорского реагирования. Вместе с тем ст. 3 ФЗ N 2202-1 устанавливает, что на прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Отсюда следует, что функция по профилактике преступности, включающая в числе прочих взаимодействие со СМИ, с общественными организациями, ведение официальных сайтов органов прокуратуры, правовое просвещение и правовое воспитание, осуществляется не в соответствии с действующим законодательством.

Изложенное свидетельствует о необходимости активизации законопроектной работы, направленной на включение в ФЗ N 2202-1 раздела, посвященного профилактике преступности, содержащего полномочия органов прокуратуры РФ в обозначенной сфере, меры предупреждения правонарушений и преступлений, деятельность по взаимодействию с общественностью и СМИ, правовому просвещению и правовому воспитанию, порядок создания и ведения официальных сайтов органов прокуратуры.

  1. ФЗ N 2202-1 определяет в качестве меры предупреждения правонарушений направление предостережений о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях либо сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности. По смыслу ст. 25.1 ФЗ N 2202-1 предостережение в первом случае направляется должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, субъектов осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания органов управления коммерческих и некоммерческих организаций. Во втором случае предостережение направляется руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Однако в ходе правоприменительной деятельности нередко возникает необходимость предупреждения совершения противоправных деяний лицами, не указанными в ст. 25.1 ФЗ N 2202-1, к примеру индивидуальными предпринимателями.

Не ясен ответ на вопрос, каким образом должны быть оформлены поступившие в прокуратуру сведения о готовящихся противоправных деяниях. Нет по этому поводу разъяснений и в указании Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона", в котором лишь отражена необходимость проведения проверки сведений о готовящихся противоправных деяниях до применения предостережения и не говорится, каким образом необходимо фиксировать результаты такой проверки.

Отсутствие в ФЗ N 2202-1 указания на необходимость составления того или иного процессуального документа по результатам проверки на практике порождает написание сотрудниками прокуратуры различного рода актов, справок, рапортов и т.п.

В указании Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 также есть норма, обязывающая прокуроров и их заместителей объявлять предостережение должностному лицу под расписку непосредственно в прокуратуре (п. 2.3), хотя в ст. 25.1 ФЗ N 2202-1 закреплено, что предостережение направляется (т.е. посылается) должностным лицам.

  1. Проблемным моментом (одновременно и специфической формой ранней профилактики) выступает ситуация, связанная с вынесением Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором общественному, религиозному объединению или иной организации предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Указанный акт прокурорского реагирования был предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", при этом в ФЗ N 2202-1 о нем нет ни слова.

Думается, что профилактический эффект предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности может быть достигнут посредством его вынесения индивидуализированно общественному, религиозному объединению либо иной организации в письменной форме с указанием выявленных фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности хотя бы одного признака экстремизма (ст. 7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"). Кроме того, в предупреждении должны быть указаны все выявленные нарушения, а также содержаться требование о необходимости устранить допущенные нарушения. Срок для их устранения - не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения. Позитивно оценивая рассмотренный инструментарий, считаем, что такая мера реагирования должна быть также предусмотрена и ФЗ N 2202-1.

  1. Полагаем, что в качестве деятельности по ранней профилактике преступности, фактически осуществляемой прокуратурой, однако законодательно не регламентированной, состоятельны правовое просвещение и правовое воспитание.

Основным регулятором механизма правового просвещения следует считать Приказ Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению" (далее - Приказ), в котором в качестве первоочередных задач рассматриваются: преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры населения. При этом в силу абз. 2 п. 1 Приказа разъяснение законодательства как деятельность, осуществляемая с целью правового просвещения граждан, считается неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде, противодействия экстремизму, ксенофобии, коррупционным проявлениям.

Приказом впервые определены и некоторые формы правового просвещения, а именно: парламентские слушания, научно-практические конференции и семинары, круглые столы. Заметим, что в практической деятельности активно реализуются и дополнительные (не закрепленные) формы правового просвещения, такие как встречи с трудовыми коллективами, жителями районов и городов, игры, лекции, деловые игры, демонстрация аудиовизуальных произведений правового содержания, размещение на официальных сайтах в сети Интернет соответствующих комментариев и разъяснений законодательства, проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов и т.п. Изложенное свидетельствует, что необходимо использовать диспозитивный подход при выборе формы правового просвещения, ориентируясь на уровень правосознания контингента, а также оценивая в совокупности сложившуюся ситуацию в соответствующей сфере общественных отношений.

В свою очередь, следует указать, что порядок ведения официальных сайтов прокуратур, размещения на них информации, равно как и принадлежность авторских прав на результаты интеллектуального труда, опубликованные на сайте, не закреплены и также нуждаются в нормативном регулировании.

Пункт 6 Приказа обязывает прокуроров ориентировать руководство образовательных организаций на осуществление мероприятий, направленных на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактику правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение. В связи с этим актуальным представляется проведение широкомасштабных профилактических мероприятий по правовому просвещению (акций, месячников) на уровне субъектов РФ, направленных на информирование подростков (общественности) о пресечении незаконной продажи алкоголя, наркотических средств и т.д. Полагаем, что значительный раннепрофилактический эффект в рассматриваемом случае будут иметь: распространение брошюр, журналов, листовок с информацией правового содержания, размещение баннеров, стендов, плакатов (направленных на формирование мотивации соблюдения действующего законодательства), телефонов "горячей" линии, демонстрация аудио- и видеороликов, в том числе в сети Интернет, по соответствующей тематике.

Очевидно, что с деятельностью органов прокуратуры РФ по правовому просвещению корреспондирует работа по правовому воспитанию, представляющая собой воздействие на личность с целью ее формирования, развития, привития ценностных ориентиров, моральных качеств. К примеру, в прокуратуре города Ельца Липецкой области практикуется проведение бесед: с несовершеннолетними и их родителями, состоящими на учете в органах системы профилактики; с обучающимися, допускающими пропуски занятий по неуважительной причине, нарушение дисциплины и требований устава образовательной организации; с подростками, уже совершившими преступления до достижения ими возраста уголовной ответственности. Подобные мероприятия носят доверительный характер и способствуют формированию морально-нравственных качеств собеседников, привитию чувства ответственности, терпимости, милосердия, помогают прокурорским работникам понять истинные мотивы и причины совершения противоправных деяний, а следовательно, дают возможность выработать адекватные меры по их предупреждению.

В заключение следует отметить, что практический опыт деятельности органов прокуратуры в рамках направлений, рассмотренных в настоящей статье, позволил выработать эффективную консолидированную систему по реализации мероприятий, направленных на раннюю профилактику преступлений, способствовал формированию соответствующих законопредложений, а также обеспечил позитивную динамику в этом направлении.

За предшествующие три года органам прокуратуры удалось заинтересовать работой по правовому просвещению и разъяснению действующего законодательства средства массовой информации, что способствует укреплению авторитета прокуратуры России, увеличению доверия населения и повышению уровня правовой культуры граждан.