Мудрый Юрист

Муниципальному правотворчеству - надежную юридическую обеспеченность вопросы взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества

Петрова Л.И., старший прокурор правового управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Алборова Е.Ю., прокурор управления.

Должностным лицам органов местного самоуправления нередко приходится оперативно решать вопросы местного значения в условиях постоянно изменяющегося на федеральном уровне бюджетного, налогового, земельного, градостроительного, жилищного законодательства, разрабатывать и принимать соответствующие муниципальные правовые акты. Обязательное требование к муниципальному правотворчеству - соответствие предписаний органов местного самоуправления установлениям более высокой юридической силы.

Организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации и прокуроров субъектов Российской Федерации обращают внимание на своевременное выявление нарушений законов при разработке муниципальных правовых актов. Эффективность такой работы во многом зависит и от взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления, которое призвано оказывать положительное влияние на выполнение общих задач в сфере муниципального нормотворчества. Подписание соглашений, определяющих порядок сотрудничества по вопросам правотворческой деятельности между прокуратурой и органами местного самоуправления, а также советами муниципальных образований и их объединениями, является одной из результативных форм взаимодействия. Например, при прокуратуре Тюменской области в целях реализации соглашений между прокуратурой области и ассоциацией "Совет муниципальных образований Тюменской области" образована межведомственная рабочая группа по совершенствованию правотворческой работы в органах местного самоуправления.

Практика свидетельствует, что в рамках соглашений между прокуратурой и муниципальными образованиями принимается обязательство о представлении городским и районным прокурорам проектов муниципальных правовых актов для проведения правовой экспертизы, что является дополнительным фактором предупреждения принятия незаконных муниципальных правовых актов. Так, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики закреплена обязанность органов местного самоуправления города Чебоксары по направлению в прокуратуру для изучения проектов нормативных правовых актов за двадцать календарных дней до их рассмотрения.

Значительную роль в формировании качественной нормативной базы играет деловое сотрудничество прокуроров с территориальными органами Министерства юстиции РФ. Прокуратурой Московской области совместно с Управлением Министерства юстиции РФ по Московской области приводятся в соответствие с изменениями федерального законодательства уставы муниципальных образований.

Следует подчеркнуть, что регулярно проводимый городскими и районными прокурорами мониторинг муниципальных правовых актов позволяет своевременно информировать муниципалитеты всех уровней о необходимости восполнения пробелов в действующих муниципальных правовых актах. Например, прокуроры городов и районов Кемеровской области к проведению мониторинга муниципальных правовых актов привлекают органы местного самоуправления. По результатам правового мониторинга, проведенного межрайонными прокурорами Саратовской области совместно с региональными органами местного самоуправления, выявлено более пяти тысяч муниципальных нормативных правовых актов, не включенных в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Нередко помощь городским и районным прокурорам в проведении правового мониторинга муниципальных нормативных актов оказывает аппарат региональной прокуратуры. Так, прокуратурой Владимирской области разработан модельный нормативный акт, регламентирующий порядок проведения мониторинга муниципальных актов органами местного самоуправления. По результатам рассмотрения предложений прокурора Новосибирского района Новосибирской области органами местной власти приняты нормативные правовые акты по вопросам формирования муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также акты по профилактике коррупции. В Республике Адыгея по предложению прокуроров в целях реализации положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления внесены изменения в уставы муниципальных образований в части закрепления за местной властью полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений. Прокуроры Ширинского, Алтайского, Аскизского районов Республики Хакасия инициировали принятие органами местного самоуправления муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, и других актов.

Актуальной формой взаимодействия является участие прокуроров в планировании правотворческой деятельности муниципалитетов. Так, по результатам правового мониторинга прокурор Томского района Томской области внес предложения в план нормотворческой деятельности муниципалитета о разработке правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований и о создании дорожных фондов муниципалитетов. Однако органы местного самоуправления не всегда планируют свою правотворческую деятельность. Например, как отмечает прокуратура Республики Хакасия, низкий уровень данной деятельности вызван в том числе отсутствием указанных планов в подавляющем большинстве муниципальных образований республики. В связи с этим прокурорам следует обращать внимание муниципалитетов на необходимость планирования организации работы по нормотворчеству.

Следует отметить, что большинство городских и районных прокуроров в субъектах Российской Федерации уставами муниципальных образований наделены правом нормотворческой инициативы, которое широко используется. Так, в Астраханской, Псковской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской областях и в других регионах городские и районные прокуроры добились закрепления права нормотворческой инициативы в уставах всех муниципальных образований.

Городскими и районными прокурорами с использованием права нормотворческой инициативы по результатам правового мониторинга подготовлены проекты нормативных актов по вопросам муниципальной службы и противодействия коррупции, бюджетного и жилищного законодательства, муниципального имущества. Например, в прокуратуре Кошехабского района Республики Адыгея с использованием права нормотворческой инициативы разработано и принято Положение о порядке присвоения наименований и переименования улиц, площадей и иных территорий проживания граждан в муниципальных образованиях. Прокуратурой г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработан проект правового акта, на основании которого администрацией города принято Постановление "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования "Городской округ город Сургут". Прокурорами Верхнекетского и Колпашевского районов Иркутской области инициирована подготовка проектов актов, касающихся внесения изменений в уставы муниципальных образований, а также определяющих порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. Прокуратурой Износковского района Калужской области разработаны проекты нормативных правовых актов "Об утверждении Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района "Износковский район" и "Об утверждении Положения об обязательном экземпляре документов", которые рассмотрены и приняты Износковским районным Советом.

К результативной форме взаимодействия прокуратуры с региональными объединениями муниципальных образований целесообразно отнести совместную подготовку проектов модельных правовых актов, которые являются нормативной основой регламентации правоотношений в различных сферах общественной деятельности. Так, прокуратурой Брянской области совместно с ассоциацией "Совет муниципальных образований Брянской области" разработано модельное положение о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, которое направлено в муниципалитеты для принятия соответствующих актов.

Нередко модельные акты разрабатываются прокурорами городов и районов самостоятельно. Прокуратурой Орловской области подготовлены модельные проекты нормативных правовых актов, направленные на реализацию требований Федеральных законов "О муниципальной службе в Российской Федерации", "О противодействии коррупции", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". По итогам рассмотрения указанных проектов органами местного самоуправления приняты муниципальные нормативные правовые акты. Прокуратурой Сунженского района Республики Ингушетия разработан и направлен в органы местного самоуправления двенадцати муниципальных образований района проект модельного нормативного правового акта "Об утверждении муниципальной программы по противодействию коррупции", который рассмотрен и утвержден всеми муниципальными образованиями района. Прокурорами Шумячского и Велижского районов Смоленской области разработаны модельные правовые акты, регламентирующие порядок ведения реестра муниципального имущества и порядок осуществления муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

На сегодняшний день не теряет своей актуальности решение состоявшегося в декабре 2010 года совещания Генеральной прокуратуры РФ и Министерства регионального развития РФ по вопросам улучшения процессов муниципального правотворчества, повышения квалификации и правового обучения муниципальных служащих. Органы прокуратуры, исполняя данное решение, повсеместно инициируют проведение межведомственных совещаний, участвуют в заседаниях рабочих групп по правовым вопросам. Так, прокуратурой Куженерского района Республики Марий Эл проведено межведомственное совещание по проблемам взаимодействия прокуратуры и органов местного самоуправления с участием глав администраций муниципальных образований, на котором обсуждался вопрос своевременного представления в прокуратуру проектов нормативных правовых актов для проведения правовой экспертизы. По примеру аппарата прокуратуры Волгоградской области во всех прокуратурах городского и районного звена на постоянной основе действуют межведомственные рабочие группы по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении.

В последнее время стали активнее использоваться возможности электронных информационных ресурсов для оперативного взаимодействия. Например, в Калужской и Псковской областях созданы информационно-коммуникационные сети в целях формирования единого правового пространства региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Подводя итоги по вопросам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что формы взаимодействия в сфере муниципального нормотворчества постоянно совершенствуются. Взаимосогласованная деятельность сторон позволяет эффективно решать актуальные муниципальные проблемы, требующие правового регулирования.