Мудрый Юрист

Профессиональные ошибки и дефекты при оказании медицинской помощи детям: уголовно-правовая оценка

Багмет Анатолий Михайлович, исполняющий обязанности ректора Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Черкасова Людмила Ивановна, заместитель заведующего лабораторией по управлению профессиональными знаниями следователя Академии Следственного комитета Российской Федерации.

Статья посвящена анализу профессиональных ошибок и дефектов, допускаемых медицинскими работниками в отношении детей, и их уголовно-правовой оценке.

Ключевые слова: медицинская помощь, профессиональные ошибки, следственные органы.

Professional mistakes and defects in rendering medical assistance to children: criminal-law evaluation

A.M.Bagmet, L.I. Cherkasova

Bagmet Anatolij Mikhajlovich, acting rector, Academy of the Investigation Committee of the RF, candidate of juridical sciences.

Cherkasova Lyudmila Ivanovna, deputy head, Laboratory of Management of Professional Knowledge of the Investigator, Academy of the Investigation Committee of the RF.

Health workers and criminal assessment devote the article to analysis of professional errors and defects.

Key words: health care, professional errors, the investigating authorities.

Российская Федерация как социальное государство призвана охранять здоровье граждан, гарантировать оказание качественной медицинской помощи, защиту материнства и детства, а защита жизни и здоровья детей - важнейшая обязанность каждого цивилизованного государства, поскольку дети являются традиционно наиболее незащищенной социальной категорией.

В связи с этим большой резонанс в обществе вызывают случаи ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей врачами при оказании медицинской помощи детям. Это связано с тем, что профессиональные ошибки и дефекты оказания медицинской помощи исправить очень сложно, а зачастую и невозможно. Расплатой за допущенную профессиональную ошибку врачей становятся здоровье и жизнь ребенка.

Проведенный анализ следственно-судебной практики свидетельствует, что в результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей медицинскими работниками при оказании медицинской помощи детям имеют место неединичные факты причинения тяжкого вреда здоровью, а также наступления смерти. Складывается впечатление, что недостаточный внутриведомственный контроль и безответственность в медицинских учреждениях приводят к тому, что у врачей нет чувства личной ответственности за здоровье и жизнь ребенка при оказании медицинской помощи.

Расследование обстоятельств и причин ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей медицинскими работниками, которые по неосторожности повлекли смерть человека или причинили тяжкий вред здоровью, является первостепенной задачей, решение которой будет способствовать предупреждению и предотвращению совершения преступлений медицинскими работниками.

Важнейшая роль в решении данной задачи возлагается на следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, к подследственности которых уголовно-процессуальным законом отнесено расследование преступлений данной категории.

При этом, осуществляя предварительное следствие по уголовным делам, связанным с ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей медицинскими работниками, следователь должен установить:

Поэтому расследование уголовных дел, возбужденных по фактам причинения смерти по неосторожности или тяжкого вреда здоровью медицинскими работниками, отличается особой сложностью <1>.

<1> Багмет А.М., Черкасова Л.И. Некоторые вопросы квалификации преступлений, совершаемых медицинскими работниками // Юридический мир. 2014. N 6. С. 8 - 10.

Например, в ходе следствия было установлено, что в декабре 2009 г. в Ставропольском крае была эпидемия гриппа A(H1N1) и на момент обращения матери малолетнего ребенка уже было зафиксировано 25 смертей от гриппа. К декабрю 2009 г. в больницу Министерством здравоохранения Ставропольского края направлялся ряд писем, приказов с описанием и рекомендациями по лечению ОРВИ/гриппа. С учетом сложившейся сложной ситуации при заболеваниях гриппом A(H1N1) с методической литературой были ознакомлены сотрудники МУЗ, с работниками ЦРБ постоянно проводились семинары, о чем свидетельствуют изъятые в ходе следствия протоколы, письма и приказы <2>.

<2> Приговор Благодарненского районного суда Ставропольского края по делу N 1-15/11 в отношении К., Г. и П., 2011 г.

Проигнорировав вышеуказанные обстоятельства, медицинские работники недооценили тяжесть клинических проявлений заболевания, эпидемиологическую обстановку, не назначили необходимого обследования для установления правильного диагноза и патогенетической терапии и не госпитализировали больную в период с 24 по 25 декабря 2009 г., когда мать обращалась за медицинской помощью. Причиной смерти малолетней В. явился грипп, осложнившийся двусторонней вирусной бронхопневмонией, полиорганной недостаточностью. В случае своевременной госпитализации смерть ребенка была бы предотвратима.

Вышеперечисленные материалы наряду с другими доказательствами были всесторонне исследованы в ходе судебного рассмотрения. Несмотря на то что участковый врач-педиатр К. и фельдшеры Г. и П. вину свою в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ, не признали, от дачи показаний отказались, суд признал их виновными в совершении вышеуказанного преступления и вынес обвинительный приговор.

Профессиональная ошибка может быть допущена на любом этапе диагностики и лечения.

Так, ненадлежащим образом исполнил свои профессиональные обязанности, проявив преступную небрежность, детский врач-хирург Луховицкой центральной районной больницы Московской области И.

В больницу поступил малолетний О., 2007 г. р., для определения у него инородного тела, так как, по словам матери, ребенок что-то проглотил. И. изучил рентгеновский снимок, сделанный без захвата области шейного отдела пищевода, и, не обнаружив инородного тела, на дополнительное рентгеновское исследование ребенка не направил. В результате в течение 12 дней инородное тело находилось в верхней трети пищевода, вследствие чего образовался трахеопищеводный свищ. В процессе оперативных вмешательств у О. развился парез голосовых связок, в связи с чем он не может нормально разговаривать, отстает в физическом и психическом развитии и с 20.04.2009 признан инвалидом детства.

Следствием И. обвиняется в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 118 УК РФ <3>.

<3> Обвинительное заключение по обвинению И. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 118 УК РФ, и по обвинению М. и А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ // Архив СУ СК России по Московской области, 2010 г.

Кроме ошибок врачей, в достаточной мере опасными для жизни детей могут быть ошибки, совершаемые медицинскими сестрами. Особенно тяжелы последствия ошибок среднего медицинского персонала в детских лечебных учреждениях и родильных домах.

Марина С., 5 лет, была госпитализирована в хирургическое отделение одной из больниц с диагнозом "хроническое неспецифическое заболевание легких, бронхообструктивный синдром". Ей проводились бронхологическое обследование, антибактериальная и антиспастическая терапия. В течение недели в катетер дважды в день вводились лекарственные препараты, проводились капельные вливания растворов; уход за катетером осуществляла медицинская сестра реанимационно-анестезиологического отделения. При очередной процедуре ухода за катетером появилась необходимость смены пластыря, которым катетер крепился к коже. Подрезая ножницами пластырь, медсестра пересекла катетер, и оставшаяся его часть мигрировала по ходу сосуда в правое предсердие. Таким образом, в результате ошибки медицинской сестры у пациентки возникло новое патологическое состояние - инородное тело (остаток полиэтиленового катетера) в полости правого предсердия. Через 9 месяцев в кардиохирургическом центре была проведена операция по удалению инородного тела, исход операции успешный.

Мария П. родилась от вторых нормальных, срочных родов с массой 3400 г. При осмотре врачом-неонатологом были выявлены изменения, которые потребовали ежедневных инфузий 10-процентного раствора глюкозы, что и производилось процедурной медицинской сестрой. На седьмые сутки пребывания в родильном доме после начала капельной инфузии 10-процентной глюкозы ребенок стал беспокоиться, на что процедурная медсестра обратила внимание врача-неонатолога. После осмотра врача инфузия была продолжена. Через 30 минут после начала инфузии развился тяжелейший геморрагический синдром, и ребенок погиб. Во флаконе вместо 10-процентной глюкозы находился 10-процентный хлористый кальций <4>.

<4> Дьяченко В.Г. Экспертиза качества медицинской помощи (вопросы теории и практики). Медицинская библиотека. М.: ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава, 2007.

Данные случаи не единичны: так, в Свердловской области двум медицинским сестрам хирургического отделения областной детской клинической больницы N 1 предъявлено обвинение в причинении тяжкого вреда здоровью ребенка и причинении смерти по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, другому малолетнему пациенту.

В конце февраля 2014 г. одна из медицинских сестер указанной больницы неверно подготовила раствор, не убедившись в названии используемого лекарственного препарата. Другая медицинская сестра использовала неверный медицинский препарат, чем причинила острое отравление 4-летнему мальчику, отчего ребенок скончался в реанимации. Аналогичным образом указанными небрежными действиями двух медицинских сестер был причинен тяжкий вред здоровью другого 7-летнего мальчика.

Качество и эффективность медицинской помощи весьма актуальны сегодня, а приведенные выше примеры свидетельствуют о небрежном или легкомысленном отношении врачей к своим профессиональным обязанностям.

Проблема профессиональных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи нередко обсуждается в средствах массовой информации и подвергается критике.

Все чаще учеными высказываются предложения об упорядочении и систематизации правового регулирования медицинской деятельности, которые нами всецело поддерживаются.

В качестве одной из таких мер совершенствования правового регулирования медицинской деятельности уголовно-правового характера предлагается, в целях способствования повышению качества оказания медицинских услуг, укреплению уголовно-правовых гарантий обеспечения конституционных прав граждан на жизнь, охрану здоровья и получение медицинской помощи, осуществлению предупреждения преступлений в области здравоохранения, преступления, совершаемые в сфере медицинской деятельности, выделить в рамках раздела "Преступления против личности" отдельную главу Уголовного кодекса Российской Федерации, которая определяла бы ответственность медицинских работников за преступления в профессиональной сфере.

Литература

  1. Багмет А.М., Черкасова Л.И. Некоторые вопросы квалификации преступлений, совершаемых медицинскими работниками // Юридический мир. 2014. N 6. С. 8 - 10.
  2. Дьяченко В.Г. Экспертиза качества медицинской помощи // Вопросы теории и практики. Медицинская библиотека. М.: ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава, 2007.