Мудрый Юрист

Новые подходы к обеспечению устойчивого развития туризма в деятельности федеральных органов исполнительной власти и негосударственных структур германии

Антропов Роман Владимирович, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, кандидат юридических наук, доцент.

Новые глобальные вызовы и угрозы начала XXI в., а также масштабные задачи, стоящие перед европейскими экономиками, выявляют острые проблемы, препятствующие прогрессу в туристической отрасли, побуждают национальные правительства менять вектор формирования концепции устойчивого развития туризма, улучшать обеспечение качества и доступности услуг в сфере туриндустрии, создавать новые инструменты туристского просвещения.

В данной работе автор обращается к опыту Германии, страны, в которой подходы к управлению развитием туристических услуг разнообразны и совершенны, формы туризма - развиты, транспортная доступность дестинаций - качественна и инновационна.

Ключевые слова: туристическая отрасль Германии, главные факторы управления туриндустрией ФРГ, Немецкая ассоциация туризма (DTV), новый программный документ DTV "Туризм и устойчивое развитие в Германии", инновационные проекты в турбизнесе.

New approaches to ensuring of stable development of tourism in activity of federal agencies of executive power and non-state structure of Germany

R.V. Antropov

Antropov Roman Vladimirovich, head, Chair of Constitutional and Municipal Law, TransBaikal Institute of Entrepreneurship, Siberian University of Consumer Cooperation, candidate of juridical sciences, assistant professor.

New global challenges and threats in the early twenty-first century, as well as major tasks facing European economies, identify critcal problems impeding progress in the tourism industry, encourage national governmens to change the vector of forming of sustainable tourism development, to improve quality support and accessibility of services in the tourism industry, to create new tools of tourism education.

In this paper, the author refers to the experience of Germany, the country in which approaches to the management of the development of tourist services are diverse and perfect, the forms of tourism are developed, transport accessibility of destinations is qualitative and innovative.

Key words: the German tourism industry, the main actors of the tourism industry management of FRG, the German Tourism Association (DTV), the new policy document of DTV "Tourism and the sustainable development in Germany", innovative tourism projects.

В современном глобальном мире народнохозяйственное значение экономического фактора туризма сложно недооценить. Так, в Федеративной Республике Германия эта отрасль с 407,3 млн. ночевок [7] и общим потреблением в 278,3 млрд. евро является важнейшим экономическим фактором. В целом немецкий туризм дает в итоге своей стране прямой экономический эффект в размере 100 млрд. евро. Это соответствует доле в 4,4% всей валовой добавленной стоимости в экономике Германии.

С почти 2,9 млн. человек, непосредственно занятых в сфере туризма, туриндустрия ФРГ является трудоемкой отраслью с высоким уровнем занятости и гарантирует рабочие места, которые не могут быть экспортированы [12].

В дополнение к этому чисто экономическое значение имеет туризм во многих регионах страны, особенно - в сельской местности, выполняя функцию стабилизации и предоставляя новые возможности для социально-экономического роста отстающих в развитии экономически слабых районов.

Исследуя труды российских и зарубежных ученых по проблемам устойчивого регионального развития и формирования туристских дестинаций в современном мире, невозможно обойти стороной многолетние исследования известного западноевропейского специалиста, швейцарца Х. Мюллера, читающего курс "Теория и политика досуга и туризма" (нем. Theorie und Politik von Freizeit und Tourismus) в Бернском университете и возглавляющего Исследовательский институт досуга и туризма (нем. das Forschungsinstitut Freizeit und Tourismus, сокр. FIF).

В своем недавнем исследовании "Туристская политика: пути к устойчивому развитию" [8] зарубежный ученый и практик раскрывает организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в немецкоговорящих странах, особо отмечая при этом, что современный туризм стал неотъемлемой частью всей западной цивилизации. Исследуя данный феномен, Х. Мюллер детально анализирует принципы, стратегии и политические инструменты, способствующие устойчивому развитию отрасли в Европе, которая теснейшим образом связана с социальной, экономической, экологической и политической средами. Помимо общепринятых мировых рекомендаций по продвижению туристского продукта, труд ученого содержит сопоставительный анализ современной политики ведущих европейских экономик в области туризма - на примере Германии, Австрии и Швейцарии.

Главные направления в учении и исследовании туризма Х. Мюллера - проблемы устойчивого регионального развития в контексте формирования туристских дестинаций, поддержание устойчивых масштабов экономики в туриндустрии и управление качеством туруслуг.

Заметим, что отдельные проблемы обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций поднимают сегодня и российские исследователи. В частности, Т.В. Рассохина, излагая рекомендации по формированию и управлению туристскими дестинациями, призывает обращаться и к международному опыту, например, по подготовке туристских кадров для отрасли [2].

В Германии экономическая мощь открывает индустрии туризма конструктивные возможности для устойчивого развития. Данный сектор обеспечивает и создает все новые и новые рабочие места в районах, где в отрасли промышленного производства создание рабочих мест затруднительно.

Все эти результаты, несомненно, достигнуты благодаря грамотному и комплексному подходу ответственных государственных органов и негосударственных структур Германии в вопросах развития туристической отрасли.

Так, будучи главным координирующим и консультативным органом, Немецкая туристическая ассоциация (нем. der Deutsche Tourismusverbande.V., сокр. DTV) активно способствует устойчивому развитию туризма в Федеративной Республике [1]. С 1902 г. DTV определяет себя головной организацией (нем. Dachverband) туристских организаций в федеральных землях, районах и муниципалитетах в обеспечении жизнеспособного и устойчивого развития туризма.

Из числа государственных акторов Федеральное министерство охраны окружающей среды (нем. das Bundesumweltministerium, сокр. BMU) и Федеральное ведомство охраны природы (нем. das Bundesamt Naturschutz, сокр. BfN) на протяжении многих лет продуктивно принимают участие в устойчивом развитии туризма в Германии.

Будучи авторитетными партнерами, BMU, BfN и DTV совместно запустили первый федеральный конкурс устойчивого развития регионального туризма 2012/13 (нем. Bundeswettbewerb Nachhaltige Tourismusregionen 2012/13), в котором могли принять участие все туристические регионы Германии.

Целями федерального конкурса устойчивого развития регионального туризма 2012/13 стали:

Оценка туристических регионов и так называемых "маяковых проектов и инициатив" (нем. Leuchtturm-Angebots) делалась на основе каталога критериев, которыми выступили [4]:

В федеральном конкурсе приняли участие 12 федеральных земель, подав в общей сложности 34 заявки. В финальную часть вошли победители: живописная долина альпийского предгорья земли Бавария Альгау (das ), национальный парк "Баварский лес" земли Бавария (нем. der Bayerische Wald), имеющий статус поселка остров Йюст земли Нижняя Саксония (нем. die Insel Juist), округ Укермарк земли Бранденбург (нем. die Uckermark). Региональным победителем (нем. Siegerregion) федерального конкурса стал Укермарк со своим прекрасным природным ландшафтом [11].

Далее мы коснемся рассмотрения такого важного вопроса, как устойчивая мобильность в туризме Германии (нем. die nachhaltige im Deutschlandtourismus).

Сохранение и стимулирование общих условий, которые способствуют устойчивому развитию отдыха и туристического движения, относится к числу центральных задач DTV. В Германии около половины всех транспортных услуг приходится на поездки немецких граждан в свободное время и время отпуска. Поскольку доля подобных поездок продолжает расти, федеральные органы исполнительной власти учитывают фактор неограниченной мобильности всех групп населения в стратегии развития устойчивого, экологически чистого транспортного сообщения. При этом немецкими властями поощряется использование автобуса, поезда и велосипеда в качестве основных средств передвижения к месту отдыха. Особое внимание уделяется использованию не наносящего ущерба окружающей среде транспортного средства, как, например, местного или пригородного пассажирского сообщения, прежде всего в случаях, когда пункт назначения лежит в экологически чистой уникальной природной зоне.

Еще в 2001 г. национальный немецкий железнодорожный перевозчик Deutsche Bahn вместе с Союзом охраны окружающей среды и защиты природы Германии (нем. Bund Umwelt und Naturschutz Deutschland, сокр. BUND), Транспортным клубом Германии (нем. Verkehrsclub Deutschland e.V., сокр. VCD) претворил в жизнь проект "Пункт назначения - природа" (нем. Fahrtziel Natur), целью которого стало доставить пассажиров общественным транспортом местного или пригородного пассажирского сообщения до крупных заповедников, резервантов, природных и национальных парков в целях отдыха и туризма. В пункты назначения вошли национальный парк "Баварский лес" - первый национальный парк Германии в федеральной земле Бавария, (нем. Nationalpark und Naturpark Bayerischer Wald), самый молодой в стране национальный парк Гарц в федеральных землях Нижняя Саксония и Саксония-Ангальт (нем. Nationalpark Harz), национальный парк Мюриц на юге германской земли Мекленбург - Передняя Померания (нем. ), национальные парки Шварцвальда в земле Баден-Вюртемберг (нем. Naturparke im Schwarzwald), национальный парк и биосферный резерват "Тюрингский лес" в земле Тюрингия (нем. Naturparke und Wald) и многие другие (всего 20 природоохранных территорий в 15 федеральных землях).

С 2009 г. данная инициатива реализуется под наименованием Fahrtziel Natur-Award [6] и имеет своей целью дальнейшее развитие туристических проектов в природоохранных территориях немецких земель. DTV, будучи партнером по сотрудничеству, разработала рекламную брошюру данного проекта.

Повышению туристической мобильности способствует другой инновационный проект немецкого перевозчика Deutsche Bahn - Haus zu Haus Auskunft [9]. Онлайн-расписание движения немецких поездов отныне предлагает потребителю еще более высокий уровень комфорта и сервиса в сети Интернет. "От дома к дому - справка" - так называется новое предложение от DB. Согласно услуге, следует просто ввести в строку поиска название улицы и номер дома вместо наименования станции. Система сама определяет ближайшую остановку и показывает на интерактивной карте, как туда добраться.

С целью преобразить однотипные городские пейзажи, с 2001 г. Центральным союзом садоводов и ландшафтных архитекторов Германии (нем. Zentralverband Gartenbau e.V., сокр. ZVG) учрежден ежегодный конкурс "Золотой Цветок. Вместе расцветаем" (нем. Entente Florale. Gemeinsam ) как успешный форум творческого, устойчивого и зеленого развития города [5].

Призванный обеспечить динамичное развитие индустрии отдыха и туризма города, этот своеобразный вызов на соревнование немецких муниципалитетов объединил местные администрации, политиков, экономистов, равно как и простых граждан, оживить городские районы зеленью и цветами. До наступления 2014 г. более 250 муниципалитетов Германии единожды либо многократно поддержали идею развития "зеленого" девелопмента и были вознаграждены за это красивой и экологичной средой.

Сегодня в условиях новых глобальных вызовов и угроз национальной экономике Немецкая ассоциация туризма (DTV) отчетливо осознает признание концепции устойчивого развития туризма и охраны окружающей среды в сегодняшней и будущей Германии и успешно направляет профессиональный интерес всех акторов туриндустрии на быстрое достижение максимально устойчивых результатов производства.

При этом целевые установки DTV и ее членов по охране климата и смягчению последствий изменения климата играют важнейшую роль. Главный ориентир немецкой ассоциации - экономические, экологические и социальные цели в области устойчивого развития туризма являются равнозначными и находятся в тесной связи друг с другом.

Чтобы достичь этих целей, в 2013 г. Немецкая ассоциация туризма в сотрудничестве с муниципальными головными объединениями основательно переработала свой позиционный документ "Туризм и устойчивое развитие в Германии" - Positionspapier: Tourismus und nachhaltige Entwicklung in Deutschland [10]. В этом стратегическом плане по развитию отрасли DTV формулирует современные требования к политике, экономике и управлению.

Источниками разработки программного документа, в частности, стали: материалы о промышленных предприятиях, подготовленные Федеральным статистическим ведомством Германии (нем. das Statistische Bundesamt, сокр. Destatis) [7], исследования экономического фактора туризма в Германии, проведенные Федеральным министерством экономики и технологий (нем. das Bundesministerium Wirtschaft und Technologie, сокр. BMWi) и Федеральным союзом немецкой индустрии туризма (нем. der Bundesverband der Deutschen Tourismuswirtschaft e.V., сокр. BTW) [12], аналитические отчеты Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии (нем. das Bundesministerium Umwelt, Naturschutz, Bau und Reaktorsicherheit, сокр. BMUB) [3] и иные документы национального и международного характера.

По своей структуре обновленный позиционный документ не велик (всего восемь страниц брошюрного оформления) и по содержанию состоит из следующих компонентов.

  1. Типовые условия (нем. Rahmenbedingungen).

1.1. Народнохозяйственное значение экономического фактора туризма (нем. Volkswirtschaftliche Bedeutung des Wirtschaftsfaktors Tourismus).

1.2. Туризм и охрана окружающей среды (нем. Tourismus und Umwelt).

1.3. Туризм и социум (нем. Tourismus und Soziales).

1.4. Полностью сознающая свою ответственность экономика (нем. Verantwortungsvolles Wirtschaften).

1.5. Ожидания приезжих/гостей (нем. ).

  1. Цели Немецкой ассоциации туризма для устойчивого развития (нем. Ziele des DTV zur nachhaltigen Entwicklung).

2.1. Экологические цели (нем. Ziele).

2.2. Экономические цели (нем. Ziele).

2.3. Социально-культурные цели (нем. Soziokulturelle Ziele).

  1. Требования (нем. Forderungen).

3.1. Сохранять/поддерживать основы туризма (нем. Grundlagen Tourismus erhalten).

3.2. Ограничить негативное воздействие туризма (нем. Belastungen durch Tourismus begrenzen).

3.3. Формировать предложения - стимулировать спрос (нем. Angebote gestalten - Nachfrage stimulieren).

Проведенный нами анализ реализованных возможностей немецкой туриндустрии (стабильный рост валового внутреннего продукта Федеративной Республики благодаря туриндустрии, увеличение доходов бюджетов экономически слабых районов, вовлеченных в турбизнес; высокий уровень занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма; большая степень удовлетворения потребностей немецких граждан и приезжих в полноценном отдыхе; создание в 15 из 16 федеральных земель национальных парков как объектов туризма; эффективно функционирующие организационные (государственные и частные) структуры, предназначенные для туристского менеджмента; своевременная и обоснованная корректировка программ развития устойчивого туризма; инновационные проекты в обеспечении туристских услуг и прочее) позволяет сделать вывод о том, что имеющийся туристский потенциал Германия использует в полной мере и ставит перед собой все более амбициозные задачи.

Таким образом, важнейшие целевые индикаторы Немецкой ассоциации туризма, а также внушительные показатели туристской отрасли Германии могут быть актуальны и полезны при разработке и корректировке федеральных и региональных целевых программ по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Наше небольшое исследование может вызвать определенный интерес у практических работников, занятых в сфере управления турбизнесом и уделяющих должное внимание прогрессивному опыту предоставления разнообразных и качественных туристских услуг в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, какой, вне всякого сомнения, является Германия.

Литература

  1. Антропов Р.В. Законодательные и институциональные основы туристской деятельности в Германии: состояние, анализ, опыт для России // Туризм: право и экономика. 2014. N 1. С. 20 - 24.
  2. Рассохина Т.В. Научно-педагогическое сопровождение обеспечения устойчивого развития туристских дестинаций // Туризм: право и экономика. 2011. N 4. С. 10 - 13.
  3. Bericht der Interministeriellen Arbeitsgruppe "CO2-Reduktion": Bundesministerium Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit. Berlin, 2005. Нем. яз.
  4. Bundeswettbewerb Nachhaltige Tourismusregionen 2012/13. Сайт федерального конкурса "Устойчивые туристские регионы 2012/13. URL: http://www.bundeswettbewerb-tourismusregionen.de/ (дата обращения: 23.08.2014).
  5. Entente Florale Deutschland (EFD). Сайт федерального конкурса "Золотой Цветок. Вместе расцветаем". URL: http://www.entente-florale-deutschland.de/ (дата обращения: 21.08.2014).
  6. Fahrtzeit Natur-Award 2014. Сайт проекта "Пункт назначения - природа". URL: http://www.bahn.de/regional/view/fzn/ueb_fzn.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  7. Gewerbliche Betriebe: Quelle Statistisches Bundesamt. Wiesbaden, 2013. Нем. яз.
  8. Tourismuspolitik: Wege zu einer nachhaltigen Entwicklung. : Verlag, 2011. Нем. яз.
  9. Reiseplanung von Haus zu Haus. Сайт проекта "От дома к дому - справка". URL: http://www.bahn.de/p/view/buchung/auskunft/ueb2_adresse.shtml (дата обращения: 19.08.2014).
  10. Tourismus und nachhaltige Entwicklung in Deutschland (2013). URL: http://www.dtv-kundencenter.de/shop.php?ses=c07dab4617ef691d511cf8c9c8af2935&prog=90000000&spgid=2.0.0 (дата обращения: 24.08.2014).
  11. Uckermark gewinnt den Bundeswettbewerbs Nachhaltige Tourismusregionen 2012/13. URL: http://www.bundeswettbewerb-touris-musregionen.de/start/aktuelles (дата обращения: 21.08.2014).
  12. Wirtschaftsfaktor Tourismus Deutschland: Bundes-ministerium Wirtschaft und Technologie, Bundes-verband der deutschen Tourismuswirtschaft. Berlin, 2012. Нем. яз.