Мудрый Юрист

Непростая арифметика до суда довела

Юрий Канцер, юрист, г. Волгоград.

Проблемы взыскания по искам энергоснабжающих организаций к управляющим компаниям нередко коренятся в отсутствии понимания порядка проведения перерасчетов. Ведь часто только после подачи иска управляющая компания вспоминает о непроведенных корректировках и ссылается на необоснованность выставленных за спорный период объемов коммунальных ресурсов. Как поступит суд в таком случае?

Когда и зачем нужен перерасчет?

При разрешении спора суд стремится достоверно установить фактический объем потребленного энергоресурса. Того требуют нормы права. Исходя из п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором. Количество поданного ресурса определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество ресурса. Статья 157 ЖК РФ, ст. 541 ГК РФ и Правила N 354 предусматривают определение количества энергии, потребляемой многоквартирным жилым домом, по общедомовому прибору учета. В то же время отсутствие данного прибора учета является основанием для применения нормативов при расчетах с ресурсоснабжающей организацией (РСО).

В случае расчета нормативным способом наиболее спорной величиной в формуле определения объемов ресурса будет количество населения. Иные показатели (тариф, норматив) являются конкретно установленными. Показания счетчиков также будут объективными данными.

Наибольшее число споров в арбитражных судах по рассматриваемой категории дела сводится к определению действительного количества граждан-потребителей: и в числе реально проживающих в жилых помещениях, и в количестве временно отсутствующих.

Раздел VIII Правил N 354 "Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета" в первую очередь призван регулировать отношения по перерасчету между гражданином и управляющей компанией. Вместе с тем с учетом недопустимости противоречия договоров ресурсоснабжения самим Правилам N 354 представляется, что регулируемый порядок распространяется и на отношения между РСО и УК.

Аналогичный вывод был сделан Арбитражным судом Волгоградской области по делу N А12-14717/2014 в решении от 29.07.2014.

Итак, при наличии оснований (выбытие потребителей) УК может направить сведения в РСО о необходимости проведения корректировок при учете коммунального ресурса по нормативам.

Процедура перерасчетов

В целях определения порядка перерасчетов платы за коммунальные ресурсы законодателем предусматривается следующее правило временного отсутствия. Временное отсутствие - выбытие гражданина из жилого помещения, не оборудованного индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, на срок более 5 полных календарных дней подряд (по смыслу п. 86 Правил N 354).

Для указанных отсутствующих граждан осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением отопления и газоснабжения на цели отопления жилых помещений.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

При этом не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

В обоснование просьбы УК провести перерасчет коммунального ресурса РСО ею должны быть приложены первичные документы (заявления граждан с приложениями билетов, справок, счетов и пр.), подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также обстоятельства отсутствия (командировка, лечение, путешествие, нахождение на даче и пр.). Детальное оформление указанных документов предусматривается положениями п. п. 92 - 95 Правил N 354.

УК может представить в РСО результат перерасчета размера платы за коммунальные услуги - платежный документ (п. 97 Правил N 354).

Споры с перерасчетами

Самое главное, на наш взгляд, правило о перерасчетах состоит в следующем. УК вправе требовать провести корректировки объемов в строго ограниченные сроки.

Исходя из п. 91 Правил N 354 такой срок составляет 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. По истечении этого срока право УК на перерасчеты считается погашенным, то есть срок является пресекательным.

Данное положение (ссылки на пропуск срока) может стать неплохим средством судебной защиты в ходе разбирательства для РСО даже при наличии подтвержденного факта временного отсутствия граждан.

Поскольку вышеуказанный нормативно-правовой акт распространяется не только на отношения, возникшие между исполнителем коммунальных услуг и гражданами (потребителями коммунальных услуг), но и на отношения, возникшие между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, он является единственным правовым актом, который регламентирует сроки предоставления данных для осуществления перерасчета за временное отсутствие граждан.

Если бы Правила N 354 распространяли свое действие исключительно на отношения, возникшие между исполнителем коммунальных услуг и гражданами, то энергоснабжающая организация не имела бы обязанности осуществлять расчет количества тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальных услуг, а также производить вычеты за временное отсутствие граждан, так как в законодательстве не существуют нормативно-правовые акты, которые напрямую предусматривают вышеуказанную обязанность.

Таким образом, Правила N 354 регламентируют отношения, возникшие между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в том числе и относительно срока представления данных для осуществления перерасчета за временное отсутствие граждан, равного одному месяцу.

Аналогичная правовая позиция изложена в решении ВАС РФ от 22.12.2010 N ВАС-12425/10.

Принципиальный вывод сделал 12 ААС в Постановлении от 17.07.2014 по делу N А12-21960/2013: "Предполагаемый в таком случае перерасчет возможен только при своевременном уведомлении ресурсоснабжающей организации о наличии соответствующих оснований и представлении необходимых расчетов".

Если ответчиком (УК) не направлялись документы в адрес истца (РСО), то имеются веские основания для полного взыскания по долгам УК без учета перерасчетов, даже если они в действительности производились по отношению к гражданам (Постановления 1 ААС от 26.07.2013 по делу N А43-20763/2012, от 12.07.2013 по делу N А43-33979/2012 о взыскании задолженности по оплате поставленной тепловой энергии, процентов за пользование чужими денежными средствами).

При рассмотрении аналогичного вопроса в суде кассационной инстанции коллегия отметила, что в нарушение требований ст. 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств направления ресурсоснабжающей организации сведений о временно отсутствующих гражданах для перерасчета задолженности в спорный период, а в соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (Постановление ФАС УО от 24.02.2014 по делу N А71-4016/2013).

И напротив, при представлении в суде всей подтверждающей переписки, а также при своевременном направлении обосновывающих корректировки документы суд уменьшает размер долгов за потребленные ресурсы (Постановление 5 ААС от 21.08.2013 по делу N А24-1094/2013).

Итак, для учета перерасчетов в суде должны быть представлены своевременные письма с просьбой о таких перерасчетах за спорный период.

Постановлением 14 ААС от 24.03.2014 по делу N А66-9876/2013 было отменено решение первой инстанции, согласно которому долг был взыскан в полном объеме, вынесено новое решение о частичном удовлетворении иска с учетом перерасчетов.

В последнем случае суд сделал вывод о том, что единственным основанием для отказа ресурсоснабжающей организацией в принятии к перерасчету ряда документов не может стать формальное отсутствие в справках регистрационного номера, а также выдача справки специалистом расчетного центра без надлежащего заверения. Поэтому перерасчет был выполнен уже в ходе судебного разбирательства в апелляционной инстанции.

Действительно, в соответствии с п. 94 Правил N 354 документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, иметь регистрационный номер и дату выдачи.

Вместе с тем отказ в перерасчете за потребленный ресурс по формальным основаниям недопустим.

Так как отсутствие на справке, выданной уполномоченным лицом, регистрационного номера не влечет недостоверности изложенной в такой справке информации, данное обстоятельство не может являться основанием к отказу в принятии такой справки к перерасчету.

Таким образом, РСО обязана производить перерасчет даже при наличии формальных неточностей.