Мудрый Юрист

Муниципальное образование и государственная власть субъекта - сферы взаимодействия

Комарова Валентина Викторовна, д-р юрид. наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека ООН от 10 декабря 1948 г. [9, с. 7] указано: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". Таким образом определяется обязанность общества по обеспечению условий свободного и полного развития личности. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий не только достаточное питание, одежду, жилище, но и непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11 Международного пакта).

Одним из главных показателей качества жизни человека, согласно международным и государственным стандартам, является обеспечение для каждого человека достойного уровня жизни (ст. 22, 23, 25 Всеобщей декларации прав человека).

Целесообразно указать, что обязанность по обеспечению условий жизни населения российской государственностью частично переложена на муниципальный уровень.

Однако финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением, невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывают авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах. И, как следствие, местное самоуправление не выполняет возложенной на него конституционной задачи.

Исходя из конституционного принципа гарантированности местного самоуправления, существенная нагрузка по его реализации ложится на органы государственной власти субъекта Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1] относит в качестве лидирующего правовое регулирование: вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации; прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [2] закреплено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации представительным органам местного самоуправления.

Таким образом, одной из основных сфер взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующего субъекта, является законодательный процесс.

Уникальным примером в обозначенной сфере можно назвать Закон Архангельской области от 23.09.2004 "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" [3].

К сфере взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на их территории, относится и контроль деятельности и ответственности органов местного самоуправления [7, с. 105; 5, с. 28].

Обозначенное направление характеризуется незавершенностью правового закрепления и, как следствие, проблемностью правоприменительной практики.

Е.С. Шугрина, исследуя государственный контроль муниципальной власти, отмечает случаи, когда "органы государственной власти при реализации контрольно-надзорных полномочий действуют вроде бы правильно, но приносят огромный вред муниципальному образованию, населению, содействуют появлению неэффективных и нецелесообразных решений". Она указывает на расхождение требований контрольно-надзорных органов с ранее вынесенными по соответствующим предметам решениями (позициями) судов, обозначает другие проблемы в обозначенной сфере [10, с. 30].

Утвердившееся в муниципально-правовой науке мнение, согласно которому ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами отождествляется с гражданско-правовой ответственностью, является заблуждением [4, с. 74].

Ответственность муниципальной власти как уровня власти публичной, по мнению автора, включает в себя муниципально-правовую ответственность. Важным представляется поддержание на законодательном уровне баланса публичных и частных интересов при установлении ответственности органов местного самоуправления как органов публичной власти. Отметим, что в правоприменительной практике нет единообразного ответа на вопрос о том, является ли отсутствием вины недостаточное финансирование расходов органа из бюджета публично-правового образования (при отсутствии внебюджетных источников финансирования), а также является ли невыплата органу как заказчику денежных средств из бюджета на указанные в государственном контракте цели обстоятельством непреодолимой силы (Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21; Постановление ФАС СЗО от 23 декабря 2009 г. N А21-3679/2009; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1997 г. N 17).

Возможно, страхование ответственности должностных лиц местного самоуправления, предлагаемое в современной правовой науке [8, с. 120], может быть применено, например, для глав администрации муниципальных образований, поскольку это может хотя бы частично предотвратить финансовые потери казны муниципального образования.

Автор присоединяется к предложению Л.И. Денисова о введении ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за состояние дел в муниципальном образовании [6, с. 26].

Расширение позитивных начал в муниципально-правовой ответственности, увеличение "стимулирующего веса" ее средств, более разностороннее использование управленческих методов воздействия на субъектов муниципально-правовых отношений, по мнению автора, может послужить на благо развитию местного самоуправления.

Муниципальное образование уже сегодня, как показывает анализ практики, имеет такие возможности для поощрения жителей муниципального образования и самого муниципального образования, как учреждение памятных дат и торжественных ритуалов, перечень и описание которых определяются решениями представительного органа (Ростов-на-Дону), почетных знаков (серебряный знак "Депутат Тульской городской думы" (г. Тула), "Почетный знак мэра города Шахты"), нагрудных знаков (нагрудный знак главы Полевского городского округа "Браво!"), почетных званий ("Почетный гражданин Одинцовского муниципального района" (Московская область)), досок почета (районная доска почета Одинцовского муниципального района "Их назвали лучшими"), дипломов ("Предприятие года", "Руководитель года" (Одинцовский муниципальный район)), почетных грамот, благодарностей или благодарственных писем ("Почетная грамота и благодарность Совета депутатов городского округа Коломна", "Почетная грамота и благодарственное письмо администрации Шаховского муниципального района", "Грамота Ставропольской городской думы", "Благодарственное письмо собрания депутатов Краснокутского муниципального района" и "Почетная грамота главы Краснокутского муниципального района", "Почетная грамота собрания депутатов Ртищевского муниципального района, главы Ртищевского муниципального района и администрации Ртищевского муниципального района"), медалей (юбилейная медаль "50 лет городу Луховицы" (Луховицкий муниципальный район Московской области), юбилейная медаль "70 лет городу Красногорску" (Красногорский муниципальный район Московской области), медаль "Материнская слава" (Петровский муниципальный район Ставропольского края)), почетных знаков и знаков отличия (почетный знак города-героя Волгограда "Материнская слава Волгограда", знак отличия "За заслуги перед городским округом Черноголовка" (городской округ Черноголовка Московской области)), поощрение активных граждан в виде награждения памятными сувенирами, ценными подарками, присуждение гражданам именных премий и стипендий и т.д.

Список использованной литературы:

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 27.05.2014) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2014. N 14. Ст. 1562.
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 27.05.2014) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2014. N 14. Ст. 1562.
  3. О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления: Закон Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ (в ред. от 22.02.2013) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва. 2004; Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва. 2013. N 37.
  4. Алексеев И.А., Абрамова Е.А. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за реализацию полномочий в области образования // Административное и муниципальное право. 2011. N 5.
  5. Бурмистров А.С. Ответственность органов местного самоуправления (в рамках передаваемых государственных полномочий) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4.
  6. Денисов Л.И. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за состояние дел в муниципальном образовании. Правовая основа и проблемы реализации // Спорт: экономика, право, управление. 2008. N 2.
  7. Комарова В.В. Ответственность выборных органов власти перед народом // Материалы VII Международной конференции "Вопросы теории и практики российской правовой науки". Пенза, 2011.
  8. Крутень А.Д. Страхование ответственности глав муниципальных образований // Академический вестник. 2009. N 2.
  9. Международное право в документах. М., 1998.
  10. Шугрина Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: злоупотребление правом, злоупотребление властью или игнорирование права? // Муниципальная служба. 2012. N 3.