К вопросу о прокурорском надзоре в сфере реализации приоритетных национальных проектов
Авдонина Татьяна Михайловна - кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Саратовская государственная юридическая академия.
На протяжении последних десяти лет наше государство борется за повышение рождаемости и снижение смертности. В связи с этим принимается большое количество нормативных актов, в государственных органах появляются новые направления по надзору и контролю за реализацией демографической политики в целом и национальных проектов в частности. Большую роль в решении этих вопросов играют органы прокуратуры.
Ключевые слова: демографическая политика, приоритетные национальные проекты, прокурорский надзор.
Over the last ten years our state fights for increase of birth rate and decrease in mortality. In this regard a large number of regulations is accepted, in government bodies there are new directions on supervision and control of realization of demographic policy as a whole and national projects in particular. Here play bodies of prosecutor's office large role.
Key words: demographic policy, priority national projects, public prosecutor's supervision.
На протяжении последних десяти лет Россия усиленно боролась за повышение рождаемости и снижение смертности. Статистические данные, увы, свидетельствовали об обратном. И вот, наконец, положительные результаты (табл. 1). За 2012 и половину 2013 г. рождаемость превысила смертность.
Таблица 1
Демографические показатели в 2012 - 2013 гг. <*>
<*> РОССТАТ: http://www.gks.ru/free_doc/2013/demo/edn02-13.htm.Родившихся, чел. | Прирост, снижение, чел. | 2013 г. в % к 2012 г. | Умерших, чел. | Прирост, снижение, чел. | 2013 г. в % к 2012 г. | Естественный прирост, убыль (-), чел. | |||
2013 | 2012 | 2013 | 2012 | 2013 | 2012 | ||||
142 973 | 150 544 | -7571 | 95 | 148 581 | 158 551 | -9970 | 93,7 | -5608 | -8007 |
Немаловажную роль в достигнутых результатах сыграло законодательство, направленное на решение проблемы депопуляции населения России. Тенденцию плановости развития демографического законодательства подтверждают многие нормативные акты, предполагающие долгосрочную перспективу, с указанием преследуемых целей и задач. В рамках данной проблемы были разработаны Федеральные целевые программы, такие, как: "Жилье" (30 ноября 2012 г. Правительство РФ утвердило Государственную программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на 2013 - 2020 годы"). Прямо новая Программа и национальный проект не взаимосвязаны.
В своем Послании Федеральному Собранию в 2012 г. Президент Путин заявил: "На первом этапе реализации нацпроекта "Жилье" удалось создать условия для развития ипотеки. Объем ипотечных кредитов растет в последние два года по 40 - 50 процентов в год. Это хороший показатель, но... ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману. Поэтому сейчас, на новом этапе, надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, ученых, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья экономкласса, а также значительно расширить возможности аренды жилья".
Актуальность проблемы народонаселения объективирует за собой возникновение проекта "Здоровье", к целям которого относят: 1) укрепление здоровья граждан; 2) повышение доступности и качества медицинской помощи; 3) развитие первичной медицинской помощи; 4) возрождение профилактического направления в здравоохранении; 5) обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
К сожалению, Генеральная прокуратура и прокуратуры на местах регулярно рапортуют о многочисленных нарушениях, связанных с реализацией проекта. Наиболее распространенные: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств. В 2009 - 2010 гг. Счетная палата РФ в ходе аудиторской проверки Минздравсоцразвития выявила нарушения при строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации нацпроекта <1>.
<1> Раксина А. Дело не в цифрах // Нов. Известия. 10.09.2013.Немаловажным шагом в реализации демографической политики в части "правильной миграции" стала Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом <2>. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию.
<2> О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г., Москва N 637 // Рос. газета. 28 июня. 2006.14 сентября 2012 г. Президентом Путиным был подписан Указ с новой редакцией Программы, в частности, она стала бессрочной. Указ Президента "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" <3> устанавливает конкретные меры, направленные на повышение рождаемости; возрождение института семьи и здорового образа жизни; создание правильного притока мигрантов и возвращение наших соотечественников из-за рубежа; снижение смертности и т.д. Концепция предполагает три этапа. Сейчас наше государство находится на втором (2011 - 2015 годы). Основной акцент сделан на здоровом образе жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда <4>.
<3> См.: Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 09.10.2007 // СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.<4> Утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351.
В целях наиболее успешного претворения в жизнь вышеуказанных актов на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации принимаются дополнительные нормативные акты. В государственных органах появляются новые направления по надзору и контролю за реализацией демографической политики в целом и национальных проектов в частности. Большую роль здесь играют органы прокуратуры. Прокурорам необходимо сконцентрировать усилия на обеспечении верховенства закона и соблюдения прав и свобод граждан в этой сфере, с учетом имеющейся практики более эффективно использовать все предоставленные Законом о прокуратуре полномочия. Как верно отмечает А. Паламарчук, повышенного внимания прокуроров заслуживает проблема нецелевого использования денежных средств, выделенных в рамках национальных проектов, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП.
В частности, прокуроры Приморья проверили соблюдение медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании при использовании источников ионизирующего излучения и в работе фельдшерско-акушерских пунктов. По результатам проверки прокурорами внесено 101 представление, объявлено 40 предостережений, возбуждено 116 производств об административных правонарушениях <5>.
<5> prim.regnum.ru/news/868753.htmlСтарорусской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в части исполнения работодателями обязанности организации прохождения диспансеризации муниципальных служащих. Следует отметить, что несвоевременное исполнение данной нормы влечет за собой отсутствие возможности выявления заболеваний, препятствующих прохождению муниципальной службы, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализация интересов которых связана с надлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей. По данному факту заместителем Старорусского межрайонного прокурора в суд предъявлены 8 исковых заявлений <6>.
<6> URL: http://procnov.ru/news/2561.Прокурорами в Республике Адыгея и Астраханской области в рамках надзора за законностью при осуществлении мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" вскрыты факты хищения средств, выделенных на обеспечение жильем молодых семей и предназначенных для реализации в качестве материнского капитала.
В Смоленской области произошел совсем вопиющий случай: в ходе прокурорской проверки было выявлено, что должностные лица больницы, желая завысить показатели своей работы по проведению диспансеризации определенных групп взрослого населения, внесли в медицинскую документацию заведомо ложные сведения о ее прохождении 11 гражданами. При этом все указанные фамилии принадлежали умершим людям. По результатам проведенной проверки СУ СК России по области возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ "Служебный подлог" <7>.
<7> URL: http://www.smolprok.ru.По сей день актуальна проблема по использованию родовых сертификатов и средств, выделенных на услуги по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и наблюдению ребенка в течение первого года жизни. В частности, учреждения допускают нарушения закона сроков их выдачи, учета, заполнения, хранения. Каждый сигнал о таком нарушении требует проведения проверки, а в случае его подтверждения - своевременного принятия мер прокурорского реагирования <8>.
<8> См.: Паламарчук А. Надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения // http://justicemaker.ru/view-article.php?art=299&id=17.Обращаясь к материалам проверок исполнения законодательства в сфере реализации ПНП (табл. 2), мы систематизируем часто встречающиеся нарушения, опосредованно препятствующие росту народонаселения.
Таблица 2
Мероприятия и выявленные нарушения в сфере реализации приоритетных национальных проектов (ПНП) <*>
<*> URL: http://genproc.gov.ru/stat/data/80780/.Состояние законности в сфере реализации ПНП в 2013 г. | |
Выявлено нарушений закона | 171 529 |
Принесено протестов | 6476 |
Внесено представлений | 28 723 |
К дисциплинарной ответственности привлечено лиц | 25 168 |
По инициативе прокурора привлечено лиц к административной ответственности | 4422 |
Предостережено лиц о недопустимости нарушения закона | 2442 |
Направлено материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ | 1248 |
Возбуждено уголовных дел | 846 |
Направлено исков, заявлений в суд | 40 518 |
На сумму (тыс. р.) | 372 455 |
Удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора | 36 643 |
На сумму (тыс. р.) | 221 656 |
При реализации ПНП:
- издание на уровне субъектов правовых актов, противоречащих требованиям национальных проектов;
- ненадлежащее исполнение требований проекта, что ведет к отсутствию положительной динамики его реализации;
- нецелевое использование бюджетных средств.
В 2007 г. Генеральная прокуратура выделила данное направление деятельности в качестве приоритетного, что повлекло за собой появление Приказа N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов". Приказ возлагает на прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур обязанность ежеквартально, до 20 числа последнего месяца квартала, представлять в Главное управление, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах докладные записки о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере реализации приоритетных национальных проектов.
В информации необходимо отражать деятельность прокуроров по предъявлению в суды исков и заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере реализации приоритетных национальных проектов, по возбуждению и расследованию уголовных дел о преступлениях, совершаемых в данной сфере, и участию прокуроров в рассмотрении этих дел в судах, а также по внесению жалоб и представлений на незаконные судебные постановления.
Список литературы
- Паламарчук А. Надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения // [Электронный ресурс]. URL: http://justicemaker.ru/view-article.php?art=299&id=17.
- Раксина А. Дело не в цифрах // Новые Известия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/economics/2013-09-10/188655-delo-ne-v-cifrah.html.
- О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 // Рос. газета. 2006, 28 июня.
- Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 09.10.2007 // СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009.