Мудрый Юрист

Своеобразие состава защищаемой конфиденциальной информации

Яковец Евгений Николаевич, профессор кафедры информационной безопасности Московского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент.

В статье приводится авторское видение сущности сведений конфиденциального характера. Показано соотношение различных терминов и понятий, используемых в сфере их оборота. Предложены для введения в научный оборот новые словосочетания, уточняющие содержание отдельных элементов конфиденциальной информации.

Ключевые слова: сведения конфиденциального характера, конфиденциальная информация, конфиденциальность информации, внутренняя информация, тайна предварительного расследования и судебного разбирательства, сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, служебная тайна, профессиональная тайна, коммерческая тайна.

Singularity of elements of protected confidential information

E.N. Yakovets

Yakovets Evgenij Nikolaevich, professor of the Chair of Information Security of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russian, doctor of juridical sciences, assistant professor.

The article presents the author's vision of the essence of information the confidentiality of. Shows the relationship of the various terms and concepts used in their turnover. Proposed for introduction into the scientific turnover of new phrases to clarify the content of individual elements of confidential information.

Key words: confidential information, confidential information, confidentiality of information, internal information, the secret of the preliminary investigation and trial, information on protected persons and measures of state protection, official secret, professional secrecy, trade secrets.

За последние годы в русском языке стало широко использоваться слово "конфиденциальный", имеющее латинское происхождение и означающее в переводе "доверительный", "не подлежащий огласке", "секретный" <1>. Если в начале 1990-х годов термин "конфиденциальный" присутствовал лишь в трех нормативных правовых документах, то сейчас он встречается более чем в 90 федеральных законах и более чем в 750 международных (в том числе межправительственных) соглашениях. Однако соотношение различных производных от него терминов до сих пор не очевидно ни для законодателя (нормативная база противоречива), ни для юридической науки <2>. Чтобы подтвердить справедливость этих слов, обратимся к недавнему прошлому и проанализируем практику применения указанной юридической категории за последние годы.

<1> См.: Конфиденциальный // Словарь иностранных слов. М., 1987. С. 251.
<2> См.: Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. N 3. С. 46 - 47.

Первоначально - в начале 1990-х годов - состав конфиденциальной информации определялся различными ведомствами, предприятиями и организациями произвольно, исходя из специфики их деятельности. Особые классификации этих сведений разрабатывались с таким расчетом, чтобы обеспечить их дальнейшую защиту в рамках отдельно взятого хозяйствующего субъекта или иного юридического лица. Возьмем, к примеру, Положение о конфиденциальной информации открытого акционерного общества "Хлеб" <3>, изданное в 1994 г. в г. Новоуральске Свердловской области. Анализ его содержания позволяет выделить следующие основные категории сведений, фигурирующих в нем в качестве конфиденциальной информации:

<3> Далее - Общество.

Далее в указанном Положении отмечалось, что Общество имеет право публично оглашать данные конкретных нарушителей установленного режима по защите конфиденциальной информации через средства массовой информации, а также предъявлять к ним требования о взыскании убытков.

Кроме того, там были выделены следующие категории сведений, не являющихся конфиденциальными: общедоступная информация; информация, ставшая впоследствии общедоступной не по вине посвященного лица; ставшая известной из любых иных источников до или после ее получения определенным лицом <4>.

<4> См.: URL: http://www.besthleb.ru/disclose/rep991.htm (дата обращения: 01.06.2012).

Из содержания приведенных сведений можно заключить, что перед нами один из первых перечней сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия (именно она в тот период в основном и ассоциировалась с конфиденциальной информацией), который был разработан в рамках формирования правовых основ ее защиты и введен в действие локальным нормативным актом предприятия.

Другой документ, относящийся к рассматриваемому периоду, - Временный перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию в Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденный Постановлением его правления от 30 августа 1996 г. N 123, включал в себя:

"1) сведения, раскрывающие систему, средства и методы защиты информации на средствах вычислительной техники ПФР от несанкционированного доступа, а также значения действующих кодов и паролей;

  1. сведения, содержащиеся в лицевых счетах плательщиков страховых взносов: банковские реквизиты; фонды оплаты труда и доходы; расчетные счета; начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; бухгалтерская (финансовая) отчетность; фамилии руководителей и главных бухгалтеров, их адреса и телефоны; количество работающих на предприятии (организации);
  2. сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, указанные в ст. 6 п. 2 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";
  3. акты документальных проверок юридических и физических лиц по соблюдению ими уплаты страховых взносов" <5>.
<5> URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_49117.html (дата обращения: 01.06.2009).

Ввиду неоднозначного толкования понятия "конфиденциальная информация" в тот период возникла потребность (она, впрочем, сохраняется до сих пор) уточнить его содержание в положениях нормативного правового акта, изданного на федеральном уровне. Как известно, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ <6> было введено понятие конфиденциальной информации, которое, тем не менее, не позволяло в полной мере определить ее содержание. В ст. 2 указанного Закона конфиденциальная информация рассматривалась как "документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации". Вполне очевидно, что подобное определение не отражало качественный состав конфиденциальной информации.

<6> Утратил силу 27.07.2006.

Часть 2 ст. 10 этого же Закона относила конфиденциальную информацию наряду с государственной тайной к сведениям с ограниченным доступом.

Примечательно, что в ныне действующем Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <7> какого-либо упоминания о конфиденциальной информации вообще не содержится. Вместо него введено понятие конфиденциальности информации, под которой подразумевается "обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя".

<7> Российская газета. 2006. 29 июля. Далее может использоваться словосочетание "Основной информационный закон".

Даже непосвященному ясно, что словосочетания "конфиденциальная информация" и "конфиденциальность информации" означают два различных понятия. В первом случае это качественная характеристика сведений рассматриваемой категории, во втором - требование, касающееся определенных обязательств субъектов информационных правоотношений. К тому же понятие конфиденциальности информации рассматривается как обязательное для выполнения требование о неразглашении всех категорий информации ограниченного доступа, включая и государственную тайну, которая, как известно, к конфиденциальной информации не относится <8>.

<8> См.: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ. Ст. 2; 9, п. п. 1, 2.

Первоначально ввиду своей аморфности и неопределенности словосочетание "конфиденциальность информации" в действующих нормативных правовых актах использовалось относительно редко. Этот термин, в частности, встречался в Федеральном законе "О персональных данных" <9>, опубликованном одновременно с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в отдельных нормативных правовых актах подзаконного уровня, принятых в развитие положений законодательства о персональных данных <10>.

<9> О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31. Ст. 3451.
<10> См., напр.: Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных: утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781. П. 10, 12; Порядок проведения классификации информационных систем персональных данных: утв. Приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. N 55/86/20. П. 8; и др.

Используется он и в названии ст. 727 Гражданского кодекса РФ ("Конфиденциальность полученной сторонами информации"), где идет речь о сведениях, подпадающих по своим признакам под определение коммерческой тайны ("ноу-хау").

В отдельных нормативных правовых актах присутствуют сразу оба конкурирующих понятия - "конфиденциальная информация" и "конфиденциальность информации" <11>.

<11> См., напр.: Положение о защите персональных данных работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования: утв. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19 августа 2008 г. N 180. П. 3.2; 3.5; 4.1.3 // Российская газета. 2008. 17 сентября.

Однако в большинстве случаев все же использовался термин "конфиденциальная информация" либо его аналог - "сведения конфиденциального характера". Причем это касалось даже тех нормативных правовых актов, которые вступили в силу после 27 июля 2006 г. <12> Именно к сведениям конфиденциального характера отнесены фигурирующие в положениях ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" <13> сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими, в тех случаях, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

<12> Дата опубликования и вступления в силу нового Основного информационного закона.
<13> О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 декабря.

В этой связи можно упомянуть и о Постановлениях Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" <14> и от 3 марта 2012 г. N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации" <15>.

<14> Российская газета. 2012. 12 марта.
<15> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 11. Ст. 1297.

В корне переломить ситуацию в этом вопросе призван был, по всей видимости, Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <16>, который предписывал словосочетание "конфиденциальная информация" практически во всех действующих законодательных актах заменить словами "информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности". Однако, как видно из содержания вышеуказанных Постановлений Правительства РФ, принятых уже в 2012 г., эта мера была проигнорирована и не внесла какой-либо ясности в существо рассматриваемого вопроса.

<16> Российская газета. 2011. 15 июля.

Как известно, словосочетание "информация конфиденциального характера" используется и в известном Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 <17>, который в конце концов и определяет на общефедеральном уровне содержание информации рассматриваемой категории. Причем ни название, ни содержание этого Перечня пока еще не подверглись изменениям. Поэтому воспользуемся им для определения сущности информации конфиденциального характера. В этом качестве данный Перечень рассматривает:

<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 10. Ст. 1127. Далее - Перечень.

"1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

  1. сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт дополнен Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. N 1111);
  2. служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
  3. сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
  4. сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
  5. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них".

Рассматриваемый нормативный правовой акт на сегодняшний день является действующим, несмотря на то что он был издан в развитие положений утратившего силу Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации".

Вместе с тем научная мысль в области информационного права не стоит на месте. Она постоянно развивается и совершенствуется, инициируя изменения правового регулирования информационных общественных отношений. Настал, видимо, черед в этом плане и рассматриваемого Перечня, нуждающегося в определенной корректировке. В частности, по мнению автора данной статьи, из него следовало бы исключить такие виды информации, как: а) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина <18>; б) сведения, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные); в) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

<18> В том аспекте, в котором они рассматриваются в ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ.

Последняя категория сведений по своим признакам может быть отнесена к "ноу-хау" и объединена с коммерческой тайной, а первые две - выделены в особую категорию сведений ограниченного доступа под названием "внутренняя информация". Эти сведения, в отличие от других видов информации ограниченного доступа, предполагают наличие их единственного фактического обладателя - физического лица. Причем их не следует путать с так называемой "внутренней информацией", рассматриваемой коммерческими структурами как сведения о компании, которые еще не были опубликованы и использование которых при заключении биржевых сделок считается незаконным <19>. В последнем случае налицо все признаки коммерческой тайны, причем той ее составляющей, которая относится не к "ноу-хау", а к информации конфиденциального характера.

<19> См., напр.: URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RCtzywltt99!ot(uwsg.o9 (дата обращения: 03.06.2013).

В том случае, если внутренняя информация предоставляется другим лицам (т.е. выходит из-под контроля единственного обладателя), она превращается в один из видов сведений конфиденциального характера (коммерческую, профессиональную или служебную тайну), а в случае своего распространения - становится общедоступной. В отдельных случаях, когда речь, например, заходит об оперативно-розыскной, контрразведывательной или разведывательной деятельности, эти сведения могут обрести и статус государственной тайны.

Между конфиденциальной и внутренней информацией много общего, но имеются и различия, которые выражаются, впрочем, не только в их субъектном составе. Так, например, общим для них является то обстоятельство, что, исходя из содержания п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", и конфиденциальная, и внутренняя информация относятся к сведениям, распространение которых в Российской Федерации ограничивается или запрещается, а обладатели этих категорий сведений в соответствии с положениями ч. 3 ст. 6 вправе (если иное не предусмотрено федеральными законами): 1) разрешать или ограничивать доступ к подобной информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать такую информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; 5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Отличием конфиденциальной информации от внутренней является то обстоятельство, что по отношению к последней не могут быть применены положения ч. 4 ст. 8 Основного информационного закона, касающиеся запрета отнесения к информации ограниченного доступа следующих категорий сведений:

  1. нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающих правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. информации о состоянии окружающей среды;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  4. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Вполне очевидно, что данные требования по своей сути могут касаться лишь сведений конфиденциального характера, поскольку физические лица подобной информацией единолично обладать не могут.

Из содержания п. 5 приведенной правовой нормы, кстати, вытекает и другое важное свойство, присущее как конфиденциальной, так и внутренней информации и получившее закрепление в п. 1 ст. 9 Основного информационного закона: ограничение доступа к этим категориям сведений в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства может осуществляться только на основании федеральных законов. Причем и в том, и в другом случаях согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 16 рассматриваемого Закона соблюдение конфиденциальности информации является одной из основных целей принятия правовых, организационных и технических мер по ее защите.

Таким образом, основываясь на разрозненных положениях действующих нормативных правовых актов и приведенных выше доводах автора, в ходе дальнейших рассуждений будем исходить из того, что к сведениям конфиденциального характера относятся только следующие категории информации:

  1. информация, составляющая тайну следствия и судопроизводства <20>;
<20> В данном случае более оправданным представляется употребление словосочетания "тайна предварительного расследования и судебного разбирательства".
  1. сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации <21>;
<21> Применительно к содержанию данной информации, по мнению автора статьи, заслуживает упоминания и Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", действующий в этой же системе правоотношений. Кроме того, информацию данного вида нельзя в полной мере относить к сведениям конфиденциального характера. В тех случаях, когда субъекты государственной защиты участников уголовного судопроизводства для реализации возложенных на них функций применяют негласные методы оперативно-розыскной деятельности, результаты ее осуществления следует относить к сведениям, составляющим государственную тайну.
  1. служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (служебная тайна);
  2. сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
  3. сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).

Литература

  1. Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. N 3. С. 46 - 47.